Внеурочная деятельность. " Сказки Лукоморья". Сценарий для литературного фестиваля.
материал
Сценарий для литературного фестиваля. "Сказки Лукоморья." По мотивам сказок А. С. Пушкина. Можно использовать как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Сказки Лукоморья." Сценарий к литературному фестивалю. | 28.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность.
Сценарий к литературному фестивалю.
«Сказки Лукоморья»
(По мотивам сказок А. С. Пушкина)
Цель:
формировать духовный мир ребёнка посредством введения его в круг литературы.
Задачи:
1. Воспитывать читательскую культуру детей, любовь к чтению.
2. Развивать интеллектуальные умения, кругозор учащихся, познавательный интерес.
3. Развивать творческие способности, фантазию, актёрский талант детей.
4. Формировать навыки общения учащихся.
Сцена первая.
На сцене за столом сидит девочка. В руках у неё сборник «Сказки А. С. Пушкина». Она учит отрывок, заданный на дом.
Девочка: «У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том...» (Подглядывает в книжку)
«И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...»
(Начинает сначала, не помнит слов, снова заглядывает в книгу)
«…И днём, и ночью кот учёный…»
На сцену вбегает мальчик. Садится рядом с девочкой за стол.
Мальчик: «Аня! Привет! А что это ты тут делаешь?»
Девочка: « Здравствуй, Саша. Пушкина учу. Нам по литературе задали. А ты разве не учил?»
Мальчик: «Не-а! Ещё не учил. Скукотища.… Подумаешь, сказки! Что, я маленький что ли?»
Девочка: «Что ты, Саша! Ты послушай, как интересно!» (Подаёт ему книгу, читает)
«…Там чудеса, там леший бродит.
Русалка на ветвях сидит».
Мальчик: «Ух, ты! Дай мне!» (Берёт книгу, с любопытством читает)
«…И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных.
И с ними дядька их морской…»
(Задумчиво проговаривает)
«…Чредой из вод выходят ясных…»
Девочка: «Вот! А ты говоришь! Ах, как хорошо было бы побывать в сказочном Лукоморье, посмотреть на чудеса, и послушать, как кот учёный рассказывает свои сказки!»
Мальчик: «Ишь, чего придумала! Так не бывает!»
Девочка: (печально) « Как жаль…»
Дети листают книгу, рассматривают картинки. На часах прокуковала кукушка. Дети задремали. Им снится сон.
Сцена вторая. «Лукоморье»
На сцене дуб. Под дубом лежит Кот учёный. Потягивается, поднимается. Начинает ходить возле дуба.
Кот: «Мур-р, Мур-р…. Ещё как бывает!»
Дети слышат голос кота, просыпаются, оглядываются кругом.
Девочка: «Где это мы?»
Мальчик: (увидел кота) «Кот? Учёный? Так мы что, в Лукоморье, что ли? Не может быть!»
Кот: «Ещё как может! Мур-р, Мур-р. Здравствуйте, ребята! Я рад, что вы меня узнали!»
Девочка: «Кот, котик! Здравствуй! Мы так рады тебя видеть! Расскажи нам, пожалуйста, свои сказки!»
Кот: «Р-р-раскажу! Но сначала ответьте на мои вопросы.»
Мальчик: «Задавай поскорее свои вопросы, а мы будем на них отвечать. А если что, ребята в зале нам помогут. Правда, ребята?»
Кот: (обращается к ребятам в зале) «Тогда давайте с вами поигр-р-раем. Я буду загадывать загадки, а вы др-р-ружно, хо-р-ром на них отвечать! Согласны? Слушайте внимательно, Мур-р...»
Кот начинает загадывать загадки.
- Он попу служил исправно,
И пахал и сеял славно.
И работой не гнушался,
И чертей не испугался.
Он работник - хоть куда!
А зовут его ... (Балда)
- Пр-равильно говорите, пр-равильно! Слушайте дальше!
