Информирование и просвещение родителей: методики и технологии
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Взаимодействие с семьей – важное направление
деятельности
Социально-экономические преобразования в стране в конце ХХ – начале ХХI в., повлекшие за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций, не могли не отразиться на воспитании детей в семье.
Наблюдаются:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informirovanie.pptx | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Взаимодействие с семьей – важное направление деятельности Социально-экономические преобразования в стране в конце ХХ – начале ХХ I в., повлекшие за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций, не могли не отразиться на воспитании детей в семье. Наблюдаются: ухудшение состояния здоровья детей (физического, психического, социального); стратификация общества, ведущая к увеличению процента социально незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости; перераспределение материально-экономических функций внутри семьи; трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов; личностные проблемы родителей – усталость, психическое и физическое перенапряжение; тревога в связи со снижением безопасности жизни; рост чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствие понимания; событийные кризисы; а также глобальные проблемы, определяющие развитие взрослых и детей (экологические проблемы; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы; научно-технический прогресс, ведущий к процессу быстрого устаревания знаний и др.).
Данные тенденции невозможно оставить без внимания, в том числе со стороны специалистов дошкольного профиля (психологов, педагогов, дефектологов). Семье нужны поддержка и сопровождение, информирование и просвещение, образование. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие с семьей относится к важному направлению деятельности детского сада, который способен выполнять интегральную функцию в развивающей личность ребенка сложной системе «семья, улица, детский сад».
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка. К сожалению, в практике работы детского сада с семьей преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей, реже поддерживающее и развивающее. Барьеры общения
Ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей характеризуется парциальностью , четко очерченными границами и формальностью общения. Взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых является поддерживающим взаимодействием (или поддержкой) . Взаимодействие в зоне ближайшего развития детско-родительских отношений в семье, предупреждающее возникновение проблем «отцов и детей» и направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия педагогов и родителей является развивающим, продуктивным взаимодействием.
Взаимодействие детского сада и семьи – двусторонний, циклический процесс, разворачивающийся по спирали. Переход от ограничивающего к продуктивному взаимодействию (от низкого к высокому уровню спирали) в системе «детский сад-семья» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: с момента поступления ребенка в детский сад и до его выпуска в школу.
1 фаза. Открытие . Задачи: Знакомство с достижениями сторон (семьи и дошкольного образовательного учреждения) в сфере воспитания ребенка. Активное восприятие, анализ, оценка. 2 фаза. Прояснение ожиданий . Задачи: Выяснение семьей и детским садом ожиданий от сотрудничества: предъявление и обсуждение своей роли и роли другого в решении задач воспитания ребенка. 3 фаза. Согласование . Задачи: Согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия детского сада и семьи с опорой на ответственность сторон.
4 фаза. Оформление документов Задачи: Составление договора о сотрудничестве детского сада и семьи. 5 фаза. Проектирование взаимодействия . Задачи: Совместное создание программы и плана взаимодействия детского сада и семьи в проблемном поле воспитания дошкольников. 6 фаза. Социально-педагогический мониторинг. Задачи: Постоянное наблюдение за развитием взаимодействия детского сада и семьи (в системах «родители - дети», «педагоги- дети», «педагоги – родители»); анализ, оценка получаемых результатов; уточнение программы и плана взаимодействия. 7 фаза. Рефлексия . Задачи: Критический анализ и оценка результатов взаимодействия детского сада и семьи, осмысление роли каждого в жизни ребенка и друг друга.
Критериями качества взаимодействия детского сада и семья являются: ценностное отношение друг к другу; информированность сторон об особенностях развития систем воспитания (семейной и общественной); включенность в совместную деятельность.
Критерии оценки качества взаимодействия родителей и педагогов в проблемном поле воспитания дошкольника Ценностное отношение друг к другу Информированность сторон об особенностях развития систем (семейной и общественной) Включенность в совместную деятельность открытость к взаимодействию через развитие демократического климата в детском саду о развитии систем, трудностях и перспективах диалога мира детства и мира взрослости совместное выявление специалистами и родителями достижений и трудностей в семейном и общественном воспитании ребенка согласие, толерантность (терпимость, принятие культурных отличий) о достижениях систем в воспитании дошкольников совместная проектная деятельность в контексте актуальных проблем воспитания детей и взрослых принятие самоценности субъектов взаимодействия (детей и взрослых) об услугах, оказываемых в детском саду и о возможности оказания услуги детскому саду семьей совместное создание плана деятельности с прогнозируемыми результатами для каждого субъекта (ребенка, родителя, педагога) и его реализация
Быть вместе (семье и детскому саду): быть нацеленными на общий результат (культурное со-развитие ), поддерживать друг друга в решении возникающих проблем, взаимозаменять и дополнять друг друга, создавать атмосферу бодрого оптимизма и благожелательный климат: условия, позволяющие преодолеть существующие барьеры в отношениях, выступающие препятствием в развитии ребенка и взрослого.
