Программа "Шахматы" 1-4 класс
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Шахматы в школе»
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Для обучающихся 1-4 классов: 7 — 10 лет
Срок реализации: 2018 — 2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов и направлена на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования . Программа разработана на основе:
- Федерального закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357);
Программа составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы МАОУ «КСОШ-ДС» (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для начального общего образования, с учетом требований к оснащению образовательного процесса. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся ступени начального общего образования,.
Курс внеурочной деятельности «Шахматы» изучается в 1-4 классе. Общая недельная нагрузка составляет 1 час. Общее количество времени на изучение курса
1 класс – 33 ч. в год (1 час в неделю)
2 класс – 34 ч. в год (1 час в неделю)
3 класс – 34 ч. в год. (1 час в неделю)
4 класс - 34 ч. в год. (1 час в неделю)
Для проведения занятий необходимо наличие проекционного оборудования, интерактивной доски, шахматное оборудование.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов.
Цели программы:
Обучить правилам игры в шахматы.
Задачи:
- Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
- Научить ориентироваться на шахматной доске.
- Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
- Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
- Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
- Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
- Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
- Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
- Сформировать умение записывать шахматную партию.
- Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
- Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты освоения программы курса.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
- Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
- Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
- Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
- Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс (33 часа; 1 час в неделю)
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности |
Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, соревнования и в спортивном зале. Шахматы - мои друзья. | Беседа о ТБ Знакомство детей с понятием «Шахматная игра», с историей возникновения данного понятия и шахматной игры в целом |
Шахматная доска. | Знакомство детей с новыми понятием «Шахматная доска», белыми и черными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположение шахматной доски в начале партии, закрепление по- лученных знаний в динамических шахматных играх |
Горизонталь. | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Вертикаль. | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Диагональ. | Повтор понятий «горизонталь» и «вертикаль», знакомство с новым понятием «диагональ», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Волшебная шахматная доска. | Повтор понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» Знакомство с новым понятием «шахматная нотация», определение «адреса» шахматных полей, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Ладья. | Знакомство обучающихся с шахматной фигурой «ладья», местом ладей в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие, понятием «ход фигуры», «невозможный ход», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Слон. | Повторить ходы и взятие ладьей, знакомство обучающихся с новой шахматной фигурой «слон», местом слонов в начальной позиции, объяснить способы передвижения слона по доске: ход и взятие. Ввести новые понятия «белопольный» слон, «чернопольный» слон, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Ферзь | Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», местом ферзя в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Конь. | Знакомство с шахматной фигурой «конь», месторасположением коня в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие, закрепление. |
Пешка. | Знакомство с пешкой, место- расположением пешки в начальной позиции, способом передвижения пешки по доске: ход и взятие, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
Король. | Знакомство с шахматной фигурой королем, месторасположением короля в начальной позиции, способом передвижения короля по доске: ход и взятие, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
Шахматные фигуры и начальная позиция. | Знакомство расстановкой шахматных фигур в начальной позиции, месторасположением короля, ферзя, ладьи, слона, коня, пешки в начальной позиции, правило «ферзь любит свой цвет», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
Ценность фигур. | Знакомство с ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур: короля, ферзя, ладьи, слона, коня, пешки, с единицей измерения, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх, полная нотация, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
Шахматная нотация. | Знакомство с обозначением вертикалей, горизонталей, шахматных полей, шахматных фигур, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
Шах и защита от шаха. | Знакомство с постановкой шаха всеми фигурами: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, способы защиты шаха, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
Мат. | Знакомство с целью шахматной партии, с постановкой мата всеми фигурами: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
Пат, ничья. | Знакомство с ничьей, с патом, с условиями возникновения пата, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
Рокировка. | Знакомство с особым ходом короля и ладь: с рокировкой, короткая и длинная рокировки, с условия при которых рокировка возможна, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
Взятие на проходе. | Знакомство с особым ходом пешки: взятием на проходе, с названием вертикалей, за- крепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
Превращение пешки. | Знакомство с превращением пешки во все фигуры: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, с понятием проходная пешка, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
