Конспект собрания для родителей будущих первоклассников "Готовим ребёнка к школе"
консультация
Данный конспект можно использовать при проведении собрания-практикума для родителей будущих первоклассников по теме "Готовим ребёнка к школе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_praktikum_dlya_roditeley_budushchih_pervoklassnikov.docx | 31.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые родители. Тема нашей сегодняшней беседы - «Готовим ребёнка к школе».
Думаю, что у всех родителей дошкольников возникают следующие вопросы: Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?
Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно - готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное - чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, он требует определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень - психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего сформированность желания учиться (мотивационная готовность). Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.
Фундаментом успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе являются:
• Физическое здоровье ребёнка.
• Развитый интеллект ребёнка.
• Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.
• Выносливость и работоспособность.
• Аккуратность и дисциплинированность.
• Хорошая память и внимание
• Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
Психологи выделяют 4 аспекта готовности ребёнка к школе:
- интеллектуальная готовность
- мотивационная (личностная) готовность
- коммуникативная готовность
- волевая готовность (уровень развития произвольности)
Коротко остановимся на каждом из этих аспектов.
Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
- С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
- Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
- Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
- Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:
- способностей ставить перед собой цель,
- принять решение о начале деятельности,
- наметить план действий,
- выполнить его, проявив определенные усилия,
- оценить результат своей деятельности,
- а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
К 6–7-и годам ребенок должен знать:
- свой адрес и название города, в котором он живет;
- название страны и ее столицы;
- имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
- времена года, их последовательность и основные признаки;
- названия месяцев, дней недели;
- основные виды деревьев и цветов,
- ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.
Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Не учите ребёнка драться , сдавать сдачи. В школу дети приходят учиться, а не обижать друг друга.
Перед вами «портрет» первоклассника, неготового к школе:
- чрезмерная игривость;
- недостаточная самостоятельность;
- импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
- неумение общаться со сверстниками;
- трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
- неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
- низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
- плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
- недостаточное развитие произвольной памяти;
- задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
- Помните, что недоразвитие речи ведёт к задержке в психическом развитии ребёнка.
Если вы узнали в этом портрете своего ребёнка, или некоторые определения подходят к вашему ребёнку, то встают вопросы: Как правильно распорядиться временем, оставшимся до школы? и что нужно делать с ребёнком, чему его сейчас учить?
Ответ прост:
● умению слышать и слушать;
- заниматься общим развитием ребенка;
- развивать мелкую моторику рук.
Чтение
- Не заучивайте азбуку наизусть, а так делают, к сожалению, в некоторых семьях.
- Развесьте буквы в комнате и научите их узнавать.
- Если ребенок уже читает, для чтения предлагайте ему книги с кратким текстом, чтобы за трудным делом – чтением текста, он не потерял удовольствия от самого процесса общения с книгой.
- Читайте ребёнку книги, соответствующие возрасту. Пусть ребёнок учится слушать, ведь в школе преобладают словесные методы обучения.
- Но что ещё важнее, беседуйте с ребёнком по содержанию прочитанной книги.
- Не довольствуйтесь односложными ответами ребёнка: просите объяснить причинно-следственные связи описанных событий, явлений и т.д.
Что касается разговорной речи:
- Обсуждайте прочитанное, увиденное, услышанное.
- Приучайте рассказывать последовательно .
- Играйте в загадки «наоборот».
- Играйте в антонимы, съедобное-несъедобное, живое-неживое.
- Каждый день говорите с ребёнком. Слушать должны вы, а не он. Помните, что неговорящий ребёнок не понимает чужую речь. Нельзя подготовить гармониста, заставляя его только смотреть и слушать, он должен сам заиграть. То же самое происходит и с речью. Ежедневно провоцируйте ребёнка говорить: «Что было днём? Что ты делал?» Дайте ему возможность поговорить. Ребёнок должен привыкнуть слушать себя говорящим; сохранять спокойствие, когда взрослые смотрят и слушают его. Это нужно сделать для того, чтобы у детей не развивалась речевая застенчивость.
