мастер-класс "Учебные проблемные ситуации на уроках в начальной школе"
материал
Предварительный просмотр:
Мастер-класс : «Учебные проблемные ситуации на уроках в начальной школе»
Тазетдинова Р.И.
-Добрый день уважаемые коллеги. Зовут меня Рузиля Ильгизарвна. Разрешите поздравить Вас с наступающим Новым годом. Я очень рада Вас видеть. Пусть наступающий год принесет Вам столько позитива, чтобы на ваших красивых лицах всегда была эта потрясающая улыбка.
-Дорогие коллеги, в моей семье есть такая традиция, гостю принято дарить самое дорогое, что у нас есть. А сегодня Вы мои гости. Представьте, что это моя любимая чашка, наполненная крепким здоровьем, добротой и чудесным настроением. И хочу Вам её подарить. Присоединяйтесь, давайте подарим соседям чуточку нашего тепла. Посмотрели друг на друга, улыбнулись, пожелали доброго дня. Спасибо. И начинаем, наш мастер-класс.
-Его я хочу начать со слов древнего мыслителя и филосова Китая Конфуция: «Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне действовать самому – и я научусь»
-Эти слова я взяла не случайно, т.е сегодня я не буду просто зачитывать, все равно забудете, а буду рассказывая показывать, чтобы Вы запомнили и вместе будем действовать, чтобы научиться.
- Я держу в руках чашу и вытягиваю вперед.
-Как вы думаете, сколько весит эта чашка?
-Спасибо, сейчас я не знаю, сколько весит эта чаша. Это неважно, теперь скажите пожалуйста, что произойдет с чашой если я её буду держать в течении несколько минут? (Ничего)
- Действительно, ничего. А что будет если я её буду держать 2 часа? (устану )
- А если целый день? (очень устану)
- А как вы думаете, изменится ли вес чаши если я буду держать ёё целый день? (нет)
- А, что нужно сделать? (поставить на стол)
-Точно! Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Стоит подумать о какой-нибудь проблеме несколько минут, и она окажется рядом. Если думать о ней несколько часов, она начнет нас засасывать. Если думать о ней целый день, она
нас парализует. Можно думать о проблеме, но, как правило, это, ни к чему не приводит. Еѐ «вес» не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Нужно решить еѐ, или отложить в сторону.
-Сейчас мы применим один прием ТРИЗ., который называется «ДО и ПОСЛЕ». У Вас на столах лежат сотовые телефоны, прошу их включить не и закидывать далеко до конца занятия. На одной стороне телефона написано «ДО». Сейчас вы пишите, свои предположения о том, что вы ожидаете от этого мастер-класса.
-Коллеги начали думать, некоторые коллеги призадумались. А почему?
(заслушиваются ответы)
Да, я думаю от того, что вы не знаете, о чем мы сегодня будем говорить. Значить я создала для Вас небольшую проблемную ситуацию и заставила Вас призадуматься.
Так кто же мне сегодня попробует вывести тему мастер-класса.
(заслушиваются варианты ответов)
Спасибо, уважаемые коллеги. Все мы знаем, что современный урок это не объявление темы учителем, работа учащихся, тему они должны вывести сами. С чего мы и начали.
Я внесу небольшую корректировку, наша тема: «Учебные проблемные ситуации на уроках в начальной школе»
Цель: повышение уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию учебных ситуаций в организации непосредственно образовательной деятельности
Задачи:
- Раскрыть сущность использования учебных ситуаций при организации образовательного процесса;
- Научить использовать методы проблемного обучения на примере проблемных ситуаций;
- Вызвать у участников мастер - класса интерес к технологии проблемного обучения и желание использовать ее в своей деятельности.
Учебная ситуация – это особая структурная единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия.
Задача учителя создавать такие учебные ситуации, в результате которых у ребенка появляется потребность в открытии. Учебные ситуации играют большую роль для постановки учебной задачи.
Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности.
Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли ребята поставить учебную задачу или нет.
Уроки состоят из учебных ситуаций, следующих одна за другой: считаем, читаем, решаем задачи, сравниваем, …Но на современном уроке, в первую очередь, должен реализовываться системно-деятельностный подход.
На ваше внимание представлены виды учебных ситуаций:
1.Источник знаний учитель.
Он говорит, учащиеся пассивно слушают.
Контроль за объемом, выбором форм подачи за учителем,
Форма - лекция, рассказ, объяснение, демонстрация.
2.Источник знаний - любые, кроме учителя.
Учащиеся сами контролируют содержание учебного материала, объем, темп.
Контроль – учитель.
Форма - самостоятельная работа с учебником, устные упражнения, письменные работы, практические занятия.
3.Источник знаний - учитель и другие источники.
Учащиеся взаимодействуют с учителем на основе обмена информацией.
Контроль – учитель и учащиеся.
Форма - беседы, дискуссии
Скажите, пожалуйста, какая учебная ситуация соответствует современному уроку?
(ответы)
Спасибо. Для того, чтобы создать такую ситуацию на уроке, необходимо учителю владеть некоторыми технологиями, методами, приемами.
Что значит создать учебную ситуацию?
- Определиться с педагогической задачей (развивать умения….)
- Отобрать учебный материал
- Определить способ организации учебной ситуации (кто, что делает)
- Спрогнозировать действия детей.
- Спровоцировать детей на активные действия, на создание мотивации учения.
