Конспект классного часа 4 класс
классный час (4 класс)
Конспект классного часа "Братья наши меньшие" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kl._chasa_bratya_nashi_menshie_4kl.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное казённое образовательное учреждение
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №30 им. К.А. МИКАЭЛЬЯНА
Конспект
классного часа
по теме: «Братья наши меньшие»
Проведенного с учащимися 4 «Г» класса.
Подготовила и провела
Учитель начальных классов:
Макеева Н.В.
Москва 2019г.
Форма проведения: классный час-размышление.
Симпатия, испытываемая человеком ко всем живым существам, делает его настоящим человеком.
К.Зелинский
Цель: Воспитание любви и доброго отношения к животным, чувства ответственности за их жизнь и безопасность.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятием “чуткость”, “доброта”, “ответственность”, “отзывчивость”;
- воспитание любви к окружающему миру, внушение детям симпатии к братьям меньшим и отвращение к жестокости, к бездушному отношению к живым существам.
- воспитание сочувствия, сострадания и сердечности как неотъемлемых качеств человеческой личности.
Основные понятия: чуткость, доброта, ответственность, отзывчивость, сочувствие, сострадание, сердечность.
На доске записаны значения слов (к ним будем обращаться периодически по ходу работы): чуткость, отзывчивость, сердечность, шуга, судорога, воронка, булыжник, благодарность, нарваться, сострадание.
Чуткий – перен. Отзывчивый, внимательный к окружающим, сочувственный.
Отзывчивый – легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь.
Сердечный - задушевный, искренний; добрый.
Булыжник – твердый камень, употребляемый для мощения улиц, дорог.
Шуга – мелкий рыхлый лед, появляющийся во время весеннего ледохода.
Судорога – резкое и непроизвольное, обычно болезненное, сокращение мышц.
Воронка – приспособление в форме конуса с трубкой на узком конце для переливания жидкости в сосуд с узким горлом. В перен. Водоворот.
Благодарность – чувство признательности за сделанное добро, оказанное внимание.
Нарваться – неожиданно встретить кого-нибудь или что-н. (о неприятном, нежелательном для кого-н.)
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем
Ход классного часа:
Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Я рада видеть вас на нашем классном часе. Тема нашего классного часа «Братья наши меньшие»
Учитель: Ребята, кого мы называем нашими “братьями меньшими”?
Ответы учащихся (Собак, кошек, птичек, других зверушек…)
Учитель: Почему мы их так называем?
Ответы учащихся (Во-первых, они неотъемлемая часть мира, который нас окружает; во-вторых, они приносят огромную пользу, а главное – они очень часто нуждаются в нашей помощи.)
Учитель: Вот обо всех этих аспектах сегодня и поговорим с вами и поразмышляем над тем, как можно воспитать любовь и доброе отношение к животным, чувства ответственности за их жизнь и безопасность.
Ребята, как вы думаете, можно ли представить мир без животных и птиц?
Ответы учащихся. (Скорее всего, нет. Они украшают нашу жизнь, делают ее интереснее и разнообразнее, с ними веселее, спокойнее…)
Учитель: Испокон века, еще в дальней древности кошки, собаки были нужными человеку. Почему?
Ответы учащихся. (Охраняли дом, стадо, избавляли от вредных грызунов…)
Учитель: Теперь давайте послушаем четверостишие, где высказывается отношение к животным и ответим на вопрос: «За что нельзя не любить четвероногих друзей?»
Чтение стихотворения.
Четвероногие друзья!
Их не любить никак нельзя.
Они помощники в труде – надёжные, примерные.
Они и выручат в беде и в дружбе очень верные.
Ответы учащихся
Учитель: Как видим, польза от наших питомцев огромная. Но почему же в городах и селах так много бездомных собак и кошек? Я бы хотела услышать ответ на этот вопрос после одной истории, которую прочитает нам …
Читает ученик под музыку. “Жалобными глазами, глядя на прохожих, смотрит маленький щенок, надеясь, что он найдет своих хозяев. Ведь не так недавно он жил с людьми, которые его любили, ласкали, кормили, а вот сейчас… Где они? Почему сгрузили большие коробки в машину, сели в нее и уехали? А как же я? Меня забыли! – бежал за машиной щенок и жалобно лаял.
И вот теперь никого нет рядом, кому он доверял и кому когда-то верил. Старался для своих хозяев быть самым лучшим и самым ответственным псом. Думая о своем печальном существовании, щенок добрался до какого-то здания. “А вот тот магазин, в который мы ходили с хозяином за продуктами. Может, они вспомнят про меня, будут меня искать, и придут к магазину?” – подумал щенок.
На улице осень. Холодно. Постоянно идут дожди, а маленькому забытому щенку даже негде спрятаться от ветра и дождя. Брел, брел щенок, смотрел на прохожих, которые торопились по своим делам, но никто не обращал на него внимания. И с каждым порывом ветра надежда щенка, найти своих друзей, все слабела. Замерзли лапки, ушки, одолевает голод, а Малыш все бредет и бредет по улицам города… А, может это ваш Щенок???”
Учитель: Откуда берутся бездомные животные, которые живут в подвалах, на лестничных площадках, около мусорных бачков? Ответы учащихся
Учитель: Их создали мы, люди. Каждое выброшенное на улицу животное – это чьё-то
предательство. Мы безжалостны, выгоняем своих бывших друзей; мы безответственны: заводим животных, а потом ленимся за ними ухаживать – и снова беззащитные существа остаются без крова).
Давайте послушаем стих и ответим на вопрос: Как передается душевное состояние бездомной собаки?
Чтение стихотворения.
Бездомный пёс, в глазах один вопрос: Полкан иль Бим, он хочет быть твоим
«Зачем же я не нужен никому?» Не ради миски или конуры.
Погладишь пса и отведёшь глаза… Ничейный пёс меж туфель и колёс
А что ещё ответствовать ему? Бредёт куда-то в изморось и ночь.
Ничейный пёс удержится от слёз - Опять ни с чем. Он не поймёт, зачем
Он понимает правила игры. Зовут, ласкают и уходят прочь.
(Дмитрий Орлов.)
Ответы учащихся.
- Псу очень одиноко. Автор говорит, что пес понимает правило жизни, и поэтому удержится от слез. Он хочет быть другом человека, чувствовать, что он кому-то нужен.
- Ребята, а какое правило игры он понимает? (Пес обречен на одиночество. Его слезы никому не нужны).
Учитель: Каждый из вас, взяв в дом собаку, кошку или другое животное, несет большую ответственность за их жизнь. Выгнав на улицу, вы обрекаете их на голод и мучения. Добрый человек никогда не будет выгонять животных из дома.
Учитель: Ребята, вы помните слова “Собака бывает кусачей только от жизни собачей?” В чем горькая правда этих слов?
Ответы учащихся
– Животные не могут сами обеспечить себя пропитанием, особенно бывшие домашние, поэтому могут стать опасными.
Учитель: Можно ли и как избежать такой ситуации, чтобы твой питомец не оказался на улице? (Ответы дают ученики.)
- Собаки и кошки – братья наши меньшие, о них надо заботиться всегда, а не только тогда, когда нам с ними интересно и когда они нужны нам. И мы ни в коем случае не должны так бессердечно избавляться от них как от ненужных предметов. Ребята, как думаете, почему? Ответы учеников
Они живые существа, каждый из них любит вас, доверяет вам, и мы просто обязаны оценить это. Мы всегда в ответе за них, за тех, кого приручили.
Учитель: Ребята, давайте послушаем одну песню. У вас на столах лежат задания к этой песне. Попробуйте ответить на эти вопросы.
Звучит песня «О собаке»
Вопросы для обсуждения:
- Каким настроением проникнута песня? О чем она? (Грустное с радостным. Эта песня о дружбе человека с собакой).
- Какими предстают в песне собака и ее хозяин? (Собака преданная, любит своего хозяина и полностью доверяет ему. В минуту опасности бросается к нему на помощь. Хозяин проявляет бездушность, жестокость по отношению к своему питомцу.)
- Ребята, как думаете, лишь одно ли желание «ее от мук освободить» подтолкнуло его на это злодеяние? Ухаживать за старым и больным животным – это большой и тяжелый труд.
- Как вы думаете, в конце песни, за что собака была благодарна своему хозяину? (За то, что он заботился о ней до самой смерти. За то, что подарил ей счастливые минуты старости).
- В каких строчках выражена основная мысль в песне? Восстановите пословицу.
Каким образом автор подтверждает свое утверждение? О чем заставляет нас задуматься эта песня? Мы не должны так бессердечно относится к своим собакам. Не зря говорят: «Не рой другому ямы – сам в нее попадешь». Человек хотел утопить собаку, но сам оказался в реке. И только с помощью своего верного друга ему удалось спастись от неминуемой гибели.
