Мастер-класс "Мудрость русского народа"
материал
Мастер-класс, представленный на конкурсе "Учитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.62 КБ |
![]() | 16.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс "Мудрость русского народа" (слайд 1)
Шихалёва Д.С.,
учитель начальных классов.
Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение пословиц и фразеологизмов в речи.
Задачи:
1.Способствовать формированию культурных интересов, навыков поисковой деятельности, развитию устной речи;
2.Прививать навыки работы со словарями,
3.Воспитывать внимательное и чуткое отношение к истории русского языка.
Оборудование: презентация, конверты с рисунками, проектор, компьютер, словари фразеологизмов.
Ход занятия
- Организационный момент
– Вспомните, дорогие друзья, хорошие моменты из вашей жизни.
Вспомнили?
Я вижу, как потеплели ваши лица, как заискрились глаза…
Вот с таким настроением я приглашаю вас на свой мастер-класс. (ручки, словари)
II. Вступительное слово. Слайд 2
Тема мастер-класса «Мудрость русского народа».
- Как вы понимаете выражение «Мудрость русского народа»? (пословицы, поговорки, афоризмы, фразеологизмы и многое другое)
Слайд 3.
- Обратите внимание на записи и сравните их.
- Что между ними общего, чем они различаются? (общего-устное народное творчество, мудрость русского народа; различие – фразеологизм, пословица)
- Сегодня мы выясним:
- Нужны ли пословицы и фразеологизмы?
- Украшают ли они нашу речь?
Слайд 4: - Выведем гипотезу.
Гипотеза: если мы научимся умело использовать пословицы и фразеологизмы в речи, то наша речь станет богаче, ярче, выразительнее.
Слайд 5: цели, задачи
ΙII. Практическая работа
- Работа в парах.
- Давайте проверим, как мы знаем пословицы и фразеологизмы на практике и умеем их использовать в речи
-Предлагаю поработать в парах.
- Уважаемые участники мастер-класса возьмите рабочий лист. Прочитайте внимательно задания. Выполните задания в рабочих листах. Если возникнет необходимость, пользуйтесь словарями.
- Работа с залом.
- Уважаемые зрители, пока участники мастер-класса заняты,
предлагаю нам не сидеть сложа руки, а выполнить тоже задания и определить лучшего знатока народной мудрости. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны.
Слайд 6
- Расшифруй пословицу.
Слайд 7
- Замените фразеологизмы подходящими по смыслу глаголами или словосочетаниями
Слайд 8
- Вставьте в пословицы пропущенные слова.
Слайд 9
- Замените слова фразеологическими оборотами - синонимами.
Слайд 10
- Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика, подходящие по смыслу.
Слайд 11
- Вспомните русские пословицы,
схожие по смыслу.
Слайд 12
- Физкультминутка
- Я вижу, что некоторые зрители уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды, а вы их будете выполнять:
- Встанем, как аршин проглотили.
- Проголосуем обеими руками.
- Согнемся в три погибели.
- Попрыгаем, как заяц.
- Дадим задний ход.
- Посмотрим друг другу в глаза.
- Сделаем хорошую мину при плохой игре.
- Побъем друг другу челом.
- Разведем руками.
- А теперь - руки в брюки.
- Подержим нос по ветру.
- Намылим друг другу голову.
Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем.
- Что интерсного заметили в физминутке?
- Подведем итог и выясним, кто из зрителей стал лучшим знатоком фразеологизмов и пословиц.
VΙΙ. Проверка работы в парах с использованием слайдов
- Предлагаю вернуться к участникам мастер-класса и проверить их работу.
Слайд 13 - 16
- Давайте вернемся к гипотезе: если мы научимся умело использовать пословицы и фразеологизмы в речи, то наша речь станет богаче, ярче, выразительнее.
- Мы научились этому?
Вернемся к вопросам:
- Нужны ли пословицы и фразеологизмы в речи?
- Украшают ли они нашу речь?
Вывод: фразеологические обороты и пословицы украшают нашу речь,
делают ее выразительной и образной. Они – живые свидетели прошлого. Знание их обогащает наш ум, дает возможность постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. Чем богаче словарный запас человека, тем интерснее и ярче он выражает свои мысли.
VIΙΙ. Этап рефлексии.
Вот и подошел к концу мастер-класс. Говорят, конец – делу венец. И мне хочется верить, что мастер-класс не только увлек вас, но и показал, как интересно изучать русский язык, его историю.
Продукт деятельности участников. (степлировать)
- разрешите на память о нашей встрече взять ваши фразеологические словарики, а вам на память подарить свои.
Обмен словариками ( учитель – участникам, а участники свой словарик дарят учителю)
Раздел 1.
В скобках около каждого фразеологического оборота напишите, что же он означает.
