Доклад на тему: Привлечение обучающихся к научно-исследовательской деятельности
статья
Современное общество заинтересовано в успешных, инициативных людях.
Задача российского образования – создать условия для развития способностей учащихся.
Считаю, что в каждом ребенке есть скрытые возможности, задатки к какому-либо виду деятельности – интеллектуальной, музыкальной, художественной, спортивной и т.д.
Привлечение детей к любым формам научно-исследовательской деятельности осуществляется с целью развития их творческих способностей, расширения кругозора, знакомства с передовыми достижениями и возможностями современной науки, повышения мотивации к углубленному изучению различных предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
privlechenie_obuchayushchihsya_k_nauchno-issledovatelskoy_deyatelnosti.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
Привлечение обучающихся к научно-исследовательской деятельности
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Современное общество заинтересовано в успешных, инициативных людях.
Задача российского образования – создать условия для развития способностей учащихся.
Считаю, что в каждом ребенке есть скрытые возможности, задатки к какому-либо виду деятельности – интеллектуальной, музыкальной, художественной, спортивной и т.д.
Привлечение детей к любым формам научно-исследовательской деятельности осуществляется с целью развития их творческих способностей, расширения кругозора, знакомства с передовыми достижениями и возможностями современной науки, повышения мотивации к углубленному изучению различных предметов.
Под «научно-исследовательской деятельностью» мы понимаем процесс решения научных и личностных проблем, с целью получения нового знания. Научно-исследовательская деятельность включает в себя творческую, экспериментальную, поисковую работу, связанную с приобретением, обогащением исследовательского опыта и процессами стимулирования и развития научной деятельности. Исследовательская деятельность приучает школьников работать с научной литературой, что в настоящее время является важным умением.
Сегодня многие учащиеся имеют возможность проявить свой интеллектуальный потенциал, участвуя в проектной, творческой и научно-исследовательской деятельности. Участие в научной работе под руководством педагога позволяет способностям и таланту обучающегося своевременно раскрыться и развиваться, формирует личность учащегося, приобщает его к системной и общественно значимой деятельности, а также способствует успешной социализации и самореализации в современном обществе.
В этой связи научно-исследовательская деятельность выступает как необходимое условие для развития индивидуальных способностей обучающегося, а также повышения качества приобретенных знаний и умений работать с большим объемом информации, находить и использовать ресурсы, реализовывать на практике полученные знания и умения.
Принципы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Для приобщения обучающихся к научно-исследовательской деятельности изначально необходимо сформировать у них интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования: организационные, поисковые, информационные, оценочные.
С целью формирования основ методологической культуры важно соблюдать следующие принципы организации исследовательской деятельности в образовательном учреждении:
№ п\п | Принципы | Характеристика |
принцип добровольности учащихся | учащийся должен иметь желание заниматься научной работой и получать от нее удовольствие, видеть смысл своей творческой деятельности, реализовывать свои индивидуальные способности | |
принцип доступности | связан с учетом возрастных особенностей учащихся, предполагает выбор доступных форм и методов проводимых исследований с учетом интересов, мотивов, возможностей, способностей учащихся | |
принцип проблемности | предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активизацию самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение исследовательскими знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей | |
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся | предусматривает изучение их темперамента, характера, а также интересов, желаний, переживаний, способностей и темпа деятельности, а также соответствие содержания, форм средств и методов организации научной деятельности возрастным особенностям |
Известно, что основы исследовательской деятельности начинают формироваться еще в дошкольном возрасте, под влиянием множества социальных факторов (семья, детский сад, сверстники). Затем эта деятельность ребенка может быть продолжена в школе, колледже, учреждении дополнительного образования, вузе и в дальнейшем осуществляться в профессиональной деятельности.
Мотивация обучающихся для занятия проектно-исследовательской деятельностью.
Одной из самых многозначных является проблема заинтересованности детей в работе над исследовательскими проектами. Разработка, совершенствование и применение на практике методов мотивации учащихся к занятию творческой научной деятельностью в значительной степени обусловлено педагогическими и организаторскими талантами педагогов, которые, опираясь на взвешенные решения ряда общих проблем, а также используя индивидуальный подход к обучающимся, способны создать атмосферу заинтересованности среди обучающихся.
Педагоги хотят видеть своих воспитанников всесторонне развитыми, творческими, свободными личностями. Для достижения этой цели, они должны прежде понять их интересы и потребности и умело реализовывать их в ходе образовательного процесса. Одним из условий полноценного развития личности и реализации ее интересов и потребностей является участие в научно-исследовательской деятельности. К сожалению, педагоги отмечают, что у многих учащихся наблюдается отсутствие желания и низкая мотивация к исследовательской деятельности.
