Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием авторской программы Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_umniki_i_umnitsy.doc | 983.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
Направление общеинтеллектуальное
Уровень общего образования (класс) - начальное общее образование,
1-4 классы
Количество часов - 135 часов
Программа составлена на 2019-2020 гг.
Составила учитель начальных классов
Сапичевой О. Ю.
Серпухов
Рабочая программа «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ООП НОО МБОУ «Лицей «Серпухов», на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием авторской программы Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
Данная программа разработана и ориентирована на обучающихся 1—4 классов общеобразовательной школы. Общий объём учебного времени составляет 135 часов (1 класс - 33 ч, 2 - 4 класс – по 34 ч в год).
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
- самостоятельно формулировать тему и цель занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы и работы других.
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (определять цель, функции участников, способы взаимодействия);
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- умение задавать вопросы.
Предметные результаты
Выпускник научится:
- понимать значения русского языка - как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- нормам русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
- выбирать адекватные языковые средства при составлении монологических высказываний;
- овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: «Фонетика и графика», «Лексика», «Морфемика», «Морфология и применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса).
коммуникативные
1 – й класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к урокам русского языка;
- повышение интереса к языковой и речевой деятельности;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- определять и формулировать цель деятельности и учебную задачу с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты
- делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
- делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, подбирать слова, обозначающие предмет, признак и действие;
- отгадывать и составлять ребусы, анаграммы, шарады;
- называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
- подбирать и использовать в речи знакомые пословицы.
2-й класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа;
- осознание многообразия духовных традиций русского народа, стремление сохранять эти традиции;
- повышение интереса к языковой и речевой деятельности
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу с помощью учителя и самостоятельно;
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем, находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- приобретение первоначальных навыков самооценки своей деятельности.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы -других; строить понятные для партнёра высказывания;
- признавать существование различных: точек зрения;
- воспринимать другое мнение и позицию.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- определять однозначные и многозначные слова;
- объяснять фразеологизмы;
- подбирать и использовать в речи знакомые пословицы;
- находить синонимы и антонимы в тексте;
- различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.
3-й класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- самостоятельно формулировать цель и учебную задачу;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
- анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- распознавать орфограммы, обосновывать выбор правильного написания;
- объяснять фразеологизмы и неологизмы русского языка;
- выполнять словообразовательный разбор;
- работать со сложными словами;
- использовать в речи числительные и наречия.
4 – й класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- осознание роли речи в жизни общества;
- умение чувствовать красоту и богатство русского языка;
- понимание необходимости быть носителем правильной речи;
- проявление интереса к изучению русского языка.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- самостоятельно формулировать цель и учебную задачу;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем и самостоятельно;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- использовать рефлексию для подведения итогов своей деятельности;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, достраивать недостающие элементы в ряду;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логические цепи рассуждения; приводить доказательства;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных ситуаций;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (определять цель, функции участников, способы взаимодействия).
Коммуникативные УУД
- Обучающийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать свое мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
- задавать четко сформулированные вопросы.
Предметные результаты
Обучающийся научится
- отличать признаки основных языковых единиц;
- различать понятия: «многозначные слова», «синонимы», «антонимы», «омонимы», «архаизмы», «неологизмы», «паронимы», «палиндромы», приводить их примеры;
- иметь представление о разнообразии речевых ошибок и способах их устранения;
- знать историю происхождения и лексическое значение наиболее часто употребляемых слов и фразеологизмов;
- знать виды словесных игр и головоломок;
- приобрести опыт игры с шарадами, анаграммами, метаграммами, логогрифами и так далее;
- творчески мыслить при решении ребусов, кроссвордов, шарад, криптограмм, использовать воображение, фантазию.
- Содержание курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
с указанием форм организации и видов деятельности
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой
штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые
задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со
словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и
энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-
поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-
поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к
заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных
способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на
знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
1 класс Раздел «Путешествия по Стране Слов» (33ч)
Речь устная и письменная. Что такое слово? В мире звуков. Звуки и буквы – не одно и тоже. Что такое метаграммы? Жили – были гласные и согласные. Волшебник Ударение.