2. Рыбка бабе (ну, дела!)
Стать царицей помогла.
Был у бабы сытный стол
И прислуга, и престол.
Жадность бабу погубила,
Меру баба позабыла.
И теперь сидит сердито
У разбитого ... (Корыта)
Не видать старухе той
Больше рыбки ... (Золотой)
-И эту загадку отгадали. Молодцы! Еще хотите?
3. «День за днем идет мелькая,
А царевна молодая все в лесу,
Не скучно ей у семи ...» (Богатырей)
-Пр-равильно! И последняя загадка:
4. Он сидел на тонкой спице
Посреди большой столицы.
И с высокой спицы той
Охранял людской покой.
«Закричит и встрепенется,
И в то место обернется,
Приподнимет гребешок».
Что за птица? ... (Петушок)
Кот: «Мур-р! Я вижу, вы и впрямь хорошо знаете сказки Пушкина. Что ж, садитесь поудобнее, я расскажу вам сказку, как обещал.»
Все усаживаются на ступеньки сцены. Кот начинает рассказывать.
Кот: «У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…»
Девочка: «Знаем! Знаем!» (Продолжает за котом)
«…И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…»
Мальчик: «…Идёт направо, песнь заводит.
Налево – сказку говорит…»
Кот: « Пр-равильно!» (Продолжает)
«…Там чудеса, там леший бродит…» (На сцену выходит леший, замирает возле дуба)
«Русалка на ветвях сидит…» (Появляется русалка, встаёт рядом с котом)
Девочка: (вздыхая) «Лукоморья нет на карте, значит, в сказку нет пути?!»
Кот: «Это присказка, не сказка. Сказка будет впереди…»
Кот взмахивает руками на лешего с русалкой, они оживают. Дети и кот убегают со сцены в зал.
Сцена третья. «Сказка о рыбаке и рыбке»
На сцену выбегают девочки с лентами, под музыку изображают море. Леший и русалка медленно идут по сцене, начинают рассказывать сказку.
Леший: «Жил старик со своею старухой
У самого синего моря»
Русалка: « Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года»
Леший: «Старик ловил неводом рыбу.
Старуха пряла свою пряжу».
Русалка: «И вот однажды поймал старик рыбку. Не простую, золотую…»
На сцену выходят старик и золотая рыбка.
Леший: « Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим.»
Рыбка: «Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь».
Русалка: «Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово».
Старик: « Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Рыбка уходит. На сцену выходит старуха.
Леший: « Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо…»
Русалка: « А старуха была жадная, злая и сварливая. Стала она ругать старика»
Старуха: «Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось.»
Старик и старуха уходят.
Леший: «Делать нечего. Пошёл старик к синему морю. Попросил у рыбки для старухи корыто.»
Русалка: «Но жадной старухе этого показалось мало.»
Леший: «Сначала она потребовала у рыбки избу, потом захотела стать столбовою дворянкой, а затем и вольною царицей.»
Русалка: « Всё исполнила золотая рыбка. И стала старуха царицей.»
На сцену гордо выходит старуха-царица. За ней плетётся старичок.
Старик: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна?»
Старуха-царица: «Дурачина ты, простофиля!
Воротись, поклонись рыбке.
Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках.»
Леший: «Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.»
Русалка: «Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря…»
Старуха уходит со сцены. На сцене девочки с гимнастическими лентами, танцуют вальс, изображая бушующее море. Музыка смолкает, выходит золотая рыбка.
Рыбка: «Чего тебе надобно, старче?»
Старик: «Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках.»
Рыбка убегает.
Леший: « Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула. И ушла в глубокое море.»
Русалка: «Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто…»
Леший и Русалка уходят. На сцену выходит кот. Садится на ступени.
Кот: «Да… Жадность до добра не доводит.» (Обращается к залу) «Ну, что? Готовы слушать другую сказку? Му-р-р… Ладно. Слушайте.»
