«Развитие слухового восприятия на музыкально-ритмических занятиях в ОУ для обучающихся с ОВЗ по слуху».
статья
Развитие слухового восприятия имеет огромную роль для детей с нарушенным слухом. В процессе музыкально - ритмических занятий у обучающихся обогащаются представления о звуках, речевых и музыкальных. Дети знакомятся с различными музыкальными произведениям. Сначала это несложные музыкальные произведения, затем более сложные - муз. сказки, балеты, оперы, знакомятся со звучанием различных муз. инструментов. Одновременно с развитием слухового восприятия у детей расширяется и кругозор в области искусства, происходит эстетическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rsv_ritmika.docx | 16.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие слухового восприятия на музыкально-ритмических занятиях в ОУ для обучающихся с ОВЗ по слуху».
Музыкально-ритмические занятия проводятся со слабослышащими и глухими детьми с 1 класса по 5 класс, включительно. Эти занятия имеют большую коррекционную направленность.
Развитие слухового восприятия имеет огромную роль для детей с нарушенным слухом. В процессе музыкально - ритмических занятий у обучающихся обогащаются представления о звуках, речевых и музыкальных. Дети знакомятся с различными музыкальными произведениям. Сначала это несложные музыкальные произведения, затем более сложные - муз. сказки, балеты, оперы, знакомятся со звучанием различных муз. инструментов. Одновременно с развитием слухового восприятия у детей расширяется и кругозор в области искусства, происходит эстетическое воспитание.
Задача развития и расширения слуховых возможностей детей решается в неразрывной связи с задачей по развитию двигательных способностей детей, обучению детей красивым, ритмичным, выразительным танцевальным движениям. Детям предлагаются задания, в которых необходимо выполнить движения в соответствии с характером музыки, например, дети весело танцуют играют под весёлую музыку, под грустную музыку грустно сидят под зонтом; под громкую музыку весело танцуют с куклами и игрушками, под тихую музыку - спят и т.д.
Сначала с детьми мы разучиваем те или иные движения, например, поскоки, различные хлопки, перевороты, притопы, а потом дети использую эти движения в заданиях по развитию слуха. Также детям предлагается много заданий по импровизации движений под музыку: изобразить, как танцует медведь, лиса, мышка. Детям не даются готовые движения, а они сами должны придумать. В таких заданиях у детей развивается воображение и творчество. Педагог только помогает выполнить движения выразительно и красиво. Надо сказать, что на занятиях дети овладевают, не только крупной моторикой движений, но и уделяется не мало времени для развития мелкой моторики, мимики. Дети учатся мимикой показывать свой эмоциональный отклик на музыку, изображать характер героя в театрализованных постановках, характер музыкального образа.
Не менее значимой задачей музыкально-ритмических занятий является задача по совершенствованию произносительных возможностей обучающихся. Для этой цели на уроке используются движения фонетической ритмики. В упражнениях с использованием приемов фонетической ритмики движения корпуса тела, головы, рук и ног сочетаются с произнесением звука или определенного речевого материала. Обучающимся предлагаются разнообразные музыкальные игры с речевым материалом, также разучиваются разнообразные стихи, которые затем обыгрываются в различные театрализованные миниатюры, разучиваются песни. Глухим детям пение недоступно, поэтому песни мелодекламируются, т.е. выразительно читаются под музыку. Одновременно с этим стараюсь их и обыграть, театрализовать, чтобы детям был понятен смысл песни. С помощью таких упражнений речь обучающихся становится более выразительной, эмоциональной, они как бы берут на себя роль, становятся актёрами. Также ребята учатся выполнять одновременно с проговариванием речевого материала определённые движения танцевального характера под музыку, ориентируясь на характер музыки, ритмический рисунок, или движения, свойственные герою.
Таким образом, можно сделать вывод, что все задачи находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.
Данные задачи решаются в следующих видах деятельности:
· Обучение движениям под музыку.
· Декламация песен под музыку.
·Автоматизация произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики)
· Игра на детских музыкальных инструментах
· Обучение восприятию музыки.
