Конспект собрания для родителей будущих первоклассников "Готовим ребёнка к школе"
консультация

Иваненко Ольга Николаевна

Данный конспект можно использовать при проведении собрания-практикума для родителей будущих первоклассников по теме "Готовим ребёнка к школе". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые родители. Тема нашей сегодняшней беседы - «Готовим ребёнка  к школе».

Думаю, что у всех родителей дошкольников возникают следующие вопросы: Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?

Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно - готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное - чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе. 

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, он требует  определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень - психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего сформированность желания учиться (мотивационная готовность). Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

Фундаментом успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе являются:

• Физическое здоровье ребёнка.

• Развитый интеллект ребёнка.

• Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.

• Выносливость и работоспособность.

• Аккуратность и дисциплинированность.

• Хорошая память и внимание

• Инициативность, воля  и способность действовать самостоятельно.

Психологи выделяют 4 аспекта готовности ребёнка к школе:

  • интеллектуальная готовность
  • мотивационная (личностная) готовность
  • коммуникативная  готовность
  • волевая готовность (уровень развития произвольности)

Коротко остановимся на каждом из этих аспектов.

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. 

  • С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
  • Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
  • Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
  • Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

 

  • способностей ставить перед собой цель,
  • принять решение о начале деятельности,
  • наметить план действий,
  • выполнить его, проявив определенные усилия,
  • оценить результат своей деятельности,
  • а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

   

     Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

     

     К 6–7-и годам ребенок должен знать:

  • свой адрес и название города, в котором он живет;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дней недели;
  • основные виды деревьев и цветов,
  • ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

        Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

       В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Не учите ребёнка драться , сдавать сдачи. В школу дети приходят учиться, а не обижать друг друга.

Перед вами «портрет» первоклассника, неготового к школе:

  • чрезмерная игривость;
  • недостаточная самостоятельность;
  • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
  • неумение общаться со сверстниками;
  • трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
  • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
  • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
  • плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
  • недостаточное развитие произвольной памяти;
  • задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
  • Помните, что недоразвитие речи ведёт к задержке в психическом развитии ребёнка.

Если вы узнали в этом портрете своего ребёнка, или некоторые определения подходят к  вашему ребёнку, то встают вопросы: Как правильно распорядиться временем, оставшимся до школы? и что нужно делать с ребёнком, чему его сейчас учить?

Ответ прост: 

        умению слышать и слушать;

  •  заниматься общим развитием ребенка;
  • развивать мелкую моторику рук.

Чтение

  • Не заучивайте азбуку наизусть, а так делают, к сожалению, в некоторых семьях.
  • Развесьте буквы  в комнате и научите их узнавать.
  • Если ребенок уже читает, для чтения предлагайте  ему книги с кратким текстом, чтобы за трудным делом – чтением текста, он не  потерял удовольствия от  самого процесса общения с книгой.
  • Читайте ребёнку книги, соответствующие возрасту. Пусть ребёнок учится слушать, ведь в школе преобладают словесные методы обучения.
  • Но что ещё важнее, беседуйте с ребёнком по содержанию прочитанной книги.
  • Не довольствуйтесь односложными ответами ребёнка: просите объяснить причинно-следственные связи описанных событий, явлений и т.д.

Что касается разговорной речи:

  • Обсуждайте прочитанное, увиденное, услышанное.
  • Приучайте рассказывать последовательно .
  • Играйте в загадки «наоборот».
  • Играйте в антонимы, съедобное-несъедобное, живое-неживое.
  • Каждый день  говорите с ребёнком. Слушать должны вы, а не он. Помните, что неговорящий ребёнок не понимает чужую речь. Нельзя подготовить гармониста, заставляя его только смотреть и слушать, он должен сам заиграть. То же самое происходит и с речью. Ежедневно провоцируйте ребёнка говорить: «Что было днём? Что ты делал?» Дайте ему возможность поговорить. Ребёнок должен привыкнуть слушать себя говорящим; сохранять спокойствие, когда взрослые смотрят и слушают его. Это нужно сделать для того, чтобы у детей не развивалась речевая застенчивость.

