«Значение интеллектуальных игр в развитии у младших школьников познавательных способностей».
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В наши дни как никогда глубоко осознаётся вся ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы располагает к применению всех возможностей и ресурсов для увеличения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Однако не все педагогические возможности широко используются в области воспитания и развития ребёнка. К сожалению, недостаточно активно применяемым средством обучения и воспитания является игра.
В то же время, педагогика и психология видят в игре ценные качества, например, полифункциональность - возможность предоставить ребёнку позицию субъекта деятельности вместо пассивного "потребителя" информации. Игра причисляется к косвенным методам воздействия: ребёнок не чувствует себя объектом воздействия взрослого, являясь полноценным субъектом деятельности.
Игра – тот вид деятельности, которому принадлежит очень важная роль в формировании личности, в совершенствовании и обогащении её внутреннего содержания. Именно в игре воспитание ребёнка переходит в самовоспитание. В своей совокупности дидактические игры (развивающие, познавательные) способствуют не только развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, но и воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.
При подготовке и проведении интеллектуальных игр требуется учитывать возрастные особенности учеников, так как младший школьный возраст – плодотворный период для позитивных изменений и преобразований. Потому так много значит уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком в этом возрастном отрезке. Если в младшем школьном возрасте ребёнок не прочувствует радость познания, не сформирует умение учиться, осуществить это в последующем будет намного сложнее и потребует несоизмеримо больше душевных и физических затрат.
В процессе игры у ребёнка развивается воображение, заключающее в себе и отдаление от реальности, и её постижение. В ней, словно в фокусе, собираются, проявляются и через неё формируются все аспекты психической жизни личности в ролях, которые ребёнок в игре примеряет на себя; расширяется, обогащается и развивается сама личность ребёнка.
В игре в некоторой мере вырабатываются качества, необходимые для обучения в школе, определяющие готовность к учёбе.
Для эффективного использования игры как средства развития и воспитания ребёнка, при подготовке и проведении игр обязательно соблюдение следующих рекомендаций:
· Содержание игры своей целью должно иметь развитие и воспитание. Играм необходимо быть:
- эмоциональными (для привлечения ребёнка, чтобы доставлять ему удовольствие и радость);
- познавательными,
- обучающими (ребёнку надо учиться чему-нибудь новому, что-либо узнавать, мыслить, решать);
- социально-ориентированными.
· Главная задача педагога - методично управлять процессом становления самостоятельной игры у каждого ребёнка и коллектива в целом, потому что только игра в виде детской самостоятельности в максимальной степени оказывает влияние на психическое развитие ребёнка. Важно, чтобы игра не утратила своей ценности, непосредственности и свободы. В этом и состоит её педагогическая значимость.
При соблюдении перечисленных выше условий игра будет способствовать и содействовать совершенствованию и формированию личности ребёнка. Поэтому следует считать целесообразным и желательным проведение интеллектуальных и развивающих игр во внеурочное время и во время занятий, а также активное включение учащихся в этот процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_znachenie_intellektualnyh_igr_v_razvitii_u_mladshih_shkolnikov.docx | 16.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Значение интеллектуальных игр в развитии у младших школьников познавательных способностей»
Автор: Самойленко А.В.
В наши дни как никогда глубоко осознаётся вся ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы располагает к применению всех возможностей и ресурсов для увеличения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Однако не все педагогические возможности широко используются в области воспитания и развития ребёнка. К сожалению, недостаточно активно применяемым средством обучения и воспитания является игра.
В то же время, педагогика и психология видят в игре ценные качества, например, полифункциональность - возможность предоставить ребёнку позицию субъекта деятельности вместо пассивного "потребителя" информации. Игра причисляется к косвенным методам воздействия: ребёнок не чувствует себя объектом воздействия взрослого, являясь полноценным субъектом деятельности.
Игра – тот вид деятельности, которому принадлежит очень важная роль в формировании личности, в совершенствовании и обогащении её внутреннего содержания. Именно в игре воспитание ребёнка переходит в самовоспитание. В своей совокупности дидактические игры (развивающие, познавательные) способствуют не только развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, но и воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.
При подготовке и проведении интеллектуальных игр требуется учитывать возрастные особенности учеников, так как младший школьный возраст – плодотворный период для позитивных изменений и преобразований. Потому так много значит уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком в этом возрастном отрезке. Если в младшем школьном возрасте ребёнок не прочувствует радость познания, не сформирует умение учиться, осуществить это в последующем будет намного сложнее и потребует несоизмеримо больше душевных и физических затрат.
В процессе игры у ребёнка развивается воображение, заключающее в себе и отдаление от реальности, и её постижение. В ней, словно в фокусе, собираются, проявляются и через неё формируются все аспекты психической жизни личности в ролях, которые ребёнок в игре примеряет на себя; расширяется, обогащается и развивается сама личность ребёнка.
В игре в некоторой мере вырабатываются качества, необходимые для обучения в школе, определяющие готовность к учёбе.
Для эффективного использования игры как средства развития и воспитания ребёнка, при подготовке и проведении игр обязательно соблюдение следующих рекомендаций:
- Содержание игры своей целью должно иметь развитие и воспитание. Играм необходимо быть:
- эмоциональными (для привлечения ребёнка, чтобы доставлять ему удовольствие и радость);
- познавательными,
- обучающими (ребёнку надо учиться чему-нибудь новому, что-либо узнавать, мыслить, решать);
- социально-ориентированными.
- Главная задача педагога - методично управлять процессом становления самостоятельной игры у каждого ребёнка и коллектива в целом, потому что только игра в виде детской самостоятельности в максимальной степени оказывает влияние на психическое развитие ребёнка. Важно, чтобы игра не утратила своей ценности, непосредственности и свободы. В этом и состоит её педагогическая значимость.
При соблюдении перечисленных выше условий игра будет способствовать и содействовать совершенствованию и формированию личности ребёнка. Поэтому следует считать целесообразным и желательным проведение интеллектуальных и развивающих игр во внеурочное время и во время занятий, а также активное включение учащихся в этот процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение логоритмики в развитие речи младшего школьника с ОВЗ.
В последнее время значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отмети...
Значение логоритмики в развитие речи младшего школьника с ОВЗ
В последнее время значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отмети...
Статья. Развитие творческого мышления и познавательных способностей у младших школьников.
Развитие творческого мышления и познавательных способностей у младших школьников....
Развитие у младших школьников познавательного интереса к окружающему миру средствами ИКТ
Использование ИКТ позволяет сделать занятие современным, более увлекательным и интересным для учащихся, что позволяет перейти на новый, более высокий уровень воспитания и обучения, направленный на тво...
«Значение доказательств в развитии мышления младшего школьника по программе Перспективная начальная школа »
Одна часть детей принимает информацию без сомнения, а другие пытаются ее отвергнуть либо предлогают свое объснение. Но, к сожалению ,вторая группа в процентном отношении проигрывает первой....
РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР».
РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»....
Статья на тему " ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРОЦЕССУ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ "
Организация внеурочной деятельности....