Элективный курс "Азбука финансовой грамотности"
рабочая программа (3 класс)

Маслийчук Наталья Анатольевна

Рабочая программа элективного курса в 3 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbukafin.gramotnosti.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                     Приложение к основной общеобразовательной программе

                                                                                                                                                     начального общего образования с изменениями и дополнениями,

                                                                                                                                                     утвержденными приказом от 22.06.2018 №12-Ш4-13-451/18

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Название курса: Азбука финансовой грамотности

Класс: 3 а,б.в,г

Учитель: Маслийчук Наталья Анатольевна

Срок реализации программы – 2019-2020 уч.г.

Количество часов по учебному плану:

всего – 34/год; 1 ч/неделю

                                                                                            Сургут, 2019год

Пояснительная записка

 Рабочая программа курса по выбору для учащихся 3 класса  составлена в соответствии с нормативными документами: 

- п.19.5 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1643, от 31.12.2015 № 1576)

  • Основной образовательной программы основного начального образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4;
  • Положением о рабочих программах. 

Цель: сформировать основы финансовой грамотности у детей младшего школьного  возраста.

Задачи:

- сформировать первичные экономические понятия;

- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)

Описание места курса в учебном плане.

        Согласно учебному плану МБОУ СОШ №  4 данного курса     в 3 классе   отводится     1 час в неделю (всего 34 часа).        

        .

Результаты изучения к элективного курса

1.1. Личностные результаты:

Личностные результаты освоения программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;

3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

6) бюджетная грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы.

1.2. Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных экономических институтов;

1.3. Предметные результаты:

Должны обеспечить:

1) сформированность системы знаний о бюджете и финансах в жизни общества;

2) понимание сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;

3)сформированность у обучающихся стандартов новой финансовой потребительской культуры, предусматривающей активное освоение гражданами современных способов сбережения и инвестирования личных средств на основе легитимных институтов и инструментов;

4)сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

5)владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни;

6)умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, покупателя, продавца, заёмщика, вкладчика, застрахованного, налогоплательщика);

7) умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире;

8)умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по социально-экономическим проблемам, по различным аспектам социально-экономической политики государства.

Ценностные ориентиры содержания предмета:

Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами финансово - экономической деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Программа реализует:

- идею метапредметных связей при обучении курса, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

- системно - деятельностный подход в обучении основ финансовой грамотности ,что предполагает синтез процесса совершенствования финансово - экономической деятельности у учащихся

- идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы

Содержание элективного курса

Инструктаж по технике безопасности.

Введение. Как исполнить свои мечты? 7

Общее обсуждение

Стартовая диагностика

Секрет 1. Как появились деньги?

Деньги и их функции.

Базовые понятия: Деньги, виды денег, товарные деньги, символические деньги, инфляция.

Общее обсуждение; практическая работа – анализ источников (исторических текстов)

Секрет 2. Как посчитать и проверить деньги?

. Доходы семьи.

Базовые понятия: Доходы семьи, источник семейных доходов, факторы производства, социальные пособия, личные доходы.

Секрет 3. Как потратить деньги с пользой?

. Расходы семьи

Базовые понятия: Расходы семьи, потребности, благо, структура расходов, долги, инфляция.

Секрет 4. Как найти дорогу к своей мечте?

Семейный бюджет.

Базовые понятия: Семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, долги.

Секрет 5. Как «приручить» деньги?

Уровень жизни и прожиточный минимум.

Базовые понятия: Уровень жизни, прожиточный минимум.

Секрет 6. Как спасти деньги от «ловушек»?

Планирование семейного бюджета. Финансовые цели и определение их в порядке приоритета, составление личного финансового плана достижения этих целей.

Базовые понятия: Финансовое планирование, норма сбережения.

Секрет 7. Как «выращивать» деньги?

. Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи

Базовые понятия: Энергоэффективные

и ресурсосберегающие технологии

Секрет 8. Как научить деньги «бегать»?

Вклады. Страхование вкладов.

Базовые понятия: Страхование.

Секрет 9. Как заставить деньги работать?

Инвестиции. Инвестиционные методы, как депозитные счета, ценные бумаги и т. д., краткосрочные и долгосрочные последствия различных денежных вложений.

Базовые понятия: Инвестиции, депозитные счета, ценные бумаги и т. д.

Секрет 10. Как купить защиту от неприятностей?

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

Базовые понятия: Особая жизненная ситуация.

Ролевая игра «Семейный бюджет».

Базовые понятия: Семейный бюджет, доходы семьи, источник семейных доходов, факторы производства, социальные пособия, личные доходы, Расходы семьи, потребности, благо, структура расходов, долги, инфляция, дефицит семейного бюджета, сбережения, долги.

Ролевая игра

Секрет 11. Как позаботиться о своем будущем?

Понятие о налогах и их типах.

Система налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков.

Базовые понятия: Налоги, налоговые льготы, общественные блага.

Социальные услуги государства.

Базовые понятия: Социальное пособие.

Кроссворд 2. «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» и «Семья и государство: как они взаимодействуют» (10 мин.)

Проект «Государство — это мы!»

Секрет 12. Как занять деньги?

Банковские услуги.

Банковские услуги, включая открытие вкладов, использование банкоматов, снятие наличных и использование онлайн-банкинга.

Базовые понятия: Банк; виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения

Собственный бизнес.

Базовые понятия: Бизнес.

Валюта в современном мире.

Базовые понятия: Валюта, валютный курс.

Итоговая работа по курсу «Основы финансовой грамотности».

Формы и методы работы.

Изучение курса «Основы финансовой грамотности» может быть организовано в следующих формах учебной деятельности:

1. Школьный экономический анализ, является обязательной составной частью каждого из разделов программы. Школьный экономический анализ может проводиться:

- для всестороннего и детального изучения на основе всех имеющихся источников информации проблемы;

- для оценки состояния экономики данного объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности.

2. Учебная дискуссия:

- обмен взглядами по конкретной проблеме;

- упорядочивание и закрепление материала;

- определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных особенностей характера, мышления, темперамента;

3. Деловые игры:

- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.

4. Использование проблемных методов обучения: проблемное изложение, частично-поисковый метод:

- развитие творческого и теоретического мышления у обучающихся;

- активация их познавательной активности;

5. Экскурсионная деятельность:

- музеи: предпринимательства и меценатства, денег, музейно-

экспозиционный фонд Банка России;

- предприятия и объекты инфраструктуры города;

Формы аттестации /контроля (кроссворд, деловая игра, практическая работа, творческая работа, проект, ролевая игра).

Итоговая работа по курсу: итоговая диагностика

4. Тематическое планирование

№ п\п

Тема занятия

Количество часов

Контрольные работы

1

Введение. Как исполнить свои мечты?

1

2-3

Как появились деньги?

2

4-5

Как посчитать и проверить деньги?

2

6-7

. Как потратить деньги с пользой?

2

8-9

Как найти дорогу к своей мечте?

2

10-11

Как «приручить» деньги?

2

12-13

Как спасти деньги от «ловушек»?

2

14-15

Секрет 7. Как «выращивать» деньги?

2

16-17

Секрет 8. Как научить деньги «бегать»?

2

19-20

 Семейный бюджет.

2

18, 21

Секрет 9. Как заставить деньги работать?

2

22-23

Секрет 10. Как купить защиту от неприятностей?

2

24-25

Социальные услуги государства.

2

26-27

Секрет 11. Как позаботиться о своем будущем?

2

28-29

Валюта в современном мире.

2

30-31

Деньги твоей страны и других стран

2

32-33

Секрет 12. Как занять деньги? Собственный бизнес.

2

34

Итоговая работа по курсу «Азбука финансовой грамотности»

1

1

Календарно-тематическое планирование

        Тема урока

Дата

Образовательный продукт

План

Факт

Планируемые результаты

Предметные: 1) сформированность системы знаний о бюджете и финансах в жизни общества;

2) понимание сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;

3)сформированность у обучающихся стандартов новой финансовой потребительской культуры, предусматривающей активное освоение гражданами современных способов сбережения и инвестирования личных средств на основе легитимных институтов и инструментов;

4)сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

5)владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни;

Метапредметные: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;

Личностные: личностные результаты освоения программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;

3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

6) бюджетная грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы

Формы и методы контроля

Формы аттестации /контроля (кроссворд, деловая игра, практическая работа, творческая работа, проект, ролевая игра).

Итоговая работа по курсу: итоговая диагностика

Введение. Как исполнить свои мечты?

Понимать сущность денег как средства

 обмена, сбережения, измерения

 стоимости  и платежаПонимать, что

 наличные деньги – не единственная

  форма оплаты товаров и услуг.

  Понимать, что такое личный и

 семейный доход и знать пути его

 повышения Умение экономить и

 приумножать бюджет. Понимать,

что такое личные и семейные  расходы,

знать общие принципы управления

 расходами  Уметь вести запись доходов и

 расходов, Знать обязательные

 ежемесячные траты и актуальные

 потребности на данный  момент.

Понимать, что решения о  покупках могут

быть приняты под влиянием рекламы и

 давлением  окружения.  Уметь объяснить

источник прибыли   банков,

Как появились деньги?

Как появились деньги?

Как посчитать и проверить деньги?

Как посчитать и проверить деньги?

Как потратить деньги с пользой?

Как потратить деньги с пользой?

Как найти дорогу к своей мечте?

Как найти дорогу к своей мечте?

Как «приручить» деньги?

Как «приручить» деньги?

Как спасти деньги от «ловушек»?

Как спасти деньги от «ловушек»?

Секрет 7. Как «выращивать» деньги?

Секрет 7. Как «выращивать» деньги?

Секрет 8. Как научить деньги «бегать»?

Секрет 8. Как научить деньги «бегать»?

Секрет 9. Как заставить деньги работать?

 Семейный бюджет.

Семейный бюджет.

Секрет 9. Как заставить деньги работать?

Секрет 10. Как купить защиту от неприятностей?

Секрет 10. Как купить защиту от неприятностей?

 Социальные услуги государства.

 Социальные услуги государства.

Секрет 11. Как позаботиться о своем будущем?

Секрет 11. Как позаботиться о своем будущем?

Валюта в современном мире.

Валюта в современном мире.

Деньги твоей страны и других стран

Деньги твоей страны и других стран

Секрет 12. Как занять деньги?Собственный бизнес.

Секрет 12. Как занять деньги?Собственный бизнес.

34.

Итоговая работа по курсу «Азбука финансовой грамотности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...

Программа элективного курса "Азбука финансовой грамотности."

Элективные курсы - специально организованные краткосрочные курсы, ориентированные на формирование представлений обучающегося о широкой группе социально-профессиональных ролей и получение им опыта реал...

«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности "Как разумно делать покупки?" (УМК "Введение в финансовую грамотность", 1 класс)

Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.Задачи урока:Дидактические:сформировать знания о том, как разумно делать покупки в магазине;дать опре...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности «Как разумно делать покупки?» (УМК «‎Введение в финансовую грамотность», 1 класс)

Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.  Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать знания о том, как разумно делать покупки ...