Сцена четвёртая. «Сказка о царе Салтане»
Кот:» Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах на поднятых парусах
Мимо острова крутого, мимо города большого.
Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости…»
Кот убегает в зал. На сцену один за другим поднимаются герои сказок Пушкина. Первыми выходят Звездочёт и Шамаханская Царица.
Звездочёт: «Я привёз с собой девицу – Шамаханскую царицу.»
Выходят Мачеха-царица и волшебное зеркальце. Кланяются Звездочёту и Шамаханской царице.
Мачеха: « Свет мой, зеркальце! Скажи. Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
Зеркальце: «Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее…»
Уходят со сцены. Мимо Звездочёта и Царицы проходит Балда.
Звездочёт: «Куда идёшь ты, работник Балда?»
Балда: «Иду, сам не знаю куда.» (Уходит)
Звездочёт и Шамаханская царица начинают рассказывать сказку.
Звездочёт: «Когда-то на этом пустынном островке не было большого города, а «рос один дубок единый». На однажды на островок вынесло бочку. И вот что было дальше…»
Шамаханская царица: «…В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет, бочка по морю плывет.
И растет ребенок там не по дням, а по часам.
День прошел, царица вопит... А дитя волну торопит.»
Звездочёт: «И послушалась волна: тут же на берег она
Бочку вынесла легонько и отхлынула тихонько.»
Шамаханская царица: «На пустынном островке царевич спас от коршуна лебедя. Но это была не просто птица, а сказочная царевна. Она стала оберегать царевича и помогать ему во всём. Проснувшись утром, царевич увидел перед собой первое чудо – большой город.»
На сцену выходит царевич с матушкой-царицей. Проходят по сцене, оглядываются кругом.
Царевич: «Матушка, как вижу, я Лебедь тешится моя.»
Звездочёт: «И среди своей столицы, с разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он и нарекся: князь Гвидон.»
Царица уходит. Гвидон ходит вдоль берега моря. Смотрит вдаль. Выходит Лебедь.
Лебедь: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?»
Гвидон: «Грусть-тоска меня съедает, одолела молодца. Видеть я б хотел отца!»
Шамаханская царица: «Чтобы Гвидон мог попасть в гости к отцу, Царевна-Лебедь превращала его то в комара, то в муху…
Вот опять она его вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился, шмелем князь оборотился…»
Лебедь загораживает Гвидона крыльями. Тот снимает с себя царскую одежду, превращается в шмеля. Лебедь берёт его одежду. Гвидон танцует «Танец шмеля». Прячется за крыльями Лебедя. Надевает одежду Гвидона. Продолжает вздыхать.
Лебедь: «Полно, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?»
Гвидон: «Грусть-тоска меня съедает;
Чудо чудное завесть мне б хотелось.
Где-то есть ель в лесу, под елью белка;
Белка песенки поет, да орешки всё грызет,
А орешки не простые, всё скорлупки золотые.
И ещё другое диво: море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге, и очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые, великаны молодые,
Все равны, как на подбор, с ними дядька Черномор.
А ещё, царевна есть, что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает —
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
Люди женятся; гляжу, не женат лишь я хожу.»
Лебедь: «Чудеса те знаю я. Полно, князь, душа моя,
Не печалься; рада службу оказать тебе я в дружбу.»
Лебедь и князь уходят. На сцену выходит белочка, танцует танец «Во саду ли, в огороде». В руках у неё золотые орешки. Белочка уходит. Выходят витязи. Гвидон подходит к Черномору.
Черномор: «Лебедь нас к тебе послала и наказом наказала
Славный город твой хранить и дозором обходить.
Мы отныне ежедневно вместе будем непременно
У высоких стен твоих выходить из вод морских.
Так увидимся мы вскоре, а теперь пора нам в море.
Тяжек воздух нам земли.»
Витязи уходят обратно в море. По сцене ходит грустный Гвидон. Печально смотрит на море. Ждет прекрасную Царевну.
