Образовательный проект: Осень - чудная пора!
проект на тему
В современном мире обучения и развития дошкольников поставлено на индивидуальном развитии творческой личности. С самого рождения ребенок уже является первооткрывателем. Самостоятельно он не может найти ответы на интересующие его вопросы. Для этого организовывается проектная деятельность, которая приводит их к правильным ответам. Этот детский исследовательски-творческий проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов; умение делать обобщения, сравнения; рассуждать по аналогии и применять новые знания в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt.docx | 45.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект: Осень - чудная пора!
АВТОР ПРОЕКТА:
учитель начальных классов МОУ Коляновской СОШ:
Борисова Елена Витальевна
Цель: Создать условия для развития музыкальных, познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта, формирование у детей творческих способностей, заинтересованности .
Задачи:
- Расширять и обогащать представления детей об осеннем времени года посредствам музыкально-эстетического воспитания.
- Воспитывать у детей любовь к природе и умение наслаждаться ее красотой.
- Обогащать эмоциональный опыт и образное мышление детей.
Вид проекта: исследовательски – творческий, групповой.
Участники проекта: учащиеся начальной школы, учителя начальных классов, родители.
Возраст детей: 8 лет
Срок реализации: 10 сентября по 21 октября 2013 года.
Образовательная область: коммуникация (развитие речи) , познание (экология), художественно - эстетическая
Актуальность:
В современном мире обучения и развития дошкольников поставлено на индивидуальном развитии творческой личности. С самого рождения ребенок уже является первооткрывателем. Самостоятельно он не может найти ответы на интересующие его вопросы. Для этого организовывается проектная деятельность, которая приводит их к правильным ответам. Этот детский исследовательски-творческий проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов; умение делать обобщения, сравнения; рассуждать по аналогии и применять новые знания в жизни.
Принципы реализации:
1. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, при котором учитывают особенности детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни.
3. Принцип соответствия возрастным и психологическим особенностям позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне.
4. Принцип рациональности и целесообразности, целью которого являются удобство, простор, функциональная значимость каждого компонента, эстетичность;
5. Принцип доступности, при котором ребенок действует по схеме «вижу - действую».
6. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Проект строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей, все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений и т. д.
7. Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого.
8. Принцип креативности, который позволяет формировать новые знания, умения и навыки ребенка на уже имеющейся базе.
Пути достижения цели:
- Чтение художественной литературы: пословицы, поговорки, загадки, стихотворения об осени.
- Исследовательская деятельность: собирание с детьми на прогулках разноцветных листьев, рассматривание их, сравнение по форме и величине.
- Рассматривание иллюстраций об осени, о сборе урожая. Наблюдения на прогулке.
- Беседы об осенних изменениях в жизни растений, животных. Польза от овощей и фруктов.
- Игровая деятельность: дидактические игры «Что растёт на грядке? », «Что растёт на ветке? », «Чудесный мешочек», «Найди листочек как у меня»; подвижные игры «У медведя во бору», «Листопад», «Солнышко и дождик»; игры – ситуации.
- Художественно – эстетическое воспитание: ручной труд, лепка, рисование, аппликация.
- Музыкальное воспитание: разучивание песен об осени.
- Совместная деятельность детей, родителей и педагога:
- Чтение художественной литературы об овощах, фруктах, об осени.
- Разучивание загадок, стихотворений об осени, об овощах, фруктах.
- Прогулки в осенний лес.
- Изготовление поделок из природного материала.
- Фоторепортаж о выставке.
План проведения проекта
Подготовительный этап
- Знакомство со временем года «Осень», приметы осени.
- Вводная презентация проекта
- Привлечение родителей к теме и содержанию проекта посредством бесед и буклета.
Основной этап
- Определение методов исследования и оборудования.
- Наблюдения за осенними изменениями в живой и неживой природе на основе прогулок, игр, экскурсий.
- Беседы об осени с включением рассказов, стихов, загадок, тестов.
- Знакомство с иллюстрациями и репродукциями.
