Программа внеурочной деятельности "Умницы и умники"
методическая разработка (2 класс)

Коваль Марина Николаевна

Умники и умницы 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_umniki_i_umnitsy.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

по внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

во 2 в классе

                                                           

Учитель: Коваль Марина Николаевна

Пояснительная записка

 Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) « Об образование в Российской Федерации» ( с изменениями  и дополнениями, вступил в силу с 24.07.2015);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 № 15785 ( с изменениями и дополнениями, приказ  от 26 ноября 2010 г. № 1241 и от 31 января 2012 г. № 69);
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253;
  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Школа № 23 г. Благовещенска»
  • Приказ Минобрнауки Амурской области от 03.09.2013 г. № 1062 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ  учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующими программы общего образования;
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ «Школа № 23 г. Благовещенска»,  протокол № 7 от 27.06.2016г.
  • В основу рабочей программы по внеурочной деятельности «Умники и умницы» легла программа Никитиной О.В и Холодовой О. Юным умникам и умницам.

Место курса в учебном плане

На изучение отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана 34 часа (34 учебные недели).

Результаты обученности по курсу «Умники и умницы»

Предметные

*развитие внимания (произвольного, непроизвольного)

*развитие восприятия

*развитие памяти (зрительной и слуховой)

*развитие мышления:

-способность устанавливать связи (аналогия)

-способность к анализу (закономерности)

-способность рассуждать

-способность сравнивать 

 

Личностные

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося и формирование личностного смысла учения
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

 

Метапредметные

*формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

*формирование умения понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности

*освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

*овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

*готовность слушать собеседника и вести диалог

*умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

 

 Содержание учебного курса

 

Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будем обучать на занятии):

Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.

Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.

Ограничение. Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.

Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.

Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

КлассификацияЦель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются».

Формы и приемы работы:

  • игра;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • игра-путешествие;
  • рассматривание;

чтение художественной литературы

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.

Ценность истины– это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человекакак разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствования

Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма– одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

  

 

 

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

всего

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

06.09

2

Развитие концентрации внимания.

Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Логически - поисковые задания. Закономерности.

1

13.09

3

Тренировка внимания. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. «Звуки». Анаграммы. Расскажи о слове.

Логически-поисковые задачи.

1

20.09

4

Тренировка слуховой памяти. «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы».

Задачи на развитие аналитических способностей.

1

27.10

5

Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуру». Логически –поисковые задания

1

04.10

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

«Первая одинаковая». Логические задачи.

1

11.10

7

Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами. Задания по перекладыванию спичек.

1

18.10

8

Развитие быстроты реакции. Игра «Внимание», «Слоговица», «Так же, как…». Логические задачи.Задачи на развитие аналитических способностей.

1

25.10

9

«Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей. Закономерности.

Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание», «Слоговица»..

1

01.11

10

Тренировка внимания. «Лабиринт».

1

15.11

11

Тренировка слуховой памяти «Послушай, вообрази», «Закодированное слово», « Поставь точку».

1

22.11

12

Тренировка зрительной памяти. «Ряды чисел», «Найди фигуру». Совершенствование мыслительных операций. Задачи на логику. Закономерности.

1

29.11

13

Развитие логического мышления. «Аналогия», «Первая – одинаковая».

1

06.12

14

Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Фантазёр», «Художник». Ребусы.

1

13.12

15

Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. «Так же, как …»

Составление ребусов.

1

20.12

16

Развитие концентрации внимания. «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку».

1

27.12

17

Тренировка внимания. « Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару». Совершенствование мыслительных операций.

1

17.01

18

Тренировка слуховой памяти. «Изобрази выражение», «Найди пару», «Парный звук», «Поставь точку».

1

24.01

19

Логически-поисковые задачи. Тренировка зрительной памяти. «Запомни», «Наборщик». Решение кроссвордов.

1

31.01

20

Развитие логического мышления. «Найди лишнее слово», «Числова закономерность», «Первая – одинаковая». Тренировка слуха.

1

07.02

21

Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1

14.02

22

Развитие быстроты реакций. « Внимание», «Шифровальщик», «Так же, как..», «Многозначные слова».

1

21.02

23

Развитие концентрации внимания.« Слоговица», «Найди слово». Антонимы.

1

28.02

24

Тренировка внимания. Вопросы-загадки. «Лабиринт», «Найди 7 ошибок», «Слоговица». Пословицы.

1

07.03

25

Тренировка слуховой памяти. «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка.

1

14.03

26

Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуры», «Зарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Графический диктант. Штриховка.

1

21.03

27

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. «Первая – одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия». Графический диктант. Штриховка.

1

04.04

28

Совершенствование воображения. «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Изобрази без предмета», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. Штриховка.

1

11.04

29

Развитие быстроты реакции. «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический диктант. Штриховка.

1

18.04

30

Развитие концентрации внимания. «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лабиринт», «Лишнее слово». Графический диктант. Штриховка.

1

25.04

31

Тренировка внимания. «Внимание», «Лабиринт», «Фразеологизмы».

1

02.05

32

Тренировка слуховой памяти. «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста.

1

16.05

33

Совершенствование воображения. «Внимание», «Числовая закономерность», «Волшебный огород». Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...

Программа внеурочной деятельности кружка "Умники и умницы"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности для 3 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...

Программы внеурочной деятельности "Затейники", "Умники и умницы"

Программа предполагает творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни и воссоздания сказочного мира, который очень знаком с детства. Занятия художественно- практической деятельность...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Умники и умницы"

Данная программа может быть рекомендована педагогам начальной школы....

Программа внеурочной деятельности кружка «Умники и умницы» 1, 2, 3, 4 классы

Программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 4 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"  4 классе...