Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Школа России"
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, с учётом авторской программы по русскому языку В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Программа расчитана на 134 часа, 34 учебных недель, 4 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 89.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 13 города Благовещенска»
Рабочие программы
по _________________________________________
для _3 «В»___ класса (общеобразовательное / коррекционное обучение)
на 2020 – 2021 учебный год
________________Донская Марьяна Владимировна_____________________
ФИО составителя программы,
______________________учитель начальных классов, первой квалификационной категории______________________
должность, категория (при наличии)
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Русский язык» в 3 классе
(УМК «Школа России»)
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч., ч.1. – 4–е изд., перераб. – М.: «Просвещение», 2011 г. – 416 с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с учебным планом МАОУ «Школа №13 г. Благовещенска» на 2019/2020 учебный год, с учётом авторской программы по русскому языку В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (Сборник рабочих программ «Школа России» / Под науч. ред. А.А.Плешакова. – М.:. « Просвещение», 2011 г.).
Рабочая программа ориентирована на использование УМК « Школа России»:
1. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М. Просвещение. 2017
2. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М. Просвещение. 2017
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Цели обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи: закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма (задания по чистописанию являются обязательным компонентом урока).
Программа определяет ряд практических ЗАДАЧ, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение русского языка в 3 «В» классе отводится 136 ч (4 ч. в неделю, 34 учебных недели). В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием уроков на 2020 – 2021 учебный год МАОУ «Школа №13 г. Благовещенска» программа по русскому языку фактически будет реализована.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Программа обеспечивает достижение обучающимися 3 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результаты изучения курса «Русский язык». 3 класс
Личностные результаты
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
• Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
• осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
• развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
• становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
• становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
• развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
• формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
• развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
• ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
• развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
• понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
• осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
• осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
• развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
• ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
• представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
• Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
• планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
• учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
• выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;
• контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
• оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
• адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
• Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
• самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
• понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
• использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
• воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
• анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
• осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
• использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
• пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
• анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
• ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
• находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
• осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
• осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
• осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
• составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
• строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
• Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
• ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• адекватно использовать речевые средства для решения раз- личных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
• участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
• учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
• оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
• строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
• применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
• Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
• представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
• формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
• понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
• приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
• овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
• овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики,морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
• овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
• применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
• анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
• строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
• понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
• понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
• восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
• распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
• замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
• знакомиться с жанрами объявления, письма;
• строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
• определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
• пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
• письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
• составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
• использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
• пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
• находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
• проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
• характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
• определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
• устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я(ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
• осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
• произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
• использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
• применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
• пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
• оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
• соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
• пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
• наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
• иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
• иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
• наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
• распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
• иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
• пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
• замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
• размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
• приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
• владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
• различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
• различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
• выделять нулевое окончание;
• подбирать слова с заданной морфемой;
• образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
• находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
• сравнивать, классифицировать слова по их составу;
• соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
• осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
• наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
• разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
• подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
• распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
• распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
• распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
• распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род (в прошедшем времени);
• распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
• узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
• устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
• узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
• подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
• производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
• наблюдать за словообразованием частей речи;
• замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
• различать предложение, словосочетание и слово;
• выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
• определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
• различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
• находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
• устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
• соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
• различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
• отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
• разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
• устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
• выделять в предложении основу и словосочетания;
• находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
• опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
• непроизносимые согласные;
• разделительный твёрдый знак (ъ);
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
• безударные родовые окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65 – 70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
• соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
• е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
• запятая при обращении;
• запятая между частями в сложном предложении;
• безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
2. Содержание учебного предмета, курса
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом по русскому языку и авторской программой данного учебного курса.
Раздел 1:«Язык и речь» (1 ч.)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Раздел 2:«Текст. Предложение. «Словосочетание» (9 ч.)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка).
Предложение (повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге)
Развитие речи. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации: восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений.
Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России — Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.
Предложения с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».
Повторение и уточнение представлений о составе предложения.
Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий).
Распространённые и нераспространённые предложения.
Разбор предложения по членам.
Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией — таблицы и памятки.
Простое и сложное предложения (общее представление).
Запятая внутри сложного предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слова при помощи вопроса.
Контрольная работа №1.
Раздел 3:«Слово в языке и речи» (15 ч.)