Математика:
- Между делом считайте
- Запоминайте цифры
- Учите ориентироваться в пределах десятка
- Предлагайте ребенку несложные задачки из жизни.
- Разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках
Формируйте у будущего школьника ряд простых и сложных привычек
К простым привычкам, которые становятся потребностью человека, относятся:
- привычка здороваться или прощаться, благодарить за оказанную помощь или услугу;
- привычка вежливого обращения к другому.
К более сложным привычкам мы отнесем
- ответственность при выполнении порученного дела,
- привычка вести себя в соответствии с принятыми правилами и нормами,
- внимательное отношение к людям,
- уважение к старшим.
Приучайте детей к самообслуживанию
- самостоятельно одеваться и раздеваться, вешать свою одежду,
- застёгивать пуговицы и молнии,
- завязать шнурки, (если ребёнок не овладеет этим умением, покупайте обувь без шнурков: и кроссовки , и лыжные ботинки)
- надеть спортивный костюм,
- убрать за собой посуду со стола…
и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенным в своих силах он будет себя чувствовать в школе.
Три раза в неделю у первоклассников будут уроки физкультуры, и притом не последними. За 15 минут ребёнку надо снять школьную форму, аккуратно её повесить и одеть спортивную либо наоборот. Один раз в неделю группа детей ходит на плавание в бассейн. Дети тоже должны уметь себя обслуживать, не только раздеваться и одеваться, но и самостоятельно принимать душ, вытираться. Учитель помогает надеть шапочку для плавания и купальник девочкам.
Как ни странны, а девочки приходят в школу более самостоятельными, чем мальчики.
Остановимся на развитии моторики рук.
- Выполняем с детьми пальчиковую гимнастику
- Наблюдаем как ребёнок держит карандаш или ручку и корректируем положение пальцев
Какие ещё рекомендуем занятия:
различные шнуровки, игры с мелкими предметами, пальчиковые игры и игры-потешки, аппликации, конструирование (особенно закручивание и откручивание гаек), лепка, рисование, графические задания.
Предлагаем несколько упражнений на развитие моторики рук:
- «Кривулечки» - обводим по контуру предметы округлой формы
- Штриховки в разных направлениях
- Обведение рисунков тонкой кисточкой и их закрашивание ( есть специальные водные раскраски для детей младшего возраста)
- Графические диктанты
- Вырезание
- Обрывание
- Лепка
- Вязание
- Нанизывание
- Конструирование
Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность больше общаться с ребенком.
Советуем прочитать … (Слайд)
Тест «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?»
Занесите свои ответы в табличку:
если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”.
Результаты тестирования:
- до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
- 5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
- 10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах
получено 2 или 3 крестика.
- 1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
- 2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
- 3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
- 4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
- 5 – ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери.
Закончить наш разговор хочу словами известного детского психолога Леонида Абрамовича Венгера «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.»
У
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материалы для собрания с родителями будущих первоклассников " Готовность ребёнка к школе"
Нередко родители спрашивают: «Как готовить детей к школе? На что обратить внимание?» Это серьёзные вопросы, однако в семье не всегда правильно относятся к их решению, считая достаточным ознакоми...
Собрание для родителей будущих первоклассников "Ваш ребёнок идёт в школу".
РОдительское собрание для родителей будующих первоклассников с презентацией....
Родительское собрание с родителями будущих первоклассников "Готовность ребёнка к школе"
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя: ► интеллектуальную готовность; ► мотивационную готовность; ► волевую готовность; ► коммуникативную готовность....
Родительское собрание для родителей будущих первоклассников. Ваш ребёнок идёт в школу.
Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников....
Собрание для родителей будущих первоклассников "Скоро в школу"
Данный материал поможет учителям начальных класов подготовить и провести организационное собрание для родителей дошкольников.В презентации освещаются ответы на важные вопросы о том, как провести...
Собрание для родителей будущих первоклассников "Скоро в школу"
Данная разработка поможет начинающим учителям начальных классов организовать первое родительское собрание....