Такие разные согласные. Русские народные загадки. Зачем шипят шипящие? Познакомьтесь: алфавит. Привет, пословица. Поговорим о предложении. Еще немного о предложении. Знакомство с анаграммами. Что такое текст? Что мы пишем с большой буквы? О безударных гласных. О парных звонких и глухих согласных. Слова – приятели.
Слова – неприятели. Волшебное слово предлог. Что за зверь такой – фразеологизм?
Учимся различать слова разных частей речи. Повторяем. Игротека.
Виды деятельности | Форма организации |
| - Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. - Анализ и просмотр текстов. - Игровой тренинг (головоломка, криптограмма, ребусы, шарады анаграммы, метаграммы). - Творческая мастерская (беседа, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление) - Игры-конкурсы (с делением на команды) - Сюжетные игры на закрепление пройденного материала |
2 класс Раздел «Секреты орфографии» (34 ч)
Что мы знаем о звуках и буквах? Что такое лексика? Однозначные и многозначные слова. Игротека. Слова-братья. Слова – наоборот. Пословица недаром молвится. И снова пословицы, пословицы, пословицы, … Играем со словарными словами. Анаграммы Секреты некоторых букв. Шарады, анаграммы и метаграммы.
Еще раз о синонимах и антонимах. Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие действие предметов. Слова, обозначающие признаки предметов. Текст, тема, главная мысль. Заголовок- всему голова. Работаем с фразеологизмами. Русские народные загадки. И вновь словарные слова. Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы. Какие слова русского языка помогают называть качества характера.
Виды деятельности | Форма организации |
| - Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, ребусов, сказок. - Анализ и просмотр текстов. - Игровой тренинг (загадки, головоломка, криптограмма, ребусы, шарады, анаграммы, метаграммы). - Творческая мастерская (беседа, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление). - Работа со словарем фразеологизмов. |
3 класс Раздел «Занимательное словообразование» (34 ч)
Да здравствует русский язык! Вежливые слова. Поговорки и пословицы. Игротека. Запоминаем словарные слова. Растения и животные во фразеологизмах. Я не поэт, я только учусь… Как Морфология порядок навела. Игры с пословицами. Кое-что о местоимении. Познакомимся поближе с наречием и числительным. Состав слова. Основа слова. Формы слова Про корень и окончание. Про суффикс и приставку. Непроизносимые согласные. Учимся различать приставку и предлог. Учимся писать не с глаголами. Имена существительные с шипящим звуком на конце. Его величество Ударение. Поговорим о падежах. Сложные слова. От архаизмов до неологизмов. По страницам энциклопедий. Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок».
Виды деятельности | Форма организации |
|
на развитие внимания и закрепления терминологии; - творческая мастерская (беседа, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление); игры-тренинги; игры-конкурсы (с делением на команды); сюжетные игры на закрепление пройденного материала; интеллектуально-познавательные игры; олимпиады. самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. |
4 класс Раздел «Занимательная лингвистика» (34 ч)
И снова о русском языке… Крылатые слова и афоризмы. Копилка занимательных заданий Игротека. Об именах. О русских фамилиях. В поисках сбежавших головоломок. Мы играем в логогрифы. Учимся распознавать речевые ошибки. Коллекция заморочек. Ох уж эти фразеологизмы!... Работаем над рифмами. Словесные забавы. Продолжаем работу над фразеологизмами. Русские пословицы и поговорки. Ассорти для любителей русского языка. И снова о фразеологизмах. Однородные члены предложения. Ошибочка вышла!... Про омонимы и их разновидности. Еще немного фразеологизмов. В стране Перевертундии. Что такое «паронимы». Запоминаем словарные слова.31 июня.