Оценка заинтересованности обучающихся в научно-исследовательской работе
Оценить насколько заинтересован обучающийся в научно-исследовательской работе можно с помощью проведения следующего анкетирования:
Анкета
Оценка заинтересованности обучающихся в научно-исследовательской деятельности
______________________________________________________
(Ф.И.О. обучающегося)
№ п\п | Вопросы | Шкала оценок | ||||
Насколько интересно Вам выбранное направление (секция)? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
В какой степени важны для Вас знания в данном направлении? | ||||||
Насколько интересно Вам участие в конференциях? | ||||||
В какой степени Вы не боитесь выступать публично? | ||||||
Каков Ваш интерес к исследованиям и экспериментам? | ||||||
Насколько увлекателен для Вас самостоятельный поиск новой информации? | ||||||
В какой степени Вы готовы принять участие в научной работе? | ||||||
В какой степени Вы ознакомлены с требованиями написания и оформления научно-исследовательских работ? | ||||||
В какой степени Вы готовы самостоятельно выбрать тему исследования? | ||||||
Насколько Вы готовы выделять свободное от учебы время на научную работу? | ||||||
В какой степени необходима Вам помощь научного руководителя? |
Особое внимание необходимо обратить на тех обучающихся, у которых шкала оценок варьируется от 1 до 3. Это свидетельствует о низкой степени заинтересованности таких ребят в исследовательской деятельности или получении недостаточной информации по данному роду деятельности.
Методы повышения мотивации обучающихся к занятию проектно-исследовательской деятельностью.
Для повышения интереса учащихся к научно-исследовательским проблемам, можно использовать встречи детей с известными учеными. Сюда же можно отнести организацию экскурсий в научные лаборатории, а так же демонстрацию уникальных исследовательских проектов и установок, с целью ознакомления ребят с передовыми достижениями и проблемами современной науки.
Помимо перечисленных методов, можно повысить мотивацию учащихся к занятию научно-исследовательской деятельностью, используя честолюбивые устремления детей в области самоутверждения в коллективе, а также в сфере дальнейшего построения собственной карьеры. Весьма действенным в этом случае является публичное признание успехов обучающихся в форме вручения дипломов, сертификатов, грамот, издания печатных и электронных трудов. Успешные выступления ребят с докладами о собственных работах на различных конкурсах и конференциях часто оборачиваются реальной поддержкой призеров различными льготами при поступлении в высшие учебные заведения. Наряду с осознанием ценности приобретаемого опыта в публичных выступлениях и научных дискуссиях, а также возможности проявить себя перед лицом потенциального работодателя, эти методы значительно повышают интерес обучающихся к участию в различных исследовательских проектах.
Организация проектно-исследовательской работы обучающихся.
Для эффективной организации приобщения учащихся к научной работе очень важна личность самого педагога, его методологическая компетентность, профессиональная и личная готовность к исследовательской деятельности. Задача педагога – увидеть в каждом ребёнке незаурядную личность, помочь ей сформироваться, развиться и совершенствоваться. Педагог должен создать такую образовательное среду, которая бы провоцировала учащегося на постановку вопросов и вызывало желание найти ответы на них, способствовала бы развитию его увлеченности определенной областью знаний, любознательности, постоянному стремлению наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать и получать новые знания о мире, то есть формировала и развивала бы научный интерес и творческую активность.
Педагог может привлекать учащихся к научно-исследовательской деятельности, организуя для них различные научные мероприятия: выставки, конференции, творческие конкурсы и т.д. По окончании научного мероприятия очень важно поощрить, ободрить, наградить не только победителей, но и других трудолюбивых, активных участников дипломами, грамотами, подарками.
На начальном этапе исследования задачи педагога заключаются в следующем:
- ознакомить обучающихся с содержанием и техникой выполнения научных исследований и исследовательских проблем;
- оказать помощь учащемуся в выборе темы исследования с учетом его интересов, помочь сформулировать тему исследования;
- определить цели, задачи, гипотезу; подобрать методы и средства исследования;
- составить план исследования; составить список необходимой научной литературы.
В дальнейшем педагог помогает юному исследователю с оформлением результатов его исследовательской деятельности, готовит к публичной защите его научных достижений, формируя при этом его исследовательскую позицию, необходимые методологические умения и навыки, развивая творческие и индивидуальные способности, а также такие необходимые качества, как инициативность, самостоятельность, ответственность, дисциплинированность и др.
Главное для педагога — увлечь обучающихся, показать им значимость их деятельности, а также привлечь родителей к участию в учебной деятельности своего ребёнка. Важно, чтобы родители сумели поддержать интерес к исследованиям, поделились своими знаниями и личным опытом, попытались подвести ребёнка к самостоятельным размышлениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результат участия обучающихся в научно – исследовательской работе за 2011 – 2016 учебные годы
Результат участия обучающихся в научно – исследовательской работе за 2011 – 2016 учебные годы. Журавлёва М.В....
Результат участия обучающихся в научно – исследовательской работе за 2012 – 2016 учебные годы
Результат участия обучающихся в научно – исследовательской работе за 2012 – 2016 учебные годы...
Результат участия обучающихся в научно – исследовательской работе за 2012– 2017учебные годы
Результат участия обучающихся в научно – исследовательской работеза 2012– 2017учебные годы...
Результат участия обучающихся в научно – исследовательской работе за 2012 – 2017 учебные годы
Результат участия обучающихся в научно – исследовательской работеза 2012 – 2017 учебные годы...
Результат участия обучающихся в научно – исследовательской работе за 2013 – 2018 учебные годы.
Результат участия обучающихся в научно – исследовательской работе за 2013 – 2018 учебные годы....
Доклад на тему: Привлечение учащихся младших классов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями
Технология подготовки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в общих чертах педагогического понимания характеризует целостный образовательный процесс с его целью, содержанием и методами о...
2.3. Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по английскому языку
Муниципальный конкурс творческих проектов на иностранном языке «Моя любимая книга», 2019 г.Муниципальный, VII муниципальная конференция научно-исследовательских работ обучающихс...