КТП "шахматы" 1 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
Городского округа Подольск
Согласовано Зам. дир. по УВР ___________ Рупакова Т.М «30» августа 2019 г. | Утверждено Директор МОУ СОШ № 17 _____________ Е.П.Митина Приказ № 255 от 30.08.2018 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Шахматы»
Класс – 1 а
Учебных недель – 33
Количество часов в год – 33
Составитель: Кувыкова Н.В,
учитель начальных классов
высшей категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от 30.08.2019
2019-2020 учебный год
2019 г.
Аннотация
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Шахматы» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373, с изменениями приказ от 31.12.2015 г. №1567) на основе ООП НОО МОУ СОШ № 17 и в соответствии с авторской программой «Шахматы» под редакцией А.А. Тимофеева.
Для реализации программы используется: Шахматы в школе. Первый год обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова. – 3-е изд. – М.: Просвящение, 2019.
В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №17 данная программа рассчитана на преподавание занятий по внеурочной деятельности «Шахматы» в 1 классе в объеме 1 часа в неделю, всего 33 часа.
Планируемые результаты освоения
внеурочных занятий «Шахматы»
Личностные результаты:
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К концу учебного года дети должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Формы организации занятий:
- Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
- Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.
- Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Шахматная доска. | 2 |
2 | Шахматные фигуры. | 2 |
3 | Начальная расстановка фигур. | 1 |
4 | Ходы и взятие фигур. | 16 |
5 | Цель шахматной партии. | 9 |
6 | Игра всеми фигурами из начального положения. | 3 |
Итого | 33 |
Тематический план
Часов в неделю | Всего | |
1 четверть | 1 | 8 |
2 четверть | 1 | 8 |
3 четверть | 1 | 9 |
4 четверть | 1 | 8 |
ГОД | 33 | 33 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Дата по плану | Дата фактич. |
1 четверть | ||||
Шахматная доска (2 ч.) | ||||
1 | Знакомство с шахматной доской | Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. | 02.09-06.09 | |
2 | Шахматная доска | 09.09-13.09 | ||
Шахматные фигуры (2 ч.) | ||||
3 | Знакомство с шахматными фигурами | Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. | 16.09-20.09 | |
4 | Знакомство с шахматными фигурами | 23.09-27.09 | ||
Начальная расстановка фигур (1 ч.) | ||||
5 | Начальное положение | Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. | 30.09-04.10 | |
Ходы и взятие фигур (16 ч.) | ||||
6 | Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. | (Основная тема учебного курса.) Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. | 07.10-11.10 | |
7 | Ладья в игре. | 14.10-18.10 | ||
8 | Знакомство с шахматной фигурой. Слон. | 21.10-25.10 | ||
2 четверть | ||||
9 | Слон в игре. | 04.11-08.11 | ||
10 | Ладья против слона. | 11.11-15.11 | ||
11 | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. | 18.11-22.11 | ||
12 | Ферзь в игре. | 25.11-29.11 | ||
13 | Ферзь против ладьи и слона. | 02.12-06.12 | ||
14 | Знакомство с шахматной фигурой. Конь. | 09.12-13.12 | ||
15 | Конь в игре. | 16.12-20.12 | ||
16 | Конь против ферзя, ладьи слона. | 23.12-27.12 | ||
3 четверть | ||||
17 | Знакомство с пешкой. | 13.01-17.01 | ||
18 | Пешка в игре. | 20.01-24.01 | ||
19 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | 27.01-31.01 | ||
20 | Знакомство с шахматной фигурой. Король. | 03.02-07.02 | ||
21 | Король против других фигур. | 17.02-21.02 | ||
Цель шахматной партии 9 ч. | ||||
22 | Шах. | Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. | 24.02-28.02 | |
23 | Шах. | 02.03-06.03 | ||
24 | Мат. | 09.03-13.03 | ||
25 | Мат. | 16.03-20.03 | ||
4 четверть | ||||
26 | Ставим мат. | 30.03-03.04 | ||
27 | Ставим мат. | 06.04-10.04 | ||
28 | Ничья, пат. | 13.04-17.04 | ||
29 | Рокировка. | 20.04-24.04 | ||
30 | Рокировка. | 27.04-01.05 | ||
Игра всеми фигурами из начального положения 3 ч. | ||||
31 | Шахматная партия. | Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. | 04.05-08.05 | |
32 | Шахматная партия. | 11.05-15.05 | ||
33 | Повторение программного материала. | 18.05-22.05 |
Используемая литература:
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2015.
- Интернет-ресурсы.
- Шахматы в школе. Первый год обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова. – 3-е изд. – М.: Просвящение, 2019.
- Шахматы в школе. Методические рекомендации. 1 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова. – 3-е изд. – М.: Просвящение, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...