Виды деятельности | Форма организации |
|
на развитие внимания и закрепления терминологии; - творческая мастерская (беседа, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление); - игры-тренинги; - игры-конкурсы (с делением на команды); сюжетные игры на закрепление пройденного материала; - интеллектуально-познавательные игры; - интеллектуально-творческие игры; олимпиады; дискуссии. самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. |
- Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
1 класс (33 ч)
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Речь устная и письменная | 1 |
2 | Что такое слово | 1 |
3 | В мире звуков | 1 |
4 | Игротека | 1 |
5 | Звуки и буквы - не одно и тоже | 1 |
6 | Что такое метаграммы | 1 |
7 | Жили-были гласные и согласные | 1 |
8 | Игротека | 1 |
9 | Волшебник Ударение | 1 |
10 | Такие разные согласные | 1 |
11 | Такие разные согласные | 1 |
12 | Игротека | 1 |
13 | Русские народные загадки | 1 |
14 | Зачем шипят шипящие | 1 |
15 | Познакомьтесь: алфавит! | 1 |
16 | Игротека | 1 |
17 | Привет, пословица! | 1 |
18 | Поговорим о предложении | 1 |
19 | Ещё немного о предложении | 1 |
20 | Игротека | 1 |
21 | Знакомимся с анаграммами | 1 |
22 | Что такое текст? | 1 |
23 | Что мы пишем с большой буквы | 1 |
24 | Игротека | 1 |
25 | О безударных гласных | 1 |
26 | О парных звонких и глухих согласных | 1 |
27 | Слова-приятели | 1 |
28 | Игротека | 1 |
29 | Слова-неприятели | 1 |
30 | Волшебное слова предлог | 1 |
31 | Что за зверь такой-фразеологизм | 1 |
32 | Игротека | 1 |
33 | Учимся различать слова разных частей речи | 1 |
2 класс (34ч)
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Что мы знаем о звуках и буквах? | 1 |
2 | Что такое лексика? | 1 |
3 | Однозначные и многозначные слова | 1 |
4 | Игротека | 1 |
5 | Слова-братья | 1 |
6 | Слова - наоборот | 1 |
7 | Пословица недаром молвится | 1 |
8 | Игротека | 1 |
9 | И снова пословицы, пословицы, пословицы, … | 1 |
10 | Играем со словарными словами | 1 |
11 | Анаграммы | 1 |
12 | Игротека | 1 |
13 | Секреты некоторых букв | 1 |
14 | Шарады, анаграммы и метаграммы | 1 |
15 | Еще раз о синонимах и антонимах | 1 |
16 | Игротека | 1 |
17 | Слова, обозначающие предметы | 1 |
18 | Слова, обозначающие действие предметов | 1 |
19 | Слова, обозначающие признаки предметов | 1 |
20 | Игротека | 1 |
21 | Текст, тема, главная мысль | 1 |
22 | Заголовок- всему голова | 1 |
23 | Работаем с фразеологизмами | 1 |
24 | Игротека | 1 |
25 | И снова пословицы | 1 |
26 | Ещё раз о фразеологизмах | 1 |
27 | Русские народные загадки | 1 |
28 | Игротека | 1 |
29 | И вновь словарные слова | 1 |
30 | Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы | 1 |
31 | Какие слова русского языка помогают называть качества характера | 1 |
32 | Игротека | 1 |
33 | Повторяем… | 1 |
34 | Повторяем, повторяем… | 1 |
3 класс (34ч)
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Да здравствует русский язык! | 1 |
2 | Вежливые слова | 1 |
3 | Поговорки и пословицы | 1 |
4 | Игротека | 1 |
5 | Запоминаем словарные слова | 1 |
6 | Растения во фразеологизмах | 1 |
7 | Животные во фразеологизмах | 1 |
8 | Игротека | 1 |
9 | Я не поэт, я только учусь… | 1 |
10 | Как Морфология порядок навела | 1 |
11 | Игры с пословицами | 1 |
12 | Игротека | 1 |
