Умники и умницы
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
Управление Администрации по образованию и делам молодежи
Благовещенского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №2»
Благовещенского района Алтайского края
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
МО учителей начальных классов Заместитель директора Директор школы
Руководитель МО по УВР _________А.И.Петренко
__________О.В. Ляхова _________Л.Ю.Габт Приказ № _______
Протокол №_____ «____»______2020г от «___»_______2020г
От «_____»______2020г
Рабочая программа
По внеурочной деятельности для 4 класса
«Умники и умницы»
Уровень начального общего образования
Направление: общеинтеллектуальное развитие
Составила:
учитель начальных классов
Тельнова Светлана Николаевна
р.п. Благовещенка
2020г
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны. Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей 4 класса и позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий. Программа курса «Умники и умницы» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.
Цели программы: Повысить интерес к математике, обучая учащихся приёмам составления задач; развивать творческие способности и самостоятельность мышления.
Задачи программы:
- формирование умения составлять собственные задачи, используя различные
приёмы;
- формирование и развитие практических умений обучающихся решать задачи;
- развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
- развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
Три аспекта учебной цели:
познавательный:
- Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
- Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий:
- Развитие речи.
- Развитие мышления(умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать,
выделять главное, доказывать и опровергать).
- Развитие сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук).
- Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий:
- Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
- системность: задания располагаются в определённом порядке;
принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
увеличение объёма материала;
Формы и виды занятий: ) занятия, направленные на составление задач, состоящие из трёх этапов:
• Вводная часть (задачи-шутки, викторины, ребусы, загадки, шифровки, головоломки)
• Основная часть (знакомство с приёмами составления задач)
• Заключительная часть (самостоятельная, творческая работа учащихся)
2) конкурсы знатоков:
-игровые занятия;
-КВН.
-игра- соревнование.
-составление мини-проектов.
В практике работы используются следующие формы:
-индивидуальные и групповые;
-практические и теоретические;
-беседы;
-игры;
-знакомство с литературой;
Содержание программы
Программа курса «Умники и умницы» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
^ Логически-поисковые задания (5 ч)
В 4 классе предлагаются задачи логического характера целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из нескольких суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из раздела «комбинаторика».
^ Тренировка внимания (5 ч)
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
^ Тренировка слуховой памяти (5 ч)
Так же в4 классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность.
^ Тренировка зрительной памяти (5 ч)
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
Поиск закономерностей (5 ч)
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.
^ Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (5 ч)
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
Место учебного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 учебных недели, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению, творческому потенциалу. Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Предполагаемые результаты реализации программы
Предметные результаты:
•Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
•делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
•находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
•называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
•точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;
•уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
•узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
•узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
•решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
•составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
•заполнять магические квадраты размером 3×3;
•находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
•находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
•находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
•проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
•объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
•решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
•уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.
Метапредметные (универсальные) результаты:
Регулятивные УУД:
•Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
•Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
•Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
•Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий)
•Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
•Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
•Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
•Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
•Добывать новые знания: находить необходимую информацию
•Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,таблица, схема, др.).
•Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Личностные результаты:
•Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
•В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
•Средством достижения этих результатов служит учебный материал
Календарно-тематическое планирование
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Для учителя:
О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 4 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2011.
О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 3 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2012.
Айзенк Г. Проверьте свои способности. - СПб.: 1996.
Винокурова Н. К. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. Чч. 1-У. - М.: РОСТ, 1997-1999.
Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развитие творческих способностей. - Киров, 2004.
Голубь В. Т. Графические диктанты. - М.: Вако, 2004.
Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. - М.: 1998.
Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. - ТЦ Учитель, 2000.
Локалова Н. П. 90 уроков психологического развития младших школьников. - М.: Луч, 1995.
Для ученика:
О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть1, 2. М.: РОСТкнига, 2011.
О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть1, 2. М.: РОСТкнига, 2011.
Сборник загадок / Сост. М. Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988.
Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. - М.: Олма-Пресс, 1998.
Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. - М.: 1996.
Средства обучения:
•аудиовизуальные;
•технические (проектор, компьютер);
•учебное оборудование;
•наглядные пособия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Умники и умницы" по теме: "Здоровый образ жизни"
Игра "Умники и умницы" в рамках Недели начальной школы по теме: "Здоровый образ жизни"...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме "Встреча со сказкой"
Конспект внеклассного мероприятия по чтению в форме интеллектуальной игры "УМНИКИ И УМНИЦЫ", по теме "В мире сказок"для учащихся 2-4 класса. Игра проходит в три этапа: пролог(отборочный тур...
Сценарий праздника "Умники и умницы."
Данное мероприятие проведено на городском уровне для отличников учёбы и победителей городской олимпиады. Задания, предлагаемые участникам мероприятия, раширяют кругозор предметных знаний, развивают по...
Конкурс " Умники и умницы" (презентация)
Познавательный конкурс для учащихся 3-4 классов....
Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам" 4 класс
Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам" 4 класс...
Программа "Умникам и умницам" 1, 2 класс (На основе программы О.Холодовой "Юным умникам и умницам")
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования при работе с учащимися 1, 2 класса, внедряющих ФГОС начального общего образования....
Математический КВН "Умники и Умницы" для младших школьников. Презентация к познавательной игре "Умники и Умницы"
Математический КВН "Умники и Умницы", проведен в форме познавательной игры. Цель мероприятия, показать внеклассную работу по ФГОС - системно-деятельностный подход в нчальной школе....