Мат двумя ладьями одинокому королю. | Знакомство с техника матования одинокого короля двумя ладьями, с методом «лесенка», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
Мат ферзём и ладьями одинокому королю. | Знакомство с техника матования одинокого короля ферзем и ладьей, закрепление с метода «лесенка», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
Мат ферзём и королём одинокому королю. | Знакомство с техника матования одинокого короля ферзем и королем, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
Как начинать партию: дебют. | Знакомство с общими принципы игры в начале шахматной партии, с центром, с анализом шахматной партии, закрепить полученные знания. |
Ошибочные ходы в начале партии. | Знакомство с ошибочными ходами в начале партии и их последствия, «детский мат», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
Тактические приёмы. | Знакомство с тактическими приемами: связка и двойной удар, с понятием материальное преимущество, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
Правила поведения соперников во время игры. | Знакомство с правилами поведения шахматиста во время партии, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
История шахмат. | Знакомство с историей возникновения шахмат, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
Три стадии шахматной партии. | Знакомство с общими принципы игры в начале шахматной партии, в середине шахматной партии, в конце шахматной партии, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
Шахматный турнир. | Игровая практика. |
Шахматный турнир. | Решение заданий, игровая практика |
Спортивно - шахматный праздник. | Решение заданий, игровая практика |
2 класс (34 часа;1 час в неделю)
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности |
Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, соревнования и в спортивном зале. Чемпионы мира по шахматам и ведущие шахматисты мира | Беседа о ТБ История шахмат: знакомство с творчеством шахматистов – чемпионов мира, ведущих шахматистов. |
Шахматные фигуры: названия, ходы, ценность фигур (повтор материала за 1 – й класс) | Повторение |
Нападение в шахматной партии. Шах. Защита от шаха. Рокировка (повтор материала за 1 – й класс) | Повторение |
Мат, пат. Мат одинокому королю королем и ладьей. Мат в 1 ход. (Повтор материала за 1 – й класс) | Повторение |
Защита в шахматной партии | Уход из – под удара, уничтожение атакующей фигуры, защита своей фигурой, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Защита в шахматной партии | Перекрытие, контра нападение, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Конкурс решения позиций: Куда отойти?», «Что угрожает?», «Чем бить?» | Решение позиций |
Шахматная комбинация: двойной удар | Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар», способами нанесения двойного удара различными фигурами и пешками. Закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх |
Шахматная комбинация: связка | Знакомство с тактическим приёмом «связка», «полная» и «неполная» связки, «давление» на связку. Закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх |
Конкурс решения позиций | Решение позиций по темам 39
«Связка» и «Двойной удар» |
Ловля фигуры | Знакомство с новым тактическим приемом «ловля фигуры», способами его практического применения, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Сквозной удар | Знакомство с новым тактическим приемом «сквозной удар», способами его практического применения, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Мат на последней горизонтали | Слабость последней горизонтали, «форточка», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Конкурс решения позиций | Решение позиций |
Открытый шах | Знакомство с новым тактическим приемом «открытый шах», способами его практического применения, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Двойной шах | Знакомство с новым тактическим приемом «двойной шах», способами его практического применения, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Шахматный турнир | Игровая практика |
Шахматный турнир | Игровая практика |
Шахматный турнир
| Игровая практика |
Шахматный турнир | Игровая практика |
Основы игры в дебюте: дебютные ловушки | Детский мат, мат Легаля, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Основы игры в дебюте: короткие партии с иллюстрацией атаки на короля | Просмотр и анализ коротких партий |
Основы игры в дебюте: короткие партии с иллюстрацией атаки на короля | Просмотр и анализ коротких партий |
Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | Знакомство с понятием «реализация преимущества», способ реализации преимущества: игра на мат, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | Способ реализации преимущества: размен одноименных фигур для увеличения материального перевеса, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх |
Повторение пройденного материала | Отработка техники матования одинокого короля различными фигурами, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Повторение пройденного материала | Шахматные комбинации в партиях великих шахматистов (двойной удар, связка, ловля фигуры) |
Повторение пройденного материала | Шахматные комбинации в партиях великих шахматистов (открытый и двойной шахи, мат по последней горизонтали) |
Конкурс решений | Решение позиций |
Шахматный турнир
| Игровая практика |
Шахматный турнир | Игровая практика |
Шахматный турнир | Игровая практика |
Шахматный турнир | Игровая практика |
Спортивно – шахматный праздник | Решение заданий, игровая Практика |
3 класс (34 часа;1 час в неделю)
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности |
Повторение правил техники безопасности. История возникновения соревнований по шахматам, правила проведения соревнований, личностные качества шахматиста – спортсмена Правила техники безопасно- сти. | Повторение истории возникновения шахматам. Знакомство с историей возникновения шахматных соревнований, правилами поведения шахматистов во время соревнований. |
Матование одинокого короля разными фигурами (повторение материала за 2-й класс). Мат в 2 хода. | Повторение. Разыгрывание позиций, решение позиций на мат в 2 хода, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх.
