Литературная гостиная "Осень - чудная пора"
материал

Таратынова Галина Геннадьевна

Цели:

  • познакомить обучающихся с произведениями русских поэтов, художников и композиторов,
  • развивать коммуникативные навыки обучающихся,
  • развивать выразительное чтение обучающихся;
  • воспитывать интерес у обучающихся к изучению поэзии, любовь к родной природе.

Подготовительная работа:

Прочитать и выучить стихотворения русских поэтов, посвященные осени. Оформить выставку книг стихов русских поэтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКОУ«Приволжская школа-интернат»

Литературная гостиная         «Осень – чудная пора»

Подготовили и провели

учителя начальных классов

Таратынова Г.Г.

Белова Л.А.

Цели:

  • познакомить обучающихся с произведениями русских поэтов, художников и композиторов,
  • развивать коммуникативные навыки обучающихся,
  • развивать выразительное чтение обучающихся;
  • воспитывать интерес у обучающихся к изучению поэзии, любовь к родной природе.

Подготовительная работа:

Прочитать и выучить стихотворения русских поэтов, посвященные осени. Оформить выставку книг стихов русских поэтов.

Ход мероприятия:

Ведущий 1.Здравствуйте, ребята и наши гости. Мы рады приветствовать вас на нашей встрече в «Литературной гостиной». Гостиная – это комната, где принимают гостей. И мы приглашаем вас в гости, а наш класс будет нашей гостиной.

Ведущий 2.Давным-давно, когда не было телевизоров, телефонов, интернета  люди разговаривали глядя друг другу в глаза, читали книги, вечером они любили собираться в гостях на литературные вечера.

В XVIII веке, с развитием культуры и образования, стало традицией организовывать литературные гостиные.

В одном месте собирались люди с общими интересами, они разговаривали, общались,делились своими мыслями, а потом из этих диалогов рождались новые стихи, картины, музыкальные произведения. Они читали стихи, рассказы своего сочинения.

Ведущий 1.В салонах собирались выдающиеся люди своего времени. Они рассуждали о литературе, читали свои сочинения и вдохновляли друг друга на создание новых произведений. Многие книги, картины и музыкальные произведения были написаны благодаря таким встречам. Такие гостиные посещали Пушкин, Бальмонт, Поленов, Фет и многие другие.

Мы тоже будем сегодня общаться, разговаривать и, кто знает, может кто-то из вас напишет стихотворение.

Ведущий 2.Какова же тема нашего сегодняшнего разговора вы узнаете, посмотрев вот этот клип.

Ведущий 1.Тема нашей встречи “Осень – чудная пора!”

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

   Неслышными шагами подошла королева-осень. Взяла в руки кисти и начала раскрашивать все вокруг в пестрые цвета. Никогда природа не выглядит так восхитительно и трогательно, как природа осенью. Символом нашей сегодняшней встречи будет дерево мудрости. Листья на этом дереве необычные. Ребята, которые подготовили стихи, должны найти на листе дерева название своего стихотворения и его автора, а также выбрать вопрос, который находиться тоже на листе дерева.

Ведущий 2. Сейчас послушайте стихотворение в исполнении Соколова Ильи. А вопрос к стихотворению пойдёт выбирать…… (А. Фет. Ласточки пропали).

Ласточки пропали

А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь - поневоле
Тяжело - хоть плачь!
Смотришь - через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.

Ведущий 1. При слове «осень» возникает у каждого свой образ: ранняя, золотая или поздняя. Назовите признаки ранней осени. (Ранняя осень, когда появляются первые разноцветные листья на деревьях). Что происходит в природе поздней осенью?(Завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд). Но больше всего мы любим золотую осень. Что мы наблюдаем в природе в этот период осени? (В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками от зелёных до пурпурных. Красный, жёлтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья брусники. Природа становится пышной, величавой и удивительно красивой).

Ведущий 2.Послушайте стихотворение в исполнении Калинина  Ивана. (Е.Трутневой «Осень»), а вопрос к стихотворению пойдёт выбирать….

 Стало вдруг светлее вдвое, двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое у березы на плечах.
Утром мы во двор идем — листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят и летят... летят... летят...
Пролетают паутинки с паучками в серединке.
И высоко от земли пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это улетает наше лето.

Ведущий 1. У многих поэтов осень была любимым временем года. Один известный русский поэт в своём стихотворении признаётся в любви к этому времени года. «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса». Скажите, пожалуйста, это слова из какого стихотворения и кто автор?

Стихотворение читает Белоногова Анастасия, а вопрос выберет……

«Осень»

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы. 

Ведущий 2. А знаете ли вы,как объяснить значение слов “очей очарование” и “багрец”?

Словарная работа (“Очи” - глаза; “очаровать” - произвести неотразимое впечатление на кого-то, подчинить своему обаянию;  “багрец” - багровый, тёмно-красный).

Ведущий 1. Про осень писали и другие поэты. Это Есенин, Тютчев, Бунин, Толстой и другие. Многие стихи очень музыкальны. Особенно можно отметить стихотворение поэта С. Есенина.

Послушайте  романс на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая».

Какую картину представили, слушая этот романс?

Ведущий 2. В своих произведениях поэты по-своему изображают осень и все восхищаются красотой осенней природы. Не стал исключением известный русский поэт Н.Некрасов.

   Послушайте стихотворение  в исполнении Воробьёвой Алины, а вопрос пойдёт выбирать….

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

    Ведущий 1.    Осень никогда не повторяется. Каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей  прекрасным зрелищем. Надо только быть внимательным и суметь увидеть это неведомое. Надо учиться видеть прекрасное, которое нас окружает, учиться чувствовать его и учиться выражать свои чувства. Ведь выразить свои чувства мы можем через стихи, музыку, танцы, рисунки, слова и поступки. Сейчас, ребята, вы тоже попробуете сочинить свои стихи. Выбираем листок с заданием.

(Творческая работа по карточкам.) Вам даны стихотворения с пропущенными словами.

Заслушивание стихов.

Ведущий 2. Молодцы!  У всех получились красивые стихи про осень.

Ребята, а вам нравится осень? Чем она вам нравится?

    -Ребята, наша встреча подошла к концу. Литературная гостиная закрывает свои двери. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра по станциям "Осень - чудная пора!"

В нашей школе стало уже традицией проведение в конце первой четверти тематической недели «Золотую осень в гости просим!» В школе проходит выставка поделок из природных материалов, конкурс чтецов...

Игра по станциям "Осень - чудная пора".

Учащиеся проходят 5 различных станций, набирают баллы.По итогам  выбирают команду-победителя....

конспект внеклассного мероприятия "Осень чудная пора"

Сценарий праздничного мероприятия прощание с осенью. Стихи конкурсы....

Образовательный проект: Осень - чудная пора!

В современном мире обучения и развития дошкольников поставлено на индивидуальном развитии творческой личности. С самого рождения ребенок уже является первооткрывателем. Самостоятельно он н...

проект "Осень - чудная пора"

Описание проекта в 1 классе "Осень - чудная пора"...

Методическая разработка классного часа: "Литературная гостинная. Осень-чудная пора"

классный час: "Литературная гостинная. Осень-чудная пора"...