Повторение и уточнение представлений. Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и в переносном значении; синонимы, антонимы. Омонимы. Использование омонимов в речи.
Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Значения фразеологизмов и их использование в речи.
Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.
Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.Обучающее изложение. «Подарки для ёлочки».
Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках.
Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
Имя числительное (общее представление).
Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.
Проект «Рассказ о слове».
Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и уточнение представлений).
Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.
Правописание слов с ударными (сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу) и безударными гласными в корне. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.
Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.
Контрольная работа №2.
Раздел 4:«Состав слова» (13 ч.)
Однокоренные слова. Корень слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём. Окончание. Формы слова. Приставка. Суффикс. Значение этих значимых частей в слове.
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе».
Основа слова. Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Ознакомление со словообразовательным словарём.
Формирование навыка моделирования слов. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов.
Контрольная работа№3.
Развитие речи. Обучающее изложение. «Скворцы». Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.
Проект: «Семья слов».
Раздел 5:«Правописание частей слова» (25 ч.)
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным (ъ) твёрдым знаком.
Развитие речи. Обучающее изложение. «Клесты».
Контрольная работа №4; №5.
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка».
Развитие речи. Обучающее изложение. «Лёва».
Проект «Составляем «Орфографический словарь».
Раздел 6:«Части речи» (62 ч.)
Имя существительное (30 ч.)
Имя прилагательное (14 ч.)
Местоимение (5 ч.)
Глагол (13 ч.)
Части речи (повторение и уточнение представлений). Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление). Имя существительное. Повторение и уточнение представлений. Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Развитие речи. Обучающее изложение. «Мал, да удал».
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных
Проект: «Тайна имени». Развитие интереса к тайнам имён, тайне своего имени; развитие мотивов к проведению исследовательской работы.
Число имён существительных, изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд)
Развитие речи. Обучающее изложение. «Лев».
Род имён существительных: мужской, женский, средний. Имена существительные общего рода (первое представление). Формирование навыка культуры речи: норм согласования (лесная мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.) Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве, ябедничестве, лжи и др.)
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь)
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
Контрольная работа №6;
Изменение имён существительных по падежам. Склонение имён существительных Начальная форма имени существительного. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Морфологический разбор имени существительного. Обобщение знаний об имени существительном.
Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
Проект: «Зимняя страница».
Контрольная работа №7.
Имя прилагательное. Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
Воспитывать чувство прекрасного в процессе работы с поэтическими текстами и репродукциями картин русских художников. Текст-описание. Художественное и научное описание. Использование имён прилагательных в тексте-описании.
Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».
Формы имён прилагательных. Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе). Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).
Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам,
Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
Падеж имён прилагательных (общее представление).
Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного.
Контрольная работа №8.
Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками».
Проект: «Имена прилагательные в загадках»
Личные местоимения. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений.
Формирование бережного отношения к природе.
Развитие речи. Обучающее изложение. «Кошкин выкормыш».
Контрольная работа №9.
Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе. Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам.
Формы глагола. Начальная (неопределённая форма глагола). Глагольные вопросы: «что делать?» и «что сделать?». Число глаголов. Изменение глаголов по числам.
Времена глагола: настоящее, прошедшее и будущее. Изменение глаголов по временам.
Контрольная работа №10.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). Родовые окончания глаголов (-а, -о). Правописание частицы не с глаголами. Обобщение знаний о глаголе.
Морфологический разбор глагола.
Контрольная работа № 11.
Раздел 7:«Повторение» (11ч.)
Обобщение изученного о слове, предложении. Звуки речи и звуки природы. Правописание безударных гласных.
Развитие речи. Обучающее изложение. «Гнездо».
Однокоренные слова. Правописание приставок и предлогов. Правописание значимых частей слов. Правописание имён собственных. Правописание окончаний имён прилагательных.
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста или сочинение на тему «У Вечного огня».
Развитие речи. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?»
Итоговая контрольная работа № 12.
Промежуточная аттестация.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов на усвоение каждой темы
В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).
