Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Сапичева Ольга Юрьевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Умники и умницы" составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием авторской программы  Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _umniki_i_umnitsy.doc983.5 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\NAR\Desktop\Kyocera_20191213_002\Scan_001.jpg

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

 «Умники и умницы»

Направление общеинтеллектуальное

Уровень общего образования (класс)  - начальное общее образование,

1-4 классы

Количество часов  - 135 часов

Программа составлена на 2019-2020 гг.

Составила учитель начальных классов

Сапичевой О. Ю.

Серпухов

Рабочая программа «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ООП НОО  МБОУ «Лицей «Серпухов», на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием авторской программы  Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».

Данная программа разработана и ориентирована на обучающихся 1—4 классов общеобразовательной школы. Общий объём учебного времени составляет 135 часов (1 класс - 33 ч, 2 - 4 класс – по 34 ч в год).  

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности  «Умники и умницы»

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность  самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Выпускник научится:

  • самостоятельно формулировать тему и цель занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы и работы других.

Познавательные УУД:

Выпускник научится:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (определять цель, функции участников, способы взаимодействия);

Коммуникативные УУД:

Выпускник научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • умение задавать вопросы.

Предметные результаты

Выпускник научится:

  • понимать значения русского языка - как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
  •   нормам русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
  • выбирать адекватные языковые  средства  при составлении монологических высказываний;  
  • овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: «Фонетика и графика», «Лексика», «Морфемика», «Морфология и применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса).

коммуникативные

1 – й класс

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к урокам русского языка;
  • повышение интереса к языковой и речевой деятельности;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  Обучающийся научится:

  • определять и формулировать цель деятельности  и учебную задачу с помощью учителя;  
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты

  • делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
  • делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, подбирать слова, обозначающие предмет, признак и действие;
  •  отгадывать и составлять ребусы, анаграммы, шарады;
  • называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
  • подбирать и использовать в речи знакомые пословицы.

2-й класс

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа;
  • осознание многообразия духовных традиций русского народа, стремление сохранять эти традиции;
  • повышение интереса к языковой и речевой деятельности

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу с помощью учителя и самостоятельно;
  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной  задачи; в сотрудничестве с учителем, находить варианты решения учебной задачи;
  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • приобретение первоначальных навыков самооценки своей деятельности.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); 
  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы -других; строить понятные для партнёра высказывания;
  • признавать существование различных: точек зрения;
  • воспринимать другое мнение и позицию.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • определять однозначные и  многозначные слова;
  • объяснять  фразеологизмы;
  • подбирать и использовать в речи знакомые пословицы;
  • находить синонимы и антонимы в тексте;
  • различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

3-й класс

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • самостоятельно формулировать  цель и учебную задачу;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • распознавать орфограммы, обосновывать выбор правильного написания;
  • объяснять  фразеологизмы и неологизмы русского языка;
  • выполнять словообразовательный  разбор;
  • работать со сложными словами;
  • использовать в речи числительные и наречия.

4 – й класс

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • осознание роли речи в жизни общества;
  • умение чувствовать красоту и богатство русского языка;
  • понимание необходимости быть носителем правильной речи;
  • проявление интереса к изучению русского языка.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • самостоятельно формулировать цель и учебную задачу;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем и самостоятельно;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • использовать рефлексию для подведения итогов своей деятельности;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, достраивать недостающие элементы в ряду;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить логические цепи рассуждения; приводить доказательства;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных ситуаций;
  •  планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (определять цель, функции участников, способы взаимодействия).

Коммуникативные УУД

  • Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать свое мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
  • задавать четко сформулированные вопросы.

Предметные результаты

Обучающийся научится

  • отличать признаки основных языковых единиц;
  • различать понятия: «многозначные слова», «синонимы», «антонимы», «омонимы», «архаизмы», «неологизмы», «паронимы», «палиндромы», приводить их примеры;
  • иметь представление о разнообразии речевых ошибок и способах их устранения;
  •  знать историю происхождения и лексическое значение наиболее часто употребляемых слов и фразеологизмов;
  • знать виды словесных игр и головоломок;
  •  приобрести опыт игры с шарадами, анаграммами, метаграммами, логогрифами и так далее;
  • творчески мыслить при решении ребусов, кроссвордов, шарад, криптограмм, использовать воображение, фантазию.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»

 с указанием форм организации и видов деятельности

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой

штурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые

задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со

словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и

энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-

поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-

поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к

заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных

способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на

знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

1 класс      Раздел «Путешествия по Стране Слов» (33ч)

Речь устная и письменная. Что такое слово? В мире звуков. Звуки и буквы  – не одно и тоже. Что такое метаграммы?  Жили – были гласные и согласные. Волшебник Ударение.

