Индивидуальное занятие по развитию восприятия и воспроизведения устной речи в 5 классе  II отделения.
учебно-методический материал

Попкова Анна Викторовна

В данном конспекте показан ход работы индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию речи для детей с нарушением речи. Работа, проводимая на данном занятии направлена на автоматизацию звука "С", уточнению и правильному употреблению правила орфоэпии, развитию слухового восприятия на материала текста "Москва", а так же развитию словарного запаса и расширению кругозора слабослышащего ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект индивидуального занятия696.98 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие по развитию восприятия и воспроизведения устной речи в 5 классе  II отделения.

Темы: звук «С», работа над произношением удвоенные согласных словах, текст  « Москва».

Цели:

-автоматизировать звук С на различном речевом материале.

-учить различать на слух текст, предложения текста, вопросы с ЗУА и без ЗУА

Задачи:

Коррекционно –  образовательная задача:

-закреплять правильное произношение звука С в слогах, словах, словосочетания, предложениях и самостоятельной речи.

-закреплять умение различать на слух  речевой материал текста «Москва» со слуховыми аппаратами и без аппаратов.

Коррекционно – развивающая задача:

- развивать познавательные процессы: внимание, зрительную память, а также самоконтроль за произношением.

- развивать слуховое внимание и слуховую память учащегося, умение различать на слух  речевой материал текста «Москва».

Коррекционно – воспитывающая задача:

-воспитывать интерес к занятиям, развивать мотивацию использования слуховых возможностей для успешной социализации в обществе.

-использовать речевой материал занятия для воспитания личностных качеств: трудолюбия, ответственности, целеустремлённости, дисциплинированности.

-воспитание патриотизма

Ход занятия:

Учитель (У): Здравствуй, Влад.

Ребенок (Р): Здравствуйте, Анна Викторовна.

У: Как ты слышишь?

Р: Я слышу хорошо.

У: У тебя хорошо работают аппараты?

Р: Да, аппараты работают хорошо.

У: Влад, какое сейчас будет занятие?

Р: Будет занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения.

У: Всё верно! Вспомни, о чём мы говорили на прошлом занятии.

Р: Мы говорили о России.

У: О чём мы сегодня будем говорить ты узнаешь, если правильно решишь задание. Запиши первые буквы слов.

У: Какое слово получилось?

Р: Москва

У: Как ты думаешь, какой текст ты будешь слушать по развитию слухового восприятия?

Р: Текст "Москва"

У: Верно, ты сегодня будешь слушать текст "Москва" в разбивку.

У: Скажи, зачем мы изучаем эту тему?

Р: Чтобы знать всё о своей Родине

У: А где нам могут пригодиться эти знания?

Р: На уроке географии, истории. И если мы заходим поехать в Москву.

У: Всё верно! Прочитай предложение.

Р: Москва-столица России

У: Какой согласный звук есть во всех словах?

Р: Звук С.

У: Правильно! Значит тема по формированию произношения будет...

Р: Звук «С»

У: Верно! Сегодня будем закреплять звук «С». Назови тему нашего занятия

Р: Звук «С». Текст «Москва»

У: Ещё сегодня будем повторять правило орфоэпии «Произношение удвоенных согласных в словах»

Если тема занятия: звук «С», текст «Москва». Произношение удвоенных согласных, то какие будут цели занятия?

Р: Закрепление звука «С» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях

Развитие слухового восприятия на материале текста «Москва».

У: Что мы для этого будем делать?

Р: Мы будем хорошо говорить звук С в слогах, словах, фразах и предложениях. Будем слушать текст в аппарате и без аппарата

У: Старайся хорошо говорить на занятии.

У: Если ты отлично справишься со всеми заданиями, то соберешь картинку. Если не будет хватать одной или двух частей,то ты работал хорошо, если не будет хватать 3,4 или 5 частей,  то значит нужно стараться. Но я думаю, что ты соберешь всю картинку и отлично справишься со всеми заданиями. Желаю удачи!

Р: Спасибо!

Работа над формированием произношения:

У: (показывает профиль произношения звука)

https://studfile.net/html/2706/9/html_5XN4Njci9M.c6lS/img-_uByfG.jpg

Вспомни, когда мы произносим звук «С» губы в улыбке, между зубами есть промежуток, язычок за нижними зубами и образует «Горку». Голос не работает.

Давай сделаем артикуляционное упражнение «Горка».  

Р: Ребенок делает "горку".

У: Молодец! Прочитай слоги.

Са- со- су- сы

АС- ос- ус- ис- яс-юс-ес

АСа- осо- усу

Ска – Ско- Ску- Ски

Асма- осмо- усму- исми  

У: Что ты делал?

Р: Я читал слоги.

У: Молодец! Получи часть картинки. Соедини картинку и слово

c6459516501abe652ff721dff8dc3b36.jpgмост.jpg0dff3fca77ad74a8643fbfe314bea017.jpg759692-1024x683.jpg

        

У: Что ты делал?

Р: Я называл слова

У: Образуй эти слова во множественном числе

Р: собор-соборы, мост-мосты, скульптура-скульптуры, стадион-стадионы

У: Всё верно! Молодец! Получи часть картинки

У: Прочитай названия московских достопримечательностейКремль.jpgостанкино.jpgМосква сити.jpg

Московский Кремль    Останкинская телебашня           Москва-ситимгу.jpgмузей.jpg

Московский государственный университет  

У: Что ты делал?

