Использование потенциала фильмов духовно -нравственной направленности на занятиях с детьми с ОВЗ.
статья (1 класс)
Экранное искусство может помочь родителям и педагогу ввести ребенка в то культурное пространство, в котором ему придется жить и самореализовываться. Но для того, чтобы это произошло, нужно научить ребенка не только смотреть, но и видеть, понимать, осмыслять увиденное в процессе обсуждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ДНВ | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование потенциала фильмов
духовно – нравственной направленности
на занятиях с детьми с ОВЗ
Т.А. Бодрухина
В жизни современного ребенка кино и телевидение являются неотъемлемой частью мира, в значительной степени его информационной базой. Не только дома, но и в детском саду, в школе дети смотрят мультипликационные фильмы, играют в электронные игры.
Но содержание кино- и видеопродукции, к сожалению, не всегда соответствует тем целям и задачам, которые ставит семья и школа в формировании личности ребенка. К тому же, в современном педагогическом процессе отсутствует контент познания, навыков восприятия экранной информации.
Искусство кино, являясь синтезом трех искусств – музыки, живописи, литературы, - оказывает очень сильное воздействие на эстетическое и нравственное свойство личности. Опираясь на экранные образы, даже маленький ребенок способен формировать свои мотивы поведения, выстраивать основу своего мировоззрения.
Следует особо отметить, что информация ярко окрашенная, прошедшая через чувства ребенка с ОВЗ, способна повлиять на его черты характера, сформировать манеру поведения, мотивацию поступков, духовный опыт на всю последующую жизнь.
Именно в младшем школьном возрасте формируется опыт общения с искусством экрана, что позволяет развивать образное и логическое мышление, расширять границы познания мира, углублять духовно-нравственные представления.
Экранное искусство может помочь родителям и педагогу ввести ребенка в то культурное пространство, в котором ему придется жить и самореализовываться. Но для того, чтобы это произошло, нужно научить ребенка не только смотреть, но и видеть, понимать, осмыслять увиденное в процессе обсуждения.
Отбор фильмов для просмотра с детьми, вводная беседа, а особенно беседа по окончанию просмотра фильма, поможет детям правильно оценить поступки персонажей, научит высказывать свое мнение по поводу увиденного, поделиться своими чувствами и переживаниями.
Таким образом, целью воспитания с помощью фильмов становится комплексное развитие личности ребенка, его эстетических, моральных и духовных качеств. Кроме того, обсуждение фильма развивает монологическую и диалогическую речь, что особенно актуально для ребенка с ОВЗ, учит прислушиваться к мнению другого человека, старших и ровесников. Формирование способностей интерпретировать фильм, извлекать из него нравственный смысл, накапливая духовный опыт, является основной задачей данной учебной деятельности.
Педагог призван помочь учащемуся не только понять сюжетную линию фильма, но и анализировать его; разбираться в чувствах, возникших при просмотре, прислушиваясь к мнению педагога и других детей, слышать их мнение и видеть то, чего он сам не увидел, что находится в подтексте, понимать авторскую идею.
Таким образом, процесс восприятия, анализа и интерпретации произведения является самым значимым, а фильмы, предлагаемые для просмотра, должны рассматриваться педагогом как важная составляющая педагогического арсенала.
Я на своих занятиях использую, в частности, фильмы, которые были представлены на Международном православном кинофестивале «Встреча», созданные авторами, которые размышляют о проблемах духовного, морально-этического плана, ищут ответы не только на житейские, но и на бытийные вопросы. Поэтому работа с ними должна быть выстроена целенаправленно и последовательно.
Методическая разработка занятия по теме:
«Будьте взаимовежливы»
Содержание: просмотр и обсуждение анимационного фильма «Музыкальный магазинчик» (студия «Анимос», автор С.Кравцова, 13 мин.)
Фильм, в основу которого положены мотивы польской писательницы Кристины Лягут, рассказывает о том, сколь опасны и губительны хамство, самонадеянность и воинственное невежество.
Задачи:
1.Образовательные:
- формировать представление об общепринятых нормах поведения;
- познакомить с различными музыкальными инструментами.
2.Коррекционно – развивающие:
- развивать и корректировать аналитические и вербальные способности учащихся;
- развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии,
неправильного поведения.
3.Воспитательная:
- приучать детей к сдержанности, вежливости в обращении с окружающими.
Ход занятия:
1.Вводная беседа.
- Какие музыкальные инструменты вы знаете?
Рассматривание картинок с изображением музыкальных инструментов.
Игра «Какой картинки не стало?»
Дети закрывают глаза. Педагог убирает одну картинку. Нужно назвать отсутствующий предмет.
Игра «Какая картинка лишняя?»
В картинки с музыкальными инструментами добавляется, например, картинка с насекомым.
2.Просмотр мультфильма.
3.Беседа после просмотра.
- Кто из героев заслуживает похвалы?
- Почему дети Мухи не могли играть на музыкальных инструментах?
- Кому из героев фильма вам захотелось помочь? Как?
- Почему сверчки выбрали такой выход?
- Могли ли они поступить иначе?
- Почему так важно не быть похожим на эту «назойливую муху»?
- Какой вывод можно сделать для себя?
- Как вы понимаете пословицы «Не будь в людях приметлив – будь всегда приветлив», «Спеси боятся, а вежливость чтут»?
4.Свободная деятельность.
Составление рассказа на тему «Терпение и труд все перетрут»
Материал к занятию:
1.CD с анимационным фильмом «Музыкальный магазинчик»
2.Набор цветных предметных картинок «Музыкальные инструменты»
3.Предметные картинки «Насекомые», «Посуда»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия кружка в 1 классе по теме "Народная игрушка. Кукла" из курса внеурочной деятельности "Мой край и его традиции" по духовно-нравственному направлению; презентация "Народная игрушка"
Игрушка необходимый спутник детства. Для каждого возраста свои забавы. Дарить игрушки - народный обычай, считалось, что игрушка - подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. На занятии дети знак...
Внеклассное занятие "Доброта и милосердие" духовно - нравственное направление.
Цель: воспитывать в детях человечность, милосердие, умение прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.Задачи:1. Помочь учащимся раскрыть со...
Конспект занятия внеурочной деятельности духовно-нравственного направления
Конспект занятия внеурочной деятельности духовно-нравственного направления"Светлая Пасха"...
"Использование игровых и интерактивных технологий во внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности».
Духовно-нравственное воспитание: формирование человека, способного к принятию ответственных решений и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации....
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Авторская программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению: "Моя малая Родина - поселок Вахрушев"
Авторская программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению: "Моя малая Родина - поселок Вахрушев"...
«Тропинка в профессию» общеразвивающая программа воспитательной деятельности духовно – нравственно (духовно-нравственной направленности)
21 век поставили перед человеком и цивилизованным обществом множество сложных и ответственных вопросов. Речь идёт о проблеме профессиональной ориентации младших школьников в учебно – воспитатель...
«Тропинка в профессию» общеразвивающая программа воспитательной деятельности духовно – нравственно (духовно-нравственной направленности)
Программа профессиональной работы для начальной школы «Тропинки в профессию»...