Конспект классного часа в 3 классе на тему: "Самобытность каждого дома"
классный час (3 класс)
В ходе классного часа "Самобытность каждого дома" обобщается представление у учащихся о многообразии существующих видов народных промыслов на территории России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_samobytnost_kazhdogo_doma.docx | 47.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Самобытность каждого дома
Автор: Шилина Оксана Сергеевна
Класс: 3 «В»
Форма: беседа.
Цели: 1) Обобщить представления о многообразии существующих видов народных промыслов на территории России.
2) Учить понимать красоту окружающего мира через украшение своего дома изделиями российских мастеров.
3) Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.
Оборудование: презентация «Народные промыслы». Материалы: трафареты посуды хохломских художников из бумаги желтого, красного, черного цветов, набор элементов хохломской росписи; шаблон подноса, детали для аппликации, клей.
Ход классного часа
1. Вступительная часть.
А) Организационный момент.
- Встали, подровнялись. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Начинаем наше занятие.
Б) Постановка проблемы.
- Отгадайте ребус.
- Правильно, это дом.
- Как можно заменить одним словом предложение: «Условия жизни, обстановка в доме, обеспечивающие удобство, спокойствие». Это уют.
Понятие «уют» связано с красотой. Человек всегда стремился к прекрасному. Есть такая наука эстетика, которая зародилась около 2500лет назад во многих государствах (Египте, Вавилоне, Индии, Китае). Эстетика-наука о красоте.
- Как вы думаете, с чего начинается красота в доме? Ответы детей.
С обстановки? С картин и прочих украшений? С удобства? С самобытности? Понимание красоты очень индивидуально, потому каждый ответит на этот вопрос по-своему. Но она должна служить нам, помогая создавать удобства и уют. Эстетика дома заключается в его самобытности. Ведь в каждой семье свои любимые занятия и привычки, а они требуют соответствующей обстановки квартиры. Тому, кто много работает дома – учителю, журналисту, конструктору нужен письменный стол, книжный шкаф, полки. А кто-то совсем не работает дома, зато любит заниматься разведением рыбок и у него в комнате будет аквариум. Кто-то украшает своё жилище изделиями народных промыслов.
Наш дом предоставляет нам неограниченные возможности для творчества. Кто любовно относится к своему дому, не мучается при мысли: чем бы заняться в свободное время? Дела и задумки рождаются как бы сами. Дом готов нас научить многим новым ремеслам. Было бы желание.
- У вас было задание найти в своем доме изделия народных промыслов и принести в класс.
- Сегодня дети расскажут нам о том, как украшают изделия народных промыслов их дома. Давайте совершим заочное путешествие в этот волшебный красочный мир. Полюбуемся работами мастеров, узнаем некоторые их секреты.
- Давайте вспомним, что же такое «народные промыслы»? Как вы понимаете значение этого сочетания? Предположения-ответы учеников.
С незапамятных времен Россия славилась своими народными промыслами. Промысел — это особый вид творчества. Вещи, которыми люди каждый день пользовались в своей обычной жизни, украшались живописцами как настоящие произведения искусства.
- Откуда пошло это название “народные промыслы”?
Очень давно люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве.
2. Основная часть.
А) Актуализация знаний.
Послушаем Корнякову Веронику.
- Сначала я хочу вам рассказать сказку, а потом показать предмет, который есть у нас дома.
Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья-искусница. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья-искусница превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир. Одно перышко упало, недалеко от Нижнего Новгорода в древний город Городец. Там зародилась городецкая роспись по дереву. Сначала крестьяне стали украшать удивительной росписью прялки. Прялка – это предмет народного быта, на котором пряли нитки. А уже затем свои дома-ставни, шкафчики, детские игрушки, разделочные доски.
Хочу показать вам разделочную доску с городецким узором. Женщины большую часть своего времени проводят в кухонной комнате и каждая хозяюшка создаёт уют и тепло своим мастерством украшая и облагораживая интерьер.
- Послушаем Калинчеву Дарью.
- Изделия из гжели отличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм. Мир гжели представлен такими предметами, как: чайные пары, сервизы, вазы для цветов, заварочные чайники, сахарницы, розетки для варенья, самовары, сувениры. У нас дома есть чайный сервиз с гжельской росписью. Он украшает нашу комнату.
- А теперь послушаем Байтенева Арсения.
- Моей маме очень нравятся изделия с хохломской росписью. Поэтому у нас дома много работ мастеров Хохломы. Я хочу прочитать вам стихотворение Н.Глазкова «Хохлома, хохлома!».
Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Стоит студёная зима,
Снежинки кружит буйный ветер,
А золотая Хохлома
Напоминает нам о лете.
Ладья: цветущий хвост – корма,
Нос – петушиная головка.
