Из опыта работы "Проектная деятельность как средство развития критического мышления в начальной школе"
статья

Артемьева Галина Евгеньевна

Из опыта работы "Проектная деятельность как средство развития критического мышления в начальной школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

   « Проектная деятельность как средство развития критического мышления в начальной школе» - из опыта работы.

                                                   

Автор:

Артемьева Галина Евгеньевна,

учитель начальных классов

МОУ «Средняя школа №37»                                                                                            

                                                             г/о Саранск

Каждый учитель желает, чтобы его уроки были  не только познавательными, но и интересными. Мы не раз задумываемся, как добиться этого. Конечно, нужно пересмотреть многое в своей работе, найти новое, что заставит ребят самим искать пути решения, делиться знаниями с одноклассниками. Важно дать обучающемуся не только багаж знаний, но и обеспечить его общекультурное, личностное, познавательное развитие, научить учиться.

Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология критического мышления, которая предполагает гуманистический подход к обучению,  предполагает вовлечённость обучающегося в процесс учения, как личность. Он проявляет инициативу, самостоятельность, учится осмысленно. Его инициатива поощряется. ФГОС НОО акцентирует внимание на обеспечение условий для развития личности обучающихся, тем самым стимулирует инновационную деятельность учителя.

       Работа над проектной деятельностью даёт такую возможность. Ее можно организовать с обучающимися с разным уровнем подготовки. Педагог должен развивать ученика, учитывая его индивидуальные способности и выявлять творческие возможности. Проектная деятельность  развивает устную речь обучающихся, интерес к научно – исследовательской работе, позволяет пополнить свой лексический запас, доступно преподнести информацию, приучает использовать ИКТ в учебном процессе.

   Технология критического мышления должна научить обучающихся организации своей деятельности, самореализации, пониманию себя и других, умению мыслить, отстаивать свою точку зрения, умению сотрудничать, слушать, оценивать свои действия.

    Всё это раскрывается в ребятах в работе над проектом. Обучающиеся учатся наблюдать, анализировать, сопоставлять, задавать вопросы, самостоятельно или с помощью руководителя находить на них ответы, делать выводы. Ребята овладевают новыми знаниями. Интересно то, что они могут обратиться к своим проектам после его завершения, чтобы повторить изученное в течение года.

    Основа технологии критического мышления – модель, которая состоит из трёх  фаз: вызов, осмысление, рефлексия. Когда обучающийся ставит перед собой вопрос, что он знает по данной проблеме, которую выбрал для проекта – это вызов. Осмысление, когда обучающийся под руководством учителя, помощи одноклассников ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии, т.е., что хочет знать. И последняя фаза – рефлексия, что узнал обучающийся по данной проблеме.

      Существуют различные приёмы и методы, которые применяются на разных стадиях при использовании технологии критического мышления в проектной деятельности.

Стадия «Вызов»: составление списка «известной информации», верные и неверные утверждения, «Корзина идей», проблемные вопросы и другие.

Стадия «Осмысление»: систематизация материала (графическая, в форме таблиц), дневники, «Бортовые журналы», диспуты, поиски ответов на вопросы, поставленные ранее.

Стадия «Рефлексия»: установление причинно-следственных связей между блоками информации, возврат к верным и неверным утверждениям, ответы на поставленные вопросы, организация круглых столов.

     Мы работаем над  проектом как коллективно, так и индивидуально. Чаще всего вызывает интерес коллективная работа, где дети более эмоционально оценивают свои достижения. А сама проектная деятельность повышает интерес к тому или иному предмету. Ребята начинают более тщательно изучать материал в разделе, над которым работают в проекте.

   Ребята создают свои работы, как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Коллективные работы чаще всего представлены на бумаге. Я считаю, что здесь большой простор для творчества и передачи своих мыслей. Компьютер же чаще всего ребята используют в создании индивидуального проекта дома.

    Завершающий этап работы над проектом – это его защита, что вызывает особый интерес у обучающихся. Этот этап – рефлексия очень важен. Ребята учатся выслушивать ответы одноклассников, задавать интересующие их вопросы, анализировать работу, оценивать. Обязательным условием является выставка проектов, чтобы дети могли оценить как свои проекты, так и творчество одноклассников.

