Изготовление куклы - оберега из салфеток
методическая разработка (3, 4 класс)
Данная разработка позволяет выполнить с учащимися 9 - 10 лет куклу - берегиню из бумажных салфеток. Данная разработка включает информацию об истории кукол, традициях изготовления их на Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_po_fgos_po_izgotovleniyu_kukly.docx | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия по ФГОС по изготовлению куклы-оберега.
Конспект занятия для учащихся объединения «Золотой ключик» «Куклы из салфеток»
Тема занятия: Куклы из салфеток
Формирование УУД на занятиях дополнительного образования:
- умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей проблемы;
- умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
- умения быть готовым конструировать и осуществлять замысел, обеспечивая успешность.
Цель занятия:
Формирование метапредметных результатов на занятиях через развитие нравственно-эстетических ценностей, приобщение к миру русской культуры, к творческой деятельности по созданию эстетики среды.
Задачи:
способствовать
- воспитанию чувства гражданственности через интерес к народному творчеству, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;
- бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа;
- расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры;
- развитию эстетического и художественного вкуса;
- развивать творческое воображение детей на основе решения художественных задач разного типа: повтор, вариация и импровизация в создании игрушки по мотивам народной куклы;
воспитывать любовь к искусству.
- понимание возможности использования в быту собственного творчества
- развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.
Планируемые результаты
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- объяснять свои чувства от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.
Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;
- учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на занятии;
- с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты),
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;
Познавательные УУД
- Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;
- Развивать творческие способности при работе;
Коммуникативные УУД
- умение выражать свои мысли;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно - творческой деятельности.
Продолжительность занятия: 60 минут.
Тип занятия: комбинированный.
Методы обучения: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы, просмотр презентации; практические; репродуктивный, игровой.
Оборудование и материалы:
1. Две салфетки - белая и цветная
4. Кусочек ваты или другой наполнитель.
5. Нитки.
6. Ножницы.
7. Тесьма для украшения (по желанию).
8. Мультимедиа.
9. Презентация изготовление кукол.
10. Иллюстрации с народными куколками.
11. Сундучок с обереговыми куклами.
Вступительное слово педагога
На Руси существовало поверье: «Чем дольше женщина играет в куклы, тем счастливее и моложе она будет».
Кукла имеет многовековую историю. Появившись в далеком прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований. В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте. Тряпичная они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Так и появились первые куколки-обереги. Кукла была бережнёй, берегиней , хранительницей доброго духа. Берегиня – от слова «беречь», «оберег». Человек брал такую куклу-берегиню, три раза оборачивался против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром».
Малышей с пяти лет учили самих делать таких кукол, передавая им опыт и представления о жизни предков. В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм.
Изготовить простейшую куклу-берегиню, не сложно, потребуются лишь лоскутки-остатки тканей, вата и нитки. Берегиня оберегает дом от дурных вестей, помогает поддерживать хорошее настроение.
Согласно народным традициям, по изготовлению любой обереговой куклы нельзя пользоваться ножницами и иглой. Также нельзя было рисовать кукле лицо (наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух).
Но мы воспользуемся очень простым материалом –салфетками. Наши куколки будут украшением стола, они создадут праздничное настроение и особенно будут уместны на близкую уже масленицу.
Ход работы: пошаговый процесс изготовления куклы
Сейчас мы с вами изготовим голову куклы.
1) Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик. Положите шарик на середину салфетки. Сложим салфетку по диагонали.
2) Набивку обтягиваем центром салфетки и туго перевязываем ниткой.
3) В середину салфетки поменьше кладем то, что получилось и опять обтягиваем и перевязываем ниткой.
4) Теперь берем белую салфетку прямоугольной формы. В середину его кладем то, что получилось ранее. Обтягиваем белой салфеткой голову куклы и туго перевязываем.
6) Теперь делаем руки. Для этого свободные концы салфетки выравниваем, определяем длину рук. Немного салфетки подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой.
7) На голову кукле повязываем платок.
8) Всё, кукла готова. Можно оформить рукава, пояс декоративной тесьмой.
Куклу-берегиню нужно создавать с добрыми мыслями и любовью.
А теперь давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.
Вот все куколки подружки.
Не похожи друг на дружку.
В сарафанах распрекрасных
Эти куклы наши!
VI. Рефлексия
Название метода | «Веселый хоровод» |
Цели использования метода | Выяснить впечатления участников от проведенного занятия |
Количество участников | Группа (12 человек) |
Технология проведения | Всем участникам раздаются нарисованные народные куколки, но без лица (народные куклы безликие). Ваша задача нарисовать такое личико, какие эмоции вы испытываете после нашего мероприятия. Ваша кукла может быть веселой и жизнерадостной, грустной или задумчивой. Вам решать! После того как все выполнили задание куклы наклеиваются на лист ватмана в форме хоровода. |
Продолжительность проведения | 10 мин |
Предварительная подготовка (если требуется) | Распечатка картинки или рисунок вашей куклы. Вырезать ее по контуру. |
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода | Цветные карандаши, фломастеры, маркеры. Лист ватмана. |
Литература.
- 1.«Куклы в народных костюмах» коллекция журналов создана при участии ООО «ЭТНОКОНСАЛТИНГ»
- 2.Агаева И., Агапова О. «Куклы из бабушкиного сундука» Народное творчество 2004
- 3.Генсицкая Н. История одной куклы. М.: Издательский дом «Страница», 2004;
- 4.Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007.
- 5.Шайурова Н.В. « Традиционная тряпичная кукла» С-Пб «детство-пресс» 2012
Источники интернет ресурсов:
http://www.rukukla.ru (о народной кукле)
http://www.livemaster.ru (Ярмарка мастеров о куклах)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Гостья наша дорогая – Масленица. Изготовление куклы-оберега»
Знакомство с русской народной культурой и народными традициями...
Мастер класс по изготовлению куклы-оберега "Зайчик на пальчик" в художественном музее г.Комсомольска -на Амуре
Осенние каникулы школьников-как провести их с пользой...
Мастер класс на тему "Формирование национальной культуры – как компонент духовно-нравственного воспитания через изготовление куклы-оберега»"
В настоящее время в центре современной стратегии развития российских школ формирование духовно-богатой, образованной, творческой личностиДуховно-нравственное воспитание невозможно без изучения н...
мастер класс по изготовлению куклы - оберега
laquo;Мастер- класс по изготовлению куклы-оберега» Тема: Кукла- оберег из ткани своими руками Цель: Пробудить интерес детей к русской народной культуре через из...
Мастер-класс Изготовление народной куклы-оберега "На здоровье" из джутовой веревки
Изготовление народной куклы-оберега"На здоровье" из джутовой веревкиВиды творчества: куклы и игрушки, обереги, плетениеКукла "На Здоровье" изготовляется исключительно из льняных ни...
Мастер - класс по изготовлению куклы - оберега из ниток.
С древних времен в славянской культуре присутствовали куклы, сделанные из ткани и ниток. Их создавали без единого узелка и шва, делали наматыванием нити....
"Посиделки. Изготовление куклы-оберега."
Данное занятие направленно на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию творческих способностей детей. Проводится в форме посиделок....