№ | Раздел/ тема | К-во час |
1 | Язык и речь Наша речь и наш язык. Виды речи. Речь, её назначение. Развитие речи. Составление текста по рисунку. | 2 ч. |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание Текст. Признаки теста. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинаний в конце предложений. Предложения с обращением. Состав предложения. Главные и второстепенные члены . Распространённые и нераспространённые предложения. Простое и сложное предложения. Разбор предложения по членам. Запятая внутри сложного предложения. | 11 ч. |
3 | Слово в языке и речи Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы. Омонимы Использование омонимов в речи.. Слово и словосочетание. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами существительными. Имя прилагательное. Глагол. Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями жи— ши, ча—ща, чу—щу чк чн, чт, щн, нч,. Звуко-буквенный разбор слова. Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 18 ч. |
4 | Состав слова Корень слова. Чередование согласных в корне. Правописание сложных слов. Формы слова. Окончание. Приставка как значимая часть слова. Образование слов с помощью приставок. Употребление в речи слов с приставками. Значение приставки в слове. Слова с двумя приставками. Суффикс как значимая часть слова. Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффикса. Основа слова. Разбор слова по составу | 14ч. |
5 | Правописание частей слова Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне слова. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание суффиксов в словах. Правописание приставок в словах . Употребление предлогов. Место и роль разделительного твёрдого знака в слове. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком. | 23 ч. |
6 | Части речи. Имя существительное Значение и употребление имён существительных в речи. Правописание имён собственных. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке. Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного. Собственные и нарицательные имена существительные. Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд). Род имён существительных (7 ч) Имена существительные общего рода. Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.). Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах. Род имён существительных иноязычного происхождения. Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова. Падеж имён существительных (12 ч) Имя прилагательное Лексическое значение имён прилагательных. Связь имени прилагательного с именем существительным. Сложные имена прилагательные. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Роль имён прилагательных в тексте. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). Изменение имён прилагательных по числам. Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на-ий, -ья. -ов, -ин, по падежам. Начальная форма имени прилагательного. Местоимение Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений. Род местоимений 3-го лица. Употребление личных местоимений. Морфологический разбор личных местоимений. Глагол Значение и употребление глаголов в речи. Число. Изменение глаголов по числам. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов Формы глагола. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы: что делать? и что сделать? Неопределённая форма глагола. Времена глаголов. Изменение глаголов по временам. Написание окончаний -ешь, -ишь, в глаголах. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в ед. ч.). Правописание частицы не с глаголами. Произношение возвратных глаголов. | 61 ч. 27 ч. 15 ч. 4 ч. 14 ч |
7 | Повторение Части речи: самостоятельные и служебные. Части речи. Падеж имён существительных. Однокоренные слова. Звуки речи и звуки природы. Правописание имён собственных. Глагол. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагол. Изменение глаголов по родам и числам. Разбор предложения по членам предложения. Правописание окончаний имён прилагательных. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных. Морфологический разбор глагола. | 8 ч. |
Итого: | 136 ч. |
Календарно – тематическое планирование
Название раздела, кол- во часов Язык. Речь (2 ч.) | |||||
Планируемые результаты раздела | |||||
Предметные: Знание: научится различать виды речи Умение: анализировать высказывания о русском языке. Навык: формировать навык общения | |||||
Метапредметные: Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, ориентация в прописи. Познавательные: использовать общие приемы решения задач Коммуникативные задавать вопросы | |||||
Личностные: Адекватная мотивация, личностная ответственность за свои поступки, здоровьесберегающее поведение | |||||
№ урока | План | Факт | Тема урока | Тип урока | Форма урока |
1. | Наша речь. Виды речи. | Урок повторения знаний и систематизации знаний | |||
2. | Наш язык. Стартовая диагностическая работа | Урок повторения знаний и систематизации знаний | |||
Название раздела, кол- во часов Текст. Предложение. Словосочетание (11 ч.) | |||||
Планируемые результаты раздела | |||||
Предметные: Знание: : научится различать признаки текста, типы текстов, научится правильно оформлять предложение на письме, научится находить в тексте обращение, научится распознавать предложения распространенные и нераспространенные, научится различать простое и сложное предложения Умение: подбирать заголовки к тексту, отделять в устной речи одно предложение от другого, ставить знаки препинания в предложения с обращениями, составлять схемы словосочетаний, находить грамматическую основу сложного предложения. Навык: совершенствовать постановку знаков препинания в конце предложений, работа с текстом, составление диалогов, включающих обращение, самостоятельная работа с заданиями учебника | |||||
