Рабочая программа "Шаги к успешности" 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа по курсу "Шаги к успешности". Тематическое планирование ориентировано на использование методического пособия "Шаги к успешности", автор О. М. Алендеева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shagi_k_uspeshnosti.docx | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования муниципального образования « Макаровский городской округ»
МБОУ «Начальная общеобразовательная школа г. Макарова»
| Утверждаю Руководитель ОУ___ Славина В.Я. Приказ № от .09.2020 г. |
Рабочая программа «Шаги к успешности»
Составитель рабочей программы: Титова Ю. В.
г. Макаров
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Шаги к успешности» соответствует примерной основной образовательной программе начального общего образования. Тематическое планирование ориентировано на использование методического пособия «Шаги к успешности», автор О. М. Алендеева.
Цель программы: развитие у учащихся познавательных процессов, пространственного мышления и формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умение учиться»
Задачи.
1. Создание положительного эмоционального фона.
2. Формирование у детей позитивного настроя к познавательной деятельности.
3. Развитие познавательных процессов: восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь.
4. Развитие пространственного мышления.
5. Формирование универсальных учебных действий(необходимого и доступного им на данном этапе развития):
- формирование познавательного компонента универсальных учебных действий , которые составляют умение учиться: учиться осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, извлекать необходимую информацию из условий заданий, определять основную и второстепенную информацию для выполнения задания, использовать знаково – символические средства, строить логическую цепь рассуждений, осуществлять анализ объектов с выделение существенных и несущественных признаков, осуществлять синтез, как составление целого из частей;
- формирование регулятивного компонента универсальных учебных действий, высокого уровня произвольности: учиться прогнозировать, осознавать границы собственных знаний и умений, планировать и организовывать свою деятельность, контролировать и оценивать правильность выполнения собственной работы, приложенные усилия и соотносить их с результатами своего труда: развивать способность к рефлексии;
- формирование коммуникативного компонента универсальных учебных действий: учиться адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, фиксировать непонятную информацию, задавать вопрос на понимание, сотрудничать со сверстниками взрослыми, работать в группе, в паре, учиться слушать, учитывать позиции других людей, договариваться и находить общее решение, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- формирование личностного компонента универсальных учебных действий: учиться быть активным, инициативным, ответственным и самостоятельным в учебной работе, осознавать важность познания для своего развития.
Место учебного курса в учебном плане: учебный план рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).
Планируемые результаты
Систематическое проведение занятий во втором классе содействует формированию личностных результатов:
- Формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- Формированию адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия;
- Развитию познавательных интересов, учебных мотивов;
- Развитию самостоятельности и самоорганизованности;
- Формированию мотивов достижения и социального признания;
- Формированию адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности;
- Освоению знаний основных моральных норм (справедливость, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
- Развитию доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- определять информацию, необходимую для решения задач;
- использовать знаково — символические средства, в том числе модели и схемы решения задач;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтез;
- устанавливать аналоги;
- определять истинные и ложные высказывания;
- наблюдать и делать самостоятельные выводы;
- оформлять свои мысли в определённом типе речи — рассуждении;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- фиксировать непонятную информацию, задавать вопрос на понимание;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить понятные для сверстников высказывания;
- аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
- работать в малой группе: задавать товарищам по деятельности вопросы, необходимые для совместного решения задачи;
- работать в паре: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные УУД:
- прогнозировать, осознавать границы собственных знаний и умений;
- соотносить учебную задачу н основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно;
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
- проговаривать последовательность действий на занятиях;
- работать по предложенному педагогом плану;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения своих действий, при необходимости вносить коррективы в их выполнение;
- оценивать правильность выполнения действий другого;
- контролировать свои действия, приложенные усилия и соотносить их с результатами своего труда;
- развивать способность к рефлексии.
Содержание программы.
Развитие восприятия
Устойчивость зрительного восприятия. Устойчивость слухового восприятия.
Развитие устойчивости зрительного восприятия. Развитие устойчивости слухового восприятия.
