Бурятский язык
рабочая программа (4 класс)
Пояснительная запискапо бурятскому языку
Рабочая программа по бурятскому языку для 4 класса составлена в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», законом «О языках народов РФ» (25.10.1991г.), законом «О языках народов Республики Бурятия» (10.06.1992г.), региональным стандартом начального и основного общего образования как государственному языку Республики Бурятия (09.06.2008г. №830), базисным учебным планом для ОУ РФ. В 1996 году Постановление правительства о ходе выполнения Закона Республики Бурятия « О языках народов Республики Бурятия» утвердило Государственную программу по сохранению и развитию языков
Актуальность программы
Уровень владения бурятским языком, задаваемый в программе, характеризует образовательные услуги, которые представляют учащимся регион и школа согласно стандарту по бурятскому языку как государственному. Основной целью обучения бурятскому языку является формирование у школьников коммуникативных умений, поэтому в качестве минимальных требований в программе указываются требования к овладению коммуникативными умениями (говорением, аудированием, чтением, письмом). Бурятский язык является одним из предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Он входит в число предметов НРК, способствует общему речевому, поликультурному развитию, расширению кругозора и воспитанию на народных традициях бурятского народа. Предмет «Бурятский язык» способствует формированию представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя как одного из носителей культуры и духовных ценностей бурятского народа, проживающего на территории Республики Бурятия, национальной идентичности, гражданственности, норм морали и речевого поведения.
Цели и задачи.
В процессе обучения по курсу "Бурятский язык как государственный" важно реализовать следующие цели:
— формирование умений общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
- способность и готовность общаться на языке в пределах тем, определенным УМК и региональным Стандартом;
— развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению бурятского языка на последующих ступенях школьного образования;
— обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании бурятского языка как средства общения;
— освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и т. п.), наблюдаемых в родном и бурятском языках;
— приобщение к новому социальному опыту с использованием бурятского языка: знакомство с поликультурным миром, с обычаями и традициями бурятского народа, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на бурятском языке, с доступными учащимся произведениями детской художественной бурятской литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других национальностей:
— формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений;
— развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных мини-спектаклей с использованием бурятского языка;
— приобщение младших школьников к новому социальному опыту - за счет проигрывания на бурятском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.
Методы и формы решения поставленных задач.
При выборе методики обучения бурятскому языку в условиях основной школы нужно обратить особое внимание на использование тех видов деятельности, которые наиболее подходят для детей младшего школьного возраста. Самым эффективным методом остаётся дидактическая и сюжетно-ролевая игра. Эти игры, участниками которых являются, как правило, несколько учеников, группа или весь класс, особенно эффективны для формирования умений разыгрывать различные роли в типичных ситуациях иноязычного общения, отвечать на вопросы, вступать в диалог, рассказывать и т.п.
Разнообразие заданий в учебнике и рабочей тетради, их дифференциации по характеру и по степени трудности, позволяет учителю учитывать различие речевых потребностей и способностей учащихся, регулирует темп и качество овладения материалом, а также индивидуальную посильную учебную нагрузку учащихся.
В организации речевой деятельности на уроках соблюдается равновесие между деятельностью, организованной на непроизвольной и произвольной основе. Всюду, где возможно, условия реального общения моделируется в ролевой игре, чтобы максимально использовать механизмы непроизвольного запоминания.
Работа по овладению языковыми средствами тесно связана с их использованием в речевых действиях, выполняемых учащимися при решении конкретных коммуникативных задач.
При этом используется разные формы работы (индивидуальные, парные, групповые, коллективные) как способы подготовки к условиям реального общения. Создаются условия для развития индивидуальных способностей учащихся в процессе их коллективного взаимодействия, помогающего создавать на уроке атмосферу взаимопонимания и сотрудничества. Это способствует развитию самостоятельности, умения быть членом команды при решении различного рода учебных и познавательных задач. Одним из действенных способов организации речевого взаимодействия учащихся выступает работа в малых группах сотрудничества.
Актуальность проблемы сохранения здоровья школьников приобретает особую остроту в условиях современной жизни нашего общества, вставшего на путь социально-экономических преобразований. Учебный материал данной программы позволяет реализовать здоровьесберегающие технологии в процессе обучения бурятскому языку. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни. Чтобы избежать перегрузки учащихся, необходимо соблюдать объем всех видов тестов, а контрольные работы проводить по календарно – тематическому плану.
Логические связи с другими предметами.
Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения бурятского языка в различном социально-ролевом и ситуативном контексте, курс насыщен заданиями учебно-познавательного характера, национально-региональным материалом. Деятельностный характер предмета позволяет сочетать речевую деятельность на бурятском языке с другими видами деятельности (игровой, познавательной, художественной и т. п.), осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру.
Программа рассчитана на 1 год (2019-2020 учебный год).
Планируемые результаты обучения
В соответствии с требованиями ФГОС НОО в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов.
Личностные результаты
Личностными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются:
- общее представление о социокультурном пространстве как о многоязычном и поликультурном сообществе;
- осознание языка, в том числе бурятского, как средства общения между людьми на территории РБ и за ее пределами;
-знакомство с миром сверстников с использованием средств изучаемого языка (через детский фольклор, образцы детской бурятской художественной литературы, традиции и обычаи бурятского народа).
