Описание системы работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №1 р.п. Татищево» Зверевой Наталии Александровны
статья
Описание инновационной деятельности по актуальным проблемам образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 40.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание системы работы
учителя начальных классов МОУ «СОШ №1 р.п. Татищево»
Зверевой Наталии Александровны
- Описание инновационной деятельности по актуальным проблемам образования.
«Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас». Эти слова произнёс Эрнст Легуве, французский писатель, живший на рубеже 18-19 в. Но они как нельзя лучше отражают сущность системы современного образования. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать цели, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования). Я работаю учителем начальных классов. Именно в начальной школе закладывается основа формирования учебной деятельности. Своим долгом я считаю создание таких условий, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях. А мы, учителя, должны помогать и поддерживать, направлять и правильно организовывать деятельность ученика.
С 2008 года я работаю по образовательной системе «Гармония». Работая по учебникам этой программы, я имею возможность реализовать современные требования к содержанию и организации образования младших школьников и тем самым обеспечить достижение предусмотренных ФГОС результатов начального образования – личностное развитие детей, их духовно-нравственное воспитание, формирование у них конкретных предметных умений и комплекса универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Осуществление поставленных целей обеспечивается следующими видами деятельности:
- Реализую системно- деятельностный подход к организации учебной работы, что позволяет формировать у учащихся умение осознавать учебную задачу, планировать свои действия, осознанно их выполнять, осуществлять самоконтроль (итоговый и пошаговый), проводить самооценку.
- Стараюсь осуществлять целенаправленное формирование приёмов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение), обучаю установлению причинно-следственных связей, построению рассуждений, фиксации выводов в различной форме: словесной, схематичной, модельной.
- Применяю здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, динамические паузы)
- Наряду с формированием логического мышления, важно создать условия для совершенствования эмоциональной сферы ребёнка, для расширения его опыта образного восприятия мира, для развития образного мышления.
- Во время учебного процесса обеспечиваю обучение всем видам речевой деятельности, в том числе различным видам чтения, поиску, получению, переработке и использованию информации, её пониманию и представлению в различной форме: словесной, изобразительной, схематичной, модельной.
На своих уроках я пытаюсь создать условия для организации продуктивного общения, сотрудничества детей с учителем и друг с другом, для формирования в целом коммуникативных умений: дети учатся слушать и стараться понимать собеседника; строить свои высказывания с учётом задач, условий и принятых правил общения; создавать небольшой монолог, участвовать в диалоге, в коллективной беседе, понимать возможность различных точек зрения на один и тот же вопрос, осознавать и аргументировать своё мнение.
Повысить у учащихся интерес к самостоятельному «творчеству» мне позволяют:
Нетрадиционные (нестандартные) уроки: урок-сказка, урок - КВН, урок-путешествие, урок-экскурсия, уроки-проекты и интегрированные уроки..
Проблемные ситуации. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения заданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Я не мыслю педагогический урок без проблемной ситуации по ФГОС. Ведь дети сами находят ответ на поставленный вопрос. Если ответ найден правильно, значит - урок удался.
Интеграция учебных занятий. На результативность процесса обучения оказывают межпредметные связи: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Дифференцированное обучение. Работая по образовательной системе «Гармония», я решаю проблему всестороннего развития личности путем применения технологии уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, его склонности, интересы, ценности. Использование данной технологии вызывает интерес к изучению предметов, развивает способности учащихся, формирует необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.
Дифференцированный подход осуществляю и при определении домашнего задания для учащихся.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра, в ходе которой ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.
Использование информационно - коммуникационных технологий.
На уроках я применяю работу с интерактивной доской, использую мультимедийные учебно – методические комплекты по всем предметам, самостоятельно разработанные презентации и видеофильмы, тесты и т.д. Уроки с применением мультимедиа ресурсов вызывают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.
Современный учитель не только помогает формированию знаний, умений, навыков, он помогает каждому ребенку сформироваться как личности, развивает желание преодолевать жизненные трудности, помогает научиться правильно оценивать свои поступки и результаты своего труда. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам относятся проектные технологии.