Метапредметные: Регулятивные: применять установленные правила Познавательные: использовать знаково-символические средства и применять простейшие навыки письма Коммуникативные адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, слушать собеседника. | |||||
Личностные: Адекватная, мотивация, устойчивое следование в поведении социальным нормам, здоровьесберегающее поведение. Самоопределение позиции школьника на основе положительного отношения к школе. | |||||
№ урока | План | Факт | Тема урока | Тип урока | Форма урока |
3. | Текст. Типы текстов. | Урок развития и формирования умений и навыков | |||
4. | Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | Урок повторения знаний | |||
5. | Виды предложений по интонации. Словарный диктант № 1 | Комбинированный урок | |||
6. | Предложения с обращением. Обучающее изложение | Урок формирования умений и навыков. | |||
7. | Главные и второстепенные члены предложения. | Урок открытия новых знаний | |||
8. | Главные и второстепенные члены предложения. | Урок обобщения и систематизации знаний | |||
9. | Простое и сложное предложения. | Урок изучения нового материала | |||
10. | Простое и сложное предложения. | Урок обобщения и систематизации знаний | |||
11. | Словосочетание. | Урок применения знаний и умений | |||
12. | Проверочная работа № 1 | Урок контроля знаний | |||
13. | Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение». | Урок контроля знаний | |||
Название раздела, кол-во часов Слово в языке и речи (18 ч.) | |||||
Планируемые результаты раздела | |||||
Предметные: Знание: научится определять лексическое значение слов ,научится распознавать в речи синонимы, антонимы и омонимы, что такое фразеологизмы, соотнесение их с рисунками, классификация частей речи, научится определять имена числительные по обобщенному лексическому значению. Находить и отмечать в словах орфограммы. Писать правильно слова на изученные орфограммы; определять границы предложений Умение: распознавать однозначные и многозначные слова, подбирать необходимые слова, замечать в речи фразеологизмы, распознавать части речи с опорой на таблицу, определять грамматические признаки частей речи определение глаголов по вопросам и по обобщенному лексическому значению. Навык: работа со схемой, работа со словарем, написание слов с изученными орфограммами, разбор предложений по членам предложений, по частям речи, замена имен существительных местоимением, написание имен собственных, запись по памяти, различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями, звуко-буквенный разбор слов, оценивать результаты выполненного задания. | |||||
Метапредметные: Регулятивные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; применять установленные правила в планировании способа решения, развивать рефлексию способов и условий действий, смысловое чтение; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: обработка информации, осознанное и правильное чтение и написание; осознанно и произвольно строить свои сообщения, анализировать информацию; Коммуникативные выполнять учебные действия в громкоречевой и письменной форме, обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. | |||||
Личностные: Самоопределение позиции школьника на основе положительного отношения к школе, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. | |||||
№ урока | План | Факт | Тема урока | Тип урока | Форма урока |
14. | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Словарный диктант № 2 | Комбинированный урок | |||
15. | Синонимы и антонимы. | Урок закрепления знаний. | |||
16. | Омонимы. | Урок закрепления знаний. | |||
17. | Слово и словосочетание. | Урок-исследование | |||
18. | Фразеологизмы. | Урок изучения нового материала | |||
19. | Обучающее изложение (упр.88) | Урок закрепления знаний | |||
20. | Части речи. | Комбинированный урок | |||
21. | Имя существительное. | Урок открытия новых знаний | |||
22. | Имя прилагательное. | Урок развития умений и навыков. | |||
23. | Глагол. | Урок развития умений и навыков | |||
24. | Что такое имя числительное? Проверочная работа №2 «Части речи» | Урок развития умений и навыков | |||
25. | Однокоренные слова. Проверочная работа № 3 | Урок контроля знаний, умений | |||
26. | Звуки и буквы. Гласные звуки. | Урок развития умений и навыков | |||
27. | Звуки и буквы. Согласные звуки. | Урок контроля знаний | |||
28. | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | Урок развития умений и навыков | |||
29. | Обучающее изложение (упр.129) Словарный диктант № 3 | Урок контроля знаний, умений | |||
30. | Обобщение и закрепление изученного материала. Проект «Рассказ о слове» Проверочная работа № 4 | Урок контроля знаний, умений | |||
31. | Контрольный диктант № 2 по теме «Слово в языке и речи» | Урок контроля знаний, умений | |||
Название раздела, кол- во часов Состав слова (14 ч.) | |||||
Планируемые результаты раздела | |||||
Предметные: Знание: общее лексическое значение слов, чередование согласных в корне, формулирование определения окончания, умение выделять окончание, нулевое окончание, приставка, ее значение в слове формулировать определение суффикса, уменьшительно-ласкательные, увеличительные и др. значения суффиксов как найти и выделить основу слова разобрать слово по составу Умение: различать однокоренные слова и выделять в них корень слова, одинаково писать гласные и согласные в корне однокоренных слов, нахождение приставок в словах, окончания, выделять изучаемые части в слове находить в словах суффиксы, высказывать свое отношение к картине, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст, работать со словообразовательным словарем, работать с форзацем учебника Навык: работа со словарем однокоренных слов, подбирать примеры однокоренных слов, составление предложений из слов, образование новых глаголов с помощью различных приставок, подбор родственных слов, написание слов с изученными орфограммами, безошибочное написание сочинения, умение работать со словарем | |||||
