Приемы самооценки и самоконтроля в начальной школе
материал (1 класс)
Диагностики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_i_samootsenka_v_nachalnoy_shkole_priemy.docx | 18.95 КБ |
otsenka_sformirovannosti_predmetnyh_obuchayushchihsya.docx | 15.18 КБ |
otsenka_urovnya_shkolnoy_motivatsii.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы самооценки и самоконтроля в начальной школе
Оценка достижений учащихся начальных классов является существенной составляющей учебно-воспитательного процесса и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Наряду с другими компонентами прием самооценки и самоконтроля должен соответствовать современным требованиям педагогической и методическойнаукам, основным приоритетам и целям образования в начальной школе.
Система контроля и оценивания учебной работы ученика начальных классов не можетограничиваться узкой целью-проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. В своей работе можно использовать следующие приемы самооценки исамоконтроля:
1) Словесные приемы
а) Для развития самооценки и самоконтроля в конце каждого урока уместно задать следующие вопросы:
–Что нового ты узнал на уроке?
–Чему научился?
–За что себя можешь похвалить?
–Над чем еще надо поработать?
–Что показалось интересным?
–Что показалось трудным?
б) использование наглядных пособий:
Сегодня на уроке я узнал...
Мне удалось...
Я могу похвалить...
Я недостаточно...
Я старался…
Я хочу…
2) Рисунки
Свою работу в конце недели, в конце месяца можно оценить с помощью рисунка. Дети на подсознательном уровне изображают свою самооценку в цвете, в изображении какого-либо предмета. Например: можно изобразить дерево знаний, цветок настроения, капельки желаний и т.д. или раскрасить в цвете какой-либо предмет.
3) Символы
Это могут быть смайлики, человечки, геометрические фигурки и т.д.
4)Таблицы
Такой прием наиболее эффективен для ребят 4 класса. Используем его при групповой форме обучения. Дети, работая в группах, оценивают работу партнеров по команде или участников других групп. Итоговой будет оценка учителя .
5) Листы самооценки. Их можно приготовить, используя критерии конкретного предмета, проекта, класса, цели назначения
6) «Портфолио ученика»
Работу по систематизации своих достижений надо начинать с первого класса. Дети вместе с родителями собирают все свои результаты, творческие работы, В конце 4 класса все «Портфолио» просматриваются учениками, отбираются на взгляд учеников лучшие работы, делаются выводы, по каким предметы достигнуты лучшие результаты. В чём были трудности. Выявляются причины неудач, ставится цель на новый учебный год.
7) Анализ работы за определенный период обучения
В конце каждой четверти во 2-4 классах наряду с четвертными отметками, ребята проводят самоанализ своей учебной деятельности.
Для этого можно задать следующие вопросы:
–Что особенно удалось в этой четверти?
-По каким предметам результаты лучше?
–Что не получилось? В чем причина?
- Какую цель поставишь в следующей четверти?
В конце года также проводится самоанализ своей работы. Для этого можно
предложить следующие вопросы:
–Какими результатами первой четверти можешь гордиться?
–Над чем еще стоит поработать?
-По каким предметам возникали затруднения? В чем причина?
-Какую цель поставишь на следующую четверть?
8) Критерии оценки результата
А) 3б-активность высокая
2б-активность средняя
1б-активность низкая
Б) Материал на уроке
Усвоен полностью -3б;
Усвоен не полностью -2б;
Почти не усвоен -1б
9.Прием «Оценочная таблица»
В начале урока учитель предъявляет критерии отметки:
«5» -22 балла;
«4» -16-21 балл;
«3» - 11-15 баллов
Учащиеся определяют для себя, какой планки они сегодня готовы достичь, на полях в тетради записывают предполагаемый результат. Учитель, разрабатывая задания к уроку, просчитывает их трудоемкость, чтобы рассчитать количество и сложность заданий на оценку. В течение всего урока каждый ученик ведет учет своего труда, в конце урока оценивает себя.
10) «Лесенка достижений» или «Лестница успеха»
Этот приём можно использовать в конце урока на этапе рефлексии.
Ученики ставят себя на одну из ступенек лесенки (ставят галочки, крестики
или плюсики
1) ступенька нижняя– было трудно, не все смог выполнить и понять.
2) ступенька средняя– почти со всеми заданиями справился самостоятельно, но ещё есть над чем поработать!
3) ступенька верхняя – у меня все получилось, я все понял и работалотлично!
