Зрительные диктанты по Т.И. Федоренко для развития оперативной памяти
тренажёр (2 класс)

Злобина Ольга Анатольевна

Наиболее эффективны они во втором классе и служат для улучшения оперативной памяти. Тексты по И.Т. Федоренко состоят из 18 наборов по шесть предложений в каждом. Особенность этих предложений- наращивание их длины происходит постепенно, по 1-2 буквы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zritelnye_diktanty.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Зрительные диктанты по И.Т. Федоренко

 для развития оперативной памяти.

 

Наиболее эффективны они во втором классе и служат для улучшения оперативной памяти. Тексты по И.Т. Федоренко состоят из 18 наборов по шесть предложений в каждом. Особенность этих предложений- наращивание их длины происходит постепенно, по 1-2 буквы. Первое предложение первого набора наиболее краткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв. Время работы со всеми наборамт примерно два месяца. За это время оперативная память развивается настолько, что ребёнок может запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Теперь он легко улавливает смысл, читать ему становится интересно, и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.

При проведении диктантов на доске выписываются щесть предложений одного набора и закрываются листом бумаги. После того как одно из них высвечено (лист бумаги опущен), ребята в течение определённого времени читают его молча и стараются запомнить. Время экспозиции небольшое - от 4 до 7 секунд (оно указано для каждого предложения). Затем учитель стирает предложение и предлагает записать его по памяти. Возможно, что кто-то из учеников скажет: «А я не запомнил». Реагируйте очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно скажите: «Это предложение пропусти, а следующее постарайся запомнить». На шесть предложений одного набора уходит обычно от 5 до 8 минут.

Если учитель видит, что многие дети не пишут, то есть не успели запомнить, то на следующий день надо этот же набор повторить. Когда предложения становятся очень длинными, то каждый набор повторяют по 4-5 дней. В среднем на каждый набор уходит три дня, а всего 54 дня, или два месяца. За этот небольшой срок можно развить оперативную память, но при следующих условиях.

*** Зрительные диктанты надо писать ежедневно. При ежедневном написании зрительных диктантов прибавка скорости чтения за два месяца составляет в среднем 44 слова в минуту. При уменьшении частоты тренировок память не развивается.

*** Диктанты надо писать по текстам И.Т. Федоренко. Постепенное наращивание длины предложений обеспечивает постепенное нарастание трудностей чтения и запоминания, облегчает процесс тренировки.

*** Ученики читают предложения, написанные на доске только молча. Если кто-то читает вслух, то другие будут воспринимать предложения ушами, а не глазами; самостоятельное восприятие и осознание совершенствоваться не будут.

*** Записываются предложения на листочках бумаги. Если писать тексты в тетрадях, то уже на второй день они будут мешать запоминанию.

*** Листочки после записи предложений следует собрать, не проверять и детям не возвращать. Если проверить работы, исправить ошибки и возвратить листки ученикам, то они будут стараться запоминать не только слова в предложении, но и буквы в словах. Произойдёт усложнение учебной задачи, что помешает развитию памяти.

*** Если все дети запоминают короткие предложения, не радуйтесь: работа идёт вхолостую, так как в этом случае трудность недостаточна для тренировки памяти. Переходите к следующему набору.

*** По мере перехода к длинным предложениям многие дети не будут успевать прочитывать и запоминать. Не расстраивайтесь! Вы вошли нормальный тренировочный режим, теперь надо каждый набор повторять несколько дней подряд.

  

Тексты зрительных диктантов (по И.Т. Федоренко)

№ п/п

Предложения

Число букв

Время экспозиции (с)

 

1
2
3
4
5
6

Набор №1 (Приложение 1)

Тает снег.
Идёт дождь.
Небо хмурое.
Коля заболел.
Запели птицы.
Поле опустело.

 

8
9
10
11
11
12

 

4
4
5
5
5
6

 

1
2
3
4
5
6

Набор №2 (Приложение 2)

Трещат морозы.
Я ищу землянику.
В лесу росла ель.
Наступила осень.
Дни стали короче.
В лесу много берез.

 

12
13
13
14
14
15

 

6
6
6
7
7
8

 

1
2
3
4
5
6

Набор №3 (Приложение 3)

Прилетели птички.
Ярко светит солнце.
Лида вытерла доску.
Весело бегут ручьи.
Подул резкий ветер.
Зоя прилежно учится.

 

15
16
16
16
16
17

 

8
8
8
8
8
8

 

1
2
3
4
5
6

Набор №4 (Приложение 4)

Дятел долбил дерево.
Я хочу посадить цветы.
Иней запушил деревья.
Без воды цветы завянут.
Пролетело жаркое лето.
Возле дома посадили ель.

 

17
18
18
19
19
20

 

8
7
7
7
7
7

 

1
2
3
4
5
6

Набор №5 (Приложение 5)

Солнышко светит и греет.
Федя решал задачу у доски.
Загорелась в небе зорька.
На деревьях сверкал иней.
Город Москва стоит на реке.
В лесу собирают землянику.

 

20
21
21
21
22
22

 

6
6
6
6
6
6

 

1
2
3
4
5
6

Набор №6 (Приложение 6)

Зимой река покрылась льдом.
Мальчик подарил маме цветы.
Дежурные стёрли пыль с доски.
Оленеводы работают в тундре.
На огород забрались цыплята.
Мы жили возле берёзовой рощи.