Р: Я называл достопримечательности Москвы

У: Молодец! Получи часть картинки. Теперь составь  предложения из слов и прочитай правильно (даются слова вразброс)

Р: Россия расположена в северном полушарии.

У: Покажи Россию на карте

Р: Столица России – Москва

У: Покажи Москву на карте

Р: Президент России – Владимир Владимирович Путин

У: Что ты сделал?

Р: Я составлял предложения  из слов. Ты сделал всё верно. Получи часть картинки

У: Ты отлично справился с заданиями. Запомни, если ты будешь хорошо говорить звуки, то тебя хорошо будут понимать люди.

У: Вспомни, как произносятся удвоенные согласные в слове ?

Р: Удвоенные согласные в слове произносят я как один долгий звук.

У: Прочитай  слова, соблюдай правило.

Спасская башня, государственный университет, Театр Современник, шоссе, Храм Василия Блаженного

У: Что ты делал?

Р: Я хорошо читал слова с удвоенными согласными в словах

У: Молодец. Получи ещё одну часть картинки.

У: Влад, теперь мы будем работать с текстом «Москва». Ты будешь слушать предложения вразбивку (не по порядку). Слушай внимательно предложения и повторяй. (Предложения читаются за экраном)

Москва

Москва - столица нашей страны. Этот город был основан более 850 лет назад на берегах Москвы-реки. Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий. В центре Москвы установлен памятник её основателю. Москва имеет свои символы: герб и флаг.

Москва - это самый большой город России. Население Москвы 10 миллионов жителей. Жители Москвы - москвичи. Москва - это культурный центр России. Здесь много театров, кинотеатров, музеев, памятников, библиотек, дворцов культуры.

У: Что ты делал?

Р: Я слушал предложения из текста «Москва».

У: Верно! Получи часть картинки. Теперь ты будешь отвечать на вопросы текста. (Вопросы прочитываются за экраном) 

-Как называется столица России?  Столица России – Москва.

-Кто является основателем Москвы? Основателем Москвы является князь Юрий Долгорукий

-Как называют жителей Москвы? Жители Москвы - москвичи

-Сколько жителей проживает в Москве? В Москве проживает 10 миллионов жителей.

-Ты был в Москве? Нет, я не был в Москве.

- Вот теперь ты знаешь, какие достопримечательности есть в Москве.

Что ты делал?

Р: Я отвечала на вопросы текста.

У: Ты хорошо справился! получи часть картинки. А сейчас ты будешь слушать слова из текста без аппаратов. Сними аппараты и положи на салфетку.

Москва, столица, население, москвичи, Москва-река

Надень аппараты.

У:Что ты делал?

Р: Я слушал слова из текста без аппаратов

У: Ты отлично справилась с этим заданием. Поэтому получаешь последний фрагмент картинки. Запомни, нужно стараться внимательно слушать, тогда тебе будет легче общаться в магазине, на улице, в больнице и дома с родителями.

А теперь собери картинку. Что у тебя получилось?

Р: У меня получился памятник Юрию Долгорукомуhttps://lingvostranovedcheskiy.academic.ru/pictures/lingvostranovedcheskiy/341-417_(349-425)_img_131.jpg

У: А кто такой Юрий Долгорукий?

Р: Юрий Долгорукий - основатель Москвы

У: Памятник Юрию Долгорукому является достопримечательностью Москвы?

Р: Да.

У: На следующем занятии мы продолжим говорить о достопримечательностях Москвы. Как ты считаешь, наше занятие достигло цели?

Р: Да!

У: Почему?

Р: Я закреплял звук «С» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях

Я говорил удвоенные согласные в словах

Я слушал текст в аппарате и без аппарата

У: А как ты занимался на занятии?

Р: Думаю, я занимался отлично!

У: Почему ты так считаешь?

Р:  Я хорошо говорил звук «С» в слогах,  словах, словосочетаниях, предложениях.

- Я   правильно говорил удвоенные согласные в словах

- Я внимательно слушал предложения, слова текста «Москва», правильно отвечал на вопросы и собрал всю картинку.

У: Да, я тоже считаю,что ты занимался отлично. Цели занятия достигнуты. Ты молодец. А наше занятие подходит к концу. До свидания, Влад!

Р: До свидания, Анна Викторовна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по развитию слуха и формированию произношения в 4 классе II отделения

Данный конспект содержит материал по формированию произношения тема "автоматизация звука С в словах" и развитию слухового восприятия по теме  "Правильное питание". Рекомендован для логопедов и су...

Дифференцированный подход к развитию восприятия и воспроизведения устной речи неслышащих учащихся.

Материал для работы с неслышащими учащимся по развитию восприятия и воспроизведения устной речи....

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения ученика 3-го класса II отделения по теме: "Звуки Ы, Ц. Фразы".

В представленном конспекте индивидуального занятия продемонстрирована методика работы пр развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения. Показана автоматизация звуко...

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения во 2 классе II отделения.

Конспект занятия по РСВ И ФП составлен для учащихся 2 класса школ I  и  II вида. На занятии использовался материал по теме "Парк" и материал по автоматизации звука Л....

Технологическая карта индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению 3 класс 2 отделение Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».

выработка удлинённого выдоха;развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;развитие артикуляционной моторики;постановка звука «Р»;автоматизация звука «Э»...

Развитие навыков чтения и устной речи 3 класс

Презентация к уроку по развитию чтения и устной речи в 3 классе...