Информирование
Информация ( Information ) - это сведения о чем-либо… Информация - это любые сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками. Информация - это вся совокупность сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые могут быть восприняты живыми организмами, электронными машинами и другими информационными системами. Информация - это все то, чем могут быть дополнены наши знания и предположения.
Классификация информации Информацию можно разделить на виды по разным критериям: По истинности: По способу восприятия: визуальная — воспринимается органами зрения; аудиальная — воспринимается органами слуха; тактильная — воспринимается тактильными рецепторами; обонятельная — воспринимается обонятельными рецепторами; вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
По форме представления: текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка; числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия; графическая — в виде изображений, предметов, графиков; звуковая — устная или в виде записи передача аудиальным путём.
По назначению: массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума; специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация; секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам; личная (приватная ) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий.
Стенды Стенды – наглядная форма предъявления информации. Для семьи на стендах целесообразно размещать информацию трех видов: стратегическую (многолетнюю), тактическую (годичную), оперативную. Стратегическая информация – это необходимые для родителей сведения о задачах развития ДОУ на перспективу, о реализуемой образовательной программе. Тактическая информация – сведения о режиме дня ребенка, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год. Оперативная информация – сведения об ожидаемых или уже прошедших мероприятиях в группе, детском саду, районе (акциях, конкурсах, выставках, встречах в родительском клубе, экскурсиях и т.д.).
Воспитателям важно помнить, что оперативная информация быстро стареет, т.е. утрачивает свою актуальность для родителей, а значит, ее постоянно необходимо обновлять. Стендовая информация становится привлекательной для родителей, если: - она структурирована по направлениям (например, «родители и дети», «бабушки и внуки»); - отвечает информационным запросам родителей (прародителей); - эстетически оформлена; - текст сочетается с фото-, а также иллюстративным материалом. Стенды
Памятки Памятка - хорошо структурированный, короткий текст, напоминающий, а также призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детским садом в решении различных образовательных задач. Чаще всего родители получают памятки в рамках проводимых в детском саду мероприятий для детей и родителей (родительских собраниях, конференциях, консультациях и т.д.). Если семья по той или иной причине не участвовала во встрече, она может получить памятку в индивидуальном порядке с соответствующими устными рекомендациями.
Памятка «Правила дорожного движения». Уважаемые родители! Помните, что, нарушая правила дорожного движения, Вы негласно разрешаете нарушать их своим детям. Учите ребенка: не спешить при переходе улицы; переходить дорогу в установленном месте; Берегите детей от неразумных поступков на улицах. Не забывайте о пешеходных знаках. Будьте примером, выполняя правила пешехода. Помните, что жизнь и здоровье детей в ваших руках! Памятки
Буклеты Буклет – издание, отпечатанное на одном листе, который складывается параллельными сгибами так, что оно может читаться и рассматриваться без разрезки, раскрываясь ширмообразно . Буклеты для родителей – прекрасное средство их информирования о достижениях в науке и практике воспитания дошкольников (в т.ч. достижениях конкретного учреждения), а также презентации (освещения) родителям собственных семейных ресурсов в развитии личности ребенка. Примером такого освещения ценности личностного общения родителей с ребенком являются буклеты с подробным описанием маршрутов прогулок выходного дня семьи. Составленные педагогами, они помогают родителям интересно, с пользой для детско-взрослых отношений, прожить незабываемые минуты и часы совместного воскресного отдыха.
Конструирование маршрута – поэтапный процесс. Воспитателям важно: - определить тему , указывающую на постижение семьей с дошкольником природного или культурного наследия города (села); цель - предвосхищение результатов совместного познания (в т.ч. и материальных – макетов, рисунков, фотографий, газет); а также - представить историческую справку о памятнике природы или истории (желательно доступную детям), тексты или названия стихов, рассказов, былин, соответствующего содержания; и конечно рекомендации по снаряжению; - разработать маршрут следования. Применение маршрутов выходного дня в практике, дает свои плоды: во-первых , актуализируется воспитательный потенциал семьи, во-вторых , родители и дети получают опыт радостного, интересного со-бытия ; в-третьих , развивающая среда семьи и детского сада пополняется уникальными материалами (альбомы с мест путешествий, нарисованные детьми и взрослыми, фотографии, сочинения, передающие впечатления о выходном дне, проведенном семьей). Примеры Маршруты выходного дня
Рукописные газеты и журналы Целью издания в детском саду газет и журналов является привлечения внимания родителей к различным аспектам воспитания и обучения детей в детском саду и семье, а также приглашение к сотрудничеству. Рукописные газеты и журналы рассказывают родителям об особенностях физического, психического, социального развития дошкольников, о жизни ребенка в детском саду (нередко в юмористической форме); дают рекомендации по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста. Эта форма удобна тем, что родители могут ознакомиться с газетой или журналом в то время, когда по тем или иным причинам ожидают своего ребенка в приемной. Названия газет и журналов придумывают педагоги вместе с родителями («Родительский вестник», «Веселая семейка» и др.) Они же определяют и частоту выхода газеты (журнала), но не реже 1 раз в квартал. Возможен и незапланированный «специальный» выпуск газеты (журнала), посвященный какому-либо яркому событию в жизни детей и воспитывающих взрослых, например, встреча дошкольников и детей войны в период подготовки и празднования Победы в Великой Отечественной войне.
