Опыт работы
материал

Щербакова Анна Николаевна

информация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_shherbakova_a.n._1.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: учитель начальных классов

МБОУ  «СОШ № 5»

 Щербакова Анна Николаевна

Станица Тбилисская 2019

Опыт внедрения курса "Основы православной культуры" в школе

Сегодня одна из главных проблем, которая несет угрозу национальной безопасности России,- духовное состояние общества, особенно подрастающего поколения. Все здравомыслящие люди ощущают ненормальность современной жизни: традиционные нормы нравственности представляются скучными, немодными, а зло наоборот привлекательным и современным. Ниша воспитанности подрастающего поколения совершенно не заполнена.

Курс«Основы православной культуры» в полной мере способствует духовно - нравственному воспитанию школьников.

Согласие родителей

Понимая, что уже само название курса вызовет полемику среди родителей, мы провели родительские собрания, на которых познакомили с задачами курса ОПК. Мы объяснили, что это будет светский предмет, который будут вести учителя.

Не будет никакого навязывания религии, будет знакомство с культурой, главным достоянием которой является человек.

После этих разъяснений, мы провели анкетирование и получили согласие родителей на проведение этого курса. Нам повезло, все родители пожелали, чтобы их дети знакомились именно с ОПК. Заручившись поддержкой родителей, мы принялись за работу.

Подготовка

Успех преподавания этого курса, как никакого другого, зависит от личности учителя. Возник вопрос, кто из учителей возьмёт на себя ведение этого предмета. Решено было именно нам отдать ОПК, учителям начальных классов. Мы, учителя, не только на отдельном уроке по «Основам православной культуры», а на всех других уроках, а также во внеурочной каждодневной деятельности, духовно устремляемся к детским сердцам и душам. Но чтобы учить детей, нужен определенный багаж знаний. А мы имеем багаж по математике, русскому языку, окружающему миру. Как здесь быть? Ведь сложно браться за предмет, по которому просто не хватает знаний у нас, учителей. Не буду скрывать, что на первых порах, я испытывала страх, что сделаю что-то не так, не освою духовную лексику, исказим суть понятий. Но эта боязнь возникла не сразу, а только когда уже начали преподавать. Преодолеть постепенно страх, неуверенность, робость, в определенной степени нам помогли на курсах повышения квалификации.

Работа

Нам приходится ломать наши учительские стереотипы. Так, например, главный учительский постулат: «Полученные знания применяй на практике» совершенно не уместен на уроках ОПК, так как мы не имеем права призывать к религиозной практике.

Наш путь к ОПК только начинается. Мы сталкиваемся с определенными трудностями, которые решаем методом проб и ошибок. Трудности представляет отбор материала к урокам, отсутствие достаточной методической литературы. В своей работе мы используем учебник Кураева, поурочное планирование, рабочие тетради, диск с полезными материалами. Огромную помощь нам оказывают сайты Интернета.

Безоценочная система.

Определенная сложность - безоценочная система преподавания. Ведь дети привыкли к тому, чтобы их поощряли, и мы пробуем разные формы: символические подарки в виде картинок. Трудностей очень много, но мы видим и ощущаем то положительное, что несет данный курс. Мы рады тому, что этот урок с нетерпением ждут дети, что их глаза светятся добром и теплотой.

У меня  есть надежда, что мы заложим в них определенный жизненный стержень, без которого человек не может состояться как личность. Ведь не зря говорят, что строить будущее без нравственных основ, все равно, что строить дом без фундамента.

Описание опыта работы по ОРКСЭ (модуль ОПК)

 

В нашей школе, как и в других образовательных учреждениях, введение курса «Основы православной культуры» было воспринято как новый путь в образовании. Мы понимали, что изучение этого предмета позволит восполнить  у обучающихся дефицит нравственности, потерю важных духовных ориентиров, утрату уважительного отношения к истории страны и своего народа.

С чего же начинать учителю, которому доверена такая важная и ответственная миссия – знакомство с православной культурой, её историей, её духовными богатствами. Актуальным стал вопрос: «Чему учить и как учить?» Объединившись на курсах по подготовке учителей к ведению нового предмета, мы получили  реальную возможность проникнуть в «педагогическую лабораторию», постичь механизмы подготовки к уроку, открыть возможности текстов учебника «ОПК» в достижении целей духовно-нравственного воспитания и развития детей.

Цель работы: формировать у детей систему духовно-нравственных ценностей на основе изучения Основ православной культуры.

Задачи: создать такие условия для развития самостоятельной и творчески мыслящей личности, чтобы соблюдение нравственных норм стало внутренней потребностью учащихся, помогло в социализации и самоопределении в будущем.

 По «совету» автора учебника и книги для учителя А. Кураева,  стараюсь делать свою речь инклюзивной, а интонацию – интонацией экскурсовода, который смотрит на православие со стороны. Важно, чтобы не путём воцеркновления, а через нетрадиционные формы обучения ученик прикоснулся к истокам православия и русской культуры.

         Образовательный и воспитательный процесс выстраиваются как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном и физическом становлении и на это нацеливает девиз – «Дорогу осилит идущий».

«Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» – вот  ключевые ценности в моём подходе к обучению. Поэтому моя задача, как учителя, вести детей по этому пути, не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности, всемерно способствовать пробуждению в ребёнке ощущения себя гражданином Отечества. В этом мне помогает системный подход к обучению.

Учитывая, что курс ОПК – новый для всех нас, я пошла по пути создания своего методического банка. В который вошли: разработки уроков, презентации изучаемых тем, опыт учителей ОПК, технологические карты для изготовления поделок к православным праздникам.