- Тематические папки-передвижки, например: "Приметы октября"; "Перелётные птицы" и т.д.
- Продукты предметно-практической деятельности (совместное составление букетов из осенних листьев, изготовление гербария, аппликация, лепка, раскрашивание).
- Прослушивание музыкальных произведений об осени, разучивание песен, танцев.
Заключительный этап
- Выставка работ.
- Оценивание участников проекта.
- Праздник «Что нам осень принесёт».
Распределение деятельности по этапам проекта «Осень-чудная пора!».
Этапы | Цель | Задачи | Деятельность учителей | Деятельность детей |
1 этап | Определение главного направления проектной деятельности. | Разработать концепцию: - цель и задачи предстоящей работы; - изучить литературу по проектной деятельности; - подготовить диагностические методики для оценки хода и результатов проектной деятельности; - провести предварительную работу и разработать дидактические игры, конспекты занятий, игровые тренинги и т.д. | Подбирают материал, распределяют обязанности каждого из участников проекта. Для успешной творческой деятельности создают такую обстановку, в которой детям было бы хорошо и комфортно, в которой хотелось бы творить. | Входят в проблему, систематизируют информацию по проблеме через организационную и нерегламентированную деятельность. |
2 этап | В процессе реализации проектной деятельности, пользоваться методами и приемами, разработанными на первом этапе деятельности. | Разработать - перспективный план мероприятий для взрослых с детьми; - апробировать развитие творческих музыкальных способностей при создании попевок; - при слушании с детьми музыкальных произведений пополнить багаж музыкальных впечатлений; - сделать фото разнообразных форм работы. | Проводят совместную работу по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе осенью. Изготавливают дидактический материал, проводят выставки продуктивной деятельности, планируют деятельность детей. | Слушают музыку, разучивают новые песни, игры, стихи. Принимают участие в сочинении рассказов, загадок. |
3 этап | Обогащение результатов проекта. | Проанализировать результаты проекта, разработать методические рекомендации по знакомству с временами года. | Написание сценария праздника «Осеннее путешествие», проведение праздника. Подведения итогов по результатам проекта. | Участвуют в празднике «Осеннее путешествие», представляют зрителям продуты своей деятельности: рисунки, книжки-малышки и т.д. |
1. | Работа учителей |
| |
3. | Работа с детьми |
| |
4. | Работа с родителями |
|
Планируемые результаты:
После завершения проекта ученики систематизируют старые и приобретают новые доступные знания об окружающем мире, расширяют свой кругозор. У детей формируются доступные представления об изменениях в живой и неживой природе в осенний период.
Проект будет способствовать:
- Развитию наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, всех видов памяти, восприятия, концентрации произвольного внимания.
- Активизации речевой функции (звукопроизношения, лексики, словаря), математических представлений.
- Обучению предметно-практической и трудовой деятельности.
- Дальнейшему развитию адаптационных способностей в социуме, развитию коммуникативных умений.
- Приобретению детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища.
В ходе проектной деятельности осуществляется активное сотрудничество с семьей, укрепление дружеских отношений между детьми, детьми и родителями. У детей повышается осознанность проделанной работы, появляются навыки оценивания и самооценивания.