Такие разные согласные. Русские народные загадки. Зачем шипят шипящие? Познакомьтесь: алфавит. Привет, пословица. Поговорим о предложении. Еще немного о предложении. Знакомство с анаграммами. Что такое текст? Что мы пишем с большой буквы? О безударных гласных. О  парных звонких и глухих согласных. Слова – приятели.

Слова – неприятели. Волшебное слово предлог. Что за зверь такой – фразеологизм?

Учимся различать слова разных частей речи. Повторяем. Игротека.

Виды деятельности

Форма организации

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно – ценностное общение
  • Досугово – развлекательная деятельность
  • Художественное творчество

- Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

- Анализ и просмотр текстов.

- Игровой тренинг (головоломка, криптограмма, ребусы, шарады анаграммы, метаграммы).

- Творческая мастерская (беседа, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление)

- Игры-конкурсы (с делением на команды)

- Сюжетные игры на закрепление пройденного материала

2 класс      Раздел «Секреты орфографии» (34 ч)

Что мы знаем о звуках и буквах? Что такое лексика? Однозначные и многозначные слова. Игротека. Слова-братья. Слова – наоборот. Пословица недаром молвится. И снова пословицы, пословицы, пословицы, … Играем со словарными словами. Анаграммы Секреты некоторых букв. Шарады, анаграммы и метаграммы.

Еще раз о синонимах и антонимах.  Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие действие предметов. Слова, обозначающие признаки предметов. Текст, тема, главная мысль. Заголовок- всему голова. Работаем с фразеологизмами. Русские народные загадки. И вновь словарные слова. Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы. Какие слова русского языка помогают называть качества характера.

Виды деятельности

Форма организации

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно – ценностное общение
  • Досугово – развлекательная деятельность
  • Художественное творчество

- Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, ребусов, сказок.

- Анализ и просмотр текстов.

- Игровой тренинг (загадки, головоломка, криптограмма, ребусы, шарады, анаграммы, метаграммы).

- Творческая мастерская (беседа, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление).

- Работа со словарем фразеологизмов.

3 класс   Раздел «Занимательное словообразование» (34 ч)

Да здравствует русский язык! Вежливые слова. Поговорки и пословицы.  Игротека. Запоминаем словарные слова. Растения и животные во фразеологизмах. Я не поэт, я только учусь… Как Морфология порядок навела. Игры с пословицами. Кое-что о местоимении.  Познакомимся поближе с  наречием и числительным. Состав слова. Основа слова. Формы слова Про корень и окончание.   Про суффикс и приставку. Непроизносимые согласные. Учимся различать приставку и предлог. Учимся писать не с глаголами. Имена существительные с шипящим звуком на конце. Его величество Ударение. Поговорим о падежах. Сложные слова. От архаизмов до неологизмов. По страницам энциклопедий. Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок».

Виды деятельности

Форма организации

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно – ценностное общение
  • Досугово – развлекательная деятельность
  • Художественное творчество

  •   - Практические занятия с элементами игр

на развитие внимания и закрепления терминологии;

- творческая мастерская (беседа, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление);

 игры-тренинги;

игры-конкурсы (с делением на команды);

сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

интеллектуально-познавательные игры;

олимпиады.

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

самостоятельное составление кроссвордов,  шарад, ребусов.

4 класс          Раздел «Занимательная лингвистика» (34 ч)

И снова о русском языке… Крылатые слова и афоризмы. Копилка занимательных заданий Игротека. Об именах. О русских фамилиях. В поисках сбежавших головоломок. Мы играем в логогрифы. Учимся распознавать речевые ошибки. Коллекция заморочек. Ох уж эти фразеологизмы!... Работаем над рифмами. Словесные забавы. Продолжаем работу над фразеологизмами. Русские пословицы и поговорки. Ассорти для любителей русского языка. И снова о фразеологизмах. Однородные члены предложения. Ошибочка вышла!... Про омонимы и их разновидности. Еще немного фразеологизмов. В стране Перевертундии. Что такое «паронимы». Запоминаем словарные слова.31 июня.

