Программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи"
методическая разработка (4 класс)
Программа курса «Школа развития речи» рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 33 часа в 1 классе, 34 часа во 2 - 4 классах. Рабочая программа курса «Школа развития речи » разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. Формой занятий по развитию речи учащихся может быть урок в рамках внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Цель занятий, проводимых по программе «Школа развития речи», - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачами курса являются:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Занятия выстроены следующим образом:
- Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
- Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
- Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).
Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя с 1-го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.
Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.
Место учебного курса в учебном плане.
Программа курса «Школа развития речи» рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 33 часа в 1 классе, 34 часа во 2 - 4 классах. Рабочая программа курса «Школа развития речи » разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. Формой занятий по развитию речи учащихся может быть урок в рамках внеурочной деятельности.
Предметные и метапредметные результаты изучения курса.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия (УУД):
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
К окончанию курса «Школа развития речи» обучающиеся должны знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов;
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
- быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи.
4 класс.
Культура речи.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово.
Повторение изученного в 1 – 3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;
- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Тематическое планирование
№п/п | Тема | Количество часов |
1 | Слово | 8 |
2 | Культура речи | 6 |
3 | Предложение и словосочетание. | 12 |
4 | Текст. | 8 |
Календарно-тематическое планирование план.4 класс.
№ п/п | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Количество часов |
1. | Омонимы, омофоны, каламбуры. | 1 | ||
2. | Фразеологизмы | 1 | ||
3. | Фразеологизмы | 1 | ||
4. | Диалектизмы. | 1 | ||
5. | Сравнение, эпитеты, олицетворение. | 1 | ||
6. | Метафора. | 1 | ||
7. | Пословицы и поговорки. Афоризмы. | 1 | ||
8. | Сочинение по пословице. | 1 | ||
9. | Анализ сочинений по пословицам. | 1 | ||
10. | Художественный стиль. Общее понятие. | 1 | ||
11. | Сочинение – пейзажная зарисовка. | 1 | ||
12. | Рифма. | 1 | ||
13. | Диалог и монолог. | 1 | ||
14. | Драматические импровизации. | 1 | ||
15. | Драматические импровизации. | 1 | ||
16. | Композиция текста. Основные Элементы композиции. | 1 | ||
17. | Композиция. Работа с деформированным текстом. | 1 | ||
18. | Творческая работа. | 1 | ||
19. | Сочинение – миниатюра в художественном стиле. | 1 | ||
20. | Творческая работа. | 1 | ||
21. | Публицистический стиль. | 1 | ||
22. | Газетно – публицистический стиль. | 1 | ||
23. | Деловая игра «Вёрстка газеты». | 1 | ||
24. | Официально – деловой стиль. | 1 | ||
25. | Тезисы. Конспект. | 1 | ||
26. | Аннотация. | 1 | ||
27. | Я пишу письмо. | 1 | ||
28. | Личный дневник. | 1 | ||
29. | Сочинение «Мои любимые стихи». | 1 | ||
30. | Сочинение «Мои любимые стихи». | 1 | ||
31. | Сочини сценарий для мультфильма. | 1 | ||
32. | Конкурс на лучшее название конфет. | 1 | ||
33. | Обобщение. Проверим себя. | 1 | ||
34. | Итоги года. КВН. | 1 |
Литература для учителя.
- Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963
- Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960
- Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970
- Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976
- Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.
- Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
- Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966
- Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977
- Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.
- Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
- Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.
- Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961
- Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961
- Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979
- Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993
- Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992
- Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992
- Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
- Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968
- Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982
- Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980
- Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/28/picture-809186-1472381150.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/19/picture-628725-1650396206.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности"Развитие речи" 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/05/picture-620540-1559766769.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи"1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи"1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/11/picture-803149-1541940409.jpg)
Программа курса внеурочной деятельности «Развитие речи»
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувст...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-1101499-1547374454.jpg)
Программа по внеурочной деятельности " Развитие речи и детского речевого творчества" (2-3 классы)
Программа разработана на основе программы Ладыженской " Детская риторика". Основное внимание уделяется написанию сказок ....