Для организации выпуска газеты (журнала) создается редакционная коллегия. Каждый из ее членов отвечает за определенную рубрику. В работе редколлегии первостепенную роль играет перспективное планирование. Оно позволяет избежать стихийности в сборе информации, а также не упустить из сферы внимания ничего существенного. Редактором рукописной газеты (журнала) может выступить лидер детского сада (старший воспитатель, воспитатель, психолог) или семьи (например, председатель родительского комитета), чутко относящийся к слову и интересующийся миром детства. Примерные рубрики рукописных газет и журналов : «Наш любимый детский сад», «В гостях у семьи», «Дети говорят», «Мир вокруг нас», «Воспитываем вместе», «Рекомендации врача», «Советы психолога», «Советы логопеда», «Разговор о правильном питании», «Приглашаем…», «Советы от редактора». Рукописные газеты и журналы
Помимо общих рубрик в газетах и журналах могут быть рубрики, отражающие ведущее направление работы детского сада. Например, в детском саду с приоритетным гражданско-патриотическим направлением в родительской газете имеют место следующие рубрики: «Поем мы и играем: традиции все знаем»; «История моего района»; «Музейная педагогика», включающая «Страницы из истории кукол», «Из истории русского костюма» и др. Внимание родителей привлекают хорошо иллюстрированные, с богатым фотоматериалом, газеты и журналы. В этих целях для работы в редакционную коллегию газеты (журнала) приглашаются воспитывающие взрослые (педагоги или родители), проявляющие способности к художественно-оформительской деятельности. К оформлению газеты (журнала) могут привлекаться и дети. Детские рисунки являются прекрасной иллюстрацией обсуждаемой темы. В конце учебного года все выпуски газеты выставляются для общего обозрения, чтобы можно было еще раз вспомнить все события года и запланировать новые дела на будущий год. Рукописные газеты и журналы
Устные журналы Отличие устного журнала от рукописного в непосредственной подаче информации родителям по интересующим их вопросам воспитания и обучения детей в детском саду и семье. Устные журналы являются постоянной формой информирования и могут чередоваться с рукописными. Отличительными качествами представленного в устном журнале материала должны быть новизна и оригинальность. Достигнуть этого возможно, приглашая в детский сад на встречу с педагогами и родителями ведущих ученых (психологов, педагогов, социологов), медицинских работников, заслуженных деятелей культуры и др. Конечно, сделать такими все журнальные страницы нелегко, но журнал не получит дальнейшего развития, если в каждом номере не будет хотя бы нескольких материалов, организованных по этому принципу. Как и периодическое печатное издание, устный журнал не терпит повторений в содержании и форме своих материалов. Важная задача редколлегии – подбор, приглашение и подготовка выступающих. Последнее представляется важным, поскольку от выступающих здесь требуются особые качества: искусство рассказывать о многом за очень короткое время, способность к образно-публицистическому изложению, умение органично сочетать свой рассказ со значительным количеством разнообразного материала (аудио-, видео и т.д.).
Переписка педагогов и родителей Неоценимое значение в развитии отношений с семьей имеют разные формы переписки. Беседы воспитателей с родителями (др. членами семьи) чаще всего проводятся в утренние и вечерние часы, когда ребенка приводят либо забирают из детского сада. Но такое общение малоэффективно и значительно уступает письменной форме диалога, поскольку у родителей не так много времени (утром – спешат на работу, вечером – торопятся домой, чтобы приготовить ужин, проверить уроки у старших детей), а воспитателя постоянно отвлекают вновь приходящие дети, да и родители, нуждающиеся в консультации, не всегда при посторонних решаются завести разговор о своем ребенке. Кроме того, многие специалисты (психолог, логопед, медсестра) заканчивают свой рабочий день раньше, чем некоторые из родителей могут забирать своего ребенка из сада. В таких условиях единственной возможностью общения со специалистами становится письменная форма диалога. Письмо, записка педагога или логопеда – это не просто исписанный лист бумаги, это руководство к действию для родителей , постоянно находящееся под рукой. Письменное обращение гарантирует конфиденциальность информации о проблемах семьи, ответ педагога более точен и конкретен, обращен к конкретной семье.