Если ВЫ повесили нос (……………..), то зарубите себе на носу (………….) и хоть кровь из носу (………) выполняйте правило первое: выше нос (……)! Если кто-то суёт нос в ваши дела (………….) и пытается водить вас за нос (…………..) и даже оставить с носом (……………), то, встретившись с ним нос к носу (…………….), скажите ему: «Мне это не по ноздре» (……………..). И он поймёт, что вам это не нравится, сразу перестанет задирать нос (…………..).
Раздел 2.
Запишите предложения правильно.
Дождь лил как снег на голову.
Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин.
Я знал городские переулки как рыба в воде.
Гости свалились как свои пять пальцев.
Он всегда врёт как по маслу.
У себя во дворе Мишка был как из ведра.
.
Раздел 3.
Подберите к каждому фразеологизму в левой колонке антоним из правой. Соедините стрелкой.
Лясы точить | Не покладая рук |
Держать ухо востро | Держать язык за зубами |
Сидеть, сложа руки | Воды в рот набрать |
Кричать во всю Ивановскую | Ворон считать |
На чужой шее сидеть | Держать в ежовых рукавицах |
От рук отбиться | Своим горбом жить |
Раздел 4.
Вспомните и запишите русские пословицы, схожие по смыслу.
Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)
Маленький горшок хорошо нагревается. (Англия)
Все хорошо в свое время. (Англия)
Сын леопарда – тоже леопард. (Африка)
Куда лопата ведет, туда вода потечет. (Тибет)
Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
После обеда приходится платить. (Англия)
Предварительный просмотр:
Задание 1.
В скобках около каждого фразеологического оборота напишите, что же он означает.
Если ВЫ повесили нос (……………..), то зарубите себе на носу (………….) и хоть кровь из носу (………) выполняйте правило первое: выше нос (……)! Если кто-то суёт нос в ваши дела (………….) и пытается водить вас за нос (…………..) и даже оставить с носом (……………), то, встретившись с ним нос к носу (…………….), скажите ему: «Мне это не по ноздре» (……………..). И он поймёт, что вам это не нравится, сразу перестанет задирать нос (…………..).
Задание 2.
Запишите предложения правильно.
Дождь лил как снег на голову.
Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин.
Я знал городские переулки как рыба в воде.
Гости свалились как свои пять пальцев.
Он всегда врёт как по маслу.
У себя во дворе Мишка был как из ведра.
Задание3.
Подберите к каждому фразеологизму в левой колонке антоним из правой. Соедините стрелкой.
Лясы точить | Не покладая рук |
Держать ухо востро | Держать язык за зубами |
Сидеть, сложа руки | Воды в рот набрать |
Кричать во всю Ивановскую | Ворон считать |
На чужой шее сидеть | Держать в ежовых рукавицах |
От рук отбиться | Своим горбом жить |
Задание 4.
Вспомните и запишите русские пословицы, схожие по смыслу.
Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)
______________________________________________________
Маленький горшок хорошо нагревается. (Англия)
______________________________________________________
Все хорошо в свое время. (Англия)
______________________________________________________
Сын леопарда – тоже леопард. (Африка)
______________________________________________________
Куда лопата ведет, туда вода потечет. (Тибет)
______________________________________________________
Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
______________________________________________________
После обеда приходится платить. (Англия)
______________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка русского праздника "Пасхальные традиции русского народа""
Цели:1.Знакомить учащихся с пасхальными традициями русского народа: ...
Интегрированный урок русского языка и основ православной культуры по теме : Решаем главные орфографические задачи письма. Знакомимся с традициями русского народа.
Православие является неотъемлимой частью истории русского народа, духовнонравственным ядром русской культуры....

материал для фестиваля народов мира. "Русский народ"
Материал может быть использован на клаасных часах, на фестивале народов мира. Представлен материал о традициях русского народа, русский костюм, частушки о блинах....

Русская народная песня - душа русского народа
На протяжении многих веков народы мира творили свои песни, творили как дивную летопись своей жизни, оставляя в ней след всего, чем жили....
Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источнико...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....

Конспект урока. Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Предмет: литературное чтениеКласс: 3Тип урока: изучение нового материалаТема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.Цели: Образовательные:...