    Как только дети начинают работать над проектной деятельностью, то наблюдается активное участие родителей. Это можно объяснить тем, что многим родителям интересна тема проекта. Это еще раз подтверждает важность данного вида деятельности. В дальнейшем ребята всё больше проявляют самостоятельность, у них появляется уверенность в своих силах, появляется желание работать самостоятельно. Коллективное творчество способствует сплочению коллектива, даёт возможность неуверенному  ребёнку почувствовать себя равноправным участником этого процесса.

Большая роль отводится в этом виде деятельности руководителю – учителю. Во – первых, учитель должен хорошо владеть методикой работы. Он сам является соучастником проекта, помогает не только правильно оформить работу, но и постоянно контролирует, предоставляет возможность принять участие в работе всем ребятам в группе. Старается самых активных сдерживать, стеснительных похвалить. Конечно, на подготовку проекта требуется много времени, но это приносит свои результаты.

Мне хочется поделиться опытом работы над индивидуальным проектом со своей ученицей. По нашему мнению, тема, которая затронута в работе, актуальна в наше время. Тема  работы «Влияние снежной свалки в городе Саранск на природную среду» выбрана не случайно.

Как здорово, что в нашей стране есть настоящая снежная зима! Дети с нетерпением ждут, когда же выпадет снег, чтобы кататься с горки, играть в снежки, лепить снеговика, строить снежную крепость, просто поваляться в снегу и еще много-много интересного. Но многие родители разрешают играть детям  в снегу только в лесу или во дворе, а вот измерять высоту снежных валов возле тротуаров или дорог не позволяют. Это связано с тем, что снег собирает в себя много загрязняющих веществ.  Чтобы заинтересовать обучающихся, был приглашен эколог города. Она  рассказала детям о том,  что снег в городе – это не только белые пушистые сугробы, но и то, что в городе очень часто, на дорогах, из-за снега случаются серьезные аварии. Большое количество мокрого снега, налипшего на ветки деревьев, провода или крыши домов, приводит к их обрушению. Снег может накапливать в себе много загрязняющих веществ из воздуха, выхлопов автомобилей, противогололёдных реагентов, мусора.

Нам с ребятами стало интересно посмотреть на снег с научной точки зрения. И мы начали большое исследование.

Цели, задачи и предмет исследования:

Собрать и изучить информацию о снеге;

Исследовать место складирования снега – снежную свалку;

Научиться отбирать пробы почвы на месте снежной свалки;

Проанализировать полученные результаты.

        На уроках окружающего мира мы изучали свойства воды и её превращения. Снег – это миллионы ледяных кристаллов. Снег образуется при замерзании водяного пара, содержащегося в атмосфере. Некоторые важные свойства снега показаны в работе. Но неужели такая красота может причинить какой-нибудь вред? Как оказалось, это так.

Большое количество снега представляет собой действительную проблему для города: засыпанные пешеходные зоны, сугробы во дворах, затруднённое движение на дорогах. Ситуация знакомая. В такие дни не позавидуешь саранским дворникам.  В каждом городе есть свои правила по уборке снега с городских улиц. Мы воспользовались справочно-правовой системой «Гарант» и нашли документ, в котором написаны все требования по соблюдению чистоты в городе. Он называется: Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 12.07.2012 №114 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Саранск». В Саранске есть место, которое определено Администрацией городского округа Саранск как место складирования снега. Это большой участок по улице Строительной за спорткомплексом «Мордовия».

Перед открытием снежной свалки в конце осени устанавливают шлагбаум, подключают освещение на столбах, видеонаблюдение и дежурный в специальном журнале записывает – сколько автомашин привезли снег.  А потом бульдозер после выгрузки снега из самосвалов расталкивает снег во все стороны и уплотняет его. Снежная свалка работает днем и ночью. Работа по приёму снега ведётся до середины апреля.

Но снег на снежной свалке полностью тает только к середине лета.  Еще в июле здесь можно найти снег, только он совсем не похож на белые пушистые сугробы. Он больше похож на смёрзшуюся грязь вперемежку с мусором. Талая вода стекает в большой овраг рядом со снежной свалкой. Деревья очень страдают от такого «полива», очень много сухих деревьев. Летом территория снежной свалки больше напоминает пустыню – много грязного песка, редкие чахлые растения.