При использовании письменного слова важно придерживаться следующих правил: ориентироваться на особенности каждой отдельно взятой семьи; не подменять перепиской живое общение с родителями; сочетать письменные формы общения с семьей с другими формами (причем, как индивидуальными, так и коллективными). Записка – письменное сообщение, выраженное в краткой, лаконичной форме. Записка-просьба указывает на потребность в деловом общении по решению различных вопросов. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям воспитанника, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о любимых занятиях, об отношениях со сверстниками и другую важную информацию. Личный блокнот (тетрадь) - письменная форма ежедневного обмена информацией между детским садом и семьей. Такие блокноты (тетради) могут каждый день курсировать между детским садом и семьей. Семья может сообщать воспитателям об успехах ребенка в разных сферах деятельности, об особых семейных событиях (поездках, дне рождении, посещении театра) и др. Переписка педагогов и родителей
Письмо – повествование о трудностях и достижениях в воспитании и обучении ребенка, о месте и роли родных и чужих взрослых в развитии ребенка. Письмо позволяет передать собственное эмоциональное отношение к тому, что происходит в жизни конкретного ребенка, связанного с миром семьи и детского сада; поделиться радостями и заботами, оказать сочувствие, обратиться за помощью. Благодарственное письмо – обращение с благодарностью за помощь в организации и проведении каких-либо мероприятий в детском саду (экскурсий, праздников, акций, конкурсов, мастер-классов, выступление на родительской конференции и пр.), а также за сотрудничество в воспитании и обучении детей. Открытка – форма письменного поздравления с достижениями ребенка, а также с праздниками (в т.ч. семейными) и с профессиональными успехами родителей воспитанников. Переписка педагогов и родителей
«Почтовый ящик». Переписку невозможно себе представить без почтового ящика. Цель его: собрать вопросы, предложения, советы и пр. от родителей по разнообразным аспектам воспитания, обучения, развития детей. По мере наполняемости почтового ящика, воспитатели группы знакомятся с поступившей в адрес специалистов детского сада информацией и определенным образом откликаются (реагируют) на нее. Например, на поступившие от родителей вопросы, воспитатели группы отвечают сами или адресуют их службам детского сада: заведующему, методисту, медсестре, психологу. Ответы на вопросы могут быть также оформлены на стенде для родителей. Переписка педагогов и родителей
Выставки Выставки – собрание предметов (рисунков, фотографий, книг и журналов и др.) расположенных для обозрения детей и взрослых. Выставки детских работ организуются в детском саду в целях привлечения внимания семьи к результатам обучения детей. Как правило, они устраиваются для каждой возрастной группы. Работы детей должны быть подписаны или расположены в индивидуальных ячейках, чтобы каждый родитель мог легко найти предмет, выполненный своим ребенком. Тематические выставки («Как воспитать здорового ребенка», «Досуг в семье», «Домашнее чтение»; «Игры детей»; «Общение с детьми» и др.) позволяют знакомить родителей с актуальными вопросами общественной жизни, вопросами теории и практики воспитания и обучения детей, пропагандировать лучший опыт семьи, в доступной наглядной форме представить демонстрационный материал.
Большой оклик вызывает у родителей и детей предложение презентовать семью в форме семейной газеты, журнала. В семейном журнале, оформленном родителями вместе с ребенком, родители могут рассказать о дне рождения семьи, ожидании и рождении ребенка, о любимых занятиях и играх детей и взрослых (о работе на дачном участке, туристических поездках, посещении музея, домашнем театре и т.д.). Важно не только предлагать, но и поддерживать желания родителей презентовать собственный опыт воспитания детей в детском саду, например, опыт семейного взаимодействия с природой родного края в фотографиях и картинах. Если выставка оформляется детскими фотографиями, нужно постараться, чтобы как можно больше родителей нашли в них своего ребенка. Оформляя выставку нужно помнить, что ее цель состоит не только в том, чтобы заинтересовать родителей обилием и разнообразием фотографий их детей, но и донести до них содержание и значимость того или иного вопроса. Выставки
Медиатека Информация хранится не только в книгах, но и на дисках, аудио-, видеокассетах. Молодые родители (особенно папы) все чаще обращаются к воспитателям с просьбой познакомиться с медиа-пособиями по воспитанию детей; проявляют интерес к образовательным порталам и сайтам в Интернет. Чтобы детский сад стал для родителей источником информации о ребенке дошкольного возраста, о развитии детско-родительских отношений, о новых формах совместной познавательной и коммуникативной деятельности в триаде «ребенок-родитель-педагог» в ДОУ можно оборудовать семейную медиатеку (как в самостоятельном помещении, так и в методическом кабинете) . Медиатека может стать важной составляющей общей системы образовательного и информационного пространства дошкольного учреждения. Более того, взаимодействуя с региональными, городскими, районными детскими и взрослыми библиотеками, музеями, учебными заведениями, научными организациями и прочими источниками информации, медиатека активизирует процессы интеграции, координации и кооперации необходимых ресурсов.