Методом проектов я заинтересовалась ещё в 2005 году. Тогда я для себя выбрала методическую тему: «Инновационная деятельность учителя (проектные технологии)». Из-за недостатка литературы многое приходилось познавать методом проб и ошибок, но тем занимательнее был результат. Работа над этой темой была интересна мне долгие годы, и я думаю, что будет актуальна ещё длительное время. Ведь именно работая над проектом учащиеся имеют возможность решать следующие задачи:
– научиться организовывать свою деятельность: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике;
- взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
– научиться объяснять явления действительности (природной, социальной, культурной, технической среды), т.е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость;
– научиться ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты и их оценку, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;
– научиться решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т.д.), сформировать умение анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям;
– сформировать ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности: навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества.
Включать школьников в проектную деятельность я начинаю постепенно, с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные исследовательские проекты.
В 1 классе я сама выбираю тему проекта, определяю, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально, но постепенно формируются навыки работы в группе. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. И вот тут моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Надо научить детей работать с книгами в школьной библиотеке. Учимся искать нужную информацию. На помощь приходят совместные занятия с библиотекарем. Важно помочь детям оформить проекты и их защитить, здесь используется индивидуальная работа с учащимися.
Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);
-презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
-менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Для продуктивного использования проектно-учебной деятельности, для становления субъектности младших школьников в процессе обучения, необходимы ещё и определённые эффективные педагогические условия.
Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает:
- коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);
- интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);
-оценочно-самооценочный.
Содержание проекта:
В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
1 этап. Погружение в проект.
На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.
2 этап. Организационный.
На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.
3 этап. Осуществление деятельности.
Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.
4 этап. Обработка и оформление результатов проекта.
На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.
5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).
Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.
В первом классе проекты чаще носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.
По завершению «Букварного периода», ребята составили свою «Азбуку». Дети рисовали буквы, подбирали слова, учили стихи.
Один из первых проектов первоклассников назывался «Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики!» Проект был разработан для учащихся с целью приобщения их к школьному режиму, правилам поведения в школе. Дети наблюдали, делали выводы и формулировали сами правила поведения. Многие из этих правил действуют в классе и в настоящее время. Результаты деятельности - практическая полезность проекта.
Тема «Грибы». Проект на эту темы был одним из запоминающихся, т.к. включал целый ряд работ. Остановлюсь подробнее на этом проекте.
Предмет: «Окружающий мир»
Тип проекта - творческий.
Форма проекта – групповая и индивидуальная.
Длительность проекта – 2 недели.
Продукт проекта – «Книга грибов»
Этапы работы:
1. Погружение в проект.
Постановка проблемы - помочь Лесовичку составить «Книгу грибов». Обсуждение темы с учителем.
2. Планирование деятельности. Выработка плана действий. Разделение на группы в соответствии с главами книги (съедобные грибы, несъедобные грибы, удивительные грибы)
3. Осуществление деятельности по решению проблемы.
1 группа – индивидуальные проекты.
Задачи данного этапа: самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным задачам.
Действия учащихся: Сбор информации о съедобных грибах (их внешняя характеристика, характерные особенности, полезные свойства, применение человеком)
Действия учителя: отвечает на вопросы, помогает отделить лишнюю информацию.
2 группа – групповой проект.
Задачи данного этапа: Работа учащихся в группе, соответственно распределенным обязанностям.
Действия учащихся: Сбор информации о несъедобных грибах (их внешняя характеристика, характерные особенности, отличительные черты от съедобных, чем опасны для человека )
Действия учителя: отвечает на вопросы, помогает отделить лишнюю информацию.
3 группа – групповой проект исследовательской направленности.
Задачи данного этапа: Провести наблюдение. Выяснить в каких условиях развивается плесень.
Действия учащихся: Проводят эксперимент по выявлению причин появления плесени на продуктах.
Действия учителя: Помогает в организации эксперимента, контролирует процесс наблюдения на различных стадиях появления плесени.
