Рабочая программа "Окружающий мир"
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38
«СОГЛАСОВАНО» на заседании ПС протокол № 16 от 28.08.2019г. | «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора по школе № 435 от 30.08.2019г. |
Рабочая программа
по окружающему миру
3-А класс
Учитель: Иркабаева Елена Александровна
Количество часов в неделю – 2, всего 68 часов
Контрольных работ -4
Калининград
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" составлена на основе программы учебного курса начального общего образования по окружающему миру (раздел 2 пункт 2 ООП НОО МАОУ СОШ № 38 г. Калининграда) в соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 года и приказом № 2357 от 22.09.2011 года.
Программа предназначена для учащихся общеобразовательных учреждений третьего года обучения.
Цель программы – планирование последовательного изучения учебных тем с целью достижения предметных и метапредметных результатов, которые создадут условия для достижения таких личностных результатов, как развитие самостоятельности и ответственности за свои действия, а также формирование основ российской гражданской идентичности.
Основными задачами образовательного процесса при изучении предмета "Окружающий мир" являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности, развитие универсальных учебных действий; воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
В содержании учебного предмета интегрируются естественнонаучные, гуманитарные и практические знания о природе, человеке и обществе, что позволяет учащимся представить целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями.
Система заданий сформирована с учетом возрастных возможностей, психофизиологических и индивидуальных особенностей восприятия окружающего мира третьеклассниками. Система заданий для первичного закрепления и контроля способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.
Реализация духовно-нравственного компонента происходит через формирование понимания того, что каждый человек является частью живой природы и частью человеческого общества; осознание факта, что от человека зависит неразумное загрязнение окружающего его природы, уничтожение исторической памяти о прошлом Родины и родного края или сохранение красоты и многообразия природы, наследия предков; формирование опыта нравственного поведения благодаря наглядным примерам, желанию походить на идеал, образец поведения.
На уроках окружающего мира решаются следующие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
- получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Калининградской области;
- ознакомление с обязанностями гражданина;
- знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников;
- усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой;
Ведущим средством реализации данной программы является авторский УМК "Окружающий мир" Н. Ф. Виноградовой, являющийся составной частью УМК "Начальная школа XXI века", входящий в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2012 № 253 с изменениями в соответствии с приказом от 08.06.2015 № 576.
Основной формой организации учебного процесса является урок (в соответствии с учебным планом школы 68 часа в течение второго года обучения, включая 14 часов на изучение модулей: внутрипредметный модуль "Наш край" – 11 часов, межпредметный модуль "Иллюстрирование и моделирование текстов" – 3 часа), который проводится согласно расписанию, составленному в соответствии СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 года.
Метапредметный модуль "Иллюстрирование и моделирование текстов" объединяет предметы русский язык, литературное чтение, математику, окружающий мир, технологию и изобразительное искусство.
Модуль представляет собой организованную деятельность младших школьников по решению учебной задачи. Младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно-познавательной статье, с точки зрения биолога, художника слова, живописца, музыканта, актера, режиссёра, скульптора и т.д. В связи с этим, целью данного модуля является создание определенного продукта в соответствии с тематикой модуля и с использованием средств предметов, являющихся ключевыми в его рамках.
Задачи модуля:
- повышение мотивации учебной деятельности через нестандартные формы проведения урока – это необычно, значит интересно.
- рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях.
- развитие мыслительных операций.
- показ метапредметных связей и их применение при работе с разными видами текстов.
- интеграция учебных предметов на одном уроке и объединение предметов по темам, способам, понятиям в ходе решения ряда общих задач.
Цель внутрипредметного модуля «Наш край» - формирование основ этнического самосознания ученика и расширение собственного культурного опыта на основе ознакомления с родным краем;
Основные задачи модуля:
- познакомить обучающихся с понятиями краеведение и патриотизм;
- развивать наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
- воспитывать у учащихся культуру и этику общения;
- воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
- учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
- способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю.
Особое внимание уделяется развитию таких качеств учащихся как:
• способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.
• собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
• поисково-познавательной деятельности, мыслительных, моделирующих, преобразующих действия.
• инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.
Также используются ролевые, дидактические игры, занятия в музеях, на пришкольном участке, в парке, ботаническом саду, зоопарке, на улицах города, экскурсии. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной.
Формы контроля достижения результатов и система оценивания базируются на системе оценивания планируемых результатов (раздел 1 пункт 3 ООП НОО МАОУ СОШ № 38 г. Калининграда). В третьем классе используется текущий контроль в виде индивидуального и фронтального опроса на материале изучаемого материала. Проводятся проверочные работы по разделам. Используются тестовые задания. Итоговый контроль в конце года в виде контрольной работы.
