Программа курса внеурочной деятельности "Юный журналист" (5-6 класс)
рабочая программа

Канавина Елена Михайловна

Программа рассчитана на обучающихся 5-6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_zhurnalist_5-6_klass.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Личностные и метапредметные результаты освоения программы
  3. Содержание программы.
  4. Тематическое  планирование.
  5. Список литературы

1. Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности обучающихся 5-6  классов составлена с учётом новых требований ФГОС ООО к структуре основной образовательной программы основного общего образования.  

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.

Педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети на занятиях, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы, направлена не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

            Новизна программы состоит в том, что она создаёт условия для продуктивной творческой деятельности младших школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению. Умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы, используются в практической деятельности: выпуске школьных газет, на уроках русского языка, литературы, обществознания.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование универсальных учебных действий.

Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста.  В 5 и 6 классе занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 34 часа за учебный год.  Занятия проводятся во второй половине дня.

Выделяем следующие принципы построения программы:        

  1. Доступность, соответствие возрастным особенностям детей.
  2. Систематичность и последовательность приобретения навыков и умений.
  3. Личностно-ориентированный подход к детям.
  4. Изучение интересов и потребности детей.
  5. Практическое участие детей.
  6. Творческий подход в решении проблемы.

 

Цель программы - формирование учащегося-журналиста, способного к полноценному восприятию духовной культуры; формирование системы начальных знаний, умений, навыков журналиста и создать условия для самоопределения, самовыражения и самореализации.

Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи: 

  • создать условия для включенности воспитанников в информационное и образовательное пространство, формируемое программой “Служу Отечеству пером”, с целью их самореализации и ориентации на социально-значимую деятельность;
  • формировать навыки работы с информацией;
  • развивать  творческие способности;
  • развивать коммуникативные качества личности.

Для сообщения основных знаний по профессии журналиста применяется классно-урочная система обучения с лекциями, беседами, практическими занятиями. Важное значение имеет постоянная практическая отработка умений и навыков, причем более эффективно это делать в процессе создания газеты, когда учащиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения написать материал в любом формате жанра до умения получить конечный продукт социального значения.

Профессия журналиста – профессия социальная, поэтому процесс обучения строится на постоянной социальной практике.

Применяются такие формы работы, как социологические опросы, экскурсии, создание баз данных, подготовка творческих работ, выпуск школьной газеты (формы работы, связанные со сбором, анализом и распространением информации).

Для формирования коллектива и развития коммуникативных свойств личности применяются тренинги общения, упражнения на развитие актерского мастерства, экскурсии.

2. Личностные и метапредметные результаты освоения программы

Программа направлена на формирование у учащихся универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к видам печатного слова, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым самовыражения;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, речевую культуру,  сформировать познавательные интересы;

- Достичь оптимального для каждого уровня развития;

- Сформировать систему универсальных учебных действий;

- Сформировать навыки работы с информацией;

- научиться теории и методике журналистского творчества,

- быстро    реагировать   на события, происходящие вокруг них;

- развить орфографическую зоркость, внимание, память, литературные и творческие способности.

 

   

3. Содержание программы

5 класс

  • Раздел I «Краткое введение в историю журналистики» (3 часа).  

Как и почему возникла журналистика. Из истории детской прессы. Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ.

  • Раздел II «Основы журналистики» (31 час ).

Мастерская жанров.

Разнообразие газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические. Роль различных жанрообразующих факторов в формировании жанров.

 Как писать материал и что такое «подача» материала.

Как выбрать «главное». Секреты мастерства. Учимся писать для газеты.

Информация (новость).

Событие как предмет отображения информации в газетных жанрах. Факт как основа публикации. Способы отображения информации.

Источники информации для журналиста и способы фиксирования информации.

Где искать свежие новости? Журналист всегда в гуще событий. Запоминаем и записываем.

Интервью.

Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос.

Заметка.

Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность.

Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры.

Языковая игра. Лексика и фразеология. Тропы. Синтаксис.

 Репортаж.

Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность ), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.

Фоторепортаж.

Особенности жанра. Как снять интересный фоторепортаж.

Стили русского языка.

Многообразие стилей русского языка и их основные особенности.

 Публицистический стиль.

Отличительные черты публицистического жанра. Как писать в газету.

 Очерк.

Что такое очерк? Виды очерков: проблемный, портретный, путевой.

 Эссе.

             Задачи эссе. Место эссе в газете. Структура эссе

Фельетон.

Фельетон в современной прессе. История жанра. Особенности жанра.

Памфлет.

Памфлет как жанр сатирической публицистики Особенности развития памфлетного жанра. Композиционно-стилистические особенности памфлета.

 Культура речи.

Речевая культура журналиста – залог успешности его выступления, одно из важнейших требований к его профессиональным качества.

6 класс

 Введение.

Роль и функция журналистики в обществе. Деятельность журналиста. Закон о СМИ.