4. Оформление результатов
1 группа – в виде рисунков и сообщений.
2 группа – в виде макетов похожих между собой съедобных и несъедобных грибов (шампиньон - желчный гриб, опёнок осенний и опёнок ложный) с указанием их отличительных черт.
3 группа – в виде оформленных выводов и фотографий, сделанных в ходе наблюдения.
5. Презентация результатов.
Все участники 1 группы выступают с сообщениями о съедобных грибах.
От второй группы выступают представители. Они демонстрируют на макетах отличительные признаки съедобных грибов от несъедобных.
Представитель от 3 группы рассказывает о ходе эксперимента и о выводах, к которым пришли члены этой группы.
Итог работы: рисунки, фотографии, информация, предоставленная детьми, была собрана в Книгу грибов и передана Старичку – Лесовичку.
В ходе работы над проектом были задействованы следующие методы: анализ, сравнение, наблюдение, обобщение.
Учебный проект " Солнечная система" во 2 классе позволил учащимся узнать много полезной информации о космических телах. Работа над проектом началась с предложения отправиться в космическое путешествие, но тут возник проблемный вопрос – на какую планету? С помощью дополнительной литературы группы детей выясняли внешний вид планет, их строение температуру поверхности планет, атмосферу, расстояние от Земли, возможно ли пребывание человека на ней, открыли спутники планет и т.д. Попутно учащиеся узнавали и о других космических телах: звёздах, кометах, метеоритах. Реализуя проект, мы выяснили, какие тела входит в Солнечную систему, чем отличаются звезды, планеты, спутники, есть ли жизнь на других планетах? На эти вопросы искали ответы, работая в группах и самостоятельно. Продукт проекта: объёмное изображение Солнечной системы из пластилина на большом листе картона, где собран материал о Солнечной системе.
Мной перечислена лишь часть проектов, применяемых на уроке «Окружающий мир». Программный материал этого предмета способствует развитию творческих и мыслительных способностей учащихся. Много проектов было создано на уроках ИЗО и технологии. Зачастую к работе над проектами я привлекаю родителей. Они не только знают, чем мы занимаемся, но и активно помогают. В сотрудничестве мы вместе достигаем нужных результатов.
- Результативность, полученная в процессе апробации инновационной деятельности.
Результатом своей работы я считаю успехи учеников. 100 % успеваемость учащихся по итогам года на протяжении нескольких лет является доказательством успешного применения использования инновационных технологий. А применение различных форм и методов работы на уроках помогло развить интерес к учебной деятельности.
Ежегодно мои ученики принимают участие в международных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Английский бульдог»; в 2014 году стали участниками международной игры «Гелиантус»; занимали призовые места в ΙΙΙ Всероссийском блиц-турнире по русскому языку «Путешествие по Лингвинии». Приглашая детей для участия в олимпиадах, я обязательно учитываю интересы и способности детей. Занятия с одарёнными детьми во внеурочное время приносят свои результаты. Ученик 4 класса Майоров Андрей получил Диплом победителя ΙΙ степени в ΙV Всероссийской олимпиаде по окружающему миру, Иванова Анастасия получила Диплом победителя ΙΙ степени в ΙV Всероссийской олимпиаде по русскому языку, Логинов Игорь получил Диплом победителя ΙΙΙ степени в V Всероссийской олимпиаде по математике. Ученики моего класса становились победителями по различным предметам участвуя в интернет - олимпиадах «Вот задачка.ру», а так же в школьных олимпиадах (1,2,3 места).
Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения, ИЗО, технологии, вызывает стремление учащихся к саморазвитию. Дети являются постоянными участниками конкурсов художественно - эстетического направления на различных уровнях ( Нечаев Валера участник ΙΙ Детского Международного литературного конкурса «Сказка в Новогоднюю ночь», Береговец Михаил победитель муниципального конкурса рисунков «Моя семья», Сторожук Валерия заняла 2 место в муниципальном конкурсе рисунков «Моя семья», Симонян Арарат награждён Дипломом ΙΙΙ степени за участие в региональном конкурсе «День Победы» в рамках всероссийской акции «К 70-летию Победы - 70 добрых дел» и др.)