13 | И снова животные во фразеологизмах | 1 |
14 | Кое-что о местоимении | 1 |
15 | Познакомимся поближе с наречием и числительным | 1 |
16 | Игротека | 1 |
17 | Состав слова. Основа слова. Формы слова | 1 |
18 | Про корень и окончание | 1 |
19 | Про суффикс и приставку | 1 |
20 | Игротека | 1 |
21 | Непроизносимые согласные | 1 |
22 | Учимся различать приставку и предлог | 1 |
23 | Учимся писать не с глаголами | 1 |
24 | Игротека | 1 |
25 | Имена существительные с шипящим звуком на конце | 1 |
26 | Его величество Ударение | 1 |
27 | Поговорим о падежах | 1 |
28 | Игротека | 1 |
29 | Сложные слова | 1 |
30 | От архаизмов до неологизмов | 1 |
31 | По страницам энциклопедий | 1 |
32 | Игротека | 1 |
33 | Повторяем… | 1 |
34 | Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» | 1 |
4 класс (34ч)
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | И снова о русском языке… | 1 |
2 | Крылатые слова и афоризмы | 1 |
3 | Копилка занимательных заданий | 1 |
4 | Игротека | 1 |
5 | Об именах | 1 |
6 | О русских фамилиях | 1 |
7 | В поисках сбежавших головоломок | 1 |
8 | Игротека | 1 |
9 | Мы играем в логогрифы | 1 |
10 | Учимся распознавать речевые ошибки | 1 |
11 | Коллекция заморочек | 1 |
12 | Игротека | 1 |
13 | Ох уж эти фразеологизмы!... | 1 |
14 | Работаем над рифмами | 1 |
15 | Словесные забавы | 1 |
16 | Игротека | 1 |
17 | Продолжаем работу над фразеологизмами | 1 |
18 | Русские пословицы и поговорки | 1 |
19 | Ассорти для любителей русского языка | 1 |
20 | Игротека | 1 |
21 | И снова о фразеологизмах | 1 |
22 | Однородные члены предложения | 1 |
23 | Ошибочка вышла!... | 1 |
24 | Игротека | 1 |
25 | Про омонимы и их разновидности | 1 |
26 | Еще немного фразеологизмов | 1 |
27 | В стране Перевертундии | 1 |
28 | Игротека | 1 |
29 | Что такое «паронимы» | 1 |
30 | Запоминаем словарные слова | 1 |
31 | 31 июня | 1 |
32 | Игротека | 1 |
33 | Повторяем… | 1 |
34 | Повторяем… | 1 |
Приложение 1
Календарно тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата | Коррекция |
1 | Речь устная и письменная | ||
2 | Что такое слово | ||
3 | В мире звуков | ||
4 | Игротека | ||
5 | Звуки и буквы - не одно и тоже | ||
6 | Что такое метаграммы | ||
7 | Жили-были гласные и согласные | ||
8 | Игротека | ||
9 | Волшебник Ударение | ||
10 | Такие разные согласные | ||
11 | Такие разные согласные | ||
12 | Игротека | ||
13 | Русские народные загадки | ||
14 | Зачем шипят шипящие | ||
15 | Познакомьтесь: алфавит! | ||
16 | Игротека | ||
17 | Привет, пословица! | ||
18 | Поговорим о предложении | ||
19 | Ещё немного о предложении | ||
20 | Игротека | ||
21 | Знакомимся с анаграммами | ||
22 | Что такое текст? | ||
23 | Что мы пишем с большой буквы | ||
24 | Игротека | ||
25 | О безударных гласных | ||
26 | О парных звонких и глухих согласных | ||
27 | Слова-приятели | ||
28 | Игротека | ||
29 | Слова-неприятели | ||
30 | Волшебное слова предлог | ||
31 | Что за зверь такой-фразеологизм | ||
32 | Игротека | ||
33 | Учимся различать слова разных частей речи |
2 класс (34ч)
№ | Тема урока | Дата | Коррекция |
1 | Что мы знаем о звуках и буквах? | ||
2 | Что такое лексика? | ||
3 | Однозначные и многозначные слова | ||
4 | Игротека | ||
5 | Слова-братья | ||
6 | Слова - наоборот | ||
7 | Пословица недаром молвится | ||
8 | Игротека | ||