Планируемые результаты изучения курса
"Окружающий мир" в 3 классе
Личностные универсальные учебные действия
У ученика продолжится формирование:
- широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания "Я" как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
Ученик получит возможность научиться для формирования:
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли "хорошего ученика";
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
- элементы гражданского самосознания: осознание себя членом общества, государства; личный опыт общения с людьми и природой на основе общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- формулировать учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
- оценивать правильность выполнения действия;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
Ученик получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- понимать информацию, представленную в разных формах; сравнивать информацию, представленную разными способами; переводить информацию из одной формы в другую;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- основам смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Предметные результаты
Ученик научится:
- характеризовать условия жизни на Земле;
- устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
- описывать свойства воды и воздуха;
- различать растения разных видов, описывать их;
- объяснять отличия грибов от растений;
- характеризовать животное как организм;
- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
- составлять описательный рассказ о животном;
- характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства.
Ученик получит возможность научиться:
- работать с географической и исторической картой, контурной картой;
- ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
- различать географическую и историческую карты;
- приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства;
- ориентируясь на существенный признак, проводить классификацию животных по классам;
- рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
- создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения).
Контроль знаний в 3 классе
Содержательный контроль и оценка предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений по учебному предмету "Окружающий мир".
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
- контрольные работы;
- текущие проверочные работы;
- итоговые проверочные работы;
- демонстрация достижений учащихся с предъявлением накопленного в течение года материала, в том числе в форме "портфеля ученика".
Контрольные и практические работы
Контрольная работа №1 «Растения»
Контрольная работа №2 «Беспозвоночные и позвоночные животные»
Контрольная работа№3 «Жизнь людей в старину»
Контрольная работа №4 «Ремёсла»
Практическая работа №1 ««Глобус, карта»»
Практическая работа №2 ««Гербарные экземпляры».
Учебно-методическое обеспечение
Учебный комплект для учащихся:
- Окружающий мир: учебник для 3 кл. в 2 частях. Виноградова Н. Ф., – М.: Вентана-Граф, 2018.
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл. Ч. 1, 2. – М.: Вентана-Граф, 2018.
Для учителя:
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 3-4 классы: методика обучения. М.: Вентана-Граф, 2016.
Тематическое планирование
Глава 1. Земля – наш общий дом (5 ч) | ||
1 | Где и когда ты живёшь | 1 |
2 | Солнечная система | 2 |
3 | Условия жизни на Земле | 2 |
Глава 2. Человек изучает Землю (3 ч.) | ||
1 | Человек познаёт мир | 3 |
Глава 3. Царство природы (23 ч.) | ||
1 | Бактерии | 2 |
2 | Грибы | 2 |
3 | Растения культурные и дикорастущие | 2 |
4 | Если бы на Земле не было растений | 1 |
5 | Растения прекрасные, но опасные | 1 |
6 | Разнообразие растений на Земле | 1 |
7 | Как живёт растение | 1 |
8 | Размножение растений | 1 |
9 | Культурные растения в жизни человека | 1 |
10 | Красная книга России | 1 |
11 | Разнообразие мира животных | 1 |
12 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 |
13 | Животные – живые существа (организмы) | 1 |
14 | Беспозвоночные животные | 2 |
15 | Позвоночные животные | 2 |
16 | Природные сообщества | 2 |
17 | Почему люди приручили диких животных | 1 |
Глава 4. Наша Родина: от Руси до России (10ч.) | ||
1 | Как люди узнают о прошлом | 1 |
2 | Восточнославянские племена | 1 |
3 | Первые русские князья | 2 |
4 | Как Москва стала столицей | 1 |
5 | Иван IV Грозный – первый русский царь | 1 |
6 | Пётр I Великий | 1 |
7 | Екатерина II Великая | 1 |
8 | Последний российский император Николай II | 1 |
9 | Школьный мониторинг за 1 полугодие | 1 |
Глава 5. Как люди жили в старину (7 ч.) | ||
1 | Из истории имён | 1 |
2 | Какими людьми были славяне | 1 |
3 | Скажи, какой у тебя дом… | 1 |
4 | По одёжке встречают | 1 |
5 | Русская трапеза | 1 |
6 | Верования языческой Руси | 1 |
7 | Контрольная работа за 2 четверть | 1 |
Глава 6.Как трудились в старину (5 ч.) | ||
1 | Труд крестьянина | 1 |
2 | Труд ремесленника | 1 |
3 | Трудом рабочего | 1 |
4 | Открытия, которые совершил человек в XIX – XX веках | 1 |
5 | Промежуточная аттестация | 1 |
Образовательные модули | ||
Предметный модуль. «Наш край» | 8 | |
Метапредметные модули: «Иллюстрирование и моделирование текстов», «Проектно-практические задачи», «Предметная неделя» | 3 2 2 | |
ИТОГО: | 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс
Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...
Программно-методическое сопровождение по окружающему миру (УМК «Перспектива»): «Сборник проверочных работ по окружающему миру для учеников 3-ого класса по учебнику Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. «Окружающий мир»»
Проверочные работы для параллели 3-х классов по УМК "Перспектива"...
рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности
рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...
рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности
рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...