Виды деятельности

Форма организации

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно – ценностное общение
  • Досугово – развлекательная деятельность
  • Художественное творчество

  •  - Практические занятия с элементами игр

на развитие внимания и закрепления терминологии;

- творческая мастерская (беседа, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление);

 - игры-тренинги;

- игры-конкурсы (с делением на команды);

сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

- интеллектуально-познавательные игры;

- интеллектуально-творческие игры;   олимпиады;

дискуссии.

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

   самостоятельное составление кроссвордов,  шарад, ребусов.

  1. Тематическое планирование  курса внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

1 класс (33 ч)

Тема урока

Кол-во часов

1

Речь устная и письменная

1

2

Что такое слово

1

3

В мире звуков

1

4

Игротека

1

5

Звуки и буквы - не одно и тоже

1

6

Что такое метаграммы

1

7

Жили-были гласные и согласные

1

8

Игротека

1

9

Волшебник Ударение

1

10

Такие разные согласные    

1

11

Такие разные согласные    

1

12

Игротека

1

13

Русские народные загадки

1

14

Зачем шипят шипящие

1

15

Познакомьтесь: алфавит!  

1

16

Игротека

1

17

Привет, пословица!

1

18

Поговорим о предложении

1

19

Ещё немного о предложении

1

20

Игротека

1

21

Знакомимся с анаграммами

1

22

Что такое текст?

1

23

Что мы пишем с большой буквы

1

24

Игротека

1

25

О безударных гласных

1

26

О парных звонких и глухих согласных

1

27

Слова-приятели

1

28

Игротека

1

29

Слова-неприятели

1

30

Волшебное слова предлог

1

31

Что за зверь такой-фразеологизм

1

32

Игротека

1

33

Учимся различать слова разных частей речи

1

2 класс (34ч)

Тема урока

Кол-во часов

1

Что мы знаем о звуках и буквах?

1

2

Что такое лексика?

1

3

Однозначные и многозначные слова

1

4

Игротека

1

5

Слова-братья

1

6

Слова - наоборот

1

7

Пословица недаром молвится

1

8

Игротека

1

9

И снова пословицы, пословицы, пословицы, …

1

10

Играем со словарными словами

1

11

Анаграммы

1

12

Игротека

1

13

Секреты некоторых букв

1

14

Шарады, анаграммы и метаграммы

1

15

Еще раз о синонимах и антонимах

1

16

Игротека

1

17

Слова, обозначающие предметы

1

18

Слова, обозначающие действие предметов

1

19

Слова, обозначающие признаки предметов

1

20

Игротека

1

21

Текст, тема, главная мысль

1

22

Заголовок- всему голова

1

23

Работаем с фразеологизмами

1

24

Игротека

1

25

И снова пословицы

1

26

Ещё раз о фразеологизмах

1

27

Русские народные загадки

1

28

Игротека

1

29

И вновь словарные слова

1

30

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы

1

31

Какие слова русского языка помогают называть качества характера

1

32

Игротека

1

33

Повторяем…

1

34

Повторяем, повторяем…

1

3 класс (34ч)

Тема урока

Кол-во часов

1

Да здравствует русский язык!

1

2

Вежливые слова

1

3

Поговорки и пословицы  

1

4

Игротека

1

5

Запоминаем словарные слова

1

6

Растения во фразеологизмах

1

7

Животные во фразеологизмах

1

8

Игротека

1

9

Я не поэт, я только учусь…

1

10

Как Морфология порядок навела

1

11

Игры с пословицами

1

12

Игротека

1

13

И снова животные во фразеологизмах

1

14

Кое-что о местоимении  

1

15

Познакомимся поближе с  наречием и числительным

1

16

Игротека

1

17

Состав слова. Основа слова. Формы слова

1

18

Про корень и окончание  

1

19

Про суффикс и приставку

1

20

Игротека

1

21

Непроизносимые согласные

1

22

Учимся различать приставку и предлог

1

23

Учимся писать не с глаголами

1

24

Игротека

1

25

Имена существительные с шипящим звуком на конце

1

26

Его величество Ударение

1

27

Поговорим о падежах

1

28

Игротека

1

29

Сложные слова

1

30

От архаизмов до неологизмов

1

31

По страницам энциклопедий

1

32

Игротека

1

33

Повторяем…

1

34

Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»