9 | И снова пословицы, пословицы, пословицы, … | ||
10 | Играем со словарными словами | ||
11 | Анаграммы | ||
12 | Игротека | ||
13 | Секреты некоторых букв | ||
14 | Шарады, анаграммы и метаграммы | ||
15 | Еще раз о синонимах и антонимах | ||
16 | Игротека | ||
17 | Слова, обозначающие предметы | ||
18 | Слова, обозначающие действие предметов | ||
19 | Слова, обозначающие признаки предметов | ||
20 | Игротека | ||
21 | Текст, тема, главная мысль | ||
22 | Заголовок- всему голова | ||
23 | Работаем с фразеологизмами | ||
24 | Игротека | ||
25 | И снова пословицы | ||
26 | Ещё раз о фразеологизмах | ||
27 | Русские народные загадки | ||
28 | Игротека | ||
29 | И вновь словарные слова | ||
30 | Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы | ||
31 | Какие слова русского языка помогают называть качества характера | ||
32 | Игротека | ||
33 | Повторяем… | ||
34 | Повторяем, повторяем… |
3 класс (34ч)
№ | Тема урока | Дата | Коррекция |
1 | Да здравствует русский язык! | ||
2 | Вежливые слова | ||
3 | Поговорки и пословицы | ||
4 | Игротека | ||
5 | Запоминаем словарные слова | ||
6 | Растения во фразеологизмах | ||
7 | Животные во фразеологизмах | ||
8 | Игротека | ||
9 | Я не поэт, я только учусь… | ||
10 | Как Морфология порядок навела | ||
11 | Игры с пословицами | ||
12 | Игротека | ||
13 | И снова животные во фразеологизмах | ||
14 | Кое-что о местоимении | ||
15 | Познакомимся поближе с наречием и числительным | ||
16 | Игротека | ||
17 | Состав слова. Основа слова. Формы слова | ||
18 | Про корень и окончание | ||
19 | Про суффикс и приставку | ||
20 | Игротека | ||
21 | Непроизносимые согласные | ||
22 | Учимся различать приставку и предлог | ||
23 | Учимся писать не с глаголами | ||
24 | Игротека | ||
25 | Имена существительные с шипящим звуком на конце | ||
26 | Его величество Ударение | ||
27 | Поговорим о падежах | ||
28 | Игротека | ||
29 | Сложные слова | ||
30 | От архаизмов до неологизмов | ||
31 | По страницам энциклопедий | ||
32 | Игротека | ||
33 | Повторяем… | ||
34 | Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» |
4 класс (34ч)
№ | Тема урока | Дата | Коррекция |
1 | И снова о русском языке… | ||
2 | Крылатые слова и афоризмы | ||
3 | Копилка занимательных заданий | ||
4 | Игротека | ||
5 | Об именах | ||
6 | О русских фамилиях | ||
7 | В поисках сбежавших головоломок | ||
8 | Игротека | ||
9 | Мы играем в логогрифы | ||
10 | Учимся распознавать речевые ошибки | ||
11 | Коллекция заморочек | ||
12 | Игротека | ||
13 | Ох уж эти фразеологизмы!... | ||
14 | Работаем над рифмами | ||
15 | Словесные забавы | ||
16 | Игротека | ||
17 | Продолжаем работу над фразеологизмами | ||
18 | Русские пословицы и поговорки | ||
19 | Ассорти для любителей русского языка | ||
20 | Игротека | ||
21 | И снова о фразеологизмах | ||
22 | Однородные члены предложения | ||
23 | Ошибочка вышла!... | ||
24 | Игротека | ||
25 | Про омонимы и их разновидности | ||
26 | Еще немного фразеологизмов | ||
27 | В стране Перевертундии | ||
28 | Игротека | ||
29 | Что такое «паронимы» | ||
30 | Запоминаем словарные слова | ||
31 | 31 июня | ||
32 | Игротека | ||
33 | Повторяем… | ||
34 | Повторяем… |
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по русскому языку и литературному чтению, конференции, фестивали и пр.