Применение здоровьесберегающих технологий позволило добиться хороших результатов в плане посещаемости уроков. Ребята с удовольствием принимают участие в Дне здоровья, спортивных состязаниях, посещают секции.
Участвуя в социальных и экологических акциях, учащиеся продолжают работу по развитию духовно – нравственного воспитания.
«Учитель – вечный ученик». Для меня непрерывное образование всегда актуально.
2007 г. Свидетельство о получении специальности «Оператор ЭВМ, оператор – пользователь ПК» Поволжский межрегиональный учебный центр.
2008г. Удостоверение о дополнительной профессиональной подготовке по программе «Интернет –технологии для учителя-предметника» ГОУ ДПО СарИПКиПРО.
2012 г. обучение на семинаре: «Реализация идей ФГОС в образовательной системе «Гармония», проведенного автором курса «Русский язык» профессором М.С. Соловейчик.
2013 г. обучение на семинаре «Системно-деятельностный подход при обучению младших школьников решению задач»
2013 г. принимала участие во ΙΙ Детском Международном литературном конкурсе «Сказка в Новогоднюю ночь» качестве наставника
2013 г. участвовала во Всероссийской Педагогической Видеоконференции по теме: «Повышение эффективности обучения за счёт учёта психоматических особенностей учащихся»
2014 г. участвовала во Всероссийской Педагогической Видеоконференции по теме: «Современный педагог в изменяющейся образовательной среде»
2014 г. Сертификат куратора проведения олимпиад «Вот задачка.ру»
За плодотворный труд, большой личный вклад в дело обучения и воспитания детей и молодежи в 2012 году была награждена благодарственным письмом от главы администрации П.В.Сурковым.
- Механизм передачи собственного педагогического опыта.
Результатами своей педагогической деятельности я активно делюсь с коллегами.
Выступления педагогическом совете школы:
Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе» 2010г.
Выступления на заседаниях РМО:
«Инновационная деятельность учителя начальных классов Зверевой Н.А. (применение проектных технологий)» 2011 г.
ШМО учителей начальных классов:
1. Открытый урок «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка» 2005г.
2. Доклад: «Развитие способностей, творчества, инициативы в условиях личностно-ориентированного подхода», 2007г.
3. Открытый урок «Инновационная деятельность учителя (применение проектных технологий на уроках окружающего мира)» 2010г.
4. Доклад «Формирование компетентности в сфере самостоятельной учебно-познавательной деятельности младших школьников», 2012г.
5. Сообщение из опыта работы: «Применение ИК на уроках русского языка» 2012г.
6. Выступление «Изменения в Законе об образовании Российской Федерации», 2013г.
Свои презентации, конспекты уроков и мероприятий я размешаю на интернет–сайтах (Завуч. инфо, Педсовет, Началка.com, Открытый класс и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"
Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....
Описание системы работы учителя начальных классов.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия о...
Описание системы работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №1 р.п. Татищево» Зверевой Наталии Александровны
Описание инновационной деятельности по актуальным проблемам образования....
Описание системы работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №1 р.п. Татищево» Зверевой Наталии Александровны
Описание инновационной деятельности по актуальным проблемам образования....
Описание системы работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №1 р.п. Татищево» Зверевой Наталии Александровны
Описание инновационной деятельности по актуальным проблемам образования....
Описание системы работы учителя начальных классов МБОУ "СШ № 4 г. Нижний Ломов"
Экологическое воспитание - это сложный педагогический процесс. Он формирует систему отношения человека к самому себе с позиции его отношения к природе. Поэтому, воспитание ценности природы, как источн...
Отзыв о системе работы учителя начальных классов, Виноградовой Любови Александровны МОУ ИРМО «Мамоновской СОШ»
Виноградова Любовь Александровна начала педагогическую деятельность в МОУ ИРМО «Мамоновской СОШ» в 2012 году. Она зарекомендовала себя хорошим педагогом, ...