Звездочёт: «Лебедь, вдруг взмахнув крылами, полетела над волнами,
Встрепенулась, отряхнулась и царевной обернулась:
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.»
На сцену выходит Царевна-Лебедь уже в образе девицы. Вслед за ней выходит матушка Гвидона.
Лебедь: (подходит к Гвидону) «Знай, близка судьба твоя, ведь царевна эта — я!»
Гвидон: (подводит Царевну к своей матери) «Государыня родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе, просим оба разрешенья,
Твоего благословенья.»
Матушка: «Бог вас, дети, наградит.»
Шамаханская царица: «Князь недолго собирался,
На царевне обвенчался;
Стали жить да поживать…»
Звездочёт: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах
Мимо острова крутого, мимо города большого;
Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.»
Гвидон: «Матушка моя родная! Ты, княгиня молодая!
Посмотрите вы туда. Едет батюшка сюда!
По равнинам Окияна едет флот царя Салтана.»
На сцену выходит Салтан. Его встречают Гвидон с матушкой и Царевна-Лебедь.
Шамаханская царица: «К морю сам идет Гвидон. Там царя встречает он.
В город он повел царя, ничего не говоря.»
Звездочёт: « А княгиня величава, выступает, будто пава,
И свекровь свою ведет. Царь глядит — и узнает...»
Салтан: «Как!»
Шамаханская царица: «И дух в нем занялся... Царь слезами залился,
Обнимает он царицу, И сынка, и молодицу.»
Гвидон и Салтан на радостях обнимаются. Медленно уходят со сцены. Выходят дети и кот.
Девочка: «Как я рада, что всё так хорошо закончилось.»
Кот: «Мур-р-р… Пр-равильно говоришь…. Ещё хотите?»
Мальчик: «Ещё как хотим! «(Садятся на ступени)
Кот:» Му-р-р… (рассказывает)
Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился.
И царица у окна села ждать его одна.»
Слушая сказку, дети снова задремали. На часах прокуковала кукушка. Кот убегает.
Финал.
Дети поднимаются, оглядываются кругом.
Девочка: (печально) «А где же кот? Саша, неужели нам это всё приснилось?»
Мальчик: «Что сразу двоим? Так не бывает. Эх! На самом интересном месте! Как же мы теперь узнаем, что было дальше?»
Девочка: (оживляясь) «Да вот же, книжка есть! (Обращается к ребятам в зале) И вы, ребята, почитайте обязательно. Это так интересно!»
На сцену выходят все участники спектакля.
Белочка: «А наша сказка закончилась.»
Кот: « До свидания, ребята!»
Девочки, изображавшие море: (вместе) «До новых встреч!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Сказка гуляет по свету..."
Дополнительная образовательная программа по изучению духовно-нравственного культурного наследия народов России для детей младшего школьного возраста...
Внеурочная деятельность "Дети и война" музыкально- литературная композиция
Музыкально- литературная композиция посвящённая Детям Великой Отечественной войны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сказка»
Программа разработана на основе авторской программы «Волшебный мир народного искусства» автор О.И. Радомская. Цель занятий — способствовать воспитанию творческой личности, спосо...
Проект внеурочной деятельности "Сказка на песке"
Представляю вниманию проект внеурочной деятельности для детей дошкольного и младшего школьного возраста...
Программа курса внеурочной деятельности «Сказка за сказкой». Методическое пособие «Волшебная книга сценариста»
Представлена программа курса внеурочной деятельности «Сказка за сказкой». Методическое пособие «Волшебная книга сценариста» для учеников начальной школы. Цель методического пос...
Методическая разработка внеурочной деятельности"Сказки Р.Киплинга"
Внеурочное занятие...
Программа внеурочной деятельности "Родной (хантыйский) язык и литературное чтение"
Программа внеурочной деятельности "Родной (хантыйский) язык и литературное чтение" расчитана на обучающихся 6 - 7 лет...