Развивающие игры и упражнения на определение правила построения узора, поиск отличий в сходных изображениях, нахождение сочетания цифр в ряду других, нахождение двух одинаковых картинок среди других, похожих; нахождение предметов и т. д.
К заданиям этой группы относятся следующие упражнения: «Определи правило построения узора», «Что потеряла бабушка?», « Найди две одинаковые картинки», «Сделай коврики одинаковыми», «Сколько звуков...» и т. д.
Развитие мелкой моторики и зрительно — двигательной координации.
Формирование графического навыка. Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук.
Развитие точности и координации движений руки и глаза. Совершенствование зрительно — моторной координации в системе «глаз — рука».
К заданиям этой группы относятся следующие упражнения: «Постарайся «вышить» такой же узор», «Нарисуй вторую фигуру...», «Закончи рисунок» и т. д.
Развитие внимания
переключение внимания. Объём внимания. Распределение и избирательность внимания. Концентрация внимания. Помехоустойчивость. Устойчивость внимания. Произвольное внимание. Уровень внимания и самоконтроль.
Развитие скорости ориентировочно — поисковых движений взора, переключаемости внимания. Развитие объёма внимания. Оценка объёма внимания. Тренировка распределения и избирательности внимания. Развитие концентрации и устойчивости внимания. Тренировка помехоустойчивости, сосредоточенности в нужный момент и при наличии помех. Развитие концентрации и устойчивости внимания. Развитие произвольного внимания.изучение уровня внимания. Развитие самоконтроля. Развитие переключаемости и распределения внимания.
Развивающие игры и упражнения на выполнение заданий по словесной инструкции педагога; нахождение «спрятанных» слов среди букв, быстрое нахождение определённых чисел в таблице, нахождение и исправление ошибок в тексте, прочтение слов с помощью цифр, расположенных в порядке возрастания, быстрое нахождение пары цифр, отвечающих запрашиваемым параметрам и т. д.
К заданиям этой группы относятся следующие упражнения: «Найди и раскрась по образцу», «найди и выдели словарные слова», «Найди пары цифр», «Покажи и назови все числа», «Какие числа пропущены?», «Среди букв спрятались слолва» и т. д.
Развитие памяти
оперативная зрительная память. Оперативная слуховая память. Долговременная память. Объём слуховой и зрительной памяти. Кратковременная память. Словесно — логическая память.
Развитие объёма внимания и оперативной зрительной памяти. Запоминание , сохранение, воспроизведение информации. Развитие оперативной слуховой памяти. Развитие объёма кратковременной слуховой памяти на числа развитие долговременной памяти. Развитие объёма слуховой и зрительной памяти. Развитие зрительной опосредованной памяти. Развитие кратковременной слуховой и зрительной памяти. Развитие словесно — логической памяти. Развитие способности устанавливать связи между словами, связанными и несвязанными по смыслу. Развитие ассоциативной памяти.
Развивающие игры и упражнения на совершенствование слуховой и зрительной памяти, выполнение которых способствует увеличению у детей объёма зрительной и слуховой памяти, развитию смысловой памяти и наблюдательности, умение применять специальные приёмы, облегчающие запоминание.
К заданиям этой группы относятся следующие упражнения: «Слушай рассказ. Запомни слова», «Смотри на экран. Запомни. Докрась флажки правильно», «Расставь точки», «Слушай внимательно. Запиши слово наоборот», «Зарисуй. Запомни. Назови», «Смотри и запомни», Раскрась правильно» и т. д.
Развитие комбинаторных способностей
развитие комбинаторных способностей, умения осуществлять анализ и синтез объектов.
Воссоздание фигур по контурным образцам. Развитие умения анализировать форму плоскостной фигуры по её контурному изображению. Решение комбинаторных задач.
Развивающие игры и упражнения на конструирование на плоскости разнообразных предметных силуэтов из геометрических фигур; самостоятельное составление на плоскости силуэтных изображений с использование специальных наборов.
К заданиям этой группы относятся следующие упражнения: «Волшебный квадрат», «Используя три цвета, раскрась кораблики по разному» и т. д.