История возникновения газеты. Преимущества печатной прессы пред радио и телевидением. Типология прессы. Лицо газеты - первая полоса. Информационная, комментирующая, контрольная, связующая функции журналистики. Бережное отношение к языку, сохранение культуры языка - важнейшая функция журналистики.

Деятельность журналиста. Журналист - выразитель позиции, мнения, суждения, точки зрения. Журналист - лицо газеты. Закон о СМИ.

 Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика.

Разработка кодекса чести журналиста. Каким должен быть настоящий журналист? Искусство репортажа. Секреты мастерства. Значение скорописи. Как не потеряться в информационном поле?

Теория и практика профессиональной этики. Журналист как сторонний наблюдатель. Этические правила журналиста.

 Газета как источник информации. Виды газет, их назначение.

Анализ периодической печати. Обзор региональных газет. Презентация любимой газеты. Центральные и региональные газеты. Городские газеты. Ежедневные и воскресные газеты. Бульварная и желтая пресса.

Заголовки.

Содержание, типы заголовков, влияние заголовка на содержание текста, ключевые слова.

 Необычные тексты.

Поликодовые тексты. Слова к фотографии - какими они должны быть? Необычный текст - фотозарисовка. Составление фотозарисовки. Стилевые черты и языковые средства необычных текстов.

 Чужая речь в моём тексте.

Чужая речь как элемент текста. Чужая речь - рефрен. Чужая речь как лейтмотив произведения. Использование цитат.

 От отзыва к рецензии.

Форма написания деловых бумаг. Основные признаки лицензии.

 Газетная информация.

Каким должен быть тезис; речевые стереотипы, которые помогают внести тезис в аргументированный текст; какими должны быть аргументы; культура статьи; желтая пресса. Газетные жанры. Событие как предмет отображения информации в газетных жанрах. Факт как основа публикации. Способы отображения информации. Разнообразие газетных жанров: информационные, аналитический, художественно-публицистические. Роль различных жанрообразующих факторов в формировании жанров. Событие как предмет отображения в газетных жанрах.

Текст.

Что такое текст. Типы текстов. Сильные позиции текста, тема и микротема текста, составление визитной карточки, первичные и вторичные тексты, пересказ, виды пересказа.

Характеристика информационных жанров: информация, корреспонденция, пресс-релиз и проч. Заметка. Информационная корреспонденция. Информационный отчет. Информационное интервью. Репортаж.

Роль информационных агентств. Значение пресс-релизов. Источники информации и правила их использования.  

  Репортаж.

История репортажа. Событие неприкосновенно. Законы репортажа. Основа репортажа. Формы выражения авторского "Я".

Особенности проведения репортажа, интервью. Оформление на газетной полосе. Искусство получать нужную информацию. Интервьюирование людей, не желающих разговаривать с журналистами. Правила жанра.

 Аналитические жанры. Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет. Анкета. Мониторинг. Рейтинг

Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет, интервью, опрос. Анкета. Мониторинг. Рейтинг. Рецензия. Статья. Обозрение. Обзор СМИ. Прогноз. Версия. Социологический опрос. Языковые и структурные особенности.

Рецензия. Статья. Интервью.

Творческая лаборатория: написать статью на основе последних данных о случившемся тогда, когда в редакцию через каждые 5 минут поступает "новая" последняя информация

Обозрение. Обзор. Прогноз. Версия. Социологический опрос

Соцопрос.

Обзор СМИ.

Фельетон. Пародия. Сатирический комментарий. Анекдот

Анализ текстов художественно-публицистических жанров.

Редактирование.

Житейская история. Легенда

 Анализ текста-легенды.

Творческие проекты "О чем пишут в газетах?"

Работа над творческими проектами "О чем пишут в газетах?" Оформление творческих работ. Выпуск рукописных и печатных газет. Оформление выставки.

4. Тематическое планирование

5 класс

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

Форма деятельности

Краткое введение в историю журналистики

3

 

1

Как и почему возникла журналистика.

1

1

Беседа, работа в группах

2

Из истории детской прессы.

1

1

Беседа, работа в группах

3

Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ.

1

0,5

0,5

Практическая работа с журналами и газетами

Основы журналистики

31

4

Мастерская жанров.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа

5

Как писать материал и что такое «подача» материала.

2

1

1

Беседа, практическая работа

6

Информация (новость).

2

1

1

Беседа, практическая работа, подготовка материала для школьной газеты

7

Источники информации для журналиста и способы фиксирования информации.

2

1

1

Экскурсия в редакцию «Городской газеты»

8

Интервью.

2

1

1

Беседа, практическая работа

9

Заметка.

2

1

1

Беседа, практическая работа, подготовка материала для школьной газеты

10

Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры.

2

1

1

Беседа, практическая работа

11

Репортаж.

2

1

1

Беседа, практическая работа

12

Фоторепортаж.

2

1

1

Беседа, практическая работа, подготовка материала для школьной газеты

13

Стили русского языка.

2

1

1

Беседа, практическая работа

14

Публицистический стиль.

 2

1

1

Беседа, практическая работа

15

Очерк.  

 2

1

1

Беседа, практическая работа, подготовка материала для школьной газеты

16

Эссе.

2

1

1

Беседа, практическая работа

17

Фельетон.

2

1

1

Беседа, практическая работа

18

Памфлет.

2

1

1

Беседа, практическая работа, подготовка материала для школьной газеты

19

Культура речи.

2

1

1

Беседа, практическая работа

6 класс

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

Форма деятельности

Роль и функция журналистики в обществе. Деятельность журналиста. Закон о СМИ.

1

0,5

0,5

Составление плана

Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика.

1

0,5

0,5

Тренинг: определить, правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях (ситуациях)? Как поступили бы вы?

Газета как источник информации. Виды газет, их назначение.

2

1

1

Ролевая игра «Презентация любимой газеты»

Заголовки.

1

0,5

0,5

Дебаты, деловая игра.

Необычные тексты.

2

1

1

Сочинение малой формы (заметка)

Редактирование собственных текстов.

Чужая речь в моём тексте.

1

0,5

0,5

Практическая работа, исследование.

От отзыва к рецензии.

2

Практическая работа.

Эксперимент.

Газетная информация.

1

0,5

0,5

Выпуск листовок «Новости недели»

Текст.

2

1

1

Миниатюра "Автопортрет".

Редактирование собственных высказываний.

Репортаж как разновидность публицистических жанров, его особенности.

1

0,5

0,5

"Творческая командировка": интервью с места событий. Репортаж об интересном школьном событии.

Фиксация материала и его систематизация.

1

0,5

0,5

Творческая работа.

Аналитические жанры. Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет. Анкета. Мониторинг. Рейтинг

2

1

1

Творческая лаборатория: составление рейтинга учебных предметов. Анкетирование

Рецензия. Статья. Интервью.

2

1

1

Деловая игра «Берем интервью»

Выпуск школьной газеты.

3

1

2

Конкурс художников-оформителей

Фельетон. Пародия. Сатирический комментарий. Анекдот

2

1

11

Творческая лаборатория: сочинение в рубрику "Сатира и юмор", "Нарочно не придумаешь".

Житейская история. Легенда

1

0,5

0,5

Творческая лаборатория: сочинение "Моя житейская история".

Творческие проекты "О чем пишут в газетах?"

2

1

1

Выпуск рукописных и печатных газет.

Экскурсия в редакцию городской газеты «Ленинск ТВ»

1

0,5

0,5

Экскурсия

Написание статьи в газету «Ленинск ТВ»

2

1

1

Участие в выпуске районной газеты

Проба пера

4

1

3

Выпуск газеты

5. Список литературы

1. Ахмадулин Е. Краткий курс теории журналистики. М. - Ростов-на-Дону, 2006

2. Ворошилов В.В.  Журналистика. СПб., 2006

3. Грабельников А. А.Работа журналиста в прессе. М., 2001

4. Засорина Т., Федосова Н. Профессия – журналист. Ростов-на-Дону. 1999

5. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. – Ростов н/Д: Феникс, 2004

6. Корконосенко С. Основы теории журналистики. СПб., 1995

7. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000

8. Морозова В.А. Редактирование. Общий курс. Ульяновск, 1999

9. Примерные программы внеурочной деятельности» под редакцией Горского В.А.

10. Рэндалл Д. Универсальный журналист. М., 2000

11. Шишкин Н. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2004

12. Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. М. 2002

        

Образовательные ресурсы Интернета для педагога и обучающихся

  • http://window.edu.ru – единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • www.ug.ru/ - «Учительская газета»
  • http://school-club.ru/ - «Школьный клуб»  
  • http://fcior.edu.ru/ - информационно-образовательные ресурсы  
  • gramota.ru справочно-информационный портал «Грамота»
  • mirslovarei.com – коллекция словарей и энциклопедий
  • online.multilex.ru – онлайн словари
  • http://portal-school.ru/ - школьный портал  
  • http://portal.lgo.ru/ - портал школьной прессы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здоровячки» для 4 класса по спортивно-оздоровительному направлению

       Программа   «Здоровячки!» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в соответствии с Федеральным государственным обра...

Программа курса внеурочной деятельности "Чемпион" 1-4 класс

Программа курса "Чемпион" с приложениями....

Программа курса внеурочной деятельности "Чемпион" 1-4 класс

Программа курса "Чемпион" с приложениями....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Бумажное творчество", 3 класс ФГОС

Программа поможет в организации  внеурочной деятельности учащихся 3 класса. Составлена в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Риторика" 2-4 класс в соответствии ФГОС

Рабочая программа курса внеурочной деятельности НОО «Риторика» социального направления....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Уроки Знайки 4 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...

Азбука здоровья.Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4классов. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению-это обучение школьников бережному отношению к своему здоров...