Тематическое планирование
Тема | Неделя | Социально-личностное развитие | Познавательно – речевое развитие | Художественно – эстетическое развитие | Физическое развитие | Работа с родит. |
Осень | «Листопад» | Рассматривание иллюстраций и открыток, посвященных осени. Беседы: «Лес в жизни человека» «Что такое листопад…» Загадки: об осени, явлениях природы. Дидактические игры: «Найди дерево по описанию», «Найди лишнее», «Чего не стало?», «С какой ветки детки?», «Разрезные картинки», «Отгадай и раскрась», Наст/и «Ботаническое лото» Игра – соревнование «Кто быстрее добежит до дерева» Экспериментирование: «Летающие семена» - - познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит. Рассматривание картин: А.А.Грицай «Листопад», И.Левитан «Золотая осень», И.Шишкин «Сосновый бор» | Ознакомление с окружающим:
Цель: Формировать представления детей о состоянии растений осенью, закрепить знания о частях дерева (корень, ствол, крона, ветки, листья). Дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений. Развивать память, внимание, логическое мышление. Развитие речи: «Экскурсия в лес» Цель: Учить составлять рассказы, используя алгоритмические таблицы; развивать речь, воображение. Грамота: «Осенние подарки!» Цель: Упражнять в звуко–буквенном анализе слов, продолжать учить составлять предложения и рассказы по заданной теме; учить отгадывать загадки. Математика:
Цель: Учить решать арифметические и логические задачи. Развивать графические навыки. Конструирование: «Дерево» - природный материал, пластилин. | Чтение: М.Садовский «Осень» Л.Толстой «Дуб и орешник» З.Федоровская «Осень» И.Бунин «Листопад» А.Майков «Осенние листья» С.Георгиев «Бабушкин садик» Загадки, пословицы, поговорки. Прослушивание грамзаписи «Звуки природы», Рисование: «Кленовые листья» - рисование «по-мокрому» Аппликация: «Осенняя фантазия» (цветы, листья, грибы, фрукты, овощи) – - учить использовать в аппликации засушенные листья. | Подвижные игры: «Осенние листочки» «Догони свою пару!» «Ручеёк» «Вороны и собачка!» «Перелёт птиц» «Хитрый лис», «Солнышко и дождь» Физ-минутка: «Листопад» - Мы – листики осенние На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели! Мы летели, мы летели И на землю тихо сели…. Пальчиковая гимнастика: «Весёлые пальчики» | Консультация «Учим детей видеть прекрасное» |
с 10 сентября по 30 сентября | ||||||
Развлечение «Час загадки!» -дети готовят дома загадки и рисуют отгадки, из которых потом оформляем альбом «Осень» |
Тема | Неделя | Социально-личностное развитие | Познавательно – речевое развитие | Художественно – эстетическое развитие | Физическое развитие | Работа с родит. |
Осень | «Загадки с грядки!» | Рассматривание: иллюстраций, открыток, муляжей овощей и фруктов, труд людей по выращиванию овощей и фруктов… «Во саду ли, в огороде!», «Какой твой любимый фрукт (овощ)?» Разучивание пословиц: О витаминах, овощах, полезной пище. Дидактические игры: «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Сложи картинку», «Узнай по вкусу (запаху, цвету, форме, описанию, на ощупь)», «Что готовим – суп или компот?», «Ошибки художника», «Чудесный мешочек», «Укрась слово», «Кузовок здоровья» Ситуативная беседа: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?» | Ознакомление с окружающим:
Цель: Формировать понятие о здоровой пище, витаминах. Познакомить с историей появления в России картофеля. Закрепить и обобщить понятия «овощи» и «фрукты». Познакомить со способами заготовки продуктов на зиму. Развитие речи:
Цель: Учить составлять описательные рассказы по алгоритмической таблице, уточнить знания детей профессий овощевод, садовод. Развивать слуховую и зрительную память. Математика:
Цель: Учить решать арифметические задачи. Развивать графические навыки. Упражнять в ориентировке по плану. Развивать логическое мышление, учить отгадывать загадки. Аппликация: «Натюрморт» - совершенствовать технику вырезывания по контуру, подвести детей к пониманию того, что красивый натюрморт получается при сочетании разных цветов и форм. Экспериментирование: «Хватит ли света?» - Выявить причину того, почему в воде мало растений (для роста растениям необходим свет, а через воду свет проходит плохо, поэтому в воде растений мало и они на поверхности) | Рассматривание картины И.Остроухова «Осенние поля», Чтение: В.Степанов «Был у зайца огород», Ю.Тувим «Овощи», К.Ушинский «История одной яблоньки», «Осенняя сказка», Я.