Доклад на тему: Привлечение обучающихся к научно-исследовательской деятельности
статья

Аржаникова Инна Владимировна

Современное общество заинтересовано в успешных, инициативных людях.

Задача российского образования – создать условия для развития способностей учащихся.

Считаю, что в каждом ребенке есть скрытые возможности, задатки к какому-либо виду деятельности – интеллектуальной, музыкальной, художественной, спортивной и т.д.

Привлечение детей к любым формам научно-исследовательской деятельности осуществляется с целью развития их творческих способностей, расширения кругозора, знакомства с передовыми достижениями и возможностями современной науки, повышения мотивации к углубленному изучению различных предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Привлечение обучающихся к научно-исследовательской деятельности

Познай себя – это интересно!

Сотвори себя – это необходимо!

 Утверди себя – это возможно!

Прояви себя – это реально!

Современное общество заинтересовано в успешных, инициативных людях.

Задача российского образования – создать условия для развития способностей учащихся.

Считаю, что в каждом ребенке есть скрытые возможности, задатки к какому-либо виду деятельности – интеллектуальной, музыкальной, художественной, спортивной и т.д.

Привлечение детей к любым формам научно-исследовательской деятельности осуществляется с целью развития их творческих способностей, расширения кругозора, знакомства с передовыми достижениями и возможностями современной науки, повышения мотивации к углубленному изучению различных предметов.

Под «научно-исследовательской деятельностью» мы понимаем процесс решения научных и личностных проблем, с целью получения нового знания. Научно-исследовательская деятельность включает в себя творческую, экспериментальную,  поисковую работу, связанную с приобретением, обогащением исследовательского опыта и процессами стимулирования и развития научной деятельности. Исследовательская деятельность приучает школьников работать с научной литературой, что в настоящее время является важным умением.

Сегодня многие учащиеся имеют возможность проявить свой интеллектуальный потенциал, участвуя в проектной, творческой и научно-исследовательской деятельности. Участие в научной работе под руководством педагога позволяет способностям и таланту обучающегося своевременно раскрыться и развиваться, формирует личность учащегося, приобщает его к системной и общественно значимой деятельности, а также способствует успешной социализации и самореализации в современном обществе.

В этой связи научно-исследовательская деятельность выступает как необходимое условие для развития  индивидуальных способностей обучающегося, а также повышения качества приобретенных знаний и умений работать с большим объемом информации, находить и использовать ресурсы, реализовывать на практике полученные знания и умения.

Принципы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Для приобщения обучающихся к научно-исследовательской деятельности изначально необходимо сформировать у них интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования: организационные, поисковые, информационные, оценочные.

С целью формирования основ методологической культуры важно соблюдать следующие принципы организации исследовательской деятельности в образовательном учреждении:

№ п\п

Принципы

Характеристика

принцип добровольности учащихся

учащийся должен иметь желание заниматься научной работой и получать от нее удовольствие, видеть смысл своей творческой деятельности, реализовывать свои индивидуальные способности

принцип доступности

связан с учетом возрастных особенностей учащихся, предполагает выбор доступных форм и методов проводимых исследований с учетом интересов, мотивов, возможностей, способностей учащихся

принцип проблемности

предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активизацию самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение исследовательскими знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей

принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

предусматривает изучение их темперамента, характера, а также интересов, желаний, переживаний, способностей и темпа деятельности, а также соответствие содержания, форм средств и методов организации научной деятельности возрастным особенностям

Известно, что основы исследовательской деятельности начинают формироваться еще в дошкольном возрасте, под влиянием множества социальных факторов (семья, детский сад, сверстники). Затем эта деятельность ребенка может быть продолжена в школе, колледже, учреждении дополнительного образования, вузе и в дальнейшем осуществляться в профессиональной деятельности.

Мотивация обучающихся для занятия проектно-исследовательской деятельностью.

Одной из самых многозначных  является проблема заинтересованности детей в работе над исследовательскими проектами. Разработка, совершенствование и применение на практике методов мотивации учащихся к занятию творческой научной деятельностью в значительной степени обусловлено педагогическими и организаторскими талантами педагогов, которые, опираясь на взвешенные решения ряда общих проблем, а также используя индивидуальный подход к обучающимся, способны создать атмосферу заинтересованности среди обучающихся.

Педагоги хотят видеть своих воспитанников всесторонне развитыми, творческими, свободными личностями. Для достижения этой цели, они должны прежде понять их  интересы и потребности и умело реализовывать их в ходе образовательного процесса. Одним из условий полноценного развития личности и реализации ее интересов и потребностей является участие в научно-исследовательской деятельности. К сожалению, педагоги отмечают, что у многих учащихся наблюдается отсутствие желания и низкая мотивация к исследовательской деятельности.    

Оценка заинтересованности обучающихся в научно-исследовательской работе

Оценить насколько заинтересован обучающийся в научно-исследовательской работе можно с помощью проведения следующего анкетирования:

Анкета

Оценка заинтересованности обучающихся в научно-исследовательской деятельности

______________________________________________________

                                                           (Ф.И.О. обучающегося)

№ п\п

Вопросы

Шкала оценок

Насколько интересно Вам выбранное направление (секция)?

1

2

3

4

5

В какой степени важны для Вас знания в данном направлении?

Насколько интересно Вам участие в конференциях?

В какой степени Вы не боитесь выступать публично?