 

23
23
24
24
24
24

 

5
5
5
5
5
5

 

1
2
3
4
5
6

Набор №7 (Приложение 7)

Небо покрылось серыми тучами.
Дети посадили во дворе акацию.
Бабушка купила внуку букварь.
Землю согрело тёплое солнышко.
Моя сестра работает на фабрике.
Ласково грело весеннее солнце.

 

25
25
25
26
26
26

 

4
4
4
4
4
4

 

1
2
3
4
5
6

Набор №8 (Приложение 8)

Идёт дождик.
Мы любим Амгуэму.
Береги учебные вещи.
У Андрея чистая тетрадь.
Помогай своему товарищу.
Солнце осветило всю землю.

10

14
17
20
21
22

 

5
7
8
10
10
10

 

1
2
3
4
5
6

Набор №9 (Приложение 9)

Вода в море солёная на вкус.
Наша страна борется за мир.
Началась большая перемена.
Дети ходили в лес за грибами.
Руки надо мыть водой с мылом.
Красивы улицы нашего города.

 

22
22
23
23
23
24

 

7
7
7
7
7
7

 

1
2
3
4
5
6

Набор №10 (Приложение 10)

Москва – столица нашей Родины.
Школьники поливают саженцы.
Депутаты съехались на съезд.
Надо быть честным и правдивым.
Звёзды сияют на башнях Кремля.
Летом наша семья жила на Волге.

 

24
24
24
25
25
25

 

5
5
5
5
5
5

 

1
2
3
4
5
6

Набор №11 (Приложение 11)

Весело колосится густая рожь.
Поля запорошило белым снегом.
Мы читали интересный рассказ.
Мичурин много и упорно работал.
Новые дома растут очень быстро.
Из машины вышел наш учитель.

 

25
24
25
26
26
26

 

4
4
4
4
4
4

 

1
2
3
4
5
6

Набор №12 (Приложение 12)

Мальчики принесли сухих веток.
В поле поспевают рожь и пшеница.
Из книжки выпал листочек сирени.
Дети всех стран хотят жить в мире.
Свежий ветерок повеял прохладой.
Сверкнула молния, и загремел гром.

 

26
26
27
27
28
28

 

4
4
4
4
4
4

 

1
2
3
4
5
6

Набор №13 (Приложение 13)

Давно скосили и убрали луга и поля.
Белка взобралась на верхнюю ветку.
Солнце светило ярко, и дети купались.
Весь народ гордится героями космоса.
Дедушка Филипп пасёт колхозное стадо.
Люблю я в поле встречать восход солнца.

 

28
29
30
31
32
32

 

4
4
4
4
4
4

 

1
2
3
4
5
6

Набор №14 (Приложение 14)

Поднялась за рекой большая серая туча.
В далёкой тайге живут охотники-эвенки.
Все радовались встрече с космонавтами.
Разведчицы отправились в опасный путь.
Дружная семья и землю превратит в золото.
Обувь всегда необходимо очищать от пыли.

 

32
33
33
33
34
34

 

4
4
4
4
4
4

 

1
2
3
4
5
6

Набор №15 (Приложение 15)

Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород.
Меж редеющих верхушек показалась синева.
Хороши привольные широкие степи Украины.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Нам велит трудиться школа, учит этому семья.
Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.

 

34
35
35
36
36
37

 

4
4
4
4
4
4

 

1
2
3
4
5
6

Набор №16 (Приложение 16)

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
Школьники готовятся к новому учебному году.
Много работы пастухам в стаде ранней весной.
На берегу моря раскинулся пионерский лагерь.
Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.

 

36
36
37
37
38
38

 

5
5
5
5
5
5

 

1
2
3
4
5
6

Набор №17 (Приложение 17)

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.
Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.
Малыши очень любили слушать волшебные сказки.
Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики.
Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят.
Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.

 

38
39
39
40
41
42

 

5
6
6
6
7
7

 

1
2
3
4
5
6

Набор №18 (Приложение 18)

Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем.
Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры.
Школьники выращивали мандарины, лимоны и апельсины.
По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник.
Мальчик подошёл к окну и увидел за рощей строящийся дом.
Только король удалился, как окружили Алёшу придворные.

 

42
43
44
45
46
46

 

7
7
7
8
8
8

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зрительные диктанты по И. Т. Федоренко (окончание)

Наборы предложений по системе И. Т. Федоренко....

Зрительные диктанты по И. Т. Федоренко.

Данная презентация выполнена в формате Open Document из пакета Libre Office, а не Microsoft Office PowerPoint....

Тексты зрительных диктантов (по И.Т. Федоренко)

По мнению педагогов, скорость чтения – один из самых важных факторов, влияющих на успеваемость учеников. Часто технику чтения тормозит слаборазвитая оперативная память. Развивать оперативную память мо...

Тексты зрительных диктантов (по И.Т. Федоренко)

123456Набор №1 (Приложение 1)Тает снег.Идёт дождь.Небо хмурое.Коля заболел.Запели птицы.Поле опустело. 8910111112 445556...

Зрительные диктанты по И.Т.Федоренко

Данная презентация послужить отличным помощником в написании диктантов....

Обучение чтению с помощью текстов зрительных диктантов (по И.Т.Федоренко)

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтение и у него развиты учебно-познавательные мотивы. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе...