«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»
статья
В соответствии с требованиями стандартов второго поколения современное общество нуждается в творческих личностях, которые могут самостоятельно добывать новые знания, находить необходимую информацию, делать выводы, принимать нестандартные решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
timofeeva_galina_ivanovna.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель: Тимофеева Галина Ивановна.
Статья на тему: «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»
В соответствии с требованиями стандартов второго поколения современное общество нуждается в творческих личностях, которые могут самостоятельно добывать новые знания, находить необходимую информацию, делать выводы, принимать нестандартные решения. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную деятельность, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества. Этого можно достичь через организацию проектной деятельности на уроке и вне урока. Проектно-исследовательская деятельность - это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Эта деятельность, которая предусматривает обучение учащихся новым навыкам творческого мышления, навыкам самообучения и работы со справочным материалом, навыкам коммуникации. Образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. В ходе проектной деятельности учащиеся осваивают навыки поиска нужной информации и эффективного применения ее для решения проблем.
Приобщение детей к исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет обучить младших школьников проведению учебных исследований, развивать творческую исследовательскую активность, вызывать интерес к наукам, развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Работа над исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно. Многие дети младшего школьного возраста проявляют большой интерес в исследовательской деятельности. У детей развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.
От правильной организации зависит успех исследования. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Основные этапы проектной и исследовательской деятельности:
- подготовительный (актуализация проблемы, определение сферы проекта или исследования, выбор темы; определение цели и задач; выработка гипотезы);
- выполнение проекта, исследования (сбор и обработка информации; анализ и обобщение полученных материалов);
- защита (подготовка текста выступления, презентации или стенда; защита и ответы на вопросы);
- представление работы (конкурсы, конференции).
Работать над исследованием способны дети разного уровня подготовленности. Кому-то будет интересно работать над индивидуальным проектом, а кто-то сумеет проявить свои возможности в групповом проекте. Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся ответственности, самодисциплины, самоорганизации, коммуникабельности. Очень важно заинтересовать ученика в выполнении данной работы, выбрать тему, которая действительно его увлечёт и будет связана непосредственно с его интересами. Выбирая тему работы, важно осознавать её практическую значимость и актуальность.
Любая образовательная программа предполагает исследовательскую деятельность на уроках. Уже с первого класса необходимо вовлекать учеников в мини-исследования. Исследовательская деятельность дает возможность детям работать с книгой, газетой, журналом, в сети Интернет. Когда ребенок вовлекается в исследовательскую работу, чувствует свою значимость. Найденный материал необходимо просмотреть с учителем, по необходимости провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии, материалы. Под руководством учителя оформляется проектная работа, ребенок готовится к выступлению. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у учащегося ощущение гордости за полученный результат, учителю необходимо дать позитивный настрой. Учитель должен умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Главное для учителя - увлечь детей, вселить уверенность в своих силах, организовать условия, которые способствовали бы развитию у учеников самостоятельности мышления и творческого подхода к делу, а также привлечь родителей к участию. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в исследовательской деятельности, поэтому встречают определенные трудности. Учителю необходимо провести беседу, консультацию, чтобы родители имели возможность помочь ребенку, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Для многих родителей участие становится интересным и захватывающим делом. Они вместе с детьми занимаются фотографированием, выполняют несложные исследования, наблюдения, оказывают помощь в подборе информации для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку подготовить выступление. Проектные работы получились очень интересными и познавательными. Ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
С проектно-исследовательскими работами дети сначала выступают перед своими одноклассниками, учатся выступать перед публикой, отвечать на вопросы. Наиболее интересные проекты могут представить в школьной конференции. Позитивные результаты нашей работы уже есть. В прошлом учебном году на школьном этапе НПК «Ступеньки к творчеству» приняли участие двое учащихся. Среди первых классов Елисеева Полина заняла 3 место с исследовательской работой на тему «Мой домашний питомец». Очень интересно и увлекательно рассказала о своих наблюдениях за своим котом. В этом учебном году из класса успешно приняли участие двое учащихся в школьной НПК. Среди 2 классов Еникеева Надира заняла 1 место с исследовательской работой на тему «Творения моих рук». Она нарисовала куклу и сделала из разных материалов поделки для кукольного домика. Мещеряков Саша занял 3 место с исследовательской работой на тему «Волшебство в моих руках». Для практической части он ознакомил учащихся класса с видами нетрадиционной техники рисования, дети с удовольствием рисовали, приняли участие в выставке работ.
Проектная деятельность развивает исследовательские и творческие способности у ребенка. Дети приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали творчески мыслить, находить нестандартные решения. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация поисково - исследовательской деятельности младших школьников
Это выступление по обобщению работы с детьми в организации поисково - исследовательской деятельности....
Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников
Защита опыта по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников" Резванова О.Н....
Условия организации совместной проектной деятельности младших школьников в воспитательном пространстве школы.
Воспитание гармонически развитой личности, способной взаимодействовать с обществом, приспосабливающей к изменяющимся условиям, а также развитие умения сотрудничества являются основополагающими целями ...
Статья "Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников"
Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровна,учитель начальных классовМБОУ “Лицей № 17” Основным результатом реализации стандартов долж...
Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Проектная деятельность...
Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос
С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....
«Развитие проектно-исследовательских навыков у младших школьников как одно из условий формирования УУД в рамках реализации ФГОС».
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные....