Урок по развитию речи
план-конспект урока (3 класс)
Предварительный просмотр:
Ход урока.
- Орг. Момент.
Психологический настрой.
Учитель Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, милая земля!
Здравствуйте, мои друзья!
Прозвенел звонок: «Ура!»
Заниматься нам пора.
Думаем, запоминаем,
Дружно руки поднимаем.
– Какое сегодня число?
– Какой день недели?
–Какой урок по счёту? (ответы детей)
У нас сегодня необычный, волшебный урок, мы для вас приготовили много сюрпризов.
2) Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.
Логопед – Рассмотрите картинку.
– Запомните, что на ней изображено. (Картинка убирается.)
– Кто изображен на картинке?
– Где сидела птичка? Сколько было птичек?
– Что было нарисовано рядом с ёжиком?
– Что было нарисовано на голове снеговика?
- Что было в руках снеговика?
– Снеговик весёлый или грустный?
II. Введение в тему.
У – Как вы думаете, картинка, которую вы рассматривали, к какому времени года относится? Почему? Кто считает по-другому?
– Какие времена года вы знаете?
– Какое сейчас время года?
– Какое время года было до весны?
– Какое время года наступит после весны?
– Перечислите все времена года по порядку, начиная с весны.
– Назовите весенние месяцы.
- Март – первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, потихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна.
- Апрель – второй месяц весны, месяц последнего снега. Про апрель говорят, что это пора большой воды. Кругом появляются лужи и первая молодая травка.
- Май – третий месяц весны, месяц зелени. Зеленеет, цветёт и веселится всё в природе. Прилетают последние птицы, вьют гнёзда и высиживают птенцов.
А сможете ли вы найти весенние картинки и слова, которые относятся к весне.
- Найди весеннюю картинку и слова, которые относятся к весне. ( дети находят весенние картинки и слова и прикрепляют их на доску)
– Кто догадался, о чём сегодня будем говорить на уроке?
– Верно, сегодня мы с вами будем говорить о весне, замечательном и прекрасном времени года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна.
Лопедические упражнения на развитие силы и модуляции голоса
Логопед.
Звонко капают капели (кап-кап-кап);
Птицы весело запели (чик-чирик);
Встретят солнце птичьи трели (тр-р-р-р);
Птицы к нам тепло зовут:
Дятел – д-д-д-д-д;
Синица – тинь-тинь-тинь;
Ворона – кар-кар-кар;
Кукушка – ку-ку-ку;
Воробей – чик-чирик;
Сорока – ч-ч-ч-ч;
Филин – у-у-ух;
Тает снег, сугробы оседают (а-а-ах);
Бежит звонкий, чистый ручеек (бл-бл-бл);
Котик нежится на травке (мяу);
Мать-и-мачехи цветок на ветру;
Кивает желтой головой (ф-ф-ф-ф);
Его гладит лучик солнца золотой (а-а-а-а).
Логопед.
ЛА-ЛА-ЛА – к нам весна пришла;
ПЛО-ПЛО-ПЛО – на дворе тепло;
ПЕЛЬ-ПЕЛЬ-ПЕЛЬ – капает капель;
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ – расцветай земля.
Ра-ра-ра – нам весну встречать пора.
На-на-на – в гости к нам идёт весна.
Не-не-не – очень рады мы весне.
У нас сейчас игра. Мы составляем слова.
IV. Изучение нового материала. .
- Обратите внимание, перед вами мешочки.
-Ну-ка пальчики в мешок нырните.
И, что спрятано, найдите.
(дети достают буквы из мешочка с фасолью)
- Составьте из данных букв слова.
(дети составляют слова: солнце, небо, снег)
Учитель:
- Ребята, какие слова вы составили? (ответы детей)
- Маша, найди солнце.
- Весной солнце поднимается всё выше и светит всё ярче и ярче.
- Какое весеннее солнышко? (яркое, ласковое, тёплое, весёлое, доброе)
- Соня, где облачко?
- Какое небо весной? (ответы детей)
-Небо весной высокое, голубое. По небу плывут белые пушистые облака.
- Самира найдет снег.
- Что происходит со снегом весной? (ответы детей)
Учитель:
- Снег под лучами ласкового апрельского солнца быстро тает, с каждым днём его всё меньше. Куда ни ступишь, куда ни посмотришь, кругом вода. Множество луж, бегут бурные, звонкие ручьи.
2. Логопед:
- А на реках быстро тает лед. Становится тонким. По льду ходить нельзя.
(предлагается рассмотреть плакат об опасности тонкого льда)Слайд
- Почему нельзя выходить на лёд? (ответы детей)
-Пройдёт совсем немного времени и лёд будет покрываться трещинами, раскалываться. Поплывут по реке льдины. Такое явление называют «ледоход».Слайд(картинка)
( на магнитной доске помещается карточка со словом «ледоход»)
А у меня для вас загадка
2.Растет она вниз надо мною,
Над нашей висит головою.
Солнышко как припечет,
Заплачет она, утечет. (Сосулька)
Раскрась крайнюю слева сосульку
(слайд) Учитель Ориентировка в пространстве
Л -А сейчас я буду называть слова, которые обозначают один предмет, а вы измените их так, чтобы слово обозначало много предметов. Н-р:стол- столы.
Сядет тот, кто правильно изменит слово. Дерево, соловей, , ручей, воробей, муравей, сосулька, грач, лист.
Пальчиковая гимнастика
Капель
(Пальцы стучат по ладошке.)
С крыши капает капель:
Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)
Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек.)
И быстрей звенит капель:
Кап, кап, кап, кап, кап! (В быстром темпе.)
Физминутка
ИГРА «НЕ ЗАМОЧИ НОЖКИ».
(Из бумаги вырезаются следы человека. Раскладываются на полу, дети должны пройти по этим следам, не наступая на пол).
3. Мы зимой его лепили.
А весна пришла, забыли,
Где стоял он , улыбался,
Только нос его остался? (Снеговик)
(слайд)
ЗАДАНИЕ: РАЗЛОЖИ СНЕГОВИКОВ ПО РАЗМЕРУ,
СОЕДИНИ КАРТИНКУ И ЕЕ ОПИСАНИЕ (см.Приложение).Слайд
4. Он бежит, звенит, поёт
Поиграть с собой зовет.
Ты кораблик ему дай
И попробуй, догоняй! (Ручеёк)
(слайд)
*Логопед: У весны много друзей. Давайте назовём их ласково.
Солнце – солнышко, (дождь, ветер, туча, трава, лужа, проталина, скворец, дерево, почка, ручей, цветок…)
5. Логопед:
- Отгадайте загадку.
Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький. (подснежник)
Цветок, он вырос из сугроба,
Весне покажет он дорогу. (Подснежник)
(слайд)
Учитель:
-На солнечных лужайках начинает робко зеленеть молодая травка, распускаются жёлтые звёздочки мать-и- мачехи. На лесных полянках белеют подснежники.Слайд(мать-и-мачеха)
- Одним словом их можно назвать Первоцветы
(на магнитной доске помещается карточка со словом «первоцветы»)Слайд
Игра с пуговицами «Весенние цветы»
-Но погода весной переменчива. То светит солнце, то набегают тучи, идёт дождь. Ночью прохладно, а днём тепло. Бывает, что и ветер дует. Это случилось у нас. У вас на партах лежат конверты. Эти конверты для вас. Откройте их.
- Подул весенний ветер и разбросал, спутал картинки.
Ваша задача собрать их в первоначальный вид.
- На картинке с цветами найдите место пуговицам. Вы должны подобрать пуговицы по цвету и величине.
ИГРА «НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТОК»
Из бумаги вырезаются цветы (тюльпаны и подснежники) и раскладываются на полу. Дети одной команды должны собрать только тюльпаны, другой-подснежники.
Слайд(скворечник)
6. Логопед
"Строители"
Мы без дела не сидим,
Домик птичкам мастерим.
Трим-там-том, трим-там-том!
Мы построим птичкам дом.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток наш верный друг.
Быстро-быстро застучали,
Ловко гвозди забивали.
Трим-там-том, трим-там-том!
Вот готов для птичек дом.
Это кто пожил за морем,
А теперь летит над полем
В деревянный свой дворец?
Это - черненький ……скворец!
(слайд)
Учитель ЗАДАНИЕ: СДЕЛАЙ СКВОРЕЧНИК ДЛЯ ПТИЦ Аппликация) Музыка(Чайковский «Апрель»)
Рефлексия. Подведение итогов.
У - Сегодня, у нас состоялся настоящий праздник.
- О каком времени года говорили?
- Назовите весенние месяцы.
Какие новые слова узнали?
Что вам понравилось?
- Вы все молодцы! Активно работали на уроке, не ленились, отвечали на все вопросы, справились со всеми весенними заданиями.
За вас весна сегодня рада!
За труд вас всех благодарит!
И днями солнечными, тёплыми
Вас непременно одарит
Если вам было интересно и весело, то возьмите солнышко, а если нет, то — тучку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по развитию речи 1 класс
Не все дети умеют договариваться, учителю есть над чем подумать....
Открытый урок по развитию речи 3 класс. работа с деформированным текстом
Конспект урока по русскому языку в третьем классе, тема% " Работа с деформированным текстом"....
Урок по развитию речи. Мастерская. 4 класс. Тема: Родина.
Предлагаю конспект урока(мастерская), для проведения в 4 классе. Урок проводится по группам. На каждую ассоциацию(слуховую, зрительную, осязание, запах) ученики подбирают по 2-3 слова, которые заносят...
Разработка урока по развитию речи.
Представлена разработка урока по русскому языку. Тема:" Сочинение о зиме"...
Презентация к уроку по развитию речи в 4 классе
Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста...
Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.
Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит...
Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития
Задания направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...