Формировать внутреннюю мотивацию к учению, самостоятельную познавательную деятельность обучающихся позволяет технология проблемного обучения. Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе.
Но сначала мы поработаем над понятием проблемная ситуация.
Давайте сначала представим неучебную ситуацию:
Снег идёт, снег идёт,
Снег по свету бродит.
И откуда он идёт
И куда уходит?
Снегопад, снегопад,
Снежное паденье.
Снег идёт наугад,
Словно сновиденье.
Сны земли, сны небес
Видит, засыпая,
Белый сад,
белый лес
Снегом засыпая.
-Какое настроение вызвало это стихотворение?
-Я предлагаю посмотреть на эту ситуацию глазами разных участников событий.
Мэр города
Заяц
Ребёнок
Водитель на загородной дороге
Лётчик, отправляющийся в полёт
Егерь без лыж
-Когда мы послушали стихотворение, то у нас создалось хорошее настроение, оказывается для отдельных героев – это проблемная ситуация.
Проблемная ситуация- это некая жалоба на то, что определённые процессы в организации протекают не так, как было запланировано.
Для того, чтобы ребёнок научился решать жизненные проблемные ситуации, нужно, чтобы он научился решать учебные проблемные ситуации на уроках. В этом и помогает технология проблемного обучения. Перейдем к учебным проблемным ситуациям.
Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.
Мы остановимся на них:
- Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Занятие по изобразительному уроку. Тема «Фрукты»
Демонстрация 3 яблок 1-красное, 1 – зеленое, 1 – желтое
В: Что это? Что у них общего? (предъявление первого факта) Где вы можете их видеть?
Д: Это яблоки. Они растут в саду. Это фрукты. Они растут на деревьях.
В: Какого они цвета? (предъявление 2-го факта)
Д: Красное, желтое, зеленое (возникновение проблемной ситуации)
В: Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)
Д: Все это яблоки, но цвет у них разный (осознание противоречия)
В: Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)
Д: Почему они разные по цвету? (учебная проблема как вопрос).
(Работа каждой группы, обмен мнениями)
2. Подводящий к теме диалог.
Занятие математике Тема «Масса»
Перед детьми математическая гиря = 1 кг. и пуховая подушка весом = 1 кг.
В: Перед вами математическая гиря и пуховая подушка. Что тяжелее? (вопрос на ошибку)
Д: 1.Подушка больше она тяжелее 2. Гиря тяжелее, она металлическая.
В: Давайте поговорим: взвешивание на весах (предъявление факта)
Д: Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)
В: Что вы сказали сначала? Д: Ответы детей
В: А как оказалось на самом деле? Побуждение к осознанию противоречия
В: Какой же будет тема занятия? (побуждение к формулированию проблемы)
Д: Вес. Масса (учебная проблема как тема занятия)
3. Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Занятие окружающий мир. Тема «Признаки живых организмов и растений»
Лягушка лежит и думает «Если я зеленая, значит я растение».
-На какую тему может вывести эта фраза.
Любая удачно подобранная картинка, может вывести проблемную ситуацию.
Как мы уже сказали проблемную ситуацию, можно создать на любом уроке.
Перестроение.
Задание учителям? Дорожная ситуация: несколько машин мчатся по узкой горной дороге, внезапно одна из них тормозит. Как должны поступить при этом водители других машин?
• На каком уроке можно перевести эту жизненную ситуацию в учебную? (на уроке физкультуры)
Колобок
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Слайд 12
Я хочу предложить вам в качестве «яркого пятна» русскую народную сказку «Колобок».
Свяжите эту сказку с уроком математики и решите задачу: Сколько мог весить колобок, если бабка завела тесто из 500г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды. А какая тема урока может быть?
Слайд 13
Свяжите эту сказку с уроком русского языка. Какую тему вы можете изучать?
(безударные гласные в корне слова, этимология слова КОЛОБОК. Искон. Суф. уменьшит.-ласкат. производное от колоб "круглый хлебец",)
Слайд 14
Свяжите сказку с уроком окружающего мира. Кто встретился по дороге Колобку? Чем питаются эти звери? Кто реально опасен для Колобка?
В конце занятия проведем рефлексию опять же приемом ТРИЗ. Включаем наши сотовые телефоны. Открываем «После» и напишите, что вы получили от мастер-класса, оправдались ли Ваши ожидания? И отправьте СМС на мой телефон.
Спасибо.
Завершить, я хочу следующими словами «То, что я хочу познать - это яблоня. Что я познаю – это ветвь яблони. То, что я передам ученику – это яблоко. То, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня.» И если я увижу эту яблоню, значит я вижу результаты своего труда и это для учителя большое счастье. Удачи Вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"
"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"Успешное применение проблемных ситуацийв обучении возможно лишь при соблюдении ряда условий и дидактических приемов на отдельных этапах подгот...
"Организация проблемных ситуаций на уроках в начальной школе"
Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе.Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановка ...
Организация проблемных ситуаций на уроках в начальной школе
Данная работа содержит теоретический и практический материал из опыта работы по организации проблемных ситуаций на уроке в рамках реализации ФГОС....
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.
В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....
"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.
Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....
Проблемные ситуации на уроках в начальной школе
Разрешение проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....
Обобщение пед опыта. Тема:«Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся»
Данный материал содержит: актуальность проблемы, ее новизну. Ставятся задачи и раскрываются условия для решения проблемы....