1

4 класс (34ч)

Тема урока

Кол-во часов

1

И снова о русском языке…

1

2

Крылатые слова и афоризмы

1

3

Копилка занимательных заданий

1

4

Игротека

1

5

Об именах

1

6

О русских фамилиях

1

7

В поисках сбежавших головоломок

1

8

Игротека

1

9

Мы играем в логогрифы

1

10

Учимся распознавать речевые ошибки

1

11

Коллекция заморочек

1

12

Игротека

1

13

Ох уж эти фразеологизмы!...

1

14

Работаем над рифмами

1

15

Словесные забавы

1

16

Игротека

1

17

Продолжаем работу над фразеологизмами

1

18

Русские пословицы и поговорки

1

19

Ассорти для любителей русского языка

1

20

Игротека

1

21

И снова о фразеологизмах

1

22

Однородные члены предложения

1

23

Ошибочка вышла!...

1

24

Игротека

1

25

Про омонимы и их разновидности

1

26

Еще немного фразеологизмов

1

27

В стране Перевертундии

1

28

Игротека

1

29

Что такое «паронимы»

1

30

Запоминаем словарные слова

1

31

31 июня

1

32

Игротека

1

33

Повторяем…

1

34

Повторяем…

1

Приложение 1

 Календарно тематическое планирование

Тема урока

Дата

Коррекция

1

Речь устная и письменная

2

Что такое слово

3

В мире звуков

4

Игротека

5

Звуки и буквы - не одно и тоже

6

Что такое метаграммы

7

Жили-были гласные и согласные

8

Игротека

9

Волшебник Ударение

10

Такие разные согласные    

11

Такие разные согласные    

12

Игротека

13

Русские народные загадки

14

Зачем шипят шипящие

15

Познакомьтесь: алфавит!  

16

Игротека

17

Привет, пословица!

18

Поговорим о предложении

19

Ещё немного о предложении

20

Игротека

21

Знакомимся с анаграммами

22

Что такое текст?

23

Что мы пишем с большой буквы

24

Игротека

25

О безударных гласных

26

О парных звонких и глухих согласных

27

Слова-приятели

28

Игротека

29

Слова-неприятели

30

Волшебное слова предлог

31

Что за зверь такой-фразеологизм

32

Игротека

33

Учимся различать слова разных частей речи

2 класс (34ч)

Тема урока

Дата

Коррекция

1

Что мы знаем о звуках и буквах?

2

Что такое лексика?

3

Однозначные и многозначные слова

4

Игротека

5

Слова-братья

6

Слова - наоборот

7

Пословица недаром молвится

8

Игротека

9

И снова пословицы, пословицы, пословицы, …

10

Играем со словарными словами

11

Анаграммы

12

Игротека

13

Секреты некоторых букв

14

Шарады, анаграммы и метаграммы

15

Еще раз о синонимах и антонимах

16

Игротека

17

Слова, обозначающие предметы

18

Слова, обозначающие действие предметов

19

Слова, обозначающие признаки предметов

20

Игротека

21

Текст, тема, главная мысль

22

Заголовок- всему голова

23

Работаем с фразеологизмами

24

Игротека

25

И снова пословицы

26

Ещё раз о фразеологизмах

27

Русские народные загадки

28

Игротека

29

И вновь словарные слова

30

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы

31

Какие слова русского языка помогают называть качества характера

32

Игротека

33

Повторяем…

34

Повторяем, повторяем…

3 класс (34ч)

Тема урока

Дата

Коррекция

1

Да здравствует русский язык!

