Различные формы занятий по безопасному и ответственному поведению учащихся
статья
Безопасность является одной из основных потребностей человека, без реализации которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности. Для формирования культуры безопасного поведения необходимо определить цель, задачи, этапы, ожидаемые результаты работы. Работа должна строиться системно и целенаправленно с привлечением большого числа специалистов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Различные формы занятий по безопасному и ответственному поведению учащихся
Душкина Е.А.
Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы образования.
Безопасность ребенка представляет собой состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития его личности в обществе, государстве.
Младшего школьника подстерегает множество опасностей: незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой и прочее.
Применительно к детям необходимо постоянно иметь в ввиду, что не всегда сам ребенок, может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребёнок пассивен, но оттого, как организована его жизнедеятельность во многом будет зависеть и его будущее поведение.
Это говорит о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодического, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Так как основной формой организации учебного процесса является урок, то основное внимание формированию безопасного поведения учитель уделяет на своих уроках. К сожалению, в плане работы начальной школы нет предмета - основы безопасности жизнедеятельности, поэтому учителя начальной школы, формируя навыки безопасного поведения ребёнка, включают разные формы деятельности на всех уроках.
Первым требованием к подготовке и организации урока является следующее:
-Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения).
Целью воспитательного процесса на уроках является формирование и систематизация представлений детей младшего школьного возраста о безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности.
Задачи в работе с детьми
-формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
-формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
-расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
-закрепить у детей знания о правилах поведения на улице: дороге, транспорте.
При планировании процесса обучения включаю следующие формы работы:
1. Организационная форма.
-познавательные занятия;
-занятия-беседы;
-игры-занятия;
-викторины, конкурсы.
2. Совместная деятельность учителя с детьми.
Упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений.
3. Самостоятельная деятельность.
-сюжетно-ролевые игры;
-рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видео; детская продуктивная деятельность (свободное рисование, поделки из различных материалов, аппликация).
Данный материал отбирается с учётом возрастных особенностей детей. Одна из таких особенностей - поэтапное формирование умственных действий. Исходя из этого, подача материала осуществляется поэтапно.
На I этапе необходимо, заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности жизнедеятельности. Выяснить уровень сформированности знаний и умений о правилах безопасного поведения у детей на начало учебного года.
На II этапе вводятся правила в жизнь детей, показывается разнообразие их проявления в жизненных ситуациях, тренировка детей в умении применять эти правила.
На III этапе на основе усвоенных знаний и умений происходит осознанное овладение реальными практическими действиями.
Одна из форм работы с детьми - это проведение инструктажей.
На первых уроках технологии, ИЗО, математики, окружающего мира знакомлю с правилами безопасной работы (инструктажи):
- с ножницами;
- с клеем;
- с пластилином;
- с иглой;
- с шилом;
- с циркулем.
Составляю памятки для детей, которые мы вклеиваем в дневник.
В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркость, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Поэтому при работе постоянно использую различные виды наглядности: иллюстрации, презентации, видеофрагменты.
Занимательные упражнения помогают активизировать учебный процесс, развивают познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, активизируют мыслительную деятельность, расширяют кругозор, вызывают интерес к изучаемому предмету, снимают усталость , повышают работоспособность учеников, эффективность обучения и развития младших школьников. ).Занимательные упражнения увязываются с темой конкретного урока и направлены на достижение поставленной цели и имеют форму игры. А форма этих упражнений может быть различной: ребусы, кроссворды, загадки, шарады, викторины, чайнворды , которые способствуют развитию у детей младшего школьного возраста смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы. Занимательный материал можно использовать на всех этапах урока: при опросе, изучении нового материала, закреплении. Задача педагога систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе.
Безопасность является одной из основных потребностей человека, без реализации которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности. Для формирования культуры безопасного поведения необходимо определить цель, задачи, этапы, ожидаемые результаты работы. Работа должна строиться системно и целенаправленно с привлечением большого числа специалистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Техника безопасности и правила поведения учащихся на каникулах.
Подборка инструкций для проведения бесед с учащимися о технике безопасности во время каникул....
Техника безопасности и правила поведения учащихся на каникулах
Инструкции для проведения бесед с учащимися...
Техника безопасности и правила поведения учащихся во время зимних каникул
Техника безопасности и правила поведения учащихся во время зимних каникул...
Техника безопасности и правила поведения учащихся на зимних каникулах
Инструктаж «Осторожно, пиротехника! Безопасный праздник Новый год! Техника безопасности и правила поведения учащихся на зимних каникулах »...
Различные формы занятий по безопасному и ответственному поведению учащихся
Безопасность является одной из основных потребностей человека, без реализации которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности. Для формирования культуры безопасного поведения необход...
Техника безопасности и правила поведения учащихся во время летних каникул.
Техника безопасности и правила поведения учащихся во время летних каникул....
Техника безопасности и правила поведения учащихся на зимних каникулах.
Техника безопасности и правила поведения учащихся на зимних каникулах...