Чтобы выяснить, как влияет снежная свалка на природную среду мы  подготовили  вопросы и взяли интервью – эколога «Дирекции коммунального хозяйства и благоустройства».

Для более детальной и точной оценки воздействия снежной свалки на почву был выполнен опыт: летом автор  принял участие в отборе проб почвы на территории снежной свалки вместе с сотрудниками ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Мордовия». Этапы проведения опыта показаны в таблице в работе: автор ознакомился с методикой отбора проб почвы, лично произвел отбор проб почвы.

Аналитическая часть работы включает в себя изучение протоколов лабораторных исследований и сравнение полученных данных с контрольным образцом почвы – в селе Горяйновка. Автором выявлено, что анализ проводится по определенному перечню показателей. В почве может содержаться большое количество различных веществ и микроорганизмов. Для каждого вещества – своя норма. Вещества, превышающие норму, могут оказывать отрицательное воздействие на здоровье человека, на растения, животных. Также в почве не должно быть болезнетворных микробов. Результаты лабораторных исследований показывают превышение содержания нефтепродуктов в почве на участке снежной свалки. Автор делает вывод о причинах превышения.

Результаты лабораторных исследований и вывод мы указали в таблице.

В ходе выполнения научно-исследовательской работы были достигнуты все поставленные цели: снег на улицах города это не только зимние забавы, но и то, что может содержать опасные вещества. Изучена организация процесса уборки снега, выявлено место складирования снега, автор научился отбирать пробы почвы и разбираться в протоколах лабораторных исследований, изучил химический состав пробы почвы и сделал выводы о влиянии загрязненного снега на почву.

Ребят заинтересовала тема влияния снежной свалки на природную среду. Мы обязательно продолжим свои исследования, понаблюдаем за происходящими изменениями в окружающей среде города  в следующем году, учитывая влияние снежной свалки.

Выбранная тема проекта и работа над ним заставили ребят задуматься об экологии, возможно в дальнейшем внести свои предложения по её сохранению.

При выполнении проектов у обучающихся повышается самостоятельность, проявляется инициативность, познавательная мотивация. Развиваются социальные навыки в процессе коллективной работы. Школьники приобретают опыт исследовательской и творческой деятельности.

        Цели технологии развития критического мышления отвечают требованиям современного образования. Они вооружают в работе над проектом обучающегося  и учителя различными способами работы с информацией, методами организации учения и самообразования. Помогают выстроить образовательный маршрут. Технологические приёмы критического мышления позволяют учителю работать профессионально, делают процесс обучения мотивированным, увлекательным.

  Список использованных источников

  1. Бирюкова А. Ю. Планета Земля. Детская энциклопедия. – М.: Росмэн - Пресс, 2012
  2. Большая энциклопедия школьника. Планета Земля. Издательство Росэн-Пресс», А.Ю. Бирюкова, 2001.-657с.
  3. В. А. Маркин. Учебник «Природоведение» 2 класс Москва «Просвещение» 1990.- 128 с.
  4. Геккер Й. Научные эксперименты дома. Детские энциклопедии. Наука . – М.: Эксмо, 2015
  5. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.-557 с.:
  6. Мир вокруг нас: Учеб. 1 класс Москва «Просвещение», 2001.- 127 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления в начальной школе

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизнью. А значит одно из главных требований к условиям...

"Некоторые приемы технологии развития критического мышления в начальной школе". Из опыта работы.

В данной работе поделилась опытом работы по использованию на уроках русского языка, литературного чтения некоторых приемов технологии развития критического мышления, а именно, бортовой журнал, кластер...

Развитие критического мышления в начальной школе

Технология развития критического мышления(РКМ)  представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение, русский язык, окружающий мир.Что такое критическое мышл...

Технология развития критического мышления в начальной школе

Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если н...

Буклет«Применение технологии кластер для развития критического мышления в начальной школе»

Каждый учитель стремится сделать процесс   обучения ярче, веселее и интереснее. Ведь необычность ситуации заставляет детей лучше запоминать информацию. Отличный способ добиться желаемого &nd...

Применение технологии развития критического мышления в начальной школе

Применение технологии развития критического мышления в начальной школе...