2

Вежливые слова

3

Поговорки и пословицы  

4

Игротека

5

Запоминаем словарные слова

6

Растения во фразеологизмах

7

Животные во фразеологизмах

8

Игротека

9

Я не поэт, я только учусь…

10

Как Морфология порядок навела

11

Игры с пословицами

12

Игротека

13

И снова животные во фразеологизмах

14

Кое-что о местоимении  

15

Познакомимся поближе с  наречием и числительным

16

Игротека

17

Состав слова. Основа слова. Формы слова

18

Про корень и окончание  

19

Про суффикс и приставку

20

Игротека

21

Непроизносимые согласные

22

Учимся различать приставку и предлог

23

Учимся писать не с глаголами

24

Игротека

25

Имена существительные с шипящим звуком на конце

26

Его величество Ударение

27

Поговорим о падежах

28

Игротека

29

Сложные слова

30

От архаизмов до неологизмов

31

По страницам энциклопедий

32

Игротека

33

Повторяем…

34

Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»

4 класс (34ч)

Тема урока

Дата

Коррекция

1

И снова о русском языке…

2

Крылатые слова и афоризмы

3

Копилка занимательных заданий

4

Игротека

5

Об именах

6

О русских фамилиях

7

В поисках сбежавших головоломок

8

Игротека

9

Мы играем в логогрифы

10

Учимся распознавать речевые ошибки

11

Коллекция заморочек

12

Игротека

13

Ох уж эти фразеологизмы!...

14

Работаем над рифмами

15

Словесные забавы

16

Игротека

17

Продолжаем работу над фразеологизмами

18

Русские пословицы и поговорки

19

Ассорти для любителей русского языка

20

Игротека

21

И снова о фразеологизмах

22

Однородные члены предложения

23

Ошибочка вышла!...

24

Игротека

25

Про омонимы и их разновидности

26

Еще немного фразеологизмов

27

В стране Перевертундии

28

Игротека

29

Что такое «паронимы»

30

Запоминаем словарные слова

31

31 июня

32

Игротека

33

Повторяем…

34

Повторяем…



Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по русскому языку и литературному чтению, конференции, фестивали и пр.

1 класс

Тема занятия

Виды деятельности учащихся

Формы деятельности учащихся

Речь.

Проблемно-ценностное общение, игровая, познавательная

Игровой тренинг. Творческая мастерская (беседа, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление)

Интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады. Дискуссии.

Презентации проектов. Участие в конференциях, фестивалях.

Тише, громче.

Слова, слова, слова.

Озорные буквы. Диагностический тест

Слова играют в прятки.

Слово и его значение.

Прямое и переносное значение слова.

Омонимы.

Синонимы.

Антонимы.

Тематические группы слов.

Наш цветной мир.

Что на что похоже.

Голоса природы.

Проверочная работа.

Загадки.  Конкурс эрудитов

Культура речи. Вежливые слова.

Пословицы.

Учимся рассуждать.

Текст.

Заглавие текста.

Тема текста.

Повторение пройденного.

Опорные слова.

Мы строим текст.

План текста.

Проверочная работа. Подведение итогов работы за год

Речь.

Тише, громче.

2 класс

Тема занятия

Виды деятельности учащихся

Формы деятельности учащихся

Слово. Значение слова.

Проблемно-ценностное общение, игровая, познавательная

Игровой тренинг. Творческая мастерская (беседа, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление)

Интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады. Дискуссии.

Презентации проектов. Участие в конференциях, фестивалях.

Многозначные слова. Диагностический тест

Омонимы.

Омофоны. Омоформы.

Синонимы

Антонимы

Фразеологизмы

Пословицы

Загадки

Изобразительные средства языка. Сравнение.

Изобразительные средства языка. Олицетворение

Текст. Тема текста. Заглавие..

Опорные слова

Проверочная работа

План текста

Виды плана

Связь между предложениями в тексте.

Связь между частями текста

Работа с деформированным текстом

Редактирование текста

Типы текста. Описание.

Текст – сравнительное описание

Типы текста. Повествование

Типы текста. Рассуждение

Сочинение на тему: «Мой выходной день»

Редактирование текста. Проверочная работа

Повторение пройденного. КВН, викторина.

3 класс

Тема занятия

Виды деятельности учащихся

Формы деятельности учащихся

Многозначные слова. Диагностический тест

Проблемно-ценностное общение, игровая, познавательная

Игровой тренинг. Творческая мастерская (беседа, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление)

Интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады. Дискуссии.