В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, учатся комбинировать и планировать.
Развитие логического мышления
развитие логического мышления, умение осуществлять анализ и синтез объектов, устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Развитие умения находить закономерности, обобщать и делать выводы. Развитие способности анализировать простые закономерности. Решение логических задач с использованием наглядных модеоей, знаков и символов, как условных заместителей реальных объектов и предметов (кодирование/замещение). Развитие подвижности и гибкости мышления. Развитие умения находить противоположные понятия, сравнивать их, выделять главное и анализировать.
Развивающие игры и упражнения, направленные на умение осуществлять анализ и синтез объектов, устанавливать логические связи и отношения между понятиями, выделять существенные признаки, определять закономерности, находить нарушение закономерностей и т. д.
К заданиям этой группы относятся следующие упражнения: «Определи закономерность», «Догадайся», «Установи закономерность в каждом ряду», «Назови одним общим словом», «Выдели одно лишнее слово в каждой строчке», «Продолжи...», «Определи связь между первым и вторым словами», «Реши задачи, построив модели», «Дорисуй четвёртую фигуру» и т. д.
Развитие внутреннего плана действий
развитие способности мысленно поворачивать предметы, подчинять свои действия определённым правилам, планировать свои действия и их последовательность. Развитие умения правильно и быстро преобразовывать в уме, без всяких внешних опор, материал, состоящий из значительного числа отдельных элементов. Ориентировка в цифровом и словесном материале.
Развивающие игры и упражнения на формирование умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами: поворот фигур по часовой стрелке на 90, 180, 360 градусов, записывание слов наоборот по буквам, продолжение слова по заданному началу, составление слов из букв заданного слова, образование слов из слогов (первых, вторых, последних, ударных), превращение одного слова в другое, называние несовпадающих букв в словах.
К заданиям этой группы относятся следующие упражнения:
«Выполни повороты», «Перевёрнутые слова», «Превращение слов», «Реши анаграммы», «Слушай внимательно, запиши слова наоборот», «Выпиши из данных слов слоги», «Мысленно разверни платок» и т. д.
Развитие пространственного и творческого воображения
Приобщение детей к зрительному и мысленному анализу образца. Развитие умения мысленно представлять необходимую конфигурацию, удерживать в зрительном поле сразу несколько объектов и оперировать ими.
Развивающие игры и упражнения на оперирование пространственными образами, обобщение их отношений, визуальное деление целого объекта на части и наоборот — составление из элементов заданной модели; наделение предметов новыми свойствами, перенос свойств с одних предметов на другие; поиск совпадающих свойств разных предметов; деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей; складывание и перекладывание палочек с целью составления заданных фигур, вычеркивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды) и т. д.
Развитие пространственного мышления
Развитие пространственного мышления ведётся поэтапно.
На первом этапе дети учатся понимать и обозначать пространственные отношения с помощью слов и словосочетаний: направо, налево, через, за, под и т. д.
На втором этапе детям предлагаются задания на перемещение и изменение объектов в двумерном пространстве. Дети учатся анализировать структуру плоскостного изображения, мысленно изменяя её. На этом этапе детям детям даются задания на перемещение фигур, на составление фигур из частей. При этом задания второго этапа характеризуются не только разнотипностью, но и разной степенью сложности. Сложность может обуславливаться как количеством возможных ходов или сочетаний, которые должен перебрать ребёнок для поиска верного решения, так и необходимостью найти нетрадиционный подход к поиску решения. Даются решения, подготавливающие к пониманию закономерностей плоскостной геометрии, учат детей наблюдательности и формируют их творческое отношение к работе с геометрическими объектами.
На третьем этапе (задания для 3 класса) начинается работа с изображением трёхмерных фигур. Дети учатся мысленно «видеть» объект с разных позиций: сверху, сбоку, сзади, спереди.
Развивающие игры и упражнения на выработку умения работать с пространственными объектами, учиться представлять трёхмерные объекты и т. д.