В состав семейной медиатеки могут быть включены: мультимедийные материалы к занятиям с детьми и взрослыми; мультимедийные энциклопедии, словари; развивающие и обучающие программы; собрание медиа-объектов (аудио-, видео-, мультимедиа-ресурсы и др.); коллекция проектов и итоговых мультимедийных презентаций, выполненных педагогами и родителями. Книга - базис медиатеки . Основа семейной медиатеки – фонд документов, включающий электронные копии печатных изданий (книг, периодики), аудио – и видеоматериалы и пр. Создавая фонд необходимо помнить, что он должен удовлетворять интересы детей и воспитывающих взрослых (родителей, педагогов), содержать хрестоматии по семейной педагогике и психологии, психологии детства, педагогические и психологические энциклопедии, словари, монографии, методические и учебно-методические пособия и материалы, художественную литературу для семейного чтения, др. документы. Медиатека
Пользуясь медиатекой , дети и взрослые с помощью старшего воспитателя (социального педагога, психолога) выбирают необходимую литературу, видеокассеты с записями художественных, учебных фильмов и мультфильмов, диски с электронными развивающими играми и пр. В случае, когда информационного поля ДОУ оказывается недостаточно, специалисты направляют семью в детскую районную (городскую) библиотеку, музей и др. учреждения культуры, научные организации или рекомендуют посетить сайты в Интернет: Медиатека
Агентство «Детский отдых» - www . baby . ru Библиотека классической русской литературы – http :// www . klassika . ru / « Букварик » - http://www. bukva . ru «Век образования» - http:// biblio . narod . ru / gyrnal / vek / sod _ vse _ tabl . htm Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского - http://www. gnpbu . iip . net / Государственная Третьяковская галерея - http://www. tretyakov . ru Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина - http://www. museum . ru / gmii Государственный русский музей - http://www. rusmuseum . ru Детский отдых - www . childrenrest . spb . ru Детский развлекательно-образовательный портал «Солнышко» - http://www. solnyshko . ee Для родителей - газета «Раннее развитие»- (http:// ranneerazvitie . narod . ru / gaseta /) Дошкольное образование - http :// preschool . rin . ru / Журнал «Семья и школа» - ( http://www . parent . fio . ru / index . php ? c =1222)
Интер-педагогика – сайт для учителей и родителей www . inter - pedagogika . ru Интернет-система «Мир семьи» - http://www. fw . ru / Каталог Российской государственной библиотеки - http://www. rsl . ru _ resl . htm Клуб многодетных семей - http://www .8 ya . ru Комитет по образованию и науке Государственной Думы РФ - http://www. duma . gov . ru Министерство науки и образования РФ - http://www. informika . ru / text / goscom Мир энциклопедий - http://www. encyclopedia . ru «Орфей». Музыкальное образование и культура в сети Интернет - http://www. math . rsu . ru / orfey
Популярная психология – www . alenkin . narod . ru Портал «Семейное воспитание» - www . sciteclibrary . com / family Психологическая консультация «Институт детства» - http://mama.ru/sonya/id.htm Психологический словарь - http:// psycho . lgg . ru «Родительское собрание»- http://www. rodsobr . narod . ru / Семейное воспитание - http://www . nu . tpu . ru / grnti / Семь Я - http://www.7 ya . ru / Творческое мышление у детей - http://www. rozmisel . irk . ru / children Ученые – детям - http:// kids . genebee . msu . su /
Просвещение
Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия Важной составляющей взаимодействия детского сада и семьи является просвещение родителей. В широком значении, основная цель просветительской деятельности – повышение уровня общей культуры и социальной активности населения (Модельный закон «О просветительской детятельности », 2001). В узком значении, применительно к системе «родители-дети» целью выступает повышение уровня педагогической культуры родителей (лиц их заменяющих). Просвещение родителей в детском саду направлено на их ознакомление с достижениями науки и передовым опытом в области воспитания дошкольников. Одна из функций просвещения информативная . Взаимодействуя с родителями нельзя не сообщать друг другу о разнообразных фактах из жизни детей и взрослых в детском саду и семье, о состоянии ребенка (его самочувствии, настроении), а также о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений. Эта информация передается или при непосредственном общении родителей, педагогов, детей (в ходе бесед, консультаций, на собрании), или опосредованно. В качестве источников информации, получаемых опосредованно детским садом и семьей, являются: газеты, журналы, переписка и др.
Индивидуальные беседы Беседа – форма общения педагогов и родителей предполагающая обмен мнениями по интересующим обе стороны вопросам. С ее помощью можно решить следующие задачи: установить доверительные отношения с родителями, оперативно разрешить возникающие вопросы, получить дополнительные сведения о воспитанниках, условиях семейного воспитания, предоставить родителям необходимую информацию медико-психолого-педагогического профиля, разработать программу совместных педагогических действий по развитию ребенка, провести коррекцию воспитательных воздействий родителей и поведения детей. Индивидуальные беседы с родителями могут проходить по их инициативе и по инициативе педагога. Воспитатель должен быть всегда готов ответить на вопрос родителя о своем ребенке, поддержать беседу, вызвать на откровенность.