Коррекционная работа базируется на целенаправленном развитии у обучающихся восприятия музыки. Обучение восприятию музыки направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку и дифференцированного восприятия:
· начала и окончания звучания музыки
· динамических отношений в музыке (громкая, тихая, негромкая музыка)
· темповых отношений (быстрый, медленный, умеренный)
· метрических и ритмических отношений
· определения частей муз. произведения
· характера звуковедения (плавная, отрывистая)
·звуковысотных соотношений (регистры, восходящий, нисходящий звукоряды, и т.д.)
При восприятии музыки в записи глухим детям не доступны. При обучении детей восприятию музыки для эффективности я использую следующие приёмы:
· Слушание детьми музыки в исполнении учителя и в записи.
. Слушание музыки сопровождается и предварительными установками о слушании музыки (детям предлагается: хлопать на громкий звук музыки, прохлопать в темпе музыки, определить средства выразительности музыки и т.д.), дети дают словесную характеристику музыкального произведениям. Игры: «Снеговики настроения», «Ромашки настроения», «Колобок», «Три медведя», «Три тучки».
· Моделирование элементов музыки движениями: при слушании польки дети выполняют хлопки, поскоки, плавной музыки- покачивающие движения руками, проигрывают на музыкальных инструментах ритмический рисунок музыки, громкий звук и т.д. Игры: «Громко, тихо», «Ножки и ладошки», «Ритмохлопы», «Ритмическое эхо».
· Дидактические игры с сенсорными заданиями, например, игра «Угадай инструмент?», «Угадай кто идёт? Подвижные игры, например, «Кот и мыши», «Птицы и клетка».
Соотнесение элементов музыки с каким-либо персонажем. Например, при слушании высоких звуков- дети выполняют движения птички, средних- лягушки, лисы, низких- медведя. Игры: «Высоко, низко», «Большие и маленькие».
· Двигательное моделирование музыкального образа. Например, дети воспринимают на слух фрагмент из сказки «Петя и волк», соответствующий определённому герою, и выполняют движения данного героя или дети воспринимают музыку в грамзаписи, анализируют её и далее импровизируют под музыку, выполняют движения в соответствии с характером музыки.
Таким образом, мы видим, что работа по развитию слухового восприятия музыки идёт на протяжении всего урока в неразрывной связи с работой по обучению детей движениям и формированию произносительных возможностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровые приемы работы по развитию слухового восприятия детей с нарушениями слуха»
Обучение различению на слух высоты звучанийЦель: учить различать на слух высокие и низкие звучания.Игра: «Высоко - низко»Оборудование: пианино, игрушки (птичка и мишка), табличкиРечевой материал: буде...
Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению
Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детейс нарушением слуха по развитию слухового восприятия иобучению произношению...
Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению
Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению....
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения.Темы занятия: ФП. Звуки " з-ж". Дифферециация. Работа над логическим ударением. РСВ. Текст « На вокзале». Восприятие фраз и вопросов к тексту.
Занятие по РСВ и ФП для учащихся 3 класса II отделения по теме ФП .Звуки "З-Ж".РСВ. Текст "На вокзале". Сейчас много мероприятий проводится по социализации детей с ограниченными возможностями. Э...
Методическая разработка индивидуального занятия для обучающегося с нарушением слуха 1 класса. Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны устной речи.
Материал предназначен для педагогов службы сопровождения (сурдопедагогов, логопедов). Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны устной речи.Тема ...
Коррекционно-развивающее занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи для обучающихся с нарушенным слухом по теме "Космическое путешествие"
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи включает в себя комплекс заданий по предметам : окружающий мир, развитие речи, русский язык и грамматика, математи...
Развитие слухового восприятия на дефектологических занятиях с помощью приёмов стихотворчества.
Статья посвящена развитию слухового восприятия учащихся с ОВЗ на дефектологических занятиях. В материале содержаться конкретные приёмы стихотворчества, применяя которые, специалисты смогут развить у у...