Метапредметные: Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов, анализ и передача информации устным и письменным способами, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Познавательные: использовать знаково-символические средства, осознанно и правильно строить сообщения в устной и письменной форме, ставить и формулировать проблемы, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию. проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | |||||
Личностные: Формирование этических чувств, прежде всего доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Предлагать помощь и сотрудничество. | |||||
№ урока | План | Факт | Тема урока | Тип урока | Форма урока |
32. | Корень слова. Как найти в слове корень? | Развитие умений и навыков | |||
33. | Сложные слова. Контрольное списывание № 1 | Урок обобщения знаний | |||
34. | Окончание. Как найти в слове окончание? | Урок изучения нового материла. | |||
35. | Окончание слова. | Урок формирования умений и навыков. | |||
36. | Приставка. Контрольный диктант № 3 за 1 четверть | Урок изучения нового материала | |||
37. | Значение приставок. Словарный диктант № 4 | Урок развития умений | |||
38. | Суффикс. Как найти в слове суффикс? | Урок изучения нового материала | |||
39. | Значение суффиксов. | Урок развития умений | |||
40. | Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе». | Урок развития речи | |||
41. | Основа слова. | Урок обобщения знаний и умений | |||
42. | Обобщение знаний о составе слова. | ||||
43. | Контрольный диктант № 4 по теме «Состав слова». | Урок контроля знаний | |||
44. | Обучающее изложение Упр. 191 | Урок контроля знаний | |||
45. | Проект «Семья слов» Проверочная работа № 5 | Урок-проект | |||
Название раздела, кол- во часов Правописание частей слова (23 ч.) | |||||
Планируемые результаты раздела | |||||
Предметные: Знание: определять в словах наличие изученных и изучаемых орфограмм, подбирать проверочные слова с заданной орфограммой, группировать слова по типу орфограммы и по месту орфограммы в слове обозначение буквой непроизносимого согласного в слове, образование однокоренных слов с суффиксом –н-, распределение слов по группам в зависимости от места нахождения двойных согласных в слове, научатся писать слова с суффиксом –ок- после шипящих, научатся написанию приставок, оканчивающихся на парный по глухости-звонкости согласный, определение роли, которую выполняет разделительный твердый знак, научатся соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания Умение: формирование умения ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути ее решения, объяснять, доказывать правильность написания слов с изучаемой орфограммой, обозначение буквой безударного гласного в корне слова, составление текста из деформированных предложений, подбирать однокоренные слова для проверки слов с непроизносимыми согласными, умение писать слова с сочетанием -сн-, сопоставление слов, различных по смыслу, но сходных в произношении, выполнять звукобуквенный анализ слов, выделять в словах приставки, понимать значения, вносимые приставками в слово Навык: безошибочный подбор проверочного слова, постановка ударения, объяснять и доказывать правильность выполнения заданного, обсуждать алгоритм действия в практической деятельности, разбор предложений по членам предложения, составление текста. Работа со словарем | |||||
Метапредметные: Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения; формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; развивать смысловое чтение, подведение под понятие на основе распознавания объектов. Применять установленные правила в планировании способа решения; адекватно воспринимать предложение учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок; Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; передача информации устным и письменным способами; рефлексия способов и условий действий; анализ информации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: определять цели, функции участников, способов взаимодействия, умение слушать собеседника, формулировать свои затруднения, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы. | |||||
Личностные: Гуманистическое сознание. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. Принятие образа «хорошего ученика». Оценка, учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества кооперация с учителем и сверстниками | |||||
№ урока | План | Факт | Тема урока | Тип урока | Форма урока |
46. | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | Урок-исследование | |||
47. | Правописание слов с безударными гласными в корне. | Урок формирования умений и навыков | |||
48. | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. | Урок-практика | |||
49. | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | Урок-игра | |||
50. | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | Урок развития речи | |||
51. | Обучающее изложение. | Урок формирования умений и навыков | |||
52. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Контрольное списывание № 2 | Урок-практика | |||
53. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | Урок развития умений и навыков | |||
54. | Правописание слов с удвоенными согласными. | Урок контроля знаний и умений | |||
55. | Правописание слов с удвоенными согласными. | Урок коррекции знаний и умений | |||
56. | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка». | Урок формирования знаний | |||
57. | Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание корней слов». | Урок развития умений и навыков | |||
58. | Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. | Урок формирования умений и навыков | |||
59. | Правописание суффиксов и приставок. | Комбинированный урок | |||
60. | Правописание суффиксов и приставок. Словарный диктант № 5. | Урок развития речи | |||
61. | Правописание приставок и предлогов. | Урок контроля знаний и умений | |||
62. | Правописание приставок и предлогов. | Урок-игра | |||
63. | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | Урок закрепления знаний и умений. | |||
64. | Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание частей слова». | Урок формирования знаний и умений | |||
65. | Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. | Урок-исследование | |||
66. | Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. | Урок закрепления знаний и умений | |||
67. | Обучающее изложение (упр.278) | Урок контроля знаний и умений | |||
68. | Проект «Составляем орфографический словарь | Урок контроля знаний и умений | |||
Название раздела, кол- во часов Части речи ( 61 час) | |||||
Планируемые результаты раздела | |||||
Предметные: Знание: воспроизведение знаний о частях речи, об имени существительном, работа со словарными словами, начальная форма имени существительного, выделять среди имен существительных слова-архаизмы число имен существительных, изменение формы числа имен существительных, правильное произношение слов, постановка ударения в словах, классификация имен существительных по родам, родовые окончания имен существительных, слова с непроверяемым написанием, как согласовать имена существительные общего рода с именами прилагательными, роль мягкого знака (как показатель мягкости согласного звука), как показатель женского рода имен существительных, работа с непроверяемыми орфограммами в словах Умение: распознавание частей речи по лексическим значениям, классифицировать слова по частям речи, подбирать примеры имен существительным по родовым признакам, распознавание и классификация имен существительных по вопросам и признакам, распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имен собственных, определение числа имен существительных; работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, определять род имен существительных, сопоставление имен существительных со схемами, устанавливать связь между предложениями и частями текста, определение роли местоимений в предложениях. Навык: определение лексического значения многозначных слов, распознавание имен существительных среди однокоренных слов, работа со словарем, подбор синонимов, написание изложения, проверка написанного составление текста их деформированных предложений, воспроизведение правил написания гласных и согласных в разных частях слова, замена имен существительных местоимением, определение рода однокоренных имен существительных. Написание слов с изученными орфограммами, звуко-буквенный анализ слов, определение частей речи в словосочетаниях, выделение словосочетаний, постановка вопроса к имени существительному | |||||
Метапредметные: Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; использовать знаково-символические средства. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, рефлексия способов и условий действий, - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы | |||||
Личностные: Участвовать в совместной работе, обосновывать свою точку зрения. Социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | |||||
№ урока | План | Факт | Тема урока | Тип урока | Форма урока |
69. | Учебник «Русский язык» часть2 Части речи | Урок введения в новую тему | |||
Имя существительное (27 ч) | |||||
70. | Имя существительное и его роль в речи. | Урок формирования новых знаний | |||
71. | Значение и употребление имён существительных в речи. | Урок развития умений и навыков | |||
72. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Урок развития умений и навыков | |||
73. | Обучающее изложение (упр. 21). | Урок изучения нового материала | |||
74. | Собственные и нарицательные имена существительные. | Урок развития речи | |||
75. | Проект «Тайны имени». Контрольное списывание № 3 | Урок формирования умений | |||
76. | Число имён существительных. | Урок-проект | |||
77. | Число имён существительных. | Урок формирования новых знаний | |||
78. | Род имён существительных. | ||||
79. | Род имён существительных. | Урок формирования умений и навыков | |||
80. | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | Комбинированный урок | |||
81. | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | Урок формирования умений и навыков | |||
82. | Обучающее изложение (упр.62) | Урок изучения нового материала | |||
83. | Контрольный диктант № 7 по теме «Имя существительное» | ||||
84. | Склонение имён существительных. | Урок развития речи | |||
85. | Падеж имён существительных. Словарный диктант № 6 | Урок введения в новую тему | |||
86. | Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | Комбинированный урок | |||
87. | Именительный падеж. | Урок открытия новых знаний | |||
88. | Родительный падеж. | Урок развития речи | |||
89. | Дательный падеж. | Урок изучения нового материала | |||