Консультации Одна из форм индивидуальной работы с семьей – оказание ей помощи через консультацию. Консультации для родителей проводят заведующая детским садом, воспитатели, психолог, социальный педагог, медицинская сестра, логопед и другие специалисты. Функции, а также содержание консультаций различны. Например, консультации психолога позволяют родителям получить объективную картину психического состояния ребенка и обнаружить причины, способствующие или мешающие развитию их сына (дочери). Особое внимание на психологической консультации уделяется: выявлению внутрисемейных отношений, оказывающих воздействие на личность ребенка; психологической коррекции; повышению общей психолого-педагогической культуры родителей. Один раз в квартал желательно проводить консультационный день для родителей. В назначенный день (даты желательно обговорить на общем родительском собрании), родители, предварительно записавшись, строго по времени приходят на прием к тем специалистам, которых они хотели бы посетить как вместе с ребенком, так и автономно (в зависимости от имеющихся запросов).
Среди разнообразных форм общения педагогов детского сада с родителями свою популярность сохраняют групповые родительские собрания. Известно, что групповые родительские собрания - целесообразная и действенная форма работы воспитателя с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада. Действительно, чтобы успешно воспитывать ребенка родителям важно знать особенности воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. Однако и педагогам не менее важно постигать особенности семейного воспитания. Обращение к истокам слова «собрание», показало, что цели его бывают разные (совещание, решение дел, беседа, увеселение - по опр. В.И.Даля) и предполагают обоюдную активность сторон. Синонимами слова «собрание» являются - собор, сходка, сходбище, скопление, стечение, скопище, съезд, свидание, наплыв, конгресс, конференция, митинг, консилиум и др. Родительские собрания
К сожалению, истинный смысл собрания (встретиться, чтобы вместе поговорить о проблемах и найти способы решения, узнать о достижениях друг друга) нередко искажается педагогами. Ведя собрание и воздействуя на родителей воспитанников из самых лучших побуждений, педагоги не замечают, что используют в своем выступлении слова -распоряжения, приказы, действующие раздражающе на тех, кто слушает: нужно, должен, сделайте, принесите, сдайте, слушайте, что я Вам говорю и т. д. Такое общение педагогов и родителей на собрании можно рассматривать как общение не слышащих друг друга людей. Такой стиль проведения собрания утратил свое значение! Родительские собрания
Нельзя продолжать думать, что «выступление перед родителями с докладом» - хороший способ разговора о воспитании ребенка. Это «слепое пятно» традиционной педагогической деятельности важно помочь обнаружить, осознать и двигаться дальше, к продуктивному общению, к диалогу. Современному педагогу детского сада необходимо учиться слушать и слышать родителей (а также своих коллег); понимать невербальный язык сообщения и адекватно на него реагировать; учиться передавать информацию разными способами; устанавливать обратную связь. Родительские собрания
Диалог на родительских собраниях - это шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными ценностями, эмоциями, обмен опытом, знаниями. Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует совместную мыслительную деятельность воспитывающих взрослых, и как результат – проекты, направленные на новое качество воспитания детей. Педагог, находящийся в диалоге, не будет диктовать, навязывать свой взгляд, он дает возможность каждому родителю принять участие в обсуждении актуальных проблем воспитания. Он будет ориентирован на выявление интересов, чувств родителей, внимательное восприятие высказываемых идей, способных объединить взрослых в коллектив единомышленников. Диалог порождает новый смысл собрания – собрание - встреча партнеров! Такое собрание не может быть для галочки в плане работы педагога и формальным времяпровождением для родителей. Собрания-встречи имеют ресурс стать событием для семьи и детского сада. Родительские собрания
Встреча - это событие-переживание, проживание нескольких часов вместе, полезных часов действия; это- объединение равных; это- признание множественности истин, это - открытость целевых установок; это- удивление и одобрение; это- поиск ответов на вопросы; это - опыт взаимодействия, это – возможность критически отнестись к ситуации, к себе. Такие собрания целесообразно проводить как годовой круг родительских встреч , каждая из которых решает свои задачи и наполнена смыслом. Родительские собрания
Примерная тематика родительских собраний : Возрастные особенности детей. Задачи воспитания и обучения детей. Здоровый ребенок. Мир детской игры. Социальный мир отношений. Как общаться с ребенком? Семейные традиции. Эмоциональное развитие детей. Растим детей патриотами. Летний отдых в семье. Ребенок и дорога. Скоро в школу. Пример родительского собрания Родительские собрания
Годовой круг собраний-встреч с родителями на примере вновь поступивших в детский сад детей .