|
Шахматные комбинации - повторение | Связка, двойной удар, ловля фигуры, сквозной удар. |
Шахматные комбинации - повторение | Открытый и двойной шахи |
Конкурс решений | Решение позиций |
Завлечение | Знакомство с новым тактическим приемом, завлечение фигур под тактический удар, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Отвлечение | Знакомство с новым тактическим приемом, отвлечение фигур от защиты, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Уничтожение защиты | Знакомство с новым тактическим приемом, способом применения его в практической игре, рассмотрение и анализ типичных позиций на данную тему, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
«Спёртый мат» | Ввести новое понятие «спёртый мат», разобрать классическую партию на «спёртый мат», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх |
Сочетание тактических приемов. | Просмотр партий на тему «сочетания различных тактических приемов», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Конкурс решений | Решение позиций |
Борьба за инициативу | Начало атакующих действий, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Основы дебюты: атака на не рокировавшегося короля | Знакомство со способами атаки на короля, который не успел сделать рокировку: вскрытие центральных линий, быстрое развитие, мобилизация фигур, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Атака на рокировавшегося короля | Жертва фигуры с целью вскрытия пешечного прикрытия короля, уничтожение защитника, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх |
Конкурс решений: «Как бы вы сыграли?» | Решение позиций |
Шахматный турнир | Игровая практика |
Шахматный турнир | Игровая практика |
Шахматный турнир | Игровая практика |
Шахматный турнир | Игровая практика |
Шахматный турнир | Игровая практика |
Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи | Знакомство c элементарными пешечными окончаниями, игрой пешки против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Основы пешечного эндшпиля: правило квадрата
| Игра пешки против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Знакомство с правилом «квадрата», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Основы пешечного эндшпиля: реализация лишней пешки | Повтор: игра пешки против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля, правило «квадрата, правило «отталкивание плечом», понятие «ключевые поля». Знакомство с общими рекомендациями по игре в пешечном эндшпиле, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Основы пешечного эндшпиля: отталкивание плечом | Повтор: игра пешки против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего ко- роля, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля, правило «квадрата». Знакомство с правилом «отталкивание плечом», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Основы пешечного эндшпиля: реализация лишней пешки | Повтор: игра пешки против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля, правило «квадрата, правило «отталкивание плечом». Знакомство понятием «ключевые поля», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Повторение пройденного материала
| Повтор: тактические приемы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение», «защиты». |
Повторение пройденного материала | Повтор: атака на короля |
Повторение пройденного материала | Повтор: разыгрывание пешечных эндшпилей |
Шахматный турнир | Игровая практика |
Шахматный турнир | Игровая практика |
Шахматный турнир | Игровая практика |
Шахматный турнир | Игровая практика |
Конкурс решений | Решение позиций |
Спортивно – шахматный праздник | Решение заданий, игровая практика |
4 класс (34 часа;1 час в неделю)
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности |
Повторение техники безопасности. Развитие шахматной культуры и спорта в России. | Беседа о ТБ. Повтор: история возникновения шахмат. Знакомство детей с историей развития шахматной культуры в России, с историей развития шахматного спорта в России. |
Возникновения шахмат на Руси. Выдающиеся шахматные деятели России. | Повтор: развитие шахматной культуры и спорта в России. Знакомство детей с историей возникновения шахмат на Руси с выдающимися шахматными деятелями России. |
Многообразие шахматных комбинаций (повторение материала за 3 – й класс) | Решение заданий |
Шахматные комбинации. Конкурс решений (повторение материала за 3 – й класс) | Решение заданий |