Презентации проектов. Участие в конференциях, фестивалях.

Омонимы, омоформы, омофоны.

Фразеологизмы.

Сравнения.

Олицетворение.

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

Откуда приходят слова.

Этимология.

Как тебя зовут?

Наши фамилии.

Топонимы.

Устаревшие слова.

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

Проверочная работа.

Типы текстов.

Темы текстов. Опорные слова.

Связь предложений в тексте.

Цепная связь предложений в тексте.

Параллельная связь предложений в тексте.

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

Единый временной план текста.

Стили речи.

Культура общения.

Научный стиль.

Словари.

Проверь себя.

Подведение итогов года

4 класс

Тема занятия

Виды дея-тельности учащихся

Формы деятельности учащихся

Омонимы, омофоны, омоформы, Каламбуры.

Проблемно-ценностное общение, игровая, познавательная

 

Игровой тренинг. Творческая мастерская (беседа, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление)

Интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады. Дискуссии.

Презентации проектов. Участие в конференциях, фестивалях.

Фразеологизмы. Диагностическая работа

Фразеологизмы

Диалектизмы.

Сравнение, эпитеты, олицетворение.

Метафора.

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

Сочинение по пословице.

Анализ сочинений по пословицам.

Художественный стиль. Общее понятие.

Сочинение – пейзажная зарисовка.

Рифма.

Диалог и монолог.

Драматические импровизации.

Композиция текста. Основные элементы композиции.

Композиция. Работа с деформированным текстом.

Творческая работа.

Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

Творческая работа.

Публицистический стиль.

Газетно – публицистический стиль.

Деловая игра «Вёрстка газеты».

Официально – деловой стиль.

Тезисы. Конспект.

Аннотация.

Я пишу письмо.

Личный дневник.

Сочинение «Мои любимые стихи».

Сочини сценарий для мультфильма.

Конкурс на лучшее название конфет.

Обобщение. Проверочная работа.

Омонимы, омофоны, омоформы, Каламбуры.

Фразеологизмы. Диагностическая работа

3. Тематическое планирование

1 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Речь.

1 ч

2

Тише, громче.

1 ч

3

Слова, слова, слова.

1 ч

4

Озорные буквы. Диагностический тест

1 ч

5

Слова играют в прятки.

1 ч

6

Слово и его значение.

1 ч

7

Прямое и переносное значение слова.

1 ч

8

Омонимы.

1 ч

9

Синонимы.

1 ч

10

Антонимы.

1 ч

11

Тематические группы слов.

1 ч

12

Наш цветной мир.

1 ч

13

Что на что похоже.

1 ч

14

Голоса природы.

1 ч

15

Проверочная работа.

1 ч

16

Загадки.  Конкурс эрудитов

1 ч

17

Культура речи. Вежливые слова.

1 ч

18

Пословицы.

1 ч

19-20

Учимся рассуждать.

2 ч

21-22

Текст.

2 ч

23

Заглавие текста.

1 ч

24

Тема текста.

1 ч

25

Повторение пройденного.

1 ч

26

Опорные слова.

1 ч

27-28

Мы строим текст.

2 ч

29- 30

План текста.

2 ч

31

Проверочная работа. Подведение итогов работы за год

1 ч

32

Речь.

1 ч

33

Тише, громче.

1 ч

2 класс

п\п

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Слово. Значение слова.

1 ч

2

Многозначные слова. Диагностический тест

1 ч

3

Омонимы.

1 ч

4

Омофоны. Омоформы.

1 ч

5

Синонимы

1 ч

6

Антонимы

1 ч

7 - 9

Фразеологизмы

3 ч

10

Пословицы

1 ч

11

Загадки

1 ч

12

Изобразительные средства языка. Сравнение.

1 ч

13

Изобразительные средства языка. Олицетворение

1 ч

14

Текст. Тема текста. Заглавие..

1 ч

15-16

Опорные слова

2 ч

17

Проверочная работа

1 ч

18

План текста

1 ч

19-20

Виды плана

2 ч

21

Связь между предложениями в тексте.

1 ч

22

Связь между частями текста

1 ч

23

Работа с деформированным текстом

1 ч

24

Редактирование текста

1 ч

25-26

Типы текста. Описание.