Первая встреча Первая встреча - установление контакта между педагогами и родителями. Результатом такой встречи может быть определение границ взаимодействия, дистанции в диалоге, его составляющих. Роль ведущего такую встречу воспитателя группы и др. педагогов, принимающих активное участие в ней на этом этапе – корректное наблюдение за родителями, определение типа поведения родителей в коммуникации, особенностей реакции, характера вербальных и невербальных контактов. Опытные педагоги уже на первой встрече способны получить важную информацию об отношении родителей к ребенку, истории его развития, отметить целевые установки родителей, и др. проявления воспитательного потенциала семьи. Родители в свою очередь могут оценить возможности педагогов дошкольного учреждения, и что особенно важно, заинтересоваться серьезным и продолжительным диалогом в контексте собраний- встреч.
Вторая встреча Вторая встреча - определение общих для детского сада и семьи проблем воспитания детей. Результатом этой встречи могут стать понимание проблем и согласие решать их совместно. В ходе второй встречи родители и педагоги определяют, проясняют, обозначают проблемы на языке трудностей. В последствии (в период между встречами) каждая проблема индивидуально обсуждается, выдвигается гипотеза ее появления. Следующее и немаловажное - принять решение работать над проблемами. Этому посвящена третья встреча.
Третья встреча Третья встреча , т.о. направлена на понимание ценности взаимодействия в диаде «педагог-родитель» в проблемном поле воспитания детей, принятие совместного решения действовать, не унижая достоинства ребенка и родителя. Результатом взаимодействия может стать проект сотрудничества детского сада и семьи. В проекте необходимо представить план действий, стратегию поведения, которые приведут педагогов и родителей к выходу из создавшейся ситуации. Найдя оптимальные решения, приняв их для себя, родители и педагоги могут переходить к активным действиям.
Четвертая встреча Четвертая встреча - установление обратной связи. Результат – высказывание своей точки зрения на содержание, формы и в целом результат взаимодействия педагогов и родителей в проблемном поле воспитания детей. Название «годовой круг встреч» выбрано не случайно. Развитие ребенка идет по кругам спирали. Каждый новый круг – это встречи по поводу вхождения ребенка в мир природы, предметов, социума, его восхождения по скалистой лестнице образования, которое всегда сопряжено с трудностями, преодолеть которые на сложном пути развития ему помогают взрослые: родители и педагоги. Воспитателю или специалисту, организующему собрание (старшему воспитателю, психологу, социальному педагогу и т.д.), необходимо быть компетентным в разных вопросах семейной педагогики и психологии, образования взрослых.
Признаками успешного проведения собраний-встреч являются: - направленность встреч на помощь и поддержку родителям в воспитании детей; - искреннее выражение своих чувств, умение управлять ими; внимательность и чуткость к эмоциональному состоянию родителей и др. членов семьи, участвующих в собрании; - способность ставить перед участниками собрания открытые и закрытые вопросы, фиксировать внимание на главных мыслях, чувствах, предъявляемых участниками; умение перефразировать (проясняя смысл) и обобщать важнейшие высказывания родителей; - способность держать паузу; - способность выдвигать гипотезы, понятно формулируя их для присутствующих на встрече; - способность подвести собрание к принятию совместного решения.
Ведущему собрание- встречу важно научиться: уважать права родителей, соблюдать меру, дистанцию и границы диалога; верить в уникальность родителей и способность найти (при незначительной поддержке со стороны) способы решения проблемы; эмоционально, словами и жестами, мимикой поддерживать родителей; активно (по опр. Ю.Б.Гиппенрейтер ) слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях в воспитании ребенка; определяя проблему, находится в контексте рассказа родителей о ребенке, не торопиться с выводами и рекомендациями, а лишь создавать условия для инсайда (показывать ситуацию в зеркале своего восприятия, прояснять смысл высказываний, говорить о своих чувствах); стремиться к пониманию и совместному решению проблем. Ведущими собраний-встреч могут быть: воспитатель, старший воспитатель, заведующий, медицинская сестра, музыкальный руководитель, социальный педагог, психолог, инструктор по физической культуре, логопед и др.
Рекомендации по проведению собраний-встреч в дошкольном образовательном учреждении. Собрания-встречи могут проходить в разных формах и носить интригующее название ( дискуссионные качели, круглый стол с острыми углами, вечер вопросов и ответов, встречи отцов, встречи мам, семейные гостиные, диспуты и т.д.); Информацию для собраний-встреч необходимо отбирать в логике заявленной темы, продумывая способы ее подачи (Это важно, поскольку «на слух» воспринимается лишь 25% информации!). За несколько дней до встречи (не менее недели), родителям предлагается обратить внимание на объявление, в котором указывается тема и форма собрания. Цель встречи формулируется так, чтобы родители понимали значимость и важность этого события. В объявлении указывается время, место, регламент собрания-встречи. Важно приготовить индивидуальные приглашения, украшенные с помощью детей. С родителями, которые не смогут прийти на встречу в последующем проводится индивидуальная беседа.
