Описание системы работы учителя начальных классов МБОУ "СШ № 4 г. Нижний Ломов"
материал (4 класс)
Экологическое воспитание - это сложный педагогический процесс. Он формирует систему отношения человека к самому себе с позиции его отношения к природе. Поэтому, воспитание ценности природы, как источника всех материальных и духовных сил общества и каждого человека - важная задача моей педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_sistemy_raboty_uchitelya_mangushevoy_o.v.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НИЖНЕЛОМОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №4 ГОРОДА НИЖНИЙ ЛОМОВ»
(МБОУ «СШ №4 Г. НИЖНИЙ ЛОМОВ»)
Описание системы работы
учителя начальных классов
МБОУ «СШ №4 г. Нижний Ломов»
Мангушевой Ольги Владимировны
Н. Ломов, 2020
Экологическое воспитание младших школьников
«Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность» (В.А. Сухомлинский)
Экологическое воспитание — это сложный педагогический процесс. Он формирует систему отношения человека к самому себе с позиции его отношения к природе. Так кто же человек — хозяин природы или ее друг и защитник? Исследователь или завоеватель? Он над природой — как единственное разумное существо, или он вместе с природой — как ее часть? Мы все ее дети. Бережем ли мы ее, заботимся — или принимаем ее дары, не задумываясь о ее щедрости?
Поэтому, воспитание понимания ценности природы, как источника всех материальных и духовных сил общества и каждого человека - важная задача моей педагогической деятельности.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, и я как учитель начальных классов, у своих воспитанников формирую
- ответственное отношение к природе,
- понимание неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления,
- экологическую культуру.
В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать и облагораживать природную среду. Это я и делаю практически каждый день на всех своих уроках.
Хорошо, когда люди улыбаются. Подарить улыбку - это значит увеличить в мире количество добра, снять с души что-то тревожное или злое, сделать еще шажок к гармонии всего живого на земле». Такое «окно радости» открывается и в нашем классе.
Уроки окружающего мира провожу с учетом жизненного опыта ребенка.
Изучаем с ребятами взаимосвязи жизнедеятельности человека и природы, учимся бережному отношению к объектам природы и результатам труда людей, элементарной экологической культуре и нравственному поведению в природе.
Работа учащихся ведётся по различным направлениям.
- Пропаганда охраны природы :
задания, природоведческие беседы, экскурсии, наблюдения, изготовление плакатов, участие в конкурсах рисунков, проведение экологических викторины…
Для этого я предлагаю детям такие задания:
-Объясни:
- «Природа и люди – одно целое»
- «Природа в опасности»
- «Природа ждёт моей помощи»
Работая в парах, дети рассуждают, стараются обосновать свою точку зрения.
Я не забываю о важности эмпатии, методе сравнения. Предлагаю детям сравнить себя с природой. Нам больно – и ей больно, нам радостно – и ей радостно.
Обсуждаем, как можно помочь природе вылечить ее больные места. Например, сломанную ветку. Работая в группах, дети рассуждают, что такое хорошо и что такое плохо.
Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. Расширяют кругозор, активизируют внимание, развивают мышление, прививают интерес к природе.
Экскурсии в природу и наблюдения играют важную роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка, который учится наблюдать, смотреть, видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. Дети наблюдают за объектами живой и неживой природы. Свои наблюдения оформляют в виде фотографий, рисунков, памяток, сообщений, докладов, придумывают к ним стихи, рассказы, сказки, работают с дневником наблюдений.
При наблюдении за состоянием окружающей среды была составлена «Жалобная книга» природы. После чего проводилось обсуждение поступивших жалоб и выносилось решение, чем и как помочь природе.
Заслуженной популярностью у ребят пользуются уроки в нетрадиционной форме, различные праздники: праздник леса, «Береги природу»,
конкурсы на лучшего знатока тайн природы, устные рассказы на тему “Красная книга родного края”, «Самый красивый уголок нашего края, конкурс рисунков “Природоохранительные знаки”, эстафета эрудитов…
2) защита и улучшение природной среды
Часто урок является частью проекта, например, подкормка птиц в зимний период, изготовление кормушек, борьба с мусором, посадка растений, озеленение пришкольного двора, предупреждение дурных поступков в природе и борьба с ними… Идет работа по выпуску листовок, памяток с правилами поведения в лесу.
3) сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление поделок).
Помогают решать эту задачу уроки технологии, изобразительного искусства.
Но воспитание экологической культуры, выработка правил поведения осуществляются и на других уроках: русского языка, математики, литературного чтения.
Такая работа ведется в целях использования экологических знаний, как эффективного средства обучения и воспитания подрастающего поколения, а так же совершенствуя формы и методы экологической работы.
Ребята пишут, рисуют, фотографируют, участвуют в праздниках, в конкурсах, викторинах, акциях, десантах по очистке школьного двора и прилежащей к нему территории.
Если на уроках окружающего мира в начальной школе учащиеся получают основы знаний о родном крае, то на других уроках, во внеурочное время они могут углубить и расширить свои знания и реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить первые навыки цветовода, растениевода, эколога, исследователя.
Учащиеся вовлекаются в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности
На своих уроках и внеклассных мероприятиях я хочу донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за нашу маленькую речку, берега которой превращаются в свалку, лесные поляны с чёрными пятнами от костров, за то, что мы не задумываясь иногда своими действиями наносим природе вред, хотя могли бы этого и не делать … Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним природу – не будет и России!
По словам В.А. Сухомлинского, чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с детства. Что я и делаю…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"
Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....
описание опыта работы учителя начальных классов Алешиной Юлии Михайловны
Моя педагогическая концепция«Через творчество к звездам»Описание системы работы Алёшиной Юлии Михайловны,учителя начальных классов МСОШ №31 с углубленнымизучением предметов художественно-эстетического...
Описание системы работы учителя начальных классов.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия о...
Описание системы работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №1 р.п. Татищево» Зверевой Наталии Александровны
Описание инновационной деятельности по актуальным проблемам образования....
Описание системы работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №1 р.п. Татищево» Зверевой Наталии Александровны
Описание инновационной деятельности по актуальным проблемам образования....
Описание системы работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №1 р.п. Татищево» Зверевой Наталии Александровны
Описание инновационной деятельности по актуальным проблемам образования....
Описание системы работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №1 р.п. Татищево» Зверевой Наталии Александровны
Описание инновационной деятельности по актуальным проблемам образования....