Программа внеурочной деятельности "Умницы и умники"
методическая разработка (2 класс)
Предварительный просмотр:
Программа
по внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
во 2 в классе
Учитель: Коваль Марина Николаевна
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) « Об образование в Российской Федерации» ( с изменениями и дополнениями, вступил в силу с 24.07.2015);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 № 15785 ( с изменениями и дополнениями, приказ от 26 ноября 2010 г. № 1241 и от 31 января 2012 г. № 69);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Школа № 23 г. Благовещенска»
- Приказ Минобрнауки Амурской области от 03.09.2013 г. № 1062 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующими программы общего образования;
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ «Школа № 23 г. Благовещенска», протокол № 7 от 27.06.2016г.
- В основу рабочей программы по внеурочной деятельности «Умники и умницы» легла программа Никитиной О.В и Холодовой О. Юным умникам и умницам.
Место курса в учебном плане
На изучение отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана 34 часа (34 учебные недели).
Результаты обученности по курсу «Умники и умницы»
Предметные
*развитие внимания (произвольного, непроизвольного)
*развитие восприятия
*развитие памяти (зрительной и слуховой)
*развитие мышления:
-способность устанавливать связи (аналогия)
-способность к анализу (закономерности)
-способность рассуждать
-способность сравнивать
Личностные
- принятие и освоение социальной роли обучающегося и формирование личностного смысла учения
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
Метапредметные
*формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
*формирование умения понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности
*освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
*овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
*готовность слушать собеседника и вести диалог
*умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Содержание учебного курса
Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будем обучать на занятии):
Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.
Ограничение. Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.
Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.
Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются».
Формы и приемы работы:
- игра;
- самостоятельная деятельность детей;
- игра-путешествие;
- рассматривание;
чтение художественной литературы
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
Ценность истины– это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человекакак разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствования
Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма– одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
всего | |||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | 06.09 |
2 | Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Логически - поисковые задания. Закономерности. | 1 | 13.09 |
3 | Тренировка внимания. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. «Звуки». Анаграммы. Расскажи о слове. Логически-поисковые задачи. | 1 | 20.09 |
4 | Тренировка слуховой памяти. «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы». Задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | 27.10 |
5 | Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуру». Логически –поисковые задания | 1 | 04.10 |
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. «Первая одинаковая». Логические задачи. | 1 | 11.10 |
7 | Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | 18.10 |
8 | Развитие быстроты реакции. Игра «Внимание», «Слоговица», «Так же, как…». Логические задачи.Задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | 25.10 |
9 | «Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей. Закономерности. Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание», «Слоговица».. | 1 | 01.11 |
10 | Тренировка внимания. «Лабиринт». | 1 | 15.11 |
11 | Тренировка слуховой памяти «Послушай, вообрази», «Закодированное слово», « Поставь точку». | 1 | 22.11 |
12 | Тренировка зрительной памяти. «Ряды чисел», «Найди фигуру». Совершенствование мыслительных операций. Задачи на логику. Закономерности. | 1 | 29.11 |
13 | Развитие логического мышления. «Аналогия», «Первая – одинаковая». | 1 | 06.12 |
14 | Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Фантазёр», «Художник». Ребусы. | 1 | 13.12 |
15 | Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. «Так же, как …» Составление ребусов. | 1 | 20.12 |
16 | Развитие концентрации внимания. «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку». | 1 | 27.12 |
17 | Тренировка внимания. « Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару». Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 17.01 |
18 | Тренировка слуховой памяти. «Изобрази выражение», «Найди пару», «Парный звук», «Поставь точку». | 1 | 24.01 |
19 | Логически-поисковые задачи. Тренировка зрительной памяти. «Запомни», «Наборщик». Решение кроссвордов. | 1 | 31.01 |
20 | Развитие логического мышления. «Найди лишнее слово», «Числова закономерность», «Первая – одинаковая». Тренировка слуха. | 1 | 07.02 |
21 | Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | 14.02 |
22 | Развитие быстроты реакций. « Внимание», «Шифровальщик», «Так же, как..», «Многозначные слова». | 1 | 21.02 |
23 | Развитие концентрации внимания.« Слоговица», «Найди слово». Антонимы. | 1 | 28.02 |
24 | Тренировка внимания. Вопросы-загадки. «Лабиринт», «Найди 7 ошибок», «Слоговица». Пословицы. | 1 | 07.03 |
25 | Тренировка слуховой памяти. «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка. | 1 | 14.03 |
26 | Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуры», «Зарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Графический диктант. Штриховка. | 1 | 21.03 |
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. «Первая – одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия». Графический диктант. Штриховка. | 1 | 04.04 |
28 | Совершенствование воображения. «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Изобрази без предмета», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. Штриховка. | 1 | 11.04 |
29 | Развитие быстроты реакции. «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический диктант. Штриховка. | 1 | 18.04 |
30 | Развитие концентрации внимания. «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лабиринт», «Лишнее слово». Графический диктант. Штриховка. | 1 | 25.04 |
31 | Тренировка внимания. «Внимание», «Лабиринт», «Фразеологизмы». | 1 | 02.05 |
32 | Тренировка слуховой памяти. «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста. | 1 | 16.05 |
33 | Совершенствование воображения. «Внимание», «Числовая закономерность», «Волшебный огород». Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...
Программа внеурочной деятельности кружка "Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...
Программы внеурочной деятельности "Затейники", "Умники и умницы"
Программа предполагает творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни и воссоздания сказочного мира, который очень знаком с детства. Занятия художественно- практической деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Умники и умницы"
Данная программа может быть рекомендована педагогам начальной школы....
Программа внеурочной деятельности кружка «Умники и умницы» 1, 2, 3, 4 классы
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 4 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 4 классе...