Математика:

  • Между  делом считайте
  • Запоминайте  цифры
  • Учите ориентироваться в пределах десятка
  • Предлагайте ребенку несложные задачки из жизни.
  • Разгадывайте  ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках

Формируйте у будущего школьника ряд простых и сложных привычек

К простым привычкам, которые становятся потребностью человека, относятся:

  • привычка здороваться или прощаться, благодарить за оказанную помощь или услугу;
  • привычка вежливого обращения к другому.

К более сложным привычкам мы отнесем

  • ответственность при выполнении порученного дела,
  • привычка вести себя в соответствии с принятыми правилами и нормами,
  • внимательное отношение к людям,
  • уважение к старшим.

Приучайте детей к самообслуживанию

  • самостоятельно одеваться и раздеваться, вешать свою одежду,
  • застёгивать пуговицы и молнии,
  •  завязать шнурки, (если ребёнок не овладеет этим умением, покупайте обувь без шнурков: и кроссовки , и лыжные ботинки)
  • надеть спортивный костюм,
  • убрать за собой посуду со стола…

и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенным в своих силах он будет себя чувствовать в школе.

Три раза в неделю у первоклассников будут уроки физкультуры, и притом  не последними. За 15 минут ребёнку надо снять школьную форму, аккуратно её повесить и одеть спортивную либо наоборот. Один раз в неделю группа детей ходит на плавание в бассейн. Дети тоже должны уметь себя обслуживать, не только раздеваться и одеваться, но и самостоятельно принимать душ, вытираться. Учитель помогает надеть шапочку для плавания и купальник девочкам.

Как ни странны, а девочки приходят в школу более самостоятельными, чем мальчики.

Остановимся на развитии моторики рук.

  1. Выполняем с детьми пальчиковую гимнастику
  2. Наблюдаем как ребёнок держит карандаш или ручку и корректируем положение пальцев  

Какие ещё рекомендуем занятия:

различные шнуровки, игры с мелкими предметами, пальчиковые игры и игры-потешки, аппликации, конструирование (особенно закручивание и откручивание гаек), лепка, рисование, графические задания.

  Предлагаем несколько упражнений на развитие моторики рук:

  • «Кривулечки» - обводим по контуру предметы округлой формы
  • Штриховки в разных направлениях
  • Обведение рисунков тонкой кисточкой и их закрашивание ( есть специальные водные раскраски для детей младшего возраста)
  • Графические диктанты
  • Вырезание
  • Обрывание
  • Лепка
  • Вязание
  • Нанизывание
  • Конструирование

Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность больше общаться с ребенком.

Советуем прочитать … (Слайд)

Тест «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?»

Занесите свои ответы в табличку:
если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.

11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.

15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”.

Результаты тестирования:

  • до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
  • 5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
  • 10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться детским психологом.

      А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах

          получено 2 или 3 крестика.

  • 1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
  • 2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
  • 3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
  • 4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
  • 5 – ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери.

Закончить наш разговор хочу словами известного детского психолога Леонида Абрамовича Венгера «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.»

        

У


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы для собрания с родителями будущих первоклассников " Готовность ребёнка к школе"

Нередко родители спрашивают: «Как готовить детей к школе? На что обратить внимание?» Это серьёзные вопросы, однако  в семье не всегда правильно относятся к их решению, считая достаточным ознакоми...

Собрание для родителей будущих первоклассников "Ваш ребёнок идёт в школу".

РОдительское собрание для родителей будующих первоклассников с презентацией....

Родительское собрание с родителями будущих первоклассников "Готовность ребёнка к школе"

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя: ► интеллектуальную готовность; ► мотивационную готовность; ► волевую готовность; ► коммуникативную готовность....

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников. Ваш ребёнок идёт в школу.

Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников....

Собрание для родителей будущих первоклассников "Скоро в школу"

Данный материал поможет учителям начальных класов подготовить и провести организационное собрание для родителей дошкольников.В презентации освещаются ответы на важные вопросы о том,  как провести...

Собрание для родителей будущих первоклассников "Скоро в школу"

Данная разработка поможет начинающим учителям начальных классов организовать первое родительское собрание....