Выступление
методическая разработка

Стахнева Наталья Анатольевна

Организация групповой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota_vystuplenie_-_kopiya.docx37.76 КБ

Предварительный просмотр:

"Организация групповой работы на уроках в начальной школе"

«Расскажи мне – и я забуду;

покажи мне – и я запомню;

вовлеки меня – и я научусь».

        

        Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.

        Основная цель групповой работы – активное включение
каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

        Задачами групповой работы являются:

  • Активизация познавательной деятельности;
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
  • Развитие умений успешного общения;
  • Совершенствование межличностных отношений в классе.

        Каковы признаки групповой работы?

        Не любое совместное выполнение на уроке задания группой учащихся класса можно назвать групповой формой организации работы. Это происходит, если выполняются следующие условия:

  • на данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, в идеале – учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи;
  • состав группы не может быть неизменным, он должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы;
  • каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, и выполняет его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы;
  • учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы.

Каковы “плюсы” групповой формы работы?

        Групповая форма работы имеет ряд достоинств:

1) повышается учебная и познавательная мотивация учеников;

2) снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач;

3) в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу;

4) развивается у учащихся умение слушать и слышать своих одноклассников, умение возражать и доказывать свои доводы;

5) рационально распределяется учебное время;

6) вырастает чувство ответственности за проделанную работу;

7) дифференцируется  работа в классе;

8) улучшается психологический климат в классе.

Каковы “минусы” и трудности организации групповой работы на уроке?

1) групповой работе надо сначала научить;

2) организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий;

3) некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников;

4) для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный.

Всегда ли применима групповая форма работы на уроке?

        Нет, не всегда.

1) Для групповой формы работы необходим определённый уровень интеллектуального развития, от которого зависит не только усвоение заданного содержания, но и рассмотрение его с разных точек зрения, что может обеспечить выдвижение гипотез в ходе поиска решения, критичность к ним, развитие и анализ гипотез других участников.

2) Важным также является определённый уровень компетентности в учебном предмете, что позволит ученику справиться с поставленной задачей.

3) Необходимо учитывать и уровень познавательной активности, то есть любознательность, интерес к окружающему миру, потребность в открытии нового, в интеллектуальном напряжении.

4) Немаловажным является социометрический статус ученика (его авторитет среди одноклассников), поэтому желательно, чтобы в каждой рабочей группе были ученики с достаточно высоким статусом и принимающие такую форму работы.

        Разные способы формирования групп, их достоинства и недостатки, а также способы коррекции последних, представлены в таблице.

Способ формирования группы

Достоинства

Недостатки и пути их преодоления

По решению учителя

Можно выровнять группы по силе учеников, в них входящих (ценой разной силы групп)

Сложно учесть симпатии и антипатии учащихся

По желанию учеников

Обычно в таких группах нет психологической несовместимости, контакт между учениками лучше

Возможна разная сила учеников в группе и разная сила групп в целом, разная численность учеников (в какой-то мере учитель может это исправить, перемещая отдельных учеников из одной группы в другую)

По набору лидеров (первым по рейтингу 5–7 ученикам предоставляется право набрать себе группы)1

Относительное равенство групп по силе, достаточно высокая совместимость в группах; психологическая подготовка к рынку труда

Психологический пресс на тех, кого выбирали последними или вообще не хотели выбирать; разный вклад учеников в ответ

По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит – критик – генератор идей)

Максимальная эффективность труда, большой творческий потенциал групп

Не всегда соответствует симпатиям-антипатиям учащихся, нет простого адекватного теста для выделения стиля деятельности, сила групп не сбалансирована

По темпераменту, преобладающему полушарию мозга и др. психологическим характеристикам

Эффективность работы, мотивированность сочетания учеников в группах, неожиданность состава

Требует больших предварительных исследований, ряд характеристик можно оценить лишь приблизительно, не всегда можно решить, какие типы людей совместимы, а какие – нет

      Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для начальной школы – это 4-5 человек.

        После формирования групп обязательно обсуждаются правила работы в группах.

Какие роли должны быть в группе? 

        Никто не может ограничить фантазию учителя в выборе ролей в группах, здесь есть много вариантов.  Можно остановится на пяти основных, при этом роль командиров попытаться отдать на первоначальном этапе более скромным учащимся, а сильных учеников поставить на менее кричащие роли.

1) Посыльный

2) Командир

3) Секретарь

4) Докладчик

5) Наблюдатель

Посыльный. Роль посыльного ученикам кажется простой, так как ему нужно только подойти, взять и принести задание для группы. А на самом деле посыльному надо понять инструкцию, запомнить её и объяснить другим.

