Познавательное развитие "Гласные и согласные звуки"
план-конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnye_i_soglasn.docx | 15.74 КБ |
Предварительный просмотр:
тема. Гласные и согласные звуки.
Цель: дать понятие о гласных и согласных звуках, учить различать их, познакомить с условным обозначением гласных и согласных звуков;
развивать фонематический слух.
Работать над артикуляцией звуков.
Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.
Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.
Ход занятия:
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Игра «Назови одним словом».
- Из чего состоит наша речь? А предложения?
- Кого вы видите на картинке? (ужа.)
- Составьте предложение с этим словом.
- О ком вы составили предложение? Что обозначает это слово?
- Из чего состоит это слово?
- Посмотрите в зеркальца. Произнесите слово уж. Понаблюдайте при помощи чего вы его произнесли?
- Поделитесь своими наблюдениями…
(Все слова мы произносим при помощи органов речи: губ, языка, зубов, нёба.)
3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ
Сегодня мы узнаем, что звуки речи бывают разные. Разделим их на группы, дадим названия, будем учиться их различать. Продолжим работу со звуковыми моделями.
4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Практическая работа.
-О ком мы составили предложение? А теперь предлагаю составить звуковую модель этого слова.
-Что для этого нужно?
Произнесите первый звук. При помощи чего вы его произнесли?
Что заметили?
Обратите внимание на лёгкость прохождения воздуха во рту при произнесении звука [ у].
Обозначим его на модели.
Продолжаем произносить слово (ужжжж). Что вы заметили? Что служило препятствием на пути прохождения воздуха? Обозначим схематически звук [ ж].
Мы закончили звуковой анализ? Сколько звуков в слове уж?
При произнесении какого звука воздух свободно проходи через рот?
А какое препятствие встретил звук [ ж ]?
2. СООБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ
Звуки речи бывают разные. Одни свободно и легко вырываются наружу, не встречая на своё пути никаких преград. Эти звуки называются г л а с н ы м и. при произнесении других звуков воздуху приходится прорываться через препятствия, которые ставят ему губы, зубы, нёбо, язык. Но эти звуки не «огорчаются», они согласны преодолевать преграды, поэтому получили название с о г л а с н ы х.
3. ЗАУЧИВАНИЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ.
ВОЗДУХ СВОБОДНО ИДЁТ ЧЕРЕЗ РОТ,
НЕТ ПРЕПЯТСТВИЙ РАЗНЫХ,
ГОЛОС УЧАСТВУЕТ, ГОЛОС ЗОВЁТ,
ЗВУК ПОЛУЧАЕТСЯ ГЛАСНЫЙ.
А СОГЛАСНЫЕ… СОГЛАСНЫ
ШЕЛЕСТЕТЬ, ШЕПТАТЬ, СКРИПЕТЬ,
ДАЖЕ ФЫРКАТЬ И ШИПЕТЬ,
НО НЕ ХОЧЕТСЯ ИМ ПЕТЬ.
Физкультминутка. Игра «Сова».
По команде «день» дети приседают –совы днём спят, по команде «ночь» дети встают и машут руками –совы вылетают на охоту.
5. Знакомство с условными знаками.
Чтобы различать гласные и согласные звуки, будем обозначать гласные чёрным кружком. Согласные – чёрной чёрточкой.
- Тогда какой вид будет иметь модель слова уж?
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ
1. Работа с наглядностью.
-Кто изображён на каждой картинке? Назовите первый звук каждого слова. Какой он: гласный или согласный? Докажите.
2. Игра «Учитель».
Каждый из вас выступит в роли учителя. Вы получите картинки с изображением предметов. Я обозначу первый звук каждой картинки условным значком. Ваша задача – проверить правильность выполнения этого задания. Как вы будете это делать?
3. Проверка выполнения работы.
6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ М е д в е ж о н о к помогает.
РАБОТА У ДОСКИ
Я буду называть слова, а вы –выкладывать карточки- схемы. Один человек выполняет задание у доски –выкладывает схематически слова.
Игра «Подбери действие».
Листья осенью (что делают) — желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — моросит, идет и т. д.
Урожай осенью — убирают.
Птицы осенью — улетают.
Деревья осенью — роняют листья.
Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
Игра «Подбери признак».
Листья осенью (какие) — желтые, красные, багряные, золотые.
Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
Дождь осенью (какой) — холодный, моросящий.
Погода осенью (какая) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
Деревья осенью (какие) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
7. Итог занятия
-Что нового вы узнали о звуках?
- Почему гласные и согласные так называются?
-Чему научились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Согласный звук «л». Строчной согласный звук «Л».
- познакомить со звуками [л], [л ] и буквой «л»;- отрабатывать навык слогового чтения слов с изученными буквами;- обогащать словарный запас учащихся;- развивать интерес к чтению;- научить писать...
Презентация к уроку обучения грамоте на тему:" Деление слов на слоги. Ударение. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки".
Презентация к уроку обучения грамоте по УМК "Школа 2100"...
Урок русского языка. 1 класс. Тема "Согласные звуки и буквы,обозначающие согласные звуки"
Технологическая карта урока. Система Л. В. Занкова. Учебник "Русский язык 1класс" автор А.В. Полякова....
Урок русского языка "Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными", 1 класс
Урок русского языка в 1 классе....
Твердые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков 1 класс УМК Школа России
Вспомогательная презентация к уроку русского языка в 1 классе УМК Школа РоссииЗадачи: Способствовать формированию знаний о твёрдости-мягкости согласных звуков, их смыслоразличительной роли в слов...
Конспект урока русского языка "Согласные звуки. Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки?"
Конспект урока русского языка во 2 классе....
Технологическая карта урока обучения грамоте «Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласном звуке, о различии твёрдого и мягкого согласного звука.Задачи урокаДидактические: познакомить обучающихся с понятием «согласный зв...