90. | Винительный падеж. | Урок изучения нового материала | |||
91. | Творительный падеж. | Урок изучения нового материала | |||
92. | Предложный падеж. | Урок изучения нового материала | |||
93. | Обучающее изложение (упр.101) | Урок развития речи | |||
94. | Обобщение знаний. Проект « Зимняя страничка» | Урок изучения нового материала | |||
95. | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | Урок изучения нового материала | |||
96. | Контрольный диктант № 8 по теме «Правописание окончаний имён существительных» | Урок контроля знаний и умений | |||
Название раздела, кол- во часов Имя прилагательное (15 часов) | |||||
Планируемые результаты раздела | |||||
Предметные: Знание: признаки имен прилагательных, научатся распознавать и писать сложные имена прилагательные, как определить род имен прилагательных в единственном числе, родовые окончания имен прилагательных, зависимость падежа имен прилагательных от падежа имен существительных, работа с памяткой учебника «Порядок разбора имени прилагательного», написание орфограммы в любой части слова. Умение: распознавание имен прилагательных в тексте среди других частей речи, наблюдать над употреблением имен прилагательных в текстах, выделять выразительные средства языка, установить зависимость рода имени прилагательного от рода имени существительного, развивать умения писать родовые окончания имен прилагательных, подбор имен прилагательных, противоположных по смыслу, умения писать окончания имен прилагательных, составление текста , редактирование объявлений, ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Навык: обогащение словарного запаса, различать лексические значения слов, подбирать к ним синонимы, устанавливать связь имен существительных с именами прилагательными, образование имен прилагательных , обозначающих цвета и оттенки цветов, написании текста с пропущенными орфограммами, контроль за деятельностью, самостоятельная запись текста, работа со словарем, проверка написанного | |||||
Метапредметные: Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; преобразовывать практическую задачу в познавательную; формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила, составлять план и последовательность действий, использовать установленные правила Познавательные: использовать общие приёмы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат действия; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, использовать знаково- символические средства. Коммуникативные определять общую цель и пути её достижения, осуществлять взаимный контроль, ставить и задавать вопросы, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия, формулировать свои затруднения | |||||
Личностные: Участвовать в совместной работе, обосновывать свою точку зрения, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | |||||
№ урока | План | Факт | Тема урока | Тип урока | Форма урока |
97. | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | Урок введения в новую тему | |||
98. | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | Урок изучения нового материала | |||
99. | Роль имён прилагательных в тексте. | Комбиниро-ванный урок | |||
100. | Текст – описание. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь» | Урок формирования новых знаний | |||
101. | Род имён прилагательных. | Урок формирования новых знаний | |||
102. | Изменение имён прилагательных по родам. | Урок развития умений и навыков | |||
103. | Изменение имён прилагательных по родам. | Урок разви-тия речи | |||
104. | Число имён прилагательных. | Урок формирования умений и навыков | |||
105. | Число имён прилагательных | Урок развития умений и навыков | |||
106. | Изменение имён прилагательных по падежам. | Урок обобщение | |||
107. | Изменение имён прилагательных по падежам. | Урок- проект | |||
108. | Обобщение знаний. Словарный диктант № 7 | Урок контроля знаний и умений | |||
109. | Сочинение (или отзыв) по картине А.А. Серова «Девочка с персиками». | Урок коррекции знаний | |||
110. | Обобщение знаний об имени прилагательном. Проект « Имена прилагательные в загадках». | Урок развитие речи | |||
111. | Контрольный диктант № 9 по теме «Имя прилагательное» | ||||
Название раздела, кол- во часов Местоимение (4 часов) | |||||
Планируемые результаты раздела | |||||
Предметные: Знание лексические значения в распознавании и определении местоимений, распознавание личных местоимений среди других частей речи , какую роль в нашей речи играют местоимения Умение: работать с таблицей личных местоимений, замена имен существительных местоимениями, определять грамматические признаки личных местоимений, уместное использование в письме местоимений, соотнесение их с именами существительными. Навык: работа со стихотворениями, определение вида предложений по цели высказывания и интонации, списывание с печатного текста, постановка ударений в словах, разбор по членам предложений, составление предложений по рисунку, письмо по памяти. | |||||
Метапредметные: Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, составлять план и последовательность действий, использовать установленные правила Познавательные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия, формулировать свои затруднения, проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. | |||||
Личностные: Осознание ответственности человека за общее благополучие, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | |||||
№ урока | План | Факт | Тема урока | Тип урока | Форма урока |
112. | Работа над ошибками. Личные местоимения | Урок введения в новую тему | |||
113. | Изменение личных местоимений по родам | Урок изучения нового материала | |||