К заданиям этой группы относятся следующие упражнения : «Разверни платок», «Дорисуй вторую половину», «Найди отражение», «Найди лишнюю фигуру», «Какой фрагмент дополняет рисунок» и т. д.
Развитие речи и умение работать с информацией
Развитие речи. Обогащение словаря учащихся. Совершенствование навыков чтения и понимания прочитанного. Формирование умения ясно, чётко и последовательно излагать свои мысли, правильно строить предложения.
Развивающие игры и упражнения на комбинирование слов из ограниченного, но каждый раз иного сочетания букв; подбор слов, превращение одних слов в другие путём перестановки или добавления букв, слогов; составление слов из слогов, нахождение слов с противоположным значением, составление предложений и коротких рассказов и т. д.
К заданиям этой группы относятся следующие упражнения: «Напиши противоположные признаки предметов. Составь предложения»
« В словах замени одну гласную другой буквой, чтобы получилось новое слово», «Продолжи предложения. Подбери и напиши слова», «Составь слова», «Отгадай загадку», «Догадайся и напиши» и т. д.
Задачи поискового характера. Упражнения , требующие нетрадиционного подхода.
Решение задач на комбинирование: выполнение элементарных комбинаторных конфигураций (сочетания, размещения,расстановки) в соответствии с заданными правилами.
Решение нестандартных задач.
Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. В рабочую тетрадь включены специально подобранные нестандартные задачи. Большую часть нестандартных задач , включённых в рабочую тетрадь, составляют задачи из пособия А. З. Зак «Методы развития интеллектуальных способностей у детей». Задачи отобраны и переработаны с учётом возрастных особенностей и возможностей детей и усложнены тем, что к каждой задаче составляется схема, модель, и ребёнок учится анализировать текст, задачи, переводить текст на знаково — символический язык, строить модели, работать с моделью, соотносить результаты, полученные на модели, с текстом задачи, аргументировать свой ответ.
К заданиям этой группы относятся следующие упражнения: «Реши задачи, построив модели», «Нарисуй схемы к задачам, реши их», «»Догадайся и проложи путь», «Догадайся, нарисуй», «Задача на сообразительность» и т. д.
Особую группу в рабочей тетради составляют задания на развитие знаково — символических действий.
К заданим этой группы относятся следующие упражнения:
- кодировние\замещение, использование знаков и символов как условных заместителей2 реальных объектов и предметов («Расшифруй пословицу», «Зашифруй цифры» и т. д. )
- декодирование\считывание информации («Найди слова, спрятанные за цифрами», игра «Умелый художник», «Отгадай загадку» и т. д.)
- использование наглядной модели, умение строить схемы, модели («Реши задачу, построив модель, схему»)
Коллективные дидактические игры «Вместе весело играть»
В содержание занятий включены дидактические игры, помогающие развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственно — волевых качеств, формированию познавательного интереса.
Дидактические игры и игровые упражнения помогают закреплению полученных на уроках знаний, стимулируют общение между педагогом и сверстниками , способствуют сплочению детского коллектива и формированию у детей необходимых в современной жизни умений и навыков межличностного общения и взаимодействия.
Дидактические игры:»Замеры на глаз», «Коллективный счёт», «Кто точнее?», «Слагаемое», «Клавиатура», «Мои ценности».
Критерии и методы оценки эффективности работы по программе
Форма оценивания:
- прогностическая (оценка предстоящей работы)
- ретроспективная (оценка выполненной работы)
- самооценка
- взаимооценка
Результаты выполнения определённых заданий оцениваются по шкале (разработанной для конкретного задания) и фиксируется в рабочей тетради.
Форма контроля:
- получение обратной связи от учащихся на занятиях;
- анализ работ учащихся в рабочей тетради;
- практические работы;
- сравнительный анализ уровня успешности выполнения заданий.