Теперь послушаем еще одну песню. Попытайтесь определить, с каким настроением она поется, и ответить на вопросы, заданные к музыкальному произведению. (На партах лежат вопросы для обсуждения к песне)
Звучит песня «О коте»
Вопросы для обсуждения:
- Каким настроением проникнута эта песня? О чем она? Грустным, печальным. Песня о коте, его любви ко всем, и жестокости людей по отношению к нему.
- Каким предстает перед нами кот? За что он получил кличку Урод? Он инвалид: безухий, одноглазый, у него сломан хвост и «лапа от бедра наперекос». Детям строго запрещалось к нему подходить.
- Каким качеством характера обладает кот, что наиболее ярко его характеризует и в чем она проявляется? Обладал смирением, любовью ко всем. Терся об ноги тех, кто камнями его отгонял, смиренно мок под водой из шланга.
- За что он больше всех любил детей? Как проявляет свою любовь к детям? В детях больше человечности, сострадания, жалости. Мурчал, сосал пуговку или блузку. При виде их вопил и бежал к ним навстречу.
- Каким образом кот в последний раз своей жизни оказывается на руках одной девочки? Однажды он нарвался на собак, которые набросились на него под команду Фас! Его увидела девочка, подбежала к нему, схватила его и понесла его домой.
- Каким образом ему удалось вызвать у девочки сострадание и сделать ее добрей? Он задыхался, он едва дышал и морду след слезы пересекал. Он пытается мурчать у нее на руках и пуговку сосать, тем самым выражая свою любовь.
- Каким образом автор подтверждает свое утверждение «Даже за уродством у котов бывает беспредельная любовь…» Каким бы ни уродливым был кот, сердце его переполнено любовью. Испытав боль от одного человека, он стремится всей душой к другому, не задумываясь, что его может ожидать.
- Как думаете, ребята, чему учат нас эти песни?
Жизнь животных среди нас полна горя и боли. Мы жестоки по отношению к животным, проявляем безответственность, бесчеловечность, безразличие. Но мы должны помнить о том, что животные – наши братья меньшие и в каждом из них кроется душа, которая тянется к нам, нуждается в нашей заботе, любви.
Давайте прочитаем стихотворение и определим его настроение.
Чтение стихотворения «Бежал щенок по лужам».
Бежал щенок по лужам, Он всё бежал по лужам
По лужам, по лужам И думал: «Почему же,
И думал: «Почему же Скажите, почему же
Я никому не нужен, Мне кто-то очень нужен,
Не нужен никому? Кто это может быть?
Вот я бегу по лужам, И встретились у речки
Потом настанет стужа, Щенок и человечек.
Мне будет ещё хуже, Шёл дождик в этот вечер,
Что делать – не пойму». Но было им тепло:
А в этот самый вечер «Пусть хлещет дождь,
Бежал ему навстречу Пусть в окна бьётся вьюга,
Печальный человечек Но мы нашли друг друга,
В сапожках голубых. Нашли с тобой друг друга,
Он всё бежал по лужам, Нам очень повезло».
(Анна Горбунова.)
Учитель: Теперь обратимся к эпиграфу классного часа. Ребята, как вы его понимаете?
Ребята, я хочу, чтобы вы, придя сегодня домой, взяли на руки своих питомцев, посмотрели им в глаза и сказали: «Я никогда тебя не предам». На этом наш классный час завершается. Всем спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект классного часа - часа общения "Мягкие лапки, а в лапках царапки"
Конспект открытого классного часа, проведенного во 2 классе. Материал рассчитан на учащихся 7-9 лет....
Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс (конспект+приложение)
Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс...
Конспект классного часа " Что такое классный коллектив"
классный час о том, как создавать учебный коллектив. Каким должно быть отношение одноклассников друг к другу....
Конспект классного часа "Классный час Огонь - друг или враг" (2 класс)
Цели: 1. Закрепление у учащихся знания правил пожарной безопасности; углубление знания учащи...
Конспект классного часа "Мы разные? Мы классные?" (3 класс)
Цели: формирование представления учащихся о празднике, развитие чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время....
Конспект классного часа "Диагностическая методика «Ценностные ориентации класса» (Лонг Б., Зиллер Р., Хендерсон Р.)" (1 класс)
Цель деятельности учителя: выявить наиболее значимые ориентации учащихся.Планируемые результаты:Предметные: Формирование ценностного отношения учащихся к жизниЛичностные: формирование значимых ориента...
Конспект классного часа "Наш дружный класс" (1 класс)
Цель деятельности: формирование у учащихся доброжелательного отношения друг к другуПланируемые результаты:Предметные:-Развитие нравственных качеств учащихся;-Обучение навыкам группового взаимодействия...