114. | Правописание местоимений. Проверочная работа № 6 | Комбинированный урок | |||
115. | Обучающее изложение | Урок контроля знаний | |||
Название раздела, кол- во часов Глагол (14 часов) | |||||
Планируемые результаты раздела | |||||
Предметные: Знание формирование знаний о глаголе как части речи, синтаксическая роль глаголов, распознавание глаголов среди однокоренных слов, грамотное написание глаголов, узнавать неопределенную форму глагола по вопросам, глаголы изменяются по числам, глаголы изменяются по временам, особенности каждой временной формы, сохранение вида глаголов (совершенный, несовершенный) при изменении по временам, глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам, раздельное написание частицы не с глаголами морфологический разбор глагола , пользуясь памяткой учебника. Умение: распознавать глаголы среди других частей речи, функции глаголов, определять роль глаголов в тексте, умение ставить к ним вопросы, образовывать от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы, списывание текста с пропущенными орфограммами, распознавать время глаголов, изменять глаголы по временам образовывать от глаголов неопределенной формы всех форм прошедшего времени. Навык: лексическое значение слов, подбор пословиц, преобразование распространенных предложений в нераспространенные, определение главной мысли стихотворения, лексические значения слов, определение признаков глаголов, сходство и различие глаголов в стихотворениях, письмо по памяти, запись и проверка написанного, составление нераспространенных предложений, работа со словарем синонимов и антонимов | |||||
Метапредметные: Регулятивные: выполнять учебные действия , применять установленные правила; создавать алгоритм действия составлять план и последовательность действий, использовать установленные правила Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, извлекать необходимую информацию; узнавать, называть группы предметов по существенному признаку; Коммуникативные анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров, определять общую цель и пути её достижения, проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. | |||||
Личностные: Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Стремление к познанию нового, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Выслушивать одноклассников, не создавать конфликтов. | |||||
№ урока | План | Факт | Тема урока | Тип урока | Форма урока |
116. | Значение и употребление глаголов в речи. | Урок формирования умений и навыков | |||
117. | Значение и употребление глаголов в речи. | Урок применения новых знаний | |||
118. | Неопределённая форма глагола. | Урок формирования новых знаний | |||
119. | Неопределённая форма глагола. | Урок развития умений и навыков | |||
120. | Число глаголов. | Урок формирования умений и навыков | |||
121. | Времена глаголов. | Комбинированный урок | |||
122. | Времена глаголов. 2-ое лицо глаголов. | Урок формирования умений и навыков | |||
123. | Изменение глаголов по временам. | Урок развития речи | |||
124. | Изменение глаголов по временам. Обучающее изложение. Упр. 213 | Урок обобщения знаний | |||
125. | Род глаголов в прошедшем времени. | Урок изучения нового материала | |||
126. | Правописание частицы НЕ с глаголами. | Урок развития умений и навыков | |||
127. | Обобщение изученного материала о глаголе. | Урок обобщения и систематизации знаний | |||
128. | Обобщение изученного материала о глаголе. Проверочная работа №7. | Урок контроля знаний | |||
129. | Контрольный диктант № 10 по теме «Глагол» | Урок контроля знаний | |||
Название раздела, кол- во часов Повторение изученного материала (7 часов) | |||||
Планируемые результаты раздела | |||||
Предметные: Знание систематизирование знаний о частях речи, систематизирование знаний об орфограммах в значимых частях слова. Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять и доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Умение: писать слова с изученными орфограммами Навык: правильное произношение и написание слов, работа со словарем | |||||
Метапредметные: Регулятивные: составлять план и последовательность действий, использовать установленные правила Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, извлекать необходимую информацию; узнавать, называть группы предметов по существенному признаку; Коммуникативные анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров, определять общую цель и пути её достижения, проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. | |||||
Личностные: Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Стремление к познанию нового, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Выслушивать одноклассников, не создавать конфликтов. | |||||
№ урока | План | Факт | Тема урока | Тип урока | Форма урока |
130. | Обобщение и систематизация изученного о частях речи. Словарный диктант № 8. | Урок повторения и обобщения знаний и умений | |||
131. | Обобщение изученного о слове, предложении. Обучающее изложение. Упр.242 | Урок повторения и обобщения знаний и умений | |||
132. | Правописание окончаний имён прилагательных | Урок повторения и обобщения знаний и умений | |||
133. | Правописание приставок и предлогов | Урок повторения и обобщения знаний и умений | |||
134. | Правописание безударных гласных | Урок повторения и обобщения знаний и умений | |||
135. | Итоговый контрольный диктант. | Урок контроля знаний | |||
136. | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова | Урок коррекции знаний | |||
ИТОГО: 136 ЧАСОВ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....