Календарно — тематическое планирование занятий «Шаги успешности» во 2 классе (68 часов)
№ п\п год | № п\п урок | Содержание | Кол-во часов | Дата |
1 четверть | ||||
1-2 | 1 | Восприятие. Устойчивость зрительного восприятия. | 2 | 01.09 08.09 |
3-4 | 2 | Восприятие. Устойчивость слухового восприятия. | 2 | 11.09 15.09 |
5-6 | 3 | Внимание. Переключение внимания. | 2 | 18.09 22.09 |
7-8 | 4 | Внимание. Объём внимания. | 2 | 25.09 29.09 |
9-12 | 5 | Внимание. Распределение и избирательность внимания. Комбинаторные способности. | 4 | 02.10 06.10 09.10 13.10 |
13-14 | 6 | Внимание. Концентрация внимания. Помехоустойчивость. | 2 | 16.10 20.10 |
15-16 | 7 | Внимание. Устойчивость внимания. Моделирование — перевод текста на знаково — символический язык. | 2 | 22.10 27.10 |
2 четверть | ||||
17-18 | 1 | Внимание. Произвольное внимание. Уровень внимания и самоконтроль. | 2 | 10.11 13.11 |
19-20 | 2 | Внимание. Переключаемость и распределение внимания. Пространственное мышление. | 2 | 17.11 20.11 |
21-22 | 3 | Оперативная зрительная память. | 2 | 24.11 27.11 |
23-24 | 4 | Память. Оперативная слуховая память. | 2 | 0.12 04.12 |
25-26 | 5 | Память. Долговременная память | 2 | 08.12 11.12 |
27-28 | 6 | Память. Объём слуховой и зрительной памяти | 2 | 15.12 18.12 |
29-30 | 7 | Память. Кратковременная память. Пространственное мышление. | 2 | 22.12 25.12 |
31 | 8 | Память. Словесно — логическая память. Пространственное мышление: составление целого из частей. | 1 | 29.12 |
3 четверть | ||||
32-34 | 1 | Память. Словесно — логическая память. Пространственное мышление: составление целого из частей. | 3 | 12.01 15.01 19.01 |
35-36 | 2 | Внимание. Умственная работоспособность. Пространственное мышление. | 2 | 22.01 26.01 |
37-38 | 3 | Внимание. Тренировка внимания. Произвольное внимание. | 2 | 29.01 02.02 |
39-40 | 4 | Память и мышление. Образное мышление. Мыслительные образы. | 2 | 05.02 09.02 |
41-42 | 5 | Внимание и память. Объём внимания. | 2 | 12.02 16.02 |
43-44 | 6 | Внимание и мышление | 2 | 19.02 02.03 |
45-46 | 7 | Мышление. Логическое мышление. Логическое мышление. | 2 | 05.03 09.03 |
47-48 | 8 | Мышление. Пространственное мышление. | 2 | 12.03 16. 03 |
49-50 | 9 | Мышление. Произвольное внимание. Истинные и ложные утверждения. | 2 | 19.03 23.03 |
4 четверть | ||||
51-52 | 11 | Внутренний план действий. | 2 | 02.04 06.04 |
53-54 | 2 | Мышление. Подвижность и гибкость мышления. Противоположности. | 2 | 09.04 13.04 |
55-56 | 3 | Мышление. Пространственное мышление. Закономерности. | 2 | 16.04 20.04 |
57-58 | 4 | Мышление. Комбинаторное мышление. | 2 | 23.04 27.04 |
59-60 | 5 | Лабильность . | 2 | 04.05 07.05 |
61-62 | 6 | Мышление. Аналогии. Внутренний план действий. | 2 | 11.05 14.05 |
63-64 | 7 | Мышление. Умозаключение. Эвристическое и творческое мышление. | 2 | 18.05 21.05 |
65-66 | 8 | Мышление. Аналогии | 2 | 25.05 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя начальных классов по математике. 1 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учителя)п...
Рабочая программа учителя начальных классов по русскому языку.. 1 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учи...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Мини-проект «Наш успешный класс» Психологический апгрейд класса
Прнедставленный мини-проект социально-педагогического направления.Цели мини-проекта:1. Определить факторы развития «Успешного класса».2....
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...