Внеурочная деятельность "Всезнайки".
план-конспект занятия (2 класс)
Конспект внеурочного занятия с использованием лаборатории "Звук и тон".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие
внеурочной деятельности
«Всезнайки».
Лаборатория «Звук и тон».
Тема: «Что мы знаем о звуке».
Учитель начальных классов:
Гурова Тамара Алексеевна
2019 г
Цель: исследование явления звука в ходе экспериментальной работы с использованием лабораторного оборудования «Звук и тон» для проведения экспериментов со звуком в начальной школе. Расширить представления детей о звуке. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о звуке ( распознавание и название звуков, восприятие на слух, наблюдение и ощущение вибраций, высокие и низкие звуки, усиление и ослабление звука, передача звука).
Задачи: создание условий для формирования УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных);
предметных результатов (овладение понятиями, навыками экспериментальной работы по данной теме).
В процессе групповой исследовательской деятельности учащиеся продемонстрируют такие УУД, как умение ставить цель работы, самостоятельно добывать новые знания экспериментальным путем, следуя письменной инструкции, обсуждать полученные результаты, а также анализировать и оценивать продуктивность своей деятельности.
Форма урока: групповая практическая работа.
Оборудование: комплект лабораторного оборудования для проведения экспериментов со звуком в начальной школе «Звук и тон», диск с записью звуков , музыкальные инструменты.
Ход занятия.
1. Дети разделены на 4 группы по 4- 5 человека.
Организационный момент.
Дорогие ребята, сегодня мы с вами будем работать в научной лаборатории, будем проводить исследования. Вы станете настоящими научными сотрудниками. Сегодня нам предстоит получить новые знания и сделать научные выводы. Вы готовы к серьёзной работе? Итак, чему же посвящены наши исследования? Мы узнаем, выполнив первое задание.
Актуализация знаний.
Послушайте стихотворение и скажите: кто главный герой стихотворения.
Колокольчик зазвенит,
Звонкий и веселый.
Он сегодня всех ребят
Приглашает в школу.
Правильно звонок. Вот он у меня в руках. Но издает ли он звуки? (нет)
А, что необходимо сделать, чтобы мы смогли его услышать. (привести в движение, потрясти)
Что при этом происходит? (язычок ударяется о стенки колокольчика)
И в результате возникает звук.
Кто, подскажет, что мы сегодня будем исследовать? ( Как возникает звук)
Сейчас вам предстоит работать в группах.
Давайте вспомним, что мы уже знаем о звуке.
Звуки бывают разные: речевые, когда мы их произносим, и предметные: звуки, которые издают предметы. Перед вами предметы: стакан - он стеклянный (звенит), колокольчик - металлический (звенит), бумага (шуршит), деревянная ложка (стучит) и музыкальные инструменты.
Какие звуки вам приятно слышать, а какие звуки вызывают у вас неприятные ощущения?
Дети: Музыкальные звуки вызывают хорошее настроение, их слушать приятно.
А шум (скрип двери, удары молотка, раскаты грома и т. д.) вызывают неприятные ощущения для нашего слуха. Они даже могут негативно сказываться на нашем здоровье. Громкий шум может навредить барабанной перепонке.
Подумайте, какую роль играют звуки в нашей жизни? (С помощью звуков мы общаемся, узнаём новую информацию, слушаем красивую музыку, узнаём об опасности ( например сигнал автомобиля или звон трамвая, сирена), при помощи звуков общаются животные и т. д.)
Перед вами музыкальные инструменты. Вы их сейчас слышите?
Дети: Нет.
Но как возникает и распространяется звук? Попробуем найти ответ на этот вопрос.
-Что должно произойти, чтобы возникли звуки?
Дети: По барабану надо ударить. То есть надо произвести ДЕЙСТВИЕ. В результате возникнет ДРОЖАНИЕ. Дрожание вызывает колебание воздуха ( звуковые волны), которое передается на барабанную перепонку, затем в ухо, в мозг и мы осознаем звук, который слышим.