   Процесс реализации системного подхода в педагогической практике позволяет вычленить, систематизировать и совершенствовать наиболее эффективные методические формы и приёмы воспитательного воздействия на ребёнка, учитывая его возрастные особенности.

  Решение задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся через организацию проектной деятельности как в урочное, так и во внеурочное время оказалось наиболее эффективным. Этот выбор не случаен, так как он применим к изучению любой дисциплины. С его помощью ученики открывают для себя новые факты и конструируют новые понятия. Проектная деятельность даёт возможность выражать собственные идеи, максимально проявлять творчество, что ещё раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества. Проектная деятельность объединила всех участников образовательного процесса: учителей, обучающихся, родителей.

Порой родители легкомысленно надеются, что педагоги успешно справятся с поставленными задачами, что цели будут достигнуты, что дети их станут хорошими без их вмешательства, и самоустраняются от непосредственного воспитания собственных чад. Такие родители и не подозревают, что их поступки являются примером для детей, которые есть подобие отца и матери — подобие не только потому, что рождены от них, а более потому, что бессознательно впитывают в себя настроения и мысли тех, кто около них.

          Ребенок — это в какой-то степени зеркало семьи. В нем мало своего. В нем, как в зеркале, отражаются промахи и ошибки родителей. И мы, школьные учителя, не всегда можем что-то изменить, повлиять на семью.

           А вот подсказать путь к возрождению семьи и ее ценностей, воспитать на примерах благочестия, на русских православных традициях мы можем. И дает такую возможность введение в школе уроков «Основы православной культуры», который ориентирует детей на то положительное, что дает социальное окружение, учит их «изнутри» противодействовать злу. Знакомство с вечными истинами, с духовно-нравственной основой жизни на уроках «Основы православной культуры» отражается не только на характере и судьбах учеников, но и влияет на их родителей и близких.

Свои уроки провожу в форме путешествий, экскурсий, праздников, встреч с интересными людьми. Каждый урок стараюсь делать нетрадиционным, каждый урок – открытие.

На некоторых из  используемых методов  хочу остановиться.

 Наиболее удачный метод воздействия на ребёнка – нравоучительное чтение, благовествование – это использование самых разнообразных притч. Притча хорошо запоминается как маленькими, так и взрослыми.

На уроках мы много говорим о дружбе, о доброте, об отношениях между людьми. Большим подспорьем в работе служит картотека моего методического банка, созданная по интернетресурсам, по православным детским журналам  и другим источникам.

Метод проекта наиболее востребован. Не случайно он часто является результатом урока. Что естественно, так как этот вид деятельности  отвечает возрастным особенностям детей, стремлению участвовать в коллективно-творческих делах. Нами созданы проекты «Святые покровители», «Рождество в моей семье», «Величественный храм», «Добро и зло», «Пасхальное яичко».   Я использую проектную работу двух видов: индивидуальную и коллективную.

Постоянно задаю себе вопрос, на сколько эффективны мои занятия. Провожу диагностику, что хорошо, что плохо, как сделать лучше. В качестве проверки знаний применяю тесты, кроссворды.

Темы творческих работ:

-        «Милосердные дела и героические поступки христиан».

-        «Величественные храмы».

-        «Прекрасные иконы».

-        «Молитвы христиан» о себе и других.

-        «Что такое этика»?

-        «Как я понимаю золотое правило этики?»

-        «Возможен ли подвиг в мирное время»?

Примерные темы исследовательских работ для презентаций:

-        Как христианство пришло на Русь?

-        Христианское отношение к природе.

-        Святые в отношении к животным.

-        Русские святые-воины. (на примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)

-        Христианская семья и её ценности.

  Для того чтобы повысить интерес к изучению ОПК, сделать урок ёмким, красочным, глубоким мною используются современные педагогические технологии и средства обучения: работа с интерактивной доской, с электронными пособиями и тренажёрами, использование интерактивных православных словарей и интернета. Реализовать задуманное помогает хорошо оснащенный современный кабинет. Возможности кабинета позволяют мне использовать не только готовые материалы, но и создавать новые медиа- и дидактические игры.          

Поскольку я являюсь учителем начальных классов, у меня есть уникальная  возможность интегрировать православие с другими учебными предметами: литературным чтением, историей, трудовым обучением, изобразительным искусством.        

Интерес к предмету растёт, он способствует повышению духовно-нравственной культуры, сознательному участию в преумножении прекрасного в окружающем мире, формированию ценностных установок - добра, любви, справедливости, милосердия.

Работа по изучению курса ОПК невозможна без глубокого самообразования.

Ведение этого курса оказывает огромное влияние, как на детей, так и на меня, как на личность. Открывая мир православной культуры для детей, я в первую очередь открываю его для себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися»

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как  в каждом классе у меня были дети , которые требовали особого внимания...

Опыт работы и проведения внеурочной физкультурно-оздоровительной работы

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится наиболее важной в настоящее время при основопологающей задаче государственной политики федеральной целевой программы “Развитие физической кул...

«Из опыта работы по внеклассному чтению. Опыт работы с читательским дневником»

«Из опыта работы по внеклассному чтению. Опыт работы с читательским дневником»2-4 класс...

Опыт работы по проблеме "Из опыта работы в обучении французскому языку в начальной школе в свете требований ФГОС нового поколения"

Из опыта работы в обучении французскому языку  в начальной школе в свете требований  ФГОС нового поколения...

Опыт работы «Проектно - исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеклассной работе»

Тема опыта работы актуальна, так как исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс об...

Опыт работы: "Развитие креативного потенциала учащихся начальных классов на уроках как результат применения разных видов самостоятельных работ"

В начальную школу дети  уже приходят с определенным творческим потенциалом, у них развито  большое желание проявлять себя в разных видах деятельности, выполнять работы творческого хара...