Для того, чтобы прием самооценки работал эффективно, рекомендуем выполнятьследующие условия:
1. Совместная работа учителя и учеников опирается на заранее утвержденный эталон оценивания для каждого конкретного случая;
2. Необходимо создавать определенный психологический настрой;
3. Сопоставлять разные результаты и делать выводы об эффективности работы;
5. Мотивировать учащихся для составления собственной программы действий для реализации поставленной цели на достижение результата.
Предварительный просмотр:
Оценка предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается каждым учебным предметом. Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе — метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Оценка предметных результатов ведется каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией школы в ходе внутришкольного мониторинга.
Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, вариативности инструментария оценки. В школе используется пятибальная система оценки знаний, компетенций обучающихся (минимальный балл – 2; максимальный балл – 5. Альтернативными формами оценивания являются: безотметочная система в первом классе, при проведении групповых занятий, курсов по выбору.
Оценка индивидуальных предметных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом «зоны ближайшего развития» («ученик научится», «ученик получит возможность научиться»).
Оценка сформированности предметных результатов обучающихся
Планируемые результаты | Текущий | Промежуточный | Итоговый |
Предметные | 1. Устный опрос. 2. Письменная или самостоятельная работа. 3. Диктант 4.Контрольное списывание. 5. Тестовые задания. 6. Графическая работа. 7. Изложение. 8. Доклад. 9. Творческая работа | 1. Тест. 2. Зачёт. | 1. Диагностическая контрольная работа. 2. Диктант. 3. Изложение. 4.Контроль техники чтения. 5. Тест. 6.Контрольная работа. |
Предварительный просмотр:
ОЦЕНКА УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
Учащихся 1 Б класса МАОУ «Сотниковская СОШ»
2016-2017г
/ методика Н. Г. Лускановой./
Цель: Определение уровня школьной мотивации.
— ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им
учебных ситуаций, оценивается в три балла;
— нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;
— ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к той или иной
школьной ситуации, оценивается в ноль баллов.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Рез-т |
1 | 3 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 14 |
2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 20 |
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 30 |
4 | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 |
5 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 28 |
6 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 20 |
7 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 30 |
8 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 30 |
9 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | 26 |
10 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 16 |
11 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 22 |
12 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 13 |
13 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 24 |
14 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 22 |
15 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 30 |
16 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 26 |
17 | 3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 26 |
18 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 30 |
19 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 30 |
20 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 14 |
21 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 28 |
22 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 28 |
23 | 3 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 17 |
24 | 1 | 3 | 3 | 1 | 0 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 17 |
25 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 28 |
26 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 22 |
27 | 1 | 1 | 3 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 22 |
28 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 24 |
29 | 3 | 3 | 1 | 1 | 0 | 1 | 3 | 3 | 3 | 1 | 19 |
30 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 1 | 3 | 18 |
Результаты исследования:
Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности – 12 человек (40%)
Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация - 9 чел (30%)
Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью – 6 чел (20%)
Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация – 3 чел (10%)
Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьнаядезадаптация – 0 чел (0%)
Большая часть учащихся класса (40%) с высоким уровнем и 30% учащихся - схорошим уровнем школьной мотивации. Эти дети готовы успешно справляться с учебной деятельностью.
20 % детей достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. 10 % учеников имеют низкую школьную мотивацию. Они испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Это те дети, которые требуют к себе особого внимания, дифференцированного подхода в обучении, консультации специалистов (логопеда, психолога) детей и при необходимости, родителей.
Дезадаптированных детей в классе нет.
1.10.2016г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая статья "Самоконтроль на уроке физкультуры в начальной школе"
Разрабатывая проблему формирования самоконтроля младших школьников на уроке физического воспитания, было выделено три направления:· Самоконтроль поведен...
Формирование навыков контроля и самоконтроля учащихся начальной школы в урочной деятельности
В структуре основной программы начального общего образования, разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, одним из компонентов является систем...
Приемы формирования самооценки и самоконтроля в начальной школе
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другим...
Приёмы сасмооценки и самоконтроля в начальной школе
Приёмы самооценки и самоконтроля...
Банк приёмов оценки, самооценки и самоконтроля учащихся начальной школы
Разноообразные методы и приёмы самооценки, оценки и самоконтроля учащихся для индивидуализации процесса обучения...
Выступление на тему: «Самооценка и самоконтроль в начальной школе».Учитель начальных классов ГБОУ средняя школа №412 Виволанец Людмила Александровна
В этом выступлении на районной конференции содержатся статья и презентация на данную тему...