Самообразование учителя как средство повышения качества образования
материал
Данный материал можно использовать на педсоветах, заседаниях методических объединений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Каждый современный педагог должен осознать, что самообразование - это потребность, которая защищает его от интеллектуального оскудения, это осознанный процесс познавательной деятельности, это совершенствование каких-либо черт человека или его навыков, это постоянный поиск, рост, развитие.
Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом или по приказу. Этому тоже надо учиться. Побуждение, планирование, контроль и стимулирование - все это помогает присоединиться к процессу, а для некоторых становится даже способом жизни
.
Существует множество различных определений самообразования - вот лишь некоторые из них (слайд).
Самообразование - самостоятельный способ получения знаний в определенной области науки, искусства, техники, политической жизни, культуры, ремесла.
Самообразование - это обучение, которое планируется и осуществляется самостоятельно.
Самообразование - это непрерывный процесс саморазвития и самосовершенствования педагогов.
Самообразование учителя является основной формой повышения педагогической компетентности, которая состоит из совершенствования знаний и обобщения педагогического опыта путем целенаправленной самообразовательной работы.
С чего же следует начать?
Прежде всего, педагог должен определиться со своими интересами. Именно они должны стать фундаментом его развития. Конечно, можно заставить человека делать то, что ему не нравится, но в самообразовании это будет как капля воды, которая подает в раскаленной пустыне на песок - она успеет испариться, даже не достигнув цели. Интерес - это то, что задаст тонус всей самообразовательной деятельности.
Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность человека, которая:
* осуществляется добровольно;
* управляется самим человеком;
* необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида.
«Учитель учится всю жизнь» - это известная истина. Но уже через несколько лет работы педагоги делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки, и тех которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.
• Профессиональное (предмет преподавания)
Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагог является самообразование, под которым мы понимаем «целенаправленную, определенным образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса». Самообразование — основа роста учителя как специалиста.
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
• правовое
• эстетическое (гуманитарное)
• историческое
• иностранные языки
• политическое
• информационно-компьютерные технологии
• охрана здоровья
• интересы и хобби
Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления не являются обязательным перечнем, составленным на основании тех должностных функций, которые педагог выполняет в ОУ. Креативный педагог дополнит этот список собственными направлениями.
Источники самообразования
В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
• Путешествия
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Составляющие процесса самообразования
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
•Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту:
• Систематический просмотр определенных телепередач
• Чтение конкретных педагогических периодических изданий
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Обзор в Интернете необходимой информации
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
• Организация кружковой и внеклассной деятельности
• Изучение информационно-компьютерных технологий
• Посещение предметных выставок и тематические экскурсии
• Общение с коллегами.
• Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста. Значение самообразования проявляется в том, чтобы быть связующим звеном, объединяющим различные формы повышения квалификации и расширения кругозора педагога.
Результат самообразования
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
• создание комплектов педагогических разработок
• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Таким образом, современное образование должен создавать педагог творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых приемов, техник, но и реализация потенциальных возможностей и способностей педагога, его потребности в саморазвитии и самореализации.
Важно, чтобы педагог сам мог увидеть свои недостатки и, желая избавиться от них, стремился заняться профессиональным самообразованием. Вот тогда педагог будет иметь возможность квалифицированно помогать детям. Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.
ОБУЧАЯ СЕБЯ, ОБУЧАЙ И РАЗВИВАЙ ДРУГИХ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство повышения качества образования
В связи с задачей повышения качества знаний в последнее время повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степен...
Дифференцированный подход в обучении как средство повышения качества образования
Методический материал по теме "Дифференцированный подход в обучении учащихся как средство повышения качества образования"...
Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе.
Данный материал будет полезен для преподавателей начальной школы....
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе».
Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе. Актуальность темы.Педагогические технологии.Практика реализации....
Формирование компетенций учителя и учащихся как средство повышения качества образования.
Образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необход...
Организация инновационной деятельности кафедры учителей начальных классов как средство повышения качества образования
В настоящее время в условиях введения ФГОС НОО, постоянной модернизации системы образования, усложнения выполняемых задач, развития профилизации и вариативности, возрастает роль методической деятельно...
Организация инновационной деятельности методического объединения учителей начальных классов как средство повышения качества образования
Возникает проблема: как организовать инновационную деятельность МО, чтобы повыситькачество образования младших школьников.Качество в этом случае трактуется как нормативная результативность образовател...