В приемной комнате и др. помещениях, в которых ежедневно бывают родители, а также для самого собрания необходимо подготовить наглядный материал: оформить в соответствии с темой витрины, уголки для родителей, организовать выставку продуктов детской деятельности, стенды с описанием индивидуальных достижений воспитанников, выставку методической литературы по вопросам воспитания дошкольника (в т.ч. в электронном виде), видео-материал . Важно продумать: время начала собрания и регламент (не дольше 1,5 ч.), о чем сообщается родителям в начале встречи, место проведения и расположение родителей. Диалогу способствует размещение родителей за столами, поставленными в круг либо полукругом. Рекомендации по проведению собраний-встреч в дошкольном образовательном учреждении.
Собрания - встречи можно проводить в методическом кабинете, музыкальном зале, спортивном зале, экологической студии и др. помещениях. Раздвигая границы восприятия детского сада, воспитатели и специалисты помогают родителям понять значение этих помещений для организации педагогического процесса. С родителями необходимо поговорить о том, где будут находиться дети в момент собрания-встречи. Если у родителей нет возможности оставить детей дома, воспитатель совместно с администрацией детского сада решает вопрос занятости детей и их питания на этот вечер. Важно не забыть и о том, что большинство родителей приходят на собрание после работы, поэтому целесообразно предложить в начале встречи чай, конфеты, печенье. Необходимо также продумать место временной раздевалки для родителей, заранее предупредив их о сменной обуви. Рекомендации по проведению собраний-встреч в дошкольном образовательном учреждении.
В течение встречи важно соблюдать законы диалога, не нарушая право родителей на обратную связь ведущему собрание педагогу. Важно следить за временем и завершить собрание-встречу в установленное время (Цените и уважайте свое время и время ваших коллег-родителей!). Если какой-то вопрос останется без ответа, можно перенести его обсуждение на следующую встречу, либо обсудить его в формате консультации, тренинга, др. формы. Необходимо использовать подобные ситуации или специально создавать их и держать интригу для дальнейших встреч. Воспитатели нередко переживают по поводу того, что не все родители окликаются на предложение прийти на консультацию, собрание, родительскую конференцию: «Им же так нужны эти знания», «Кому, как ни этой семье нужно было прийти на собрание». Чтобы информация дошла до того, кому она предназначена (маме и папе, бабушке и дедушке) ее необходимо повторять. Именно при повторе создается ее избыточность, т.е. гарантированная полнота восприятия. Рекомендации по проведению собраний-встреч в дошкольном образовательном учреждении.
Собрание-встреча принесет родителям и воспитателям новое знание о себе и о другом, если в нем примет участие педагог-психолог, владеющий следующими методами взаимодействия с родителями : метода групповой дискуссии , повышающего психолого-педагогическую грамотность родителей, позволяющего выявить индивидуальные стереотипы в воспитании. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций. метода видеокоррекции , суть которого состоит в проигрывании заданий, при этом ведется или представляется сделанная ранее видеозапись поведения родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, которая затем просматривается и анализируется; метода игры , который помогает моделировать и воспроизводить ситуации проблем воспитания детей, а также проблем взаимодействия в триаде «ребенок-педагог-родитель»; Рекомендации по проведению собраний-встреч в дошкольном образовательном учреждении.
метода совместных действий , основанного на выполнении родителем и педагогом совместных действий, заданий. После выполнения задания проводится самоанализ и анализ. метода конструктивного спора , который помогает сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций, помогает прислушиваться друг к другу, выбирать наиболее рациональные и эффективные подходы на основе сотрудничества. метод вербальной дискуссии , обучающий культуре диалога в семье, обществе, вырабатывает умение аргументировать свои доводы и внимательно рассматривать аргументы другого человека, в том числе и собственного ребенка. Рекомендации по проведению собраний-встреч в дошкольном образовательном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое просвещение родителей "Помогаем учиться".Обучение решению задач в начальной школе
Для большинства детей решение задач является наиболее проблемной частью изучения математики...
Проект «Издание газеты «Жизнь нашего класса» - как один из способов повышения информированности учащихся и родителей»
Десятилетиями педагогическое сообщество стремилось изменить родительскую культуру, научить родителей премудростям воспитания, привить свое понимание развития детей, приобщить, а точн...
Методы и формы психолого-педагогического просвещения родителей
ЦЕЛЬ: совершенствовать знания педагогов о различных формах и методах работы с семьей. ЗАДАЧИ: ознакомление с теоретическими основами психолого-педагогического просвещения родителей;исследова...
Методическая разработка. Тема: «Педагогическое просвещение родителей по семейным проблемам с помощью родительского ринга»
Методическая разработка содержит практические рекомендации по психолого-педагогическому просвещению родителей с помощью нетрадиционных форм проведения родительского собрания....
Теоретический семинар «Организация работы классного руководителя по педагогическому просвещению родителей (законных представителей) учащихся»
Выступление на МО классных руководителей...
Приложение 4. Деятельность учителя по организации психолого-педагогического просвещения родителей
Протоколы родительских собраний....
ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Работа с родителями...