Инновационный опыт
материал
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. Благодаря такому интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой стороны – познавательный интерес развивается преимущественно на основе знаний. И что очень важно: объём изучаемого материала должен увеличиваться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_opyt_milakinoy_n._a.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание собственного инновационного опыта
учителя начальных классов МБОУ « Зубово – Полянская гимназия»
Милакиной Натальи Александровны
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. Благодаря такому интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой стороны – познавательный интерес развивается преимущественно на основе знаний. И что очень важно: объём изучаемого материала должен увеличиваться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения.
Внедрение ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно – ориентированной модели начального общего образования при переходе на государственные образовательные стандарты нового поколения. Их применение раскрывает широкие огромные возможности при подготовке и проведении уроков. Поэтому я в своей профессиональной деятельности обратилась к ИКТ. Школьников привлекает яркая, наглядно представленная информация, а для учителя появляется возможность совместить теоретический и демонстрационный материал, дополнить учебник тестами, схемами. Главное же то, что применение ИКТ на уроках усиливает - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
Тема опыта: «Развитие познавательных способностей младших школьников средствами новых информационных технологий».
В процессе модернизации системы образования одними из центральных оказываются вопросы формирования инновационных механизмов развития образования, управления инновационными процессами и внедрение инновационного педагогического опыта.
Инновационными средствами в условиях современного образования выступают информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют развивать творческую активность учащегося, расширяют сектор их самостоятельной работы за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов).
Информационно-коммуникативные технологии являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников. Обладая такими уникальными качествами, мультимедиа, коммуникативность и производительность, они вносят определенную специфику в известные общедидактические методы обучения.
Для того чтобы перечисленные выше средства и методы вошли в повседневную практику работы педагогов, необходимы целенаправленное освоение и интеграция учителями современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий. Учителя нашей гимназии принимают участие в семинарах и вебинарах различного уровня по повышению ИКТ-компетенции. В рамках этих семинаров педагоги учатся включать исследовательские проекты учащихся в учебный процесс. Также, организовывать самостоятельные исследования школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий помогает научное объединение учащихся гимназии «Интеллект».
Наличие теоретической базы опыта.
Изучив педагогическую литературу (Л.С. Новосёловой, И. Пашелите, Г.П. Петку), и передовой опыт (Г.А.Репиной, Л.А. Парамоновой, Чайновой и других) по данной теме я убедилась, что использование информационно-коммуникационных технологий открывают перед педагогом новые перспективы повышения эффективности интеллектуального развития школьников, служат современным наглядным материалом, решают задачи, обеспечивающие готовность к обучению, формирование учебной мотивации, развитие самостоятельности. Таким образом, ученые, отечественные и зарубежные исследователи придерживаются такой точки зрения, что при грамотном использовании технических средств компьютерные программы для школьников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья.
Использование информационных технологий в обучении изменило содержание методов и форм обучения. Всё большее признание получил интеграционный подход к обучению. Таким образом, компьютерные средства дают наглядную картину того, что происходит в процессе работы, и того, что получилось в результате. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.
Ведущая педагогическая идея.
Если использовать в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии, то можно добиться значительного повышения уровня познавательной активности школьников.
Оптимальность и эффективность средств.
Новый федеральный государственный стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые: формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию− учащихся в учении; развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки:− исследовательские, рефлексивные, самооценочные. Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками. Во-первых, урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся и, соответственно, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Во-вторых, существуют компьютерные программы, которые позволяют облегчить деятельность учителя: заранее подобранные задания, тесты. Следовательно, на уроке освобождается время для дополнительных заданий. В-третьих, повышается эффективность урока за счет наглядности. Безусловно, плакаты, карты, таблицы, записи на доске никто не отменял, но компьютерные технологии создают гораздо более высокий уровень наглядности. В-четвертых, возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. В-пятых, информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося. Включение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную среду должно быть аргументировано. Также следует учесть, что урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока выделить довольно таки сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ — компетенцией педагога.
Результативность опыта.
Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в интеллектуальном развитии младших школьников доказывают полученные результаты. Результатом проделанной работы является повышение уровня развития психических процессов и некоторых аспектов личностного развития (в частности, самооценки). За это время составила себе четкое представление о том, что использование информационно-коммуникационных технологий (мультимедийных презентаций, интерактивных развивающих игр и упражнений) способно развивать интеллектуальную и познавательную сферу школьника лучше, чем какие – либо другие формы образовательной деятельности. Наблюдая за своими учениками, я с уверенностью могу сказать, что использование ИКТ в начальных классах позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Также знания, которые дети получили в 1-4 классах на уроках с использованием ИКТ, помогут им быть успешными в старших классах, а умение работать с компьютером придаст им уверенности в себе и в своих силах.
Показатели качества знаний учащихся за последние пять лет подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения.
Показатели качества знаний учащихся за последние пять лет
Год обучения Класс | 2014-2015 1 класс | 2015-2016 2 класс | 2016-2017 3 класс | 2017-2018 4 класс | 2018-2019 1 класс |
% качества знаний | - | 60% | 64% | 67% | - |
Возможность тиражирования.
Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами на заседаниях кафедры Начального образования, педагогического совета, на семинарах различного уровня.
В 2015 году в рамках заседания кафедры Начального образования делилась опытом работы по теме «Поддержание интереса к учебе у обучающихся средствами новых информационных технологий».
В 2016 году приняла участие в обсуждении «Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся»
В 2016 году поделилась с коллегами опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на межшкольном семинаре « Инклюзивное обучение – комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ»
В 2017 году выступила на научно-методическом совете гимназии по теме «Здоровьеформирующая образовательная среда- одна из главных составляющих образовательного процесса».
В 2018 году разработала и провела открытый классный час «Прощание с Азбукой» в рамках Дней науки и творчества кафедры Начального образования в гимназии.
Для студентов Зубово-Полянского педагогического колледжа в октябре 2019 года провела занятие по внеурочной деятельности во 2 классе «Незаменимый мягкий знак».
Так же мои разработки, презентации, конкурсные работы учащихся размещены на моём сайте и в личных кабинетах.
https://multiurok.ru/milackinanatalya/
https://nsportal.ru/natalya1974
Ссылка на видеофрагмент урока - https://yadi.sk/i/kZworyeQVDvbsA
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный опыт
Публичное представлениесобственного инновационного педагогического опытаучителя начальных классов МБОУ «Лицей №4»Рузаевского муниципального районаАкимовой Любови Николаевны «Великая цель образова...
Инновационный опыт работы. Формирование навыков исследовательской деятельности на основе УМК «Перспективная начальная школа»
Нельзя преподносить знания готовыми,Надо каждое «открытие» Делать вместе с детьми...
Инновационный опыт
Урок -закрепления по теме" Сложение и вычитание в пределах 100"...
Инновационный опыт учителя МБОУ СОШ №2 г.Городца Федотовой Ирины Васильевны "Формирование читательской компетентности как основа развития младших школьников"
В данной статье описывается опыт работы за 2 года по теме "Формирование читательской компетентности у учащихся начальных классов"....