«Значение интеллектуальных игр в развитии у младших школьников познавательных способностей».
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В наши дни как никогда глубоко осознаётся вся ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы располагает к применению всех возможностей и ресурсов для увеличения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Однако не все педагогические возможности широко используются в области воспитания и развития ребёнка. К сожалению, недостаточно активно применяемым средством обучения и воспитания является игра.

В то же время, педагогика и психология видят в игре ценные качества, например, полифункциональность - возможность предоставить ребёнку позицию субъекта деятельности вместо пассивного "потребителя" информации. Игра причисляется к косвенным методам воздействия: ребёнок не чувствует себя объектом воздействия взрослого, являясь полноценным субъектом деятельности.

Игра – тот вид деятельности, которому принадлежит очень важная роль в формировании личности, в совершенствовании и обогащении её внутреннего содержания. Именно в игре воспитание ребёнка переходит в самовоспитание. В своей совокупности дидактические игры  (развивающие, познавательные)  способствуют не только развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, но и воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

При подготовке и проведении интеллектуальных игр требуется учитывать возрастные особенности учеников, так как младший школьный возраст – плодотворный период для позитивных изменений и преобразований. Потому так много значит уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком в этом возрастном отрезке. Если в младшем школьном возрасте ребёнок не прочувствует радость познания, не сформирует умение учиться, осуществить это в последующем будет намного сложнее и потребует несоизмеримо больше душевных и физических затрат.

В процессе игры у ребёнка развивается воображение, заключающее в себе и отдаление от реальности, и её постижение. В ней, словно в фокусе, собираются, проявляются и через неё формируются все аспекты психической жизни личности в ролях, которые ребёнок в игре примеряет на себя; расширяется, обогащается и развивается сама личность ребёнка.

В игре в некоторой мере вырабатываются качества, необходимые для обучения в школе, определяющие готовность к учёбе.

Для эффективного использования игры как средства развития и воспитания ребёнка, при подготовке и проведении игр обязательно соблюдение следующих рекомендаций:

·      Содержание игры своей целью должно иметь развитие и воспитание. Играм необходимо быть:

- эмоциональными (для привлечения ребёнка, чтобы доставлять ему удовольствие и радость);

- познавательными,

- обучающими (ребёнку надо учиться чему-нибудь новому, что-либо узнавать, мыслить, решать);

- социально-ориентированными.

·      Главная задача педагога - методично управлять процессом становления самостоятельной игры у каждого ребёнка и коллектива в целом, потому что только игра в виде детской самостоятельности в максимальной степени оказывает влияние на психическое развитие ребёнка. Важно, чтобы игра не утратила своей ценности, непосредственности и свободы. В этом и состоит её педагогическая значимость.

 

При соблюдении перечисленных выше условий игра будет способствовать и содействовать совершенствованию и формированию личности ребёнка. Поэтому следует считать целесообразным и желательным проведение интеллектуальных и развивающих игр во внеурочное время и во время занятий, а также активное включение учащихся в этот процесс.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Значение интеллектуальных игр в развитии у младших школьников познавательных способностей»

Автор: Самойленко А.В.

В наши дни как никогда глубоко осознаётся вся ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы располагает к применению всех возможностей и ресурсов для увеличения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Однако не все педагогические возможности широко используются в области воспитания и развития ребёнка. К сожалению, недостаточно активно применяемым средством обучения и воспитания является игра.

         В то же время, педагогика и психология видят в игре ценные качества, например, полифункциональность - возможность предоставить ребёнку позицию субъекта деятельности вместо пассивного "потребителя" информации. Игра причисляется к косвенным методам воздействия: ребёнок не чувствует себя объектом воздействия взрослого, являясь полноценным субъектом деятельности.

Игра – тот вид деятельности, которому принадлежит очень важная роль в формировании личности, в совершенствовании и обогащении её внутреннего содержания. Именно в игре воспитание ребёнка переходит в самовоспитание. В своей совокупности дидактические игры  (развивающие, познавательные)  способствуют не только развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, но и воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

При подготовке и проведении интеллектуальных игр требуется учитывать возрастные особенности учеников, так как младший школьный возраст – плодотворный период для позитивных изменений и преобразований. Потому так много значит уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком в этом возрастном отрезке. Если в младшем школьном возрасте ребёнок не прочувствует радость познания, не сформирует умение учиться, осуществить это в последующем будет намного сложнее и потребует несоизмеримо больше душевных и физических затрат.

В процессе игры у ребёнка развивается воображение, заключающее в себе и отдаление от реальности, и её постижение. В ней, словно в фокусе, собираются, проявляются и через неё формируются все аспекты психической жизни личности в ролях, которые ребёнок в игре примеряет на себя; расширяется, обогащается и развивается сама личность ребёнка.

В игре в некоторой мере вырабатываются качества, необходимые для обучения в школе, определяющие готовность к учёбе.

Для эффективного использования игры как средства развития и воспитания ребёнка, при подготовке и проведении игр обязательно соблюдение следующих рекомендаций:

  • Содержание игры своей целью должно иметь развитие и воспитание. Играм необходимо быть:

- эмоциональными (для привлечения ребёнка, чтобы доставлять ему удовольствие и радость);

- познавательными,

- обучающими (ребёнку надо учиться чему-нибудь новому, что-либо узнавать, мыслить, решать);

- социально-ориентированными.

  • Главная задача педагога - методично управлять процессом становления самостоятельной игры у каждого ребёнка и коллектива в целом, потому что только игра в виде детской самостоятельности в максимальной степени оказывает влияние на психическое развитие ребёнка. Важно, чтобы игра не утратила своей ценности, непосредственности и свободы. В этом и состоит её педагогическая значимость.

При соблюдении перечисленных выше условий игра будет способствовать и содействовать совершенствованию и формированию личности ребёнка. Поэтому следует считать целесообразным и желательным проведение интеллектуальных и развивающих игр во внеурочное время и во время занятий, а также активное включение учащихся в этот процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение логоритмики в развитие речи младшего школьника с ОВЗ.

              В последнее время значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отмети...

Значение логоритмики в развитие речи младшего школьника с ОВЗ

              В последнее время значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отмети...

Статья. Развитие творческого мышления и познавательных способностей у младших школьников.

Развитие творческого мышления и познавательных способностей у младших школьников....

Развитие у младших школьников познавательного интереса к окружающему миру средствами ИКТ

Использование ИКТ позволяет сделать занятие современным, более увлекательным и интересным для учащихся, что позволяет перейти на новый, более высокий уровень воспитания и обучения, направленный на тво...

«Значение доказательств в развитии мышления младшего школьника по программе Перспективная начальная школа »

Одна часть детей принимает информацию без сомнения, а другие пытаются ее отвергнуть либо предлогают свое объснение. Но,  к сожалению ,вторая группа в процентном отношении проигрывает первой....

РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР».

РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»....