Командир. Поддерживает порядок. Организует работу в группе, следит за временем обсуждения, собирает идеи, даёт возможность высказаться каждому.

Секретарь. Записывает основные идеи при обсуждении; выполняет работу группы, если она письменная. Четкий почерк, навыки грамотного переписывания, способность к оформительству.

Докладчик. «Золотой голос» группы, сообразительность, грамотная речь; представляет во время общего обсуждения ответ группы, отвечает на дополнительные вопросы аудитории.

Наблюдатель. Участвует в обсуждении наравне с другими, критически оценивает идеи. Выполняет роль рефери, наблюдает за эффективностью общения в группе и выставляет оценку своей группе.

        Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей.

        

Чтобы легче было руководить процессами, протекающими в группе, был составлен своего рода алгоритм движения при выполнении заданий в группе.

Алгоритм движения при выполнении задания в группе:

  1. Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания.
  2. Анализ условия (разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи).
  3. Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнеров, выявление разницы).
  4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания.
  5. Совместное принятие решения.
  6. Анализ решения задания, его оформление.
  7. Проговаривание в группе выступления докладчика.
  8. Представление решения докладчиком.

Поведение учителя во время групповой работы:

Учитель может:

  • контролировать;
  • организовывать;
  • оценивать  работу;
  • участвовать в работе группы;
  • предлагать участникам разные варианты решений;
  • выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

Общие моменты организации групповой работы:

        При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать, что такой формы общения в детском опыте ещё не было, поэтому ее надо внедрять с той же тщательностью, что и любой другой навык.

        

        Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в группе (в классе). Для парной работы удобные обычные ряды, для групповой же работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы; был в пределах досягаемости от членов групп (чтобы дети могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы). Дети любят переставлять парты, предлагая при этом самые разнообразные варианты их размещения.

        У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу. «Мы группа, значит, мы способны действовать»,- говорят дети, соединив вместе руки перед началом работы.

Чего не следует делать при организации групповой работы:

  • Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе   работать.
  • Разрешить индивидуальное место ученику, который хочет работать один.

Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представят «продукт» своего труда

  • В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик).
  • Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
  • В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя кропотливой работы.

Как подвести итоги групповой работы?

        Чтобы сохранить обучающий характер урока, даже если это итоговое занятие по теме, обобщение или проверка знаний, необходимо соблюдать следующее условие.

        Оценивая результаты выполненного задания, или подводя промежуточные итоги, если это урок-игра, обязательно надо озвучивать правильные ответы в письменных заданиях. У детей не должно остаться неопределённости. (Надо стараться чередовать задания таким образом, чтобы успеть проверить письменные ответы за то время, пока ребята выполняют следующее задание.)

        Не стоит забывать хвалить за правильные устные ответы, благодарить за удачные творческие выступления, поощрять проявления инициативы, поддерживать ученика (особенно слабого) в его попытке выступить от имени команды с устным рассказом, оценкой каких-либо событий.

        Подводя итог всего урока, необходимо прокомментировать не только количество и качество выполненного, но и обсудить с ребятами уровень их коммуникабельности, успешность совместных усилий, умение действовать сообща.

        Что касается отметок за урок, то их, как правило, получает каждый. Выставляет же оценки сама группа (команда) после небольшого обсуждения, для которого надо обязательно запланировать минутку в конце урока. Учитель оставляет за собой право скорректировать эти отметки или отменить ту, что по каким-то соображениям не устроила её обладателя.

        Если проводить уроки с применением группового метода регулярно, то конфликтных ситуаций внутри команды в ходе урока практически не возникает и разногласий по поводу оценок не бывает. Дети довольно быстро учатся сотрудничеству и приобретают умение оценивать личный вклад каждого в общее дело.

        Когда речь идёт об уроке-игре или внеклассном мероприятии, то могут иметь место призы и подарки.

        

Групповая работа на уроках математики.

Тема «Сложение вида 87+13»

4. Усвоение новых знаний и способов действий. (Работа в группах)

А) - У вас карточки с правильно решенными примерами и вопросник. Ваша задача провести исследования решения этих примеров и сделать вывод. (Мобилизация активности или педагогическое внушение) Так хочется поскорее увидеть полученные результаты. Желаю вам успеха!

