Различные формы занятий по безопасному и ответственному поведению учащихся
статья

Душкина Екатерина Александровна

Безопасность является одной из основных потребностей человека, без реализации которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности. Для формирования культуры безопасного поведения необходимо определить цель, задачи, этапы, ожидаемые результаты работы. Работа должна строиться системно и целенаправленно с привлечением большого числа специалистов.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Различные формы занятий по безопасному и ответственному поведению учащихся

Душкина Е.А.

Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы образования.

Безопасность ребенка представляет собой состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития его личности в обществе, государстве.

Младшего школьника подстерегает множество опасностей: незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой и прочее.

Применительно к детям необходимо постоянно иметь в ввиду, что не всегда сам ребенок, может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребёнок пассивен, но оттого, как организована его жизнедеятельность во многом будет зависеть и его будущее поведение.

Это говорит о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодического, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Так как основной формой организации учебного процесса является урок, то основное внимание формированию безопасного поведения  учитель уделяет на своих уроках. К сожалению, в плане работы начальной школы нет предмета - основы безопасности жизнедеятельности, поэтому учителя  начальной школы, формируя навыки безопасного поведения ребёнка, включают разные формы деятельности на всех уроках.

Первым требованием к подготовке и организации урока является следующее:

-Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения).

Целью воспитательного процесса на уроках является формирование и систематизация представлений детей младшего школьного возраста о безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности.

Задачи в работе с детьми

-формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;

-формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;

-расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;

-закрепить у детей знания о правилах поведения на улице: дороге, транспорте.

При планировании  процесса обучения включаю следующие формы работы:

1. Организационная форма.

-познавательные занятия;

-занятия-беседы;

-игры-занятия;

-викторины, конкурсы.

2. Совместная деятельность учителя с детьми.

Упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений.

3. Самостоятельная деятельность.

-сюжетно-ролевые игры;

-рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видео; детская продуктивная деятельность (свободное рисование, поделки из различных материалов, аппликация).

Данный материал  отбирается с учётом возрастных особенностей детей. Одна из таких особенностей - поэтапное формирование умственных действий. Исходя из этого, подача материала осуществляется поэтапно.

На I этапе  необходимо, заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности жизнедеятельности. Выяснить уровень сформированности знаний и умений о правилах безопасного поведения у детей на начало учебного года.

На II этапе вводятся правила в жизнь детей, показывается разнообразие их проявления в жизненных ситуациях, тренировка детей в умении применять эти правила.

На III этапе на основе усвоенных знаний и умений происходит осознанное овладение реальными практическими действиями.

Одна из форм работы с детьми - это проведение инструктажей.

  На первых уроках технологии, ИЗО, математики, окружающего мира знакомлю с правилами безопасной работы  (инструктажи):

- с ножницами;

- с клеем;

- с пластилином;

- с иглой;

- с шилом;

- с циркулем.

Составляю памятки для детей, которые мы вклеиваем в дневник.

В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркость, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Поэтому при работе постоянно использую различные  виды наглядности: иллюстрации, презентации, видеофрагменты.

Занимательные упражнения помогают активизировать учебный процесс, развивают познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, активизируют мыслительную деятельность, расширяют кругозор, вызывают интерес к изучаемому предмету, снимают усталость , повышают работоспособность учеников, эффективность обучения и развития младших школьников. ).Занимательные упражнения увязываются с темой конкретного урока и направлены на достижение поставленной цели и имеют форму игры. А форма этих упражнений может быть различной: ребусы, кроссворды, загадки, шарады, викторины, чайнворды , которые способствуют развитию у детей младшего школьного возраста смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы. Занимательный материал можно использовать на всех этапах урока: при опросе, изучении нового материала, закреплении.  Задача педагога систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе.

Безопасность является одной из основных потребностей человека, без реализации которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности. Для формирования культуры безопасного поведения необходимо определить цель, задачи, этапы, ожидаемые результаты работы. Работа должна строиться системно и целенаправленно с привлечением большого числа специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техника безопасности и правила поведения учащихся на каникулах.

Подборка инструкций для проведения бесед с учащимися о технике безопасности во время каникул....

Техника безопасности и правила поведения учащихся на каникулах

Инструкции для проведения бесед с учащимися...

Техника безопасности и правила поведения учащихся во время зимних каникул

Техника безопасности и правила поведения учащихся во время зимних каникул...

Техника безопасности и правила поведения учащихся на зимних каникулах

Инструктаж «Осторожно, пиротехника! Безопасный праздник Новый год! Техника безопасности и правила поведения учащихся на зимних каникулах »...

Различные формы занятий по безопасному и ответственному поведению учащихся

Безопасность является одной из основных потребностей человека, без реализации которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности. Для формирования культуры безопасного поведения необход...

Техника безопасности и правила поведения учащихся во время летних каникул.

Техника безопасности и правила поведения учащихся во время летних каникул....

Техника безопасности и правила поведения учащихся на зимних каникулах.

Техника безопасности и правила поведения учащихся на зимних каникулах...