Плывёт по лесу Хохлома,
Расписанная очень ловко.
Бочонок солнечен весьма,
На нём цветы и земляника.
Семёновская Хохлома
Вся золотисто – краснолика.
В тарелочках не полутьма,
Не сумрак в вазах и солонках;
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку!
- Послушаем Чукину Софью.
- Я хочу загадать вам загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чём я буду рассказывать.
Круглые, железные,
В хозяйстве полезные.
Чёрные, жёлтые, красные,
Удивительно прекрасные!
(Жостовские подносы)
- Моей бабушке нравятся жостовские подносы. Ими она украшает кухню. Вместе с мамой мы посетили Жостовскую фабрику декоративной росписи. Оттуда мы привезли нашей бабушке красивый поднос, расписанный невероятными яркими букетами. Посмотрите, какой красивый!
Физминутка для глаз «Народные промыслы» (музыкальная)
Б) Применение знаний и умений в выполнении заданий в процессе игровой деятельности.
Красивый дом немыслим без цветов, украшающих нашу жизнь. Ни один праздник, ни одно торжественное событие не обходятся без цветов. Цветы радуют глаз, поднимают настроение. В моих загадках тоже встречаются цветы. Отгадав загадки, вы узнаете, о каком народном промысле идёт речь.
- Отгадайте загадки:
Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев нас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре-
Синяя капель.
Это называется
Просто роспись (гжель).
Резные ложки и ковши
Ты разгляди – ка, не спеши
Там травка вьётся и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может солнцем залитые (хохлома).
Белоснежные ромашки
На подносы нанесли
Розы, маки, незабудки
Ох, тут же рядом расцвели.
(Жостовские подносы)
- А сейчас вы поработаете в группах. Побудете в роли мастеров народных промыслов.
1 группа – гжельские мастера.
Задание: «Собери сервиз из Гжели».
Собрать из частей мозаики целое изображение – Гжельский сервиз. Выразить свое отношение к полученной картинке.
2 группа – хохломские мастера.
Задание «Составь хохломской узор».
Из набора элементов хохломской росписи выложить узор на трафарете посуды методом аппликации.
3группа – жостовские мастера.
Задание: «Укрась поднос».
На подносе расположить узор.
Выставка детских работ.
3. Заключительная часть.
А) Подведение итогов.
- Выскажите своё мнение, нужно ли поддерживать и развивать народные промыслы. Почему так важно сохранение и развитие народных промыслов?
Б) Рефлексия.
Прием «полянка». На доске – поляна из цветов. Каждый цветок – вид деятельности на классном часе. Обучающимся предлагается прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
1 вид - отгадывание ребуса (1 лепесток).
2 вид - слушание детей об украшении их домов (2 лепесток).
3 вид - отгадывание загадок (3 лепесток).
4 вид – работа в группе (4 лепесток).
Всё понравилось (5 лепесток).
Список использованных источников
1.Алексеева О.Н.: Детям о народных промыслах России. Изд. Паритет, 2017
2. Клиентов А.Е.: Народные промыслы. Изд. Белый город, 2008г.
Ресурсы сети интернет
- http://domuchit.blogspot.com/2015/03/bl
- https://kopilkaurokov.ru/izo/presentacii/urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-gzhiel
- https://stranamasterov.ru/node/635988
- https://www.pinterest.ru/pin/524106475378897050/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа "Мой класс - моя семья"
Конспект классного часа "Мой класс - моя семья"...
Конспект классного часа 3 класс "Я тобой горжусь"
Преставляю вашему вниманию конспект классного часа для 3 класса на тему: "Я тобой горжусь"Цель: научиться работать с детьми в технике оригами, создать фигурку зайчика....
конспект классного часа 4 класс. « Огонь – друг, огонь – враг! »
Тема: « Огонь – друг, огонь – враг! »Цели: Научить детей навыкам правильного обращения с огнем; познакомить с правилами поведения при пожаре.Оборудование: Плакаты: «Причины пожаров», «Как вести себя в...
Конспект классного часа 1 класс 1 сентября " Моя родина - Санкт- Петербург"
Конспект классного часа 1 класс 1 сентября " Моя родина - Санкт- Петербург"...
Конспект классного часа(4 класс). ТЕМА: «Здоровый образ жизни».
Задачи:· Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведени...
Конспект классного часа. 2 класс. Тема:"Будь аккуратным, прилежным и внимательным".
конспект классногочаса по данной теме содержит интересны и занимательный материал для учащихся, призванный повысить ответственность ребят за свое поведение и успеваемость в школе....
Конспект классного часа по теме:"Здоровье - главное богатство каждого человека!"
laquo;Здоровье - главное богатство каждого человека!»...