Реализация адаптированной программы для работы с детьми с ОВЗ
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Одно из требований к современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы, технологии должны рассматриваться в контексте одной из основных задач образования – обеспечения максимально благоприятных условий для самореализации любого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей
Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ — это тщательно разработанный, точный и действенный профессиональный педагогический инструмент, выполняющий роль посредника между ребенком с особенностями развития и системой дошкольного и школьного образования. АООП широко открывают двери учебных заведений категориям детей, которые еще десять лет назад не могли и мечтать об общем, а не коррекционном образовании, о школьной жизни наравне со здоровыми ровесниками.
Реализация АОП направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью, овладение жизненными компетенциями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_adaptirovannoy_programmy.docx | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация адаптированной программы
для работы с детьми с ОВЗ
Одно из требований к современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы, технологии должны рассматриваться в контексте одной из основных задач образования – обеспечения максимально благоприятных условий для самореализации любого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей
Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ — это тщательно разработанный, точный и действенный профессиональный педагогический инструмент, выполняющий роль посредника между ребенком с особенностями развития и системой дошкольного и школьного образования. АООП широко открывают двери учебных заведений категориям детей, которые еще десять лет назад не могли и мечтать об общем, а не коррекционном образовании, о школьной жизни наравне со здоровыми ровесниками.
Реализация АОП направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью, овладение жизненными компетенциями.
Цели и задачи
Цель деятельности учителя — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций ребенка, обучающегося в инклюзивном классе.
Задачи:
1) создать условия для освоения образовательной программы всеми учащимися инклюзивного класса:
- организация в классе без барьерной, развивающей предметной среды;
- создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;
- формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации;
- применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;
- адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;
- адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.
2) создать условия для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, в школьном сообществе:
- организация уроков, вне учебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;
- организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;
- использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и вне учебной деятельности.
3) привлекать дополнительные ресурсы, поддержки:
- специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса в инклюзивном классе;
- формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны «внешних» социальных партнеров — методического центра, ППМК, общественных организаций;
- организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.
- повышать профессиональную компетенцию.
Обучение детей – инвалидов и детей с ОВЗ невозможно без специалистов психолого-педагогического сопровождения. В новых Федеральных образовательных стандартах (ФГОС) для детей с ОВЗ предусмотрено создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ, их комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение. Основной формой взаимодействия всех специалистов является психолого-педагогический консилиум (ПМПк).
Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ разрабатывается на основе:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002г. N 29/2065-н «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. N 1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. N 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Постановление Правительства РФ от 01.12.2015г. №1297 «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 – 2020годы.
Адаптированная образовательная программа разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы школы с учетом адаптированной основной образовательной программы для категории детей с ОВЗ, к которой относится ребенок.
При этом модификации, то есть изменению, преобразованию, адаптированию, в соответствии с образовательными потребностями и индивидуальными возможностями учащихся, подлежат программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; формы организации учебного процесса; способы учебной работы с учащимися.
Адаптирование учебных программ предусматривает:
- Частичное выполнение учебной программы в соответствии с возможностями ученика с ОВЗ
- Сокращение числа и объема учебных заданий с акцентированием внимания на главных, ключевых темах, понятиях
- Альтернативное замещение трудновыполнимых заданий
- Предоставление выбора объекта изучения в рамках одной темы (например, выучить наизусть большое или маленькое стихотворение)
- Предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (несколько небольших сообщений, устное сообщение по результатам наблюдения, экскурсии и т.п.)
Адаптированная образовательная программа также предусматривает включение разделов (модулей), обеспечивающих коррекционно-развивающую направленность образования.
Структура индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида включает в себя:
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Индивидуальный учебный план
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся (на соответствующей ступени образования)
- Мониторинг достижений обучающихся
- Заключение и рекомендации
На титульном листе указываются:
- наименование учреждения;
- назначение программы;
- срок реализации;
- адресность программы (фамилия, имя воспитанника, год обучения);
- гриф утверждения руководителем;
В пояснительной записке указываются:
- сведения о ребенке: возраст, класс, социальное окружение, интересы;
- диагноз;
- психолого-педагогическая характеристика ребенка;
- данные углубленной диагностики различных сфер развития ребенка;
- структура индивидуальной образовательной программы, её цель и задачи;
- основные общеобразовательные и парциальные программы, на основании которых разработана ИОП;
- обоснованность и варьирование используемых программ;
- перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др. (при необходимости).
В индивидуальном учебном плане отражается варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов (при необходимости).
Содержание программы включает в себя следующие компоненты:
Образовательный компонент
- Индивидуальный образовательный план
- Задачи по предметным областям
- Критерии оценивания достижений по образовательным областям
- Календарно-тематическое планирование;
Коррекционный компонент
Индивидуальный маршрут развития ребёнка, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы специалистов сопровождения (учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника) с обучающимися, её приёмы, методы и формы, рекомендации выше указанных специалистов учителю и родителям.
Социализация (воспитательный компонент)-содержит раздел классного руководителя, условия взаимодействия учителей и специалистов с ребёнком с ОВЗ или ребёнком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения
- внеклассная и внеурочная деятельность;
- мероприятия, направленные на социализацию ребёнка.
В мониторинге достижений обучающегося сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций (динамика развития ребёнка, оценка результатов обучения и социализации).
В заключении и рекомендациях дается
- обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики;
- заключение о реализации АОП в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года.
Прежде чем составлять адаптированную образовательную программу и индивидуальный учебный план, педагогам необходимо ознакомиться с рекомендациями ПМПК и результатами диагностики ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума школы (педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога). Причем роль учителя состоит в определении не степени готовности или неготовности ребенка, а возможности его обучения и развития через определение «зоны ближайшего развития» и постановку соответствующих целей и задач обучения.
Адаптированная рабочая программа обучающегося с задержкой психического развития направлена на овладение обучающимся учебной деятельностью и формирование у него общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Только принимая ребенка как личность, можно воспитать и развить в нем положительные личностные качества. Какие бы идеальные условия не были бы разработаны, как бы хороши они не были по отношению к потребностям конкретного ребенка – положительный эффект будет в том случае, если в процесс их реализации будет вовлечен весь педагогический коллектив и специалисты сопровождения.
Из Конвенции ООН о правах ребёнка:
«Мы работаем в первую очередь в интересах детей.
Все дети имеют надежду и возможности.
Все дети имеют право на охрану здоровья,
безопасность и развитие.
Все дети имеют право голоса и возможность влиять
на решения, касающиеся их жизни».
Таким образом, адаптированная образовательная программа является одним из индивидуально-ориентированныхспециальных образовательных условий, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями. Реализация Адаптированной образовательной программы обучающегося с ОВЗ (инвалидностью) с одной стороны - соответствует государственной политике в области доступности и качества образования для всех категорий детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий, в том числе, в рамках инклюзивного (включающего) образования. С другой стороны – это система и направление деятельности педагогического коллектива образовательной организации, базирующаяся на определенных методологических и методических принципах, основным организационным механизмом которой является междисциплинарное и межведомственное взаимодействие.
Литература
1. Кутепова Е.Н. Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенком с ОВЗ: Учебно- методическое пособие / Педагогический университет «Первое сентября», 2014.
2. Лебединцев В.Б., Горленко Н.М. Позиции педагогов при обучении по индивидуальным образовательным программам// Народное образование. 2011. № 09. С. 224–231.
3. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие/отв.ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. М.: МГППУ, 2013.
4. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012.
5. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Свидетельство о публикации методического материала "Коррекционная работа учителя в реализации адаптированной программы с учетом создания особых условий и учетом психофизических особенностей учащихся ".
Свидетельство о публикации методического материала "Коррекционная работа учителя в реализации адаптированной программы с учетом создания особых условий и учетом психофизических особенностей учащихся "...
«Использование технологии «коврограф» для реализации ФГОС в работе с детьми с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)»
Коврограф – инновационная технология, которая основывается на игровой методике Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Изготавливается из ковролина и обладает рядом несомненных преимуществ:...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с ОВЗ. В соответствии с тре...
Презентация "Использование современных цифровых технологий в условиях реализации ФГОС в работе с детьми с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)"
Коррекционная педагогика...
Инклюзивное образование детей с ОВЗ в образовательном учреждении: подходы и способы реализации».(из опыта работы с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ)
Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каж...
Инклюзивное образование детей с ОВЗ в образовательном учреждении: подходы и способы реализации».(из опыта работы с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ)
Инклюзивное образование процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ ...
Формы и методы работы в начальной школе при реализации адаптированной и общеобразовательной программ
Формы и методы работы в начальной школе при реализации адаптированной и общеобразовательной программ...