Статья
статья
Предварительный просмотр:
"Работа с поколением Z и альфа. Позиция педагога"
Позиция педагога представляет собой сложное личностное образование, выражающее систему его отношений к своему месту и своей роли в образовательном процессе, к своим ученикам и коллегам, как к субъектам совместной деятельности.
При определении своей профессиональной позиции педагог должен задуматься над такими вопросами: Кем я являюсь для своих учеников и воспитанников? Для чего я иду к ним? Кем мои ученики и воспитанники являются для меня?
В работе с поколением Z и альфа интересный подход предлагает Н.Е. Щуркова, которая использует такие понятия, как "дистанционная позиция", "уровневая позиция" и "кинетическая позиция".
Дистанционная позиция отражает то расстояние по горизонтали, на котором могут находиться учитель и ученик. Эта позиция может быть далекой, близкой и "рядом".
При далекой позиции учитель обращается к ученикам и коллегам довольно официально.
Когда педагог выходит на близкую позицию, то он использует более теплые обращения.
О позиции "рядом" могут свидетельствовать обращения типа: "Друзья!", "Коллеги!".
Уровневая позиция отражает положение педагога и воспитанника по вертикали. Учитель может находиться "сверху", "снизу" и "наравне" с учеником.
В начале урока, когда предстоит поставить цель и наметить задачи, педагог находится "сверху", так как владеет инициативой, задает ритм урока, включает учащихся в учебную деятельность. В ходе урока учитель может предоставить инициативу ученикам, дать им возможность проявить себя, показать свои способности. Здесь педагог как бы отступает на задний план и находится "снизу". Однако этот "низ" не унижает учителя, не умаляет его педагогической роли. Напротив, раз учитель способен создать условия для возвышения ученика и при этом порадоваться его успеху, то, следовательно, он верно понимает и реализует свою педагогическую миссию - способствовать развитию инициативы, самостоятельности у своих подопечных. Когда же учитель анализирует отдельные моменты совместной с учащимися деятельности и использует выражения "Мы с вами...", он занимает позицию "наравне" со своими учениками.
Кинетическая позиция характеризует местонахождение педагога в различные моменты совместного движения со своими воспитанниками. Здесь педагог может находиться "впереди", "сзади" или "вместе" с учениками.
Например, когда учитель ведет свой класс в парк, то в начале пути, а также на самых ответственных участках он находится "впереди". Педагог ведет школьников, задавая им направление, темп, показывая личный пример. В ходе движения учитель может выдвинуть на роль лидера кого-то из учеников и тем самым сделать его направляющим. Заняв позицию "сзади", педагог получает возможность понаблюдать, как чувствуют себя менее сильные и менее подготовленные к экскурсии ученики. По приходу, учитель занимает позицию "вместе", т.е. наравне с учащимися участвует в организационных моментах, в в различных конкурсах.
Позиция педагога - это не что-то раз и навсегда установленное и неизменное. Это нечто динамичное и подвижное. Задача педагога заключается в том, чтобы умело занимать ту позицию, которая наиболее целесообразна в конкретной ситуации общения с учениками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-212883-1361959698.jpg)
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/13/picture-315006-1381674715.jpg)
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/13/picture-315006-1381674715.jpg)
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-683182-1444563784.jpg)
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/17/picture-826318-1731864539.jpg)
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...