1 класс
Тема занятия | Виды деятельности учащихся | Формы деятельности учащихся |
Речь. | Проблемно-ценностное общение, игровая, познавательная | Игровой тренинг. Творческая мастерская (беседа, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление) Интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады. Дискуссии. Презентации проектов. Участие в конференциях, фестивалях. |
Тише, громче. | ||
Слова, слова, слова. | ||
Озорные буквы. Диагностический тест | ||
Слова играют в прятки. | ||
Слово и его значение. | ||
Прямое и переносное значение слова. | ||
Омонимы. | ||
Синонимы. | ||
Антонимы. | ||
Тематические группы слов. | ||
Наш цветной мир. | ||
Что на что похоже. | ||
Голоса природы. | ||
Проверочная работа. | ||
Загадки. Конкурс эрудитов | ||
Культура речи. Вежливые слова. | ||
Пословицы. | ||
Учимся рассуждать. | ||
Текст. | ||
Заглавие текста. | ||
Тема текста. | ||
Повторение пройденного. | ||
Опорные слова. | ||
Мы строим текст. | ||
План текста. | ||
Проверочная работа. Подведение итогов работы за год | ||
Речь. | ||
Тише, громче. |
2 класс
Тема занятия | Виды деятельности учащихся | Формы деятельности учащихся |
Слово. Значение слова. | Проблемно-ценностное общение, игровая, познавательная | Игровой тренинг. Творческая мастерская (беседа, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление) Интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады. Дискуссии. Презентации проектов. Участие в конференциях, фестивалях. |
Многозначные слова. Диагностический тест | ||
Омонимы. | ||
Омофоны. Омоформы. | ||
Синонимы | ||
Антонимы | ||
Фразеологизмы | ||
Пословицы | ||
Загадки | ||
Изобразительные средства языка. Сравнение. | ||
Изобразительные средства языка. Олицетворение | ||
Текст. Тема текста. Заглавие.. | ||
Опорные слова | ||
Проверочная работа | ||
План текста | ||
Виды плана | ||
Связь между предложениями в тексте. | ||
Связь между частями текста | ||
Работа с деформированным текстом | ||
Редактирование текста | ||
Типы текста. Описание. | ||
Текст – сравнительное описание | ||
Типы текста. Повествование | ||
Типы текста. Рассуждение | ||
Сочинение на тему: «Мой выходной день» | ||
Редактирование текста. Проверочная работа | ||
Повторение пройденного. КВН, викторина. |
3 класс
Тема занятия | Виды деятельности учащихся | Формы деятельности учащихся |
Многозначные слова. Диагностический тест | Проблемно-ценностное общение, игровая, познавательная | Игровой тренинг. Творческая мастерская (беседа, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление) Интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады. Дискуссии. Презентации проектов. Участие в конференциях, фестивалях. |
Омонимы, омоформы, омофоны. | ||
Фразеологизмы. | ||
Сравнения. | ||
Олицетворение. | ||
Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | ||
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | ||
Откуда приходят слова. | ||
Этимология. | ||
Как тебя зовут? | ||
Наши фамилии. | ||
Топонимы. | ||
Устаревшие слова. | ||
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». | ||
Проверочная работа. | ||
Типы текстов. | ||
Темы текстов. Опорные слова. | ||
Связь предложений в тексте. | ||
Цепная связь предложений в тексте. | ||
Параллельная связь предложений в тексте. | ||
Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | ||
Единый временной план текста. | ||
Стили речи. | ||
Культура общения. | ||
Научный стиль. | ||
Словари. | ||
Проверь себя. | ||
Подведение итогов года |
4 класс
Тема занятия | Виды дея-тельности учащихся | Формы деятельности учащихся |