Каков Ваш интерес к исследованиям и экспериментам?

Насколько увлекателен для Вас самостоятельный поиск новой информации?

В какой степени Вы готовы принять участие в научной работе?

В какой степени Вы ознакомлены с требованиями написания и оформления научно-исследовательских работ?

В какой степени Вы готовы самостоятельно выбрать тему исследования?

Насколько Вы готовы выделять свободное от учебы время на научную работу?

В какой степени необходима Вам помощь научного руководителя?

Особое внимание необходимо обратить на тех обучающихся, у которых  шкала оценок варьируется от 1 до 3. Это свидетельствует о низкой степени заинтересованности таких ребят в исследовательской деятельности или получении недостаточной информации по данному роду деятельности.  

Методы повышения мотивации обучающихся к занятию проектно-исследовательской деятельностью.

Для повышения интереса учащихся к научно-исследовательским проблемам, можно использовать встречи детей с известными учеными. Сюда же можно отнести организацию экскурсий в научные лаборатории, а так же демонстрацию уникальных исследовательских проектов и установок, с целью ознакомления ребят с передовыми достижениями и проблемами современной науки.

 Помимо перечисленных методов, можно повысить мотивацию учащихся к занятию научно-исследовательской деятельностью, используя честолюбивые устремления детей в области самоутверждения в коллективе, а также в сфере дальнейшего построения собственной карьеры. Весьма действенным в этом случае является публичное признание успехов обучающихся в форме вручения дипломов, сертификатов, грамот, издания печатных и электронных трудов. Успешные выступления ребят с докладами о собственных работах на различных конкурсах и конференциях часто оборачиваются реальной поддержкой призеров различными льготами при поступлении в высшие учебные заведения. Наряду с осознанием ценности приобретаемого опыта в публичных выступлениях и научных дискуссиях, а также возможности проявить себя перед лицом потенциального работодателя, эти методы значительно повышают интерес обучающихся к участию в различных исследовательских проектах.

Организация проектно-исследовательской работы обучающихся.

Для эффективной организации приобщения учащихся к научной работе очень важна личность самого педагога, его методологическая компетентность, профессиональная и личная готовность к исследовательской деятельности. Задача педагога – увидеть в каждом ребёнке незаурядную личность, помочь ей сформироваться, развиться и совершенствоваться. Педагог должен создать такую образовательное среду, которая бы провоцировала учащегося на постановку вопросов и вызывало желание найти ответы на них, способствовала бы развитию его увлеченности определенной областью знаний, любознательности, постоянному стремлению наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать и получать новые знания о мире, то есть формировала и развивала бы научный интерес и творческую активность.

Педагог может привлекать учащихся к научно-исследовательской деятельности, организуя для них различные научные мероприятия: выставки, конференции, творческие конкурсы и т.д. По окончании научного мероприятия очень важно поощрить, ободрить, наградить не только победителей, но и других трудолюбивых, активных участников дипломами, грамотами, подарками.

На начальном этапе исследования задачи педагога заключаются в следующем:

  • ознакомить обучающихся с содержанием и техникой выполнения научных исследований и исследовательских проблем;
  • оказать помощь учащемуся в выборе темы исследования с учетом его интересов, помочь сформулировать тему исследования;
  • определить цели, задачи, гипотезу; подобрать методы и средства исследования;
  • составить план исследования; составить список необходимой научной литературы.

В дальнейшем педагог помогает юному исследователю с оформлением результатов его исследовательской деятельности, готовит к публичной защите его научных достижений, формируя при этом его исследовательскую позицию, необходимые методологические умения и навыки, развивая творческие и индивидуальные способности, а также такие необходимые качества, как инициативность, самостоятельность, ответственность, дисциплинированность и др.

Главное для педагога — увлечь обучающихся, показать им значимость их деятельности, а также привлечь родителей к участию в учебной деятельности своего ребёнка. Важно, чтобы родители сумели поддержать интерес к исследованиям, поделились своими знаниями и личным опытом, попытались подвести ребёнка к самостоятельным размышлениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результат участия обучающихся в научно – исследовательской работе за 2011 – 2016 учебные годы

Результат участия обучающихся в научно – исследовательской работе  за 2011 – 2016 учебные годы. Журавлёва М.В....

Результат участия обучающихся в научно – исследовательской работе за 2012 – 2016 учебные годы

Результат участия обучающихся в научно – исследовательской работе за 2012 – 2016 учебные годы...

Результат участия обучающихся в научно – исследовательской работе за 2012– 2017учебные годы

Результат участия обучающихся в научно – исследовательской работеза 2012– 2017учебные годы...

Результат участия обучающихся в научно – исследовательской работе за 2012 – 2017 учебные годы

Результат участия обучающихся в научно – исследовательской работеза 2012  – 2017 учебные годы...

Результат участия обучающихся в научно – исследовательской работе за 2013 – 2018 учебные годы.

Результат участия обучающихся в научно – исследовательской работе за 2013 – 2018 учебные годы....

Доклад на тему: Привлечение учащихся младших классов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями

Технология подготовки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в общих чертах педагогического понимания характеризует целостный образовательный процесс с его целью, содержанием и методами о...

2.3. Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по английскому языку

Муниципальный конкурс творческих проектов на иностранном языке «Моя любимая книга», 2019 г.Муниципальный, VII муниципальная конференция научно-исследовательских работ  обучающихс...