2 ч

27

Текст – сравнительное описание

1 ч

28

Типы текста. Повествование

1 ч

29-30

Типы текста. Рассуждение

2 ч

31

Сочинение на тему: «Мой выходной день»

1 ч

32

Редактирование текста. Проверочная работа

1 ч

33-35

Повторение пройденного. КВН, викторина.

3 ч

3 класс

п\п

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Многозначные слова. Диагностический тест

1 ч

2

Омонимы, омоформы, омофоны.

1 ч

3

Фразеологизмы.

1 ч

4

Сравнения.

1 ч

5

Олицетворение.

1 ч

6

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

1 ч

7

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

1 ч

8

Откуда приходят слова.

1 ч

9

Этимология.

1 ч

10-11

Как тебя зовут?

2 ч

12

Наши фамилии.

1 ч

13

Топонимы.

1 ч

14

Устаревшие слова.

1 ч

15

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

1 ч

16

Проверочная работа.

1 ч

17

Типы текстов.

1 ч

18

Темы текстов. Опорные слова.

1 ч

19

Связь предложений в тексте.

1 ч

20-21

Цепная связь предложений в тексте.

2 ч

22

Параллельная связь предложений в тексте.

1 ч

23

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

1 ч

24 - 26

Единый временной план текста.

3 ч

27-28

Стили речи.

2 ч

29

Культура общения.

1 ч

30

Научный стиль.

1 ч

31

Словари.

1 ч

32

Проверь себя.

1 ч

33-35

Подведение итогов года

3 ч

4 класс

п\п

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Омонимы, омофоны, омоформы, Каламбуры.

1 ч

2

Фразеологизмы. Диагностическая работа

1 ч

3

Фразеологизмы

1 ч

4

Диалектизмы.

1 ч

5

Сравнение, эпитеты, олицетворение.

1 ч

6

Метафора.

1 ч

7

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

1 ч

8

Сочинение по пословице.

1 ч

9

Анализ сочинений по пословицам.

1 ч

10

Художественный стиль. Общее понятие.

1 ч

11

Сочинение – пейзажная зарисовка.

1 ч

12

Рифма.

1 ч

13

Диалог и монолог.

1 ч

14 - 15

Драматические импровизации.

2 ч

16

Композиция текста. Основные элементы композиции.

1 ч

17

Композиция. Работа с деформированным текстом.

1 ч

18

Творческая работа.

1 ч

19

Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

1 ч

20

Творческая работа.

1 ч

21

Публицистический стиль.

1 ч

22

Газетно – публицистический стиль.

1 ч

23

Деловая игра «Вёрстка газеты».

1 ч

24

Официально – деловой стиль.

1 ч

25

Тезисы. Конспект.

1 ч

26

Аннотация.

1 ч

27

Я пишу письмо.

1 ч

28

Личный дневник.

1 ч

29

Сочинение «Мои любимые стихи».

1 ч

30

Сочини сценарий для мультфильма.

1 ч

31

Конкурс на лучшее название конфет.

1 ч

32

Обобщение. Проверочная работа.

1 ч

33

Омонимы,омофоны, омоформы, Каламбуры.

1 ч

34-35

Фразеологизмы. Диагностическая работа

2 ч

Список используемой литературы

1. Соколова Т. Н. Школа развития речи, рабочая тетрадь в 2-х частях, серия: Умникам и умницам/Курс "Речь" Издательство: РОСТкнига 2011 г. для 1,2,3,4 класса

2. Соколова Т. Н. Курс "Речь": Методическое пособие.  Школа развития речи, серия: Умникам и умницам/Курс "Речь" Издательство: РОСТкнига 2011 г. для 1,2,3,4 класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс

Программа составлена на основе примерной прграммы  Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....

Рабочая программа по внеурочной деятельности ""Умники и умницы" 1 класс по УМК "Школа России"

1. Пояснительная записка.2. календарно - тематическое планирование...

Рабочая программа по внеурочной деятельности ""Умники и умницы" 2 класс

1 Пояснительная записка2. Календарно -  тематическое планирование...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы" 1 класс

Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс

      Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УМНИКИ И УМНИЦЫ» для 3 класса

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе програ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы".1-4 класс.2017

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы".1-4 класс. (с учетом изменений ФГОС 2017)...