Омонимы, омофоны, омоформы, Каламбуры. | Проблемно-ценностное общение, игровая, познавательная
| Игровой тренинг. Творческая мастерская (беседа, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление) Интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады. Дискуссии. Презентации проектов. Участие в конференциях, фестивалях. |
Фразеологизмы. Диагностическая работа | ||
Фразеологизмы | ||
Диалектизмы. | ||
Сравнение, эпитеты, олицетворение. | ||
Метафора. | ||
Пословицы и поговорки. Афоризмы. | ||
Сочинение по пословице. | ||
Анализ сочинений по пословицам. | ||
Художественный стиль. Общее понятие. | ||
Сочинение – пейзажная зарисовка. | ||
Рифма. | ||
Диалог и монолог. | ||
Драматические импровизации. | ||
Композиция текста. Основные элементы композиции. | ||
Композиция. Работа с деформированным текстом. | ||
Творческая работа. | ||
Сочинение – миниатюра в художественном стиле. | ||
Творческая работа. | ||
Публицистический стиль. | ||
Газетно – публицистический стиль. | ||
Деловая игра «Вёрстка газеты». | ||
Официально – деловой стиль. | ||
Тезисы. Конспект. | ||
Аннотация. | ||
Я пишу письмо. | ||
Личный дневник. | ||
Сочинение «Мои любимые стихи». | ||
Сочини сценарий для мультфильма. | ||
Конкурс на лучшее название конфет. | ||
Обобщение. Проверочная работа. | ||
Омонимы, омофоны, омоформы, Каламбуры. | ||
Фразеологизмы. Диагностическая работа |
3. Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Речь. | 1 ч |
2 | Тише, громче. | 1 ч |
3 | Слова, слова, слова. | 1 ч |
4 | Озорные буквы. Диагностический тест | 1 ч |
5 | Слова играют в прятки. | 1 ч |
6 | Слово и его значение. | 1 ч |
7 | Прямое и переносное значение слова. | 1 ч |
8 | Омонимы. | 1 ч |
9 | Синонимы. | 1 ч |
10 | Антонимы. | 1 ч |
11 | Тематические группы слов. | 1 ч |
12 | Наш цветной мир. | 1 ч |
13 | Что на что похоже. | 1 ч |
14 | Голоса природы. | 1 ч |
15 | Проверочная работа. | 1 ч |
16 | Загадки. Конкурс эрудитов | 1 ч |
17 | Культура речи. Вежливые слова. | 1 ч |
18 | Пословицы. | 1 ч |
19-20 | Учимся рассуждать. | 2 ч |
21-22 | Текст. | 2 ч |
23 | Заглавие текста. | 1 ч |
24 | Тема текста. | 1 ч |
25 | Повторение пройденного. | 1 ч |
26 | Опорные слова. | 1 ч |
27-28 | Мы строим текст. | 2 ч |
29- 30 | План текста. | 2 ч |
31 | Проверочная работа. Подведение итогов работы за год | 1 ч |
32 | Речь. | 1 ч |
33 | Тише, громче. | 1 ч |
2 класс
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Слово. Значение слова. | 1 ч |
2 | Многозначные слова. Диагностический тест | 1 ч |
3 | Омонимы. | 1 ч |
4 | Омофоны. Омоформы. | 1 ч |
5 | Синонимы | 1 ч |
6 | Антонимы | 1 ч |
7 - 9 | Фразеологизмы | 3 ч |
10 | Пословицы | 1 ч |
11 | Загадки | 1 ч |
12 | Изобразительные средства языка. Сравнение. | 1 ч |
13 | Изобразительные средства языка. Олицетворение | 1 ч |
14 | Текст. Тема текста. Заглавие.. | 1 ч |
15-16 | Опорные слова | 2 ч |
17 | Проверочная работа | 1 ч |
18 | План текста | 1 ч |
19-20 | Виды плана | 2 ч |
21 | Связь между предложениями в тексте. | 1 ч |
22 | Связь между частями текста | 1 ч |
23 | Работа с деформированным текстом | 1 ч |
24 | Редактирование текста | 1 ч |
25-26 | Типы текста. Описание. | 2 ч |
27 | Текст – сравнительное описание | 1 ч |
28 | Типы текста. Повествование | 1 ч |
29-30 | Типы текста. Рассуждение | 2 ч |
31 | Сочинение на тему: «Мой выходной день» | 1 ч |
32 | Редактирование текста. Проверочная работа | 1 ч |
33-35 | Повторение пройденного. КВН, викторина. | 3 ч |
3 класс
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Многозначные слова. Диагностический тест | 1 ч |
2 | Омонимы, омоформы, омофоны. | 1 ч |