Основы игры в дебюте (повторение материала за 3 – й класс) | Повтор правил игры в дебюте, ошибочные ходы в начале партии и их последствиями, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
Слабый пункт f2/f7 | Атака на короля. Знакомство со слабым пунктом у белых f2, Знакомство со слабым пунктом у черных f7, план атаки на короля, используя пункты f2/f7, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. |
Перевес в развитии | Позиционное преимущество, атака на короля. Знакомство с понятием «перевес в развитии», с использованием перевеса в развитии, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Открытые дебюты: Итальянская партия | Знакомство с историей возникновения дебюта «итальянская партия», с основными вариантами ходов в «итальянской партии», основные принципы игры в «итальянской партии», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Открытые дебюты: Русская партия | Знакомство с историей возникновения дебюта «русская партия», с основными вариантами ходов в «русской партии» основные принципы игры в «русской партии, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Открытые дебюты: Защита двух коней Ошибочные ходы в начале партии и их последствиями. | Знакомство с историей возникновения дебюта «защита двух коней», с основными вариантами ходов в «защите двух коней», основные принципы игры в «защите двух коней», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Миттельшпиль: атака при односторонних рокировках | Общие рекомендации по игре в миттельшпиле, атака на короля. Знакомство с планом атаки на короля при односторонних рокировках, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Миттельшпиль: атака при разносторонних рокировках Общие рекомендации по игре в миттельшпиле, атака на короля. | Знакомство с планом атаки на короля при разносторонних рокировках, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх |
Шахматная комбинация: «Мельница» | Материальное преимущество. Знакомство с тактическим приемом «мельница», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Шахматная комбинация: «Перекрытие» | Повтор: материальное преимущество. Знакомство с тактическим приемом «перекрытие» , закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Шахматная комбинация «Рентген» | Повтор: материальное преимущество. Знакомство с тактическим приемом «рентген», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Конкурс решений | Решение заданий |
Шахматный турнир | Игровая практика |
Шахматный турнир | Игровая практика |
Конкурс решений | Решение заданий |
Шахматный турнир | Игровая практика |
Шахматный турнир | Игровая практика |
Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи | Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями: ладья с пешкой против ладьи, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Позиция Филидора | Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями: «позиция Филидора», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Позиция Лусены | Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями: «позиция Лусены, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Простейшие легкофигурные окончания | Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования двумя слонами (простые случаи), техника матования слоном и конем (простые случаи), закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Конь против коня | Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: конь против коня и пешки, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Слон против коня | Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: слон против коня и пешки, переход в пешечный эндшпиль, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Одноцветные и разноцветные слоны | Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: игра при одноцветных слона, игра при разноцветных слонах переход в пешечный эндшпиль, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. |
Шахматный турнир | Игровая практика |
Шахматный турнир | Игровая практика |
Шахматный турнир | Игровая практика |
Шахматный турнир | Игровая практика |
Конкурс решений | Решение заданий |
Спортивно – шахматный праздник | Решение заданий, игровая практика |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс (33 часа;1 час в неделю)
Тема занятия | Всего часов | В том числе | |
Теоретических | Практических | ||
Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, соревнования и в спортивном зале. Шахматы - мои друзья. | 1 | 1 | 0 |
Шахматная доска. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Горизонталь. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Вертикаль. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Диагональ. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Волшебная шахматная доска. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Ладья. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Слон. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Ферзь | 1 | 0,5 | 0,5 |
Конь. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Пешка. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Король. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Шахматные фигуры и начальная позиция. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Ценность фигур. | 1 | 1 | |
Шахматная нотация. | 1 | 1 | |
Шах и защита от шаха. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Мат. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Пат, ничья. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Рокировка. | 1 | 1 | |
Взятие на проходе. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Превращение пешки. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Мат двумя ладьями одинокому королю. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Мат ферзём и ладьями одинокому королю. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Мат ферзём и королём одинокому королю. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Как начинать партию: дебют. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Ошибочные ходы в начале партии. | 1 | 1 | |
Тактические приёмы. | 1 | 1 | |
Правила поведения соперников во время игры. | 1 | 0,5 | 0,5 |
История шахмат. | 1 | 1 | |
Три стадии шахматной партии. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Шахматный турнир. | 2 | 2 | |
Спортивно - шахматный праздник. | 1 | 1 |
2 класс (34 часа;1 час в неделю)
Тема занятия | Всего часов | В том числе | |
Теоретических | Практических | ||
Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, соревнования и в спортивном зале. Чемпионы мира по шахматам и ведущие шахматисты мира | 1 | 1 | |
Шахматные фигуры: названия, ходы, ценность фигур (повтор материала за 1 – й класс) | 1 | 1 | |
Нападение в шахматной партии. Шах. Защита от шаха. Рокировка (повтор материала за 1 – й класс) | 1 | 1 | |
Мат, пат. Мат одинокому королю королем и ладьей. Мат в 1 ход. (Повтор материала за 1 – й класс) | 1 | 1 | |
Защита в шахматной партии | 2 | 1 | 1 |
Конкурс решения позиций: Куда отойти?», «Что угрожает?», «Чем бить?» | 1 | 1 | |
Шахматная комбинация: двойной удар | 1 | 0,5 | 0,5 |
Шахматная комбинация: связка | 1 | 0,5 | 0,5 |
Конкурс решения позиций | 1 | 0,5 | 0,5 |
Ловля фигуры | 1 | 0,5 | 0,5 |
Сквозной удар | 1 | 0,5 | 0,5 |
Мат на последней горизонтали | 1 | 0,5 | 0,5 |
Конкурс решения позиций | 1 | 1 | |
Открытый шах | 1 | 1 | |
Двойной шах | 1 | 0,5 | 1 |
Шахматный турнир | 4 | 4 | |
Основы игры в дебюте: дебютные ловушки | 1 | 1 | |
Основы игры в дебюте: короткие партии с иллюстрацией атаки на короля | 2 | 1 | 1 |
Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | 2 | 1 | 1 |
Повторение пройденного материала | 3 | 0,5 | 2,5 |
Конкурс решений | 1 | 1 | |
Шахматный турнир
| 4 | 4 | |
Спортивно – шахматный праздник | 1 | 1 |
3 класс (34 часа;1 час в неделю)
Тема занятия | Всего часов | В том числе | |
Теоретических | Практических | ||
Повторение правил техники безопасности. История возникновения соревнований по шахматам, правила проведения соревнований, личностные качества шахматиста – спортсмена. Правила техники безопасности. | 1 | 1 | |
Матование одинокого короля разными фигурами (повторение материала за 2-й класс). Мат в 2 хода. | 1 | 1 | |
Шахматные комбинации - повторение | 2 | 2 | |
Конкурс решений | 1 | 1 | |
Завлечение | 1 | 0,5 | 0,5 |
Отвлечение | 1 | 0,5 | 0,5 |
Уничтожение защиты | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Спёртый мат» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Сочетание тактических приемов. | 1 | 1 | |
Конкурс решений | 1 | 1 | |
Борьба за инициативу | 1 | 1 | |
Основы дебюты: атака на не рокировавшегося короля | 1 | 1 | |
Атака на рокировавшегося короля | 1 | 0,5 | 0,5 |
Конкурс решений: «Как бы вы сыграли?» | 1 | 1 | |
Шахматный турнир | 5 | 5 | |
Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи | 1 | 0,5 | 0,5 |
Основы пешечного эндшпиля: правило квадрата
| 1 | 0,5 | 0,5 |
Основы пешечного эндшпиля: реализация лишней пешки | 1 | 0,5 | 0,5 |
Основы пешечного эндшпиля: отталкивание плечом | 1 | 0,5 | 0,5 |
Основы пешечного эндшпиля: реализация лишней пешки | 1 | 0,5 | 0,5 |
Повторение пройденного материала | 3 | 3 | |
Шахматный турнир | 4 | 2 | 2 |
Конкурс решений | 1 | 1 | |
Спортивно – шахматный праздник | 1 | 1 |
4 класс (34 часа;1 час в неделю)
Тема занятия | Всего часов | В том числе | |
Теоретических | Практических | ||
Повторение техники безопасности. Развитие шахматной культуры и спорта в России. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Возникновения шахмат на Руси. Выдающиеся шахматные деятели России. | 1 | 1 | |
Многообразие шахматных комбинаций (повторение материала за 3 – й класс) | 1 | 1 | |
Шахматные комбинации. Конкурс решений (повторение материала за 3 – й класс) | 1 | 1 | |
Основы игры в дебюте (повторение материала за 3 – й класс) | 1 | 1 | |
Слабый пункт f2/f7 | 1 | 0,5 | 0,5 |
Перевес в развитии | 1 | 0,5 | 0,5 |
Открытые дебюты: Итальянская партия | 1 | 0,5 | 0,5 |
Открытые дебюты: Русская партия | 1 | 0,5 | 0,5 |
Открытые дебюты: Защита двух коней Ошибочные ходы в начале партии и их последствиями. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Миттельшпиль: атака при односторонних рокировках | 1 | 0,5 | 0,5 |
Миттельшпиль: атака при разносторонних рокировках Общие рекомендации по игре в миттельшпиле, атака на короля. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Шахматная комбинация: «Мельница» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Шахматная комбинация: «Перекрытие» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Шахматная комбинация «Рентген» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Конкурс решений | 1 | 1 | |
Шахматный турнир | 2 | 2 | |
Конкурс решений | 1 | 1 | |
Шахматный турнир | 2 | 1 | 1 |
Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи | 1 | 0,5 | 0,5 |
Позиция Филидора | 1 | 0,5 | 0,5 |
Позиция Лусены | 1 | 0,5 | 0,5 |
Простейшие легкофигурные окончания | 1 | 0,5 | 0,5 |
Конь против коня | 1 | 0,5 | 0,5 |
Слон против коня | 1 | 0,5 | 0,5 |
Одноцветные и разноцветные слоны | 1 | 0,5 | 0,5 |
Шахматный турнир | 4 | 4 | |
Конкурс решений | 1 | 1 | |
Спортивно – шахматный праздник | 1 | 1 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
2. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
3. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
4. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
5. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
6. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
7. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
8.А.Карпов, А.Шингирей «Настольный шахматный учебник» нач.курс М.-«RUSSIAN CHESS HOUSE» 2009
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ | Дата занятия по плану | Дата занятия по факту | Тема занятия |
Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, соревнования и в спортивном зале. Шахматы - мои друзья. | |||
Шахматная доска. | |||
Горизонталь. | |||
Вертикаль. | |||
Диагональ. | |||
Волшебная шахматная доска. | |||
Ладья. | |||
Слон. | |||
Ферзь | |||
Конь. | |||
Пешка. | |||
Король. | |||
Шахматные фигуры и начальная позиция. | |||
Ценность фигур. | |||
Шахматная нотация. | |||
Шах и защита от шаха. | |||
Мат. | |||
Пат, ничья. | |||
Рокировка. | |||
Взятие на проходе. | |||
Превращение пешки. | |||
Мат двумя ладьями одинокому королю. | |||
Мат ферзём и ладьями одинокому королю. | |||
Мат ферзём и королём одинокому королю. | |||
Как начинать партию: дебют. | |||
Ошибочные ходы в начале партии. | |||
Тактические приёмы. | |||
Правила поведения соперников во время игры. | |||
История шахмат. | |||
Три стадии шахматной партии. | |||
31. | Шахматный турнир. | ||
32. | Шахматный турнир. | ||
33. | Спортивно - шахматный праздник. |
2 класс
№ | Дата занятия по плану | Дата занятия по факту | Тема занятия |
Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, соревнования и в спортивном зале. Чемпионы мира по шахматам и ведущие шахматисты мира | |||
Шахматные фигуры: названия, ходы, ценность фигур (повтор материала за 1 – й класс) | |||
Нападение в шахматной партии. Шах. Защита от шаха. Рокировка (повтор материала за 1 – й класс) | |||
Мат, пат. Мат одинокому королю королем и ладьей. Мат в 1 ход. (Повтор материала за 1 – й класс) | |||
Защита в шахматной партии | |||
Защита в шахматной партии | |||
Конкурс решения позиций: Куда отойти?», «Что угрожает?», «Чем бить?» | |||
Шахматная комбинация: двойной удар | |||
Шахматная комбинация: связка | |||
Конкурс решения позиций | |||
Ловля фигуры | |||
Сквозной удар | |||
Мат на последней горизонтали | |||
Конкурс решения позиций | |||
Открытый шах | |||
Двойной шах | |||
Шахматный турнир | |||
Шахматный турнир | |||
Шахматный турнир | |||
Шахматный турнир | |||
Основы игры в дебюте: дебютные ловушки | |||
Основы игры в дебюте: короткие партии с иллюстрацией атаки на короля | |||
Основы игры в дебюте: короткие партии с иллюстрацией атаки на короля | |||
24. | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | ||
25. | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | ||
26. | Повторение пройденного материала | ||
27. | Повторение пройденного материала | ||
28. | Повторение пройденного материала | ||
29. | Конкурс решений | ||
30. | Шахматный турнир | ||
31. | Шахматный турнир | ||
32. | Шахматный турнир | ||
33. | Шахматный турнир | ||
34. | Спортивно – шахматный праздник |
3 класс
№ | Дата занятия по плану | Дата занятия по факту | Тема занятия |
Повторение правил техники безопасности. История возникновения соревнований по шахматам, правила проведения соревнований, личностные качества шахматиста – спортсмена Правила техники безопасно- сти. | |||
Матование одинокого короля разными фигурами (повторение материала за 2-й класс). Мат в 2 хода. | |||
Шахматные комбинации - повторение | |||
Шахматные комбинации - повторение | |||
Конкурс решений | |||
Завлечение | |||
Отвлечение | |||
Уничтожение защиты | |||
«Спёртый мат» | |||
Сочетание тактических приемов. | |||
Конкурс решений | |||
Борьба за инициативу | |||
Основы дебюты: атака на не рокировавшегося короля | |||
Атака на рокировавшегося короля | |||
Конкурс решений: «Как бы вы сыграли?» | |||
Шахматный турнир | |||
Шахматный турнир | |||
Шахматный турнир | |||
Шахматный турнир | |||
Шахматный турнир | |||
Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи | |||
22. | Основы пешечного эндшпиля: правило квадрата | ||
23. | Основы пешечного эндшпиля: реализация лишней пешки | ||
24. | Основы пешечного эндшпиля: отталкивание плечом | ||
25. | Основы пешечного эндшпиля: реализация лишней пешки | ||
26. | Повторение пройденного материала | ||
27. | Повторение пройденного материала | ||
28. | Повторение пройденного материала | ||
29. | Шахматный турнир | ||
30. | Шахматный турнир | ||
31. | Шахматный турнир | ||
32. | Шахматный турнир | ||
33. | Конкурс решений | ||
34. | Спортивно – шахматный праздник |
4 класс
№ | Дата занятия по плану | Дата занятия по факту | Тема занятия |
Повторение техники безопасности. Развитие шахматной культуры и спорта в России. | |||
Возникновения шахмат на Руси. Выдающиеся шахматные деятели России. | |||
Многообразие шахматных комбинаций (повторение материала за 3 – й класс) | |||
Шахматные комбинации. Конкурс решений (повторение материала за 3 – й класс) | |||
Основы игры в дебюте (повторение материала за 3 – й класс) | |||
Слабый пункт f2/f7 | |||
Перевес в развитии | |||
Открытые дебюты: Итальянская партия | |||
Открытые дебюты: Русская партия | |||
Открытые дебюты: Защита двух коней Ошибочные ходы в начале партии и их последствиями. | |||
Миттельшпиль: атака при односторонних рокировках | |||
Миттельшпиль: атака при разносторонних рокировках Общие рекомендации по игре в миттельшпиле, атака на короля. | |||
Шахматная комбинация: «Мельница» | |||
Шахматная комбинация: «Перекрытие» | |||
Шахматная комбинация «Рентген» | |||
Конкурс решений | |||
Шахматный турнир | |||
Шахматный турнир | |||
19. | Конкурс решений | ||
20. | Шахматный турнир | ||
21. | Шахматный турнир | ||
22. | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи | ||
23. | Позиция Филидора | ||
24. | Позиция Лусены | ||
25. | Простейшие легкофигурные окончания | ||
26. | Конь против коня | ||
27. | Слон против коня | ||
28. | Одноцветные и разноцветные слоны | ||
29. | Шахматный турнир | ||
30. | Шахматный турнир | ||
31. | Шахматный турнир | ||
32. | Шахматный турнир | ||
33. | Конкурс решений | ||
34. | Спортивно – шахматный праздник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...