Кейс-метод в образовательном процессе: организация самостоятельной работы обучающихся
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Кейс-метод в образовательном процессе: организация самостоятельной работы обучающихся ( из опыта работы учителя начальной школы )
«Знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и поэтому не так долговечно, как продукт собственного мышления»
Сократ
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей. Применение современных инновационных технологий на уроке позволяет не только раскрыть способности ученика, но и формирует умение учиться. Основной формой обучения в начальной школе по-прежнему остается урок. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебной деятельности младшего школьника. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Поэтому в современных условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений. Учитель начальных классов должен осуществлять постоянный поиск эффективных технологий обучения, одной из которых является кейс-метод.
Кейс-технология возникла как способ анализа конкретных ситуаций в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США).
Кейс-метод или метод конкретных ситуаций – это метод активного проблемного, эвристического обучения. Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.
Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, видеофайлы, презентации и пр.)
Поставив задачу и подготовив «кейс», следует организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность - совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию, и вырабатывает практическое решение. Далее организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего для разрешения поставленной проблемы.
При создании кейса надо ответить на три вопроса:
- Для кого и чего пишется кейс?
- Чему должны научиться дети?
- Какие уроки они из этого извлекут?
Цель игрового проектирования - создать или усовершенствовать проект. (Урок русского языка. Создавали проект «Зимняя страничка». Детям очень понравилось создавать самим, а не исполнять задуманное.) Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых разрабатывает свой проект. Такая работа несет в себе элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути его развития. Важно, что проекты могут быть разных типов: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Ситуационно-ролевая игра позволяет создать перед аудиторией (в виде инсценировки) правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать ученикам возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки - ролевая игра.
Согласно проведенным наблюдениям, младшие школьники на кейс-уроках работают более активно, целеустремленно, у них повышается стимул к получению прогнозируемого результата, отрабатывается мобильность и оперативность в групповой работе.
Таким образом, данная технология организации учебного процесса направлена не столько на освоение конкретных знаний, сколько на формирование у него метапредметной деятельности.
Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Очень важный этап- это создание “ситуации успеха”. Каждый ученик на определённом этапе (посильном для него) индивидуально решает задачу, не испытывая при этом никаких затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими результатами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Кейс-метод в образовательном процессе: организация самостоятельной работы обучающихся ( из опыта работы учителя начальной школы )
«Знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и поэтому не так долговечно, как продукт собственного мышления»
Сократ
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей. Применение современных инновационных технологий на уроке позволяет не только раскрыть способности ученика, но и формирует умение учиться. Основной формой обучения в начальной школе по-прежнему остается урок. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебной деятельности младшего школьника. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Поэтому в современных условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений. Учитель начальных классов должен осуществлять постоянный поиск эффективных технологий обучения, одной из которых является кейс-метод.
Кейс-технология возникла как способ анализа конкретных ситуаций в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США).
Кейс-метод или метод конкретных ситуаций – это метод активного проблемного, эвристического обучения. Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.
Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, видеофайлы, презентации и пр.)
Поставив задачу и подготовив «кейс», следует организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность - совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию, и вырабатывает практическое решение. Далее организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего для разрешения поставленной проблемы.
При создании кейса надо ответить на три вопроса:
- Для кого и чего пишется кейс?
- Чему должны научиться дети?
- Какие уроки они из этого извлекут?
Цель игрового проектирования - создать или усовершенствовать проект. (Урок русского языка. Создавали проект «Зимняя страничка». Детям очень понравилось создавать самим, а не исполнять задуманное.) Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых разрабатывает свой проект. Такая работа несет в себе элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути его развития. Важно, что проекты могут быть разных типов: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Ситуационно-ролевая игра позволяет создать перед аудиторией (в виде инсценировки) правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать ученикам возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки - ролевая игра.
Согласно проведенным наблюдениям, младшие школьники на кейс-уроках работают более активно, целеустремленно, у них повышается стимул к получению прогнозируемого результата, отрабатывается мобильность и оперативность в групповой работе.
Таким образом, данная технология организации учебного процесса направлена не столько на освоение конкретных знаний, сколько на формирование у него метапредметной деятельности.
Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Очень важный этап- это создание “ситуации успеха”. Каждый ученик на определённом этапе (посильном для него) индивидуально решает задачу, не испытывая при этом никаких затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими результатами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной деятельности обучающихся и система формирования навыков самостоятельной деятельности.
Доклад на методическом совещании «Организация самостоятельной деятельности» (из опыта работы)....

Организация самостоятельной работы обучащихся начальных классов при изучении математического материала
Организация самостоятельной работы обучащихся начальных классов при изучении математического материала...

Технологическая карта урока с применением парной и фронтальной форм организации самостоятельной работы обучающихся по теме «My favourite animal»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.Цель урока: формирование лексических навыков по теме: «My favourite animal».Формы самостоятельной работы обучающихся: парная, ...

«Дифференцированный подход к организации домашней самостоятельной работы обучающихся как средство индивидуализации обучения»
Цель работы: выявить влияние домашней самостоятельной работы на качество образовательного процесса школьника....

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка 1-4 кл с обучающимися, демонстрирующими стабильно низкие образовательные результаты
Организация самостоятельной работы на уроках русского языка 1-4 классы с обучающимися, демонстрирующими стабильно низкие образовательные результаты (из опыта работы)...

Учебно-методическая разработка по теме «Особенности организации самостоятельной работы в учебном процессе начальной школы»
Учебно-методическая разработка по теме «Особенности организации самостоятельной работы в учебном процессе начальной школы»В соответствии с основными направлениями реформы общеобразовательн...

«Методы и формы организации самостоятельной работы обучающихся: проблемы, подходы, решения»
Новые социальные условия в России, Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения предполагают введение в образовательный процесс эффективных дидактических средств, гарантирующи...