3 | Фразеологизмы. | 1 ч |
4 | Сравнения. | 1 ч |
5 | Олицетворение. | 1 ч |
6 | Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | 1 ч |
7 | Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | 1 ч |
8 | Откуда приходят слова. | 1 ч |
9 | Этимология. | 1 ч |
10-11 | Как тебя зовут? | 2 ч |
12 | Наши фамилии. | 1 ч |
13 | Топонимы. | 1 ч |
14 | Устаревшие слова. | 1 ч |
15 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». | 1 ч |
16 | Проверочная работа. | 1 ч |
17 | Типы текстов. | 1 ч |
18 | Темы текстов. Опорные слова. | 1 ч |
19 | Связь предложений в тексте. | 1 ч |
20-21 | Цепная связь предложений в тексте. | 2 ч |
22 | Параллельная связь предложений в тексте. | 1 ч |
23 | Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | 1 ч |
24 - 26 | Единый временной план текста. | 3 ч |
27-28 | Стили речи. | 2 ч |
29 | Культура общения. | 1 ч |
30 | Научный стиль. | 1 ч |
31 | Словари. | 1 ч |
32 | Проверь себя. | 1 ч |
33-35 | Подведение итогов года | 3 ч |
4 класс
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Омонимы, омофоны, омоформы, Каламбуры. | 1 ч |
2 | Фразеологизмы. Диагностическая работа | 1 ч |
3 | Фразеологизмы | 1 ч |
4 | Диалектизмы. | 1 ч |
5 | Сравнение, эпитеты, олицетворение. | 1 ч |
6 | Метафора. | 1 ч |
7 | Пословицы и поговорки. Афоризмы. | 1 ч |
8 | Сочинение по пословице. | 1 ч |
9 | Анализ сочинений по пословицам. | 1 ч |
10 | Художественный стиль. Общее понятие. | 1 ч |
11 | Сочинение – пейзажная зарисовка. | 1 ч |
12 | Рифма. | 1 ч |
13 | Диалог и монолог. | 1 ч |
14 - 15 | Драматические импровизации. | 2 ч |
16 | Композиция текста. Основные элементы композиции. | 1 ч |
17 | Композиция. Работа с деформированным текстом. | 1 ч |
18 | Творческая работа. | 1 ч |
19 | Сочинение – миниатюра в художественном стиле. | 1 ч |
20 | Творческая работа. | 1 ч |
21 | Публицистический стиль. | 1 ч |
22 | Газетно – публицистический стиль. | 1 ч |
23 | Деловая игра «Вёрстка газеты». | 1 ч |
24 | Официально – деловой стиль. | 1 ч |
25 | Тезисы. Конспект. | 1 ч |
26 | Аннотация. | 1 ч |
27 | Я пишу письмо. | 1 ч |
28 | Личный дневник. | 1 ч |
29 | Сочинение «Мои любимые стихи». | 1 ч |
30 | Сочини сценарий для мультфильма. | 1 ч |
31 | Конкурс на лучшее название конфет. | 1 ч |
32 | Обобщение. Проверочная работа. | 1 ч |
33 | Омонимы,омофоны, омоформы, Каламбуры. | 1 ч |
34-35 | Фразеологизмы. Диагностическая работа | 2 ч |
Список используемой литературы
1. Соколова Т. Н. Школа развития речи, рабочая тетрадь в 2-х частях, серия: Умникам и умницам/Курс "Речь" Издательство: РОСТкнига 2011 г. для 1,2,3,4 класса
2. Соколова Т. Н. Курс "Речь": Методическое пособие. Школа развития речи, серия: Умникам и умницам/Курс "Речь" Издательство: РОСТкнига 2011 г. для 1,2,3,4 класса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс
Программа составлена на основе примерной прграммы Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....
Рабочая программа по внеурочной деятельности ""Умники и умницы" 1 класс по УМК "Школа России"
1. Пояснительная записка.2. календарно - тематическое планирование...
Рабочая программа по внеурочной деятельности ""Умники и умницы" 2 класс
1 Пояснительная записка2. Календарно - тематическое планирование...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы" 1 класс
Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УМНИКИ И УМНИЦЫ» для 3 класса
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе програ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы".1-4 класс.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы".1-4 класс. (с учетом изменений ФГОС 2017)...