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/13/s_5a59d482acb3c/796274_5.png

8

3

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/13/s_5a59d482acb3c/796274_5.png

1

1

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/13/s_5a59d482acb3c/796274_5.png

2

4

1

7

8

9

7

6

  1    

0

0

1

0

0

1

0

0


Задания для исследования:

  1. Слагаемые – однозначные или двухзначные числа? _________
  2. Можно ли утверждать, что при сложении этих слагаемых получилось трёхзначное число?_______
  3. Сколько клеток нужно использовать для записи числа 100? _______
  4. На каком месте нужно писать цифру 1? _______
  5. Что обозначает цифра 1? _______
  6. Что можно сказать про число 100?
    - Это сотня? _______

- 10 десятков? _______

- 100 единиц? _______

  1. 100 - самое маленькое 3-хзначное число? _______
  2. Запишите алгоритм сложения двузначных чисел:

Единицы пишу под _____________

Десятки пишу под _____________

Складываю _____________

Складываю _____________

Читаю _____________

  1. Сделайте вывод: новые вычисления в столбик выполняются по тому же_____________, что мы уже _____________.


Б) Сравнение с эталоном.

-Можно ли вычислить это выражение письменным приемом сложения, в столбик?

-Рассмотрите на слайде, как решал этот пример Незнайка.

-Каким планом он пользовался?

-Что необычного в этом примере? (получили число 100, новая счетная единица)

-Что обозначает цифра 1?

- На какое место записал её Незнайка?

Это самое маленькое трехзначное число?

- Изменился ли алгоритм вычисления нового выражения? (нет)

Обобщение: новые вычисления в столбик выполняются по тому же плану, что уже знаем.

        

Групповая работа на уроках обучения грамоте.

        Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, по обучению грамоте первый вариант читает текст и отмечает опасное место парную согласную по глухости-звонкости на конце слова, второй вариант - в этом же тексте отмечает безударные гласные.

Групповая работа на уроках окружающего мира.

Тема: «Как помочь птицам зимой?»

Решение проектной задачи: создание журнала о зимующих птицах.

Задания 1 группы

Вспомните, какие птицы прилетают к нам на зиму?

Каких птиц называют оседлыми?

Воспользуйтесь рисунками из приложения, распределите птиц на две группы.

Задания 2 группы

Среди предложенных загадок выберите загадки о тех птицах, которые нуждаются в нашей помощи зимой.

Выбранные картинки наклейте на страницу для оформления журнала «Как помочь птицам зимой?» Оформите ее по своему усмотрению.

Задания 3 группы

Используя свои наблюдения, ответьте на вопрос «Чем нужно подкармливать птиц?» Предложите свое меню для птиц, прилетающих к кормушке.

Для вашего журнала оформите страницу «Чем нужно подкармливать птиц, прилетающих к кормушке?»  

Задания 4 группы

Из каких подручных средств можно сделать кормушку?

Придумайте свою кормушку и нарисуйте ее на альбомном листке.

Вспомните, какие птицы прилетают к вашим кормушкам. Вырежьте из приложения этих птиц и поместите их на кормушку.

Задания 5 группы

Придумайте, какую пользу приносят птицы.

Оформите страничку для журнала о пользе птиц.

Групповая работа на уроках русского языка.

Урок русского языка по теме: «Части речи»

  1. Частное расследование.Самостоятельная работа

Итак, уважаемые детективы, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно, каждый из вас проведёт частное расследование.. Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить. Помните,

Белая карточка 1уровень

Синяя карточка 2  уровень,

Красная карточка 3 уровень.

Выберите себе одно задание – и приступайте к работе.

1   уровень.

-Определить к какой части речи относятся слова:


День, хорошая, друг, думает, смелый.

-Как вы определяли часть речи?

2  уровень. Найди в каждой строчке подчеркни лишнее слово, определи его часть речи и подпиши. 
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина. 
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт. 
3) Думает, считает, ученик, знает.

- Как вы находили лишнее слово?

Высокий  уровень.  Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом. 
Веселье – … , … . 
Шум – … , … . 
Зелень - … , … .

- Как вы подбирали однокоренные слова?

Проверка со слайда.

Сравните результаты с заданным эталоном.

Кто выполнил задание без ошибок?  

Кто  допустил 2 ошибки, 1, более 2?

В чем испытывали трудности?

Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном  как части речи.

Чтение

Урок литературного чтения во 2 классе. Б. Житков "Храбрый утенок"

IV. Прогнозирование содержания сказки.

Стадия вызова.

Работа в группах.

3-4 мин.

Проверка выполнения задания.

4 мин.

- Прочитайте название сказки.

- Как вы думаете, почему сказка так называется?

- Можете ли вы предположить, о ком и о чем пойдет в ней речь?          

- Предположите, о чем пойдет речь в этой сказке, используя  ключевые слова: хозяйка, тарелка с рублеными яйцами,  утята, утенок Алеша, стрекоза, страшно, прятались, улетела, победа.

- Работать будете в группах. Составьте свой рассказ, используя эти слова.