-Но есть и другие инструменты: флейта, дудочка. Как возникает звук в этих инструментах. Необходимо произвести ДЕЙСТВИЕ -дунуть.
- А в струнных инструментах?
Дети: Струны щиплют, проводят по ним смычком или ударяют молоточком.
-Что такое звук? (Это колебания, которые исходят от различных тел, предметов).
-Почему мы слышим звуки? (Любой звучащий предмет дрожит, вибрирует, создает колебания, которые распространяются в воздухе звуковыми волнами, достигают барабанной перепонки, далее сигнал поступает в мозг, и мы слышим звук).
-Почему знания о звуке так важны для человека? (С помощью слуха люди общаются, получают информацию об окружающем мире на протяжении всей жизни).
- Вы бы хотели еще узнать об этом удивительном явлении?
Мы продолжим исследование такого явления как звук и в ходе экспериментов узнаем много нового и интересного.
Исследовательская деятельность.
Лабораторная работа по группам.
Чтобы как можно больше узнать за урок, мы будем работать в группах, которые получат задания и вопросы для обсуждения.
Детям раздаются рабочие бланки с описанием экспериментов.
Задание. Восприятие на слух, наблюдение и ощущение вибраций.
(Игры с камертоном. Футбол с камертоном. Гандбол с камертоном. Поющие спицы и стальные полоски).
Цель нашего эксперимента подтвердить причину возникновения звука.
Могут ли колебания передаваться другими веществами?
Что такое камертон?
Камерто́н (нем. Kammerton — «комнатный звук») — инструмент для фиксации и воспроизведения эталонной высоты звука, которая также называется словом «камертон».
небольшой портативный прибор, точно и ясно издающий звук определённой высоты со слабыми гармоническими призвуками. В исполнительской практике применяется для настройки музыкальных инструментов.
Слегка ударьте камертоном по краю стола. Слышите ли вы звук, издаваемый камертоном?
Слегка прикоснитесь губами к звучащему камертону. А затем к руке, шее. Ощущаете ли вы щекотание? Слышите ли вы что-нибудь? Может ли звук оказывать физическое воздействие? Откуда может исходить физическое воздействие? Что необходимо сделать с камертоном?
Когда мы ударяем по камертону, вилка начинает совершать колебательные возвратно-поступательные движения, которые называются вибрацией.
Поскольку эти перемещения малы, их невозможно увидеть, но зато можно услышать и ощутить.
Опыт с камертоном и маленькой ёмкостью с водой. Камертон после удара по краю парты надо опустить в воду, наблюдать волны. А теперь проделайте тоже самое , но с молчащим камертоном . Будет ли какое -нибудь отличие?
Вывод: звук передаётся в воде. Не только в воздухе, твёрдых телах, но и в воде возникают колебания при передаче звуков. Камертон вызывает маленькие волны, а иногда даже брызги. Но это происходит только тогда, когда камертон вибрирует.
Игра с камертоном. Осторожно поднесите звучащий камертон к «Футбольному мячу» деревянной бусине. Правило игры простое- бить по мячу нельзя. Как воздействует камертон на мячик?
А теперь подвести бусину на нить. Поставьте звучащий камертон на стол. Поднесите нить к камертону так, чтобы шарик коснулся его. Как звучащий камертон воздействует на шарик? О чем это свидетельствует?
Звучащий камертон отталкивает шарик. Это означает, что вилка камертона перемещается. То есть, пока камертон звучит, он совершает быстрые возвратно- поступательные перемещения. Такое явление называется вибрацией.
1. Обобщение и проверка знаний.
Учитель читает утверждение. Дети либо соглашаются,- либо - нет.
Звук бежит невидимой волной ? +
Дрожь передаётся воздуху, а дрожание воздуха невидимой волной доходит до наших ушей. +
Звуки издают только живые существа.—
Ухо не боится шума, резких звуков. Громких звуков.---
- Кому на уроке было интересно? ( покажите зелёный фонарик)
*Расскажите дома папам и мамам, что новое вы сегодня узнали.
6. Рефлексия. Самооценка.
-Что было самым интересным?
-Чему научились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....