Тайц «Послушный дождик» Рисование: «Подготовка фона к рисованию работы «Березовая роща». Цель: учить детей изображать небо способом цветовой растяжки по-мокрому. Упражнять в умении самостоятельно определять линию горизонта. | Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное!» «Полезное – не полезное» «Я знаю 5 названий!» «Вершки – корешки», «Горелки» Физ-минутка: «Клён» - Ветер тихо клён качает, Вправо-влево наклоняет: Раз – наклон И два – наклон, Зашумел листвою клён. «Дождь» - Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам! Гром! Грои! Как из пушек, нынче праздник для лягушек! Град! Град! Сыплет град, все под крышами сидят! Только мой братишка в луже ловит рыбу нам на ужин! Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик в лес ходил…» | Консультация для родителей: «Витамины с грядки», конкурс поделок «Осенняя фантазия» - сказочные герои из овощей и природного материала. |
С 1октября по 10 октября | ||||||
Конкурс рисунков: «Осень золотая» |
Тема | Неделя | Социально-личностное развитие | Познавательно – речевое развитие | Художественно – эстетическое развитие | Физическое развитие | Работа с родит. |
«Дикие животные» | Фотовыставка: «Мои домашние питомцы » Выставка книг о животных. Разучивание загадок и пословиц: о животных, явлениях природы. Дидактические игры: «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Дети потерялись!», «Узнай по голосу» - грамзаписи «Голоса птиц», «Голоса животных». «Опиши словами осень!», «ошибки художника» - перелётные птицы. | Ознакомление с окружающим:
Цель: Формировать понятие о причинно-следственных связях в природе. Закрепить и обобщить понятия «Дикие и домашние животные», «Съедобные и несъедобные грибы», Поведение в лесу (ОБЖ). Развитие речи:
Цель: Учить составлять описательные рассказы.Учить правильному поведению в природе, познакомить с лекарственными растениями. Математика:
Цель: Учить решать арифметические задачи. Закрепить знания последовательности дней недели. Упражнять в ориентировке по плану. Развивать логическое мышление, учить отгадывать загадки. | Презентации: «Осень в природе», «Дикие животные». Чтение: А.Майков «Осенние листья», Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме», В.Шульжик «По грибы старик собрался» В.Бианки «Сентябрь» Грамзапись: «Времена года» А.Вивальди Рисование: «Березовая роща». Цель: учить детей рисовать деревья, развивать самостоятель-ность, аккуратность при работе с красками. «Сказка о грибах» - закрепить умения детей смешивать краски - | Подвижные игры: «Замри!» «Перелёт птиц» «Я знаю 5 названий!» «Прятки», «Гуси – лебеди», «Кто быстрее обежит лужи». Физ-минутка: «Вокруг себя повернись в … превратись!», «Ветер дует нам в лицо», «Грибы»: - Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли. Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли! На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята! Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери! Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех? Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться! Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили! Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть! | Экскурсия в зоопарк | |
С 11октября по 21 октября | ||||||
Развлечение: «Осеннее путешествие» |
Результаты нашей работы.
- В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в природе связи и отношения.
- В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрению.
- Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети знакомились с художественными произведениями осенней тематики различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. Стали более умело передавать свои ощущения:
- мимикой
- жестом
- в своих рассказах
- рисунках
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра по станциям "Осень - чудная пора!"
В нашей школе стало уже традицией проведение в конце первой четверти тематической недели «Золотую осень в гости просим!» В школе проходит выставка поделок из природных материалов, конкурс чтецов...
Игра по станциям "Осень - чудная пора".
Учащиеся проходят 5 различных станций, набирают баллы.По итогам выбирают команду-победителя....
конспект внеклассного мероприятия "Осень чудная пора"
Сценарий праздничного мероприятия прощание с осенью. Стихи конкурсы....
проект "Осень - чудная пора"
Описание проекта в 1 классе "Осень - чудная пора"...
Социально-культурологический проект "Осень - чудная пора"
Схема проекта....
Мероприятие по окружающему миру "Осень - чудная пора".
Данное мероприятие предназначено для учащихся 1-2 классов. Способствует формированию основ здорового образа жизни, развитию творческих способностей, развивает чувство прекрасного....
Праздник "Осень - чудная пора"
Цель данного мероприятия: расширить представления обучающихся об окружающем мире....