- Вспомним правила работы в группах.

Ответы детей

Озвучивают правила работы в группах:

 1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

Дети делятся на группы и составляют свои произведения.

Зачитывают свои произведения.

Личностные: проявляют интерес
к учебной деятельности

Регулятивные: прогнозирование,

принимать и сохранять учебную цель и задачу,

Познавательные: осознанно
и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого
и исследовательского характера.

Коммуникативные:

проявлять активность в коллективной деятельности.

Задание для групповой работы по произведению В.Бианки «Сова»

  1. Кто к старику по ночам летал на луг?

______________________________________

2. Зачем Сова летала по ночам на луг?

____________________________________________

3. Где жила Сова?_______________________________

4. О чём Сова предупреждала Старика?

_____________________________________________

5. Почему Корова стала тощать, молоко сбавлять?

_________________________________________________

6. Почему клевер не родится на лугу?

а) скосили клевер косари

б) случился пожар

в) не попадает цветень с цветка на цветок

7. Почему шмели все разлетелись?

а) обиделись на Старика

б) мыши шмелиные гнезда ищут, шмелей ловят

в) не понравился луг

8. Почему старик пошёл к Сове кланяться?

а) стыдно стало за поступок

б) нечем стало чай белить

в) скучно одному на широком лугу

9. Подумайте, это рассказ или сказка?

_____________________________________________

10. Что понял Старик?

11. Составьте план сказки:

1.___________________________________________

2.____________________________________________

3._____________________________________________

        При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определённых условий у детей разного школьного возраста происходит рост их учебной активности. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания. В таких условиях организации учебной деятельности дети    осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми.

Результатом моей работы в рамках данной технологии считаю следующие показатели:  

- обучающиеся обучены групповым формам работы;

- меняется структура урока, переход от традиционной к коллективной;

        Основа моей педагогической деятельности – уважение к личности ученика. Хочу, чтобы дети не боялись уроков. Если правильно организовать групповую работу и обеспечить участников достаточным количеством заданий с обязательным обменом информацией, даже «молчуны» заговорят, так как при взаимодействии в группах или парах идет процесс формирования коммуникативной компетентности. А это одно из важнейших условий качественного обучения.

Заключение.

        В современном обществе существует проблема толерантности. Люди часто проявляют нетерпимость друг к другу из-за принадлежности к разным слоям общества, из-за расовых и религиозных разногласий, из-за различных взглядов на окружающую действительность и по многим другим причинам.

        Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.

        Поэтому считаю использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременным.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/13/s_5a59d482acb3c/796274_5.png

8

3

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/13/s_5a59d482acb3c/796274_5.png

1

1

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/13/s_5a59d482acb3c/796274_5.png

2

4

1

7

8

9

7

6

  1    

0

0

1

0

0

1

0

0

Задания для исследования:

  1. Слагаемые – однозначные или двухзначные числа? _________
  2. Можно ли утверждать, что при сложении этих слагаемых получилось трёхзначное число?_______
  3. Сколько клеток нужно использовать для записи числа 100? _______
  4. На каком месте нужно писать цифру 1? _______
  5. Что обозначает цифра 1? _______
  6. Что можно сказать про число 100?
    - Это сотня? _______

- 10 десятков? _______

- 100 единиц? _______

  1. 100 - самое маленькое 3-хзначное число? _______
  2. Запишите алгоритм сложения двузначных чисел:

Единицы пишу под _____________

Десятки пишу под _____________

Складываю _____________

Складываю _____________

Читаю _____________

  1. Сделайте вывод: новые вычисления в столбик выполняются по тому же_____________, что мы уже _____________.


Задание для групповой работы по произведению В.Бианки «Сова»

  1. Кто к старику по ночам летал на луг?

______________________________________

2. Зачем Сова летала по ночам на луг?

____________________________________________

3. Где жила Сова?_______________________________

4. О чём Сова предупреждала Старика?

_____________________________________________

5. Почему Корова стала тощать, молоко сбавлять?

_________________________________________________

6. Почему клевер не родится на лугу?

а) скосили клевер косари

б) случился пожар

в) не попадает цветень с цветка на цветок

7. Почему шмели все разлетелись?

а) обиделись на Старика

б) мыши шмелиные гнезда ищут, шмелей ловят

в) не понравился луг

8. Почему старик пошёл к Сове кланяться?

а) стыдно стало за поступок

б) нечем стало чай белить

в) скучно одному на широком лугу

9. Подумайте, это рассказ или сказка?

_____________________________________________

10. Что понял Старик?

11. Составьте план сказки:

1.___________________________________________

2.____________________________________________

3._____________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....