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются:
- развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
- расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению бурятского языка;
- овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, справочными материалами, Интернетом и т. д.).
Предметные результаты:
1. Предметные результаты в коммуникативной сфере
1.1. Коммуникативная компетенция (владение бурятским языком как средством общения)
Говорение
I. учащийся научится:
- вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения
- уметь на элементарном уровне описывать предмет, картинку, персонаж;
- уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге.
II. Учащийся получит возможность научиться:
- участвовать в элементарном диалоге-расспросе, задавая вопросы собеседнику и отвечая на его вопросы;
- воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора, детские песни;
- составлять краткую характеристику персонажа;
- кратко излагать содержание прочитанного текста.
Аудирование
I. Учащийся научится:
- понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;
-воспринимать на слух основное содержание небольших доступных текстов, построенных на изученном языковом материале.
II. учащийся получит возможность научиться:
- воспринимать на слух в аудиозаписи небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, и полностью понимать содержащуюся в нем информацию;
- использовать контекстуальную и языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.
Чтение
I. Учащийся научится:
- соотносить графический образ бурятского слова с его звуковым образом;
- читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и соответствующую интонацию;
- читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова; находить в тексте нужную информацию.
II. учащийся получит возможность научиться:
-догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
- не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.
Письмо
I. Учащийся научится:
- владеть техникой письма;
- списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;
- писать с опорой на образец поздравление с праздником и короткое личное письмо.
II. Учащийся получит возможность научиться:
- составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам;
- заполнять простую анкету;
- в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;
- правильно оформлять конверт (с опорой на образец);
- делать по образцу подписи к рисункам/фотографиям.
1.2. Языковая компетенция (владение языковыми средствами)
Графика, каллиграфия, орфография
I. Учащийся научится:
- воспроизводить графически и каллиграфически корректно все бурятские буквы алфавита (прописное написание букв, слов);
- находить и сравнивать (в объеме содержания курса) такие языковые единицы, как звук, буква, слово;
- применять основные правила чтения и орфографии, изученные в курсе начальной школы;
-отличать специфические буквы бурятского алфавита.
II. Учащийся получит возможность научиться:
- сравнивать и анализировать буквосочетания бурятского алфавита;
- группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;
- уточнять написание слова по словарю учебника.
Фонетическая сторона речи
I. Учащийся научится:
- адекватно произносить и различать на слух все звуки бурятского языка; соблюдать нормы произношения звуков;
- соблюдать правильное ударение в изолированных словах и фразах;
- соблюдать особенности интонации предложений;
- корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико- интонационных особенностей.
II. Учащийся получит возможность научиться:
- распознавать случаи использования специфических звуков ү, h, өө и правильно произносить их в речи;
- соблюдать интонацию перечисления, тонирования долгих гласных;- соблюдать правило гармонии гласных;
- читать изучаемые слова;
- писать специфические буквы.
Лексическая сторона речи
I. Учащийся научится:
- распознавать и употреблять в речи изученные в пределах тематики начальной школы лексические единицы (слова, словосочетания, оценочную лексику, речевые клише), соблюдая лексические нормы;
- оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.
II. Учащийся получит возможность научиться:
- узнавать простые словообразовательные элементы;
- опираться на языковую догадку при восприятии сложных слов в процессе чтения и аудирования;
- составлять простые словари (в картинках, двуязычные) в соответствии с поставленной учебной задачей, используя изучаемую в пределах тематики начальной школы лексику.
Грамматическая сторона речи
I. Учащийся научится:
- распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, общий и специальный вопросы, утвердительные и отрицательные предложения; выразить согласие/несогласие.
- распознавать и употреблять в речи изученные существительные в единственном и во множественном числе; личные местоимения; количественные (до 1000) и порядковые (до 10) числительные; наиболее употребительные послелоги.
II. Учащийся получит возможность научиться:
-оперировать в речи личными местоимениями би, ши, та, бидэ, тэрэ, тэдэ;
- распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, прилагательные, глаголы);
1.3. Социокультурная осведомленность
I. Учащийся научится:
- называть праздники изучаемого языка по-бурятски;
- узнавать некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжеты некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольшие произведения детского фольклора (стихов, песен);
- соблюдать элементарные нормы речевого и неречевого поведения, в учебно-речевых ситуациях.
II. Учащийся получит возможность научиться:
- называть названия озер, рек, города изучаемого языка по-бурятски;
- рассказывать о некоторых достопримечательностях города по-бурятски;
-воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора (стихи, песни) на бурятском языке;
- осуществлять поиск информации о РБ в соответствии с поставленной учебной задачей в пределах тематики, изучаемой в начальной школе.
2. Предметные результаты в познавательной сфере
Учащийся научится:
- сравнивать языковые явления родного и бурятского языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
- действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы;
- совершенствовать приемы работы с текстом с опорой на умения, приобретенные на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и др.);
- пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы);
- осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах.
3. Предметные результаты в ценностно-ориентационной сфере
Учащийся научится:
- представлять бурятский язык как средство выражения мыслей, чувств, эмоций;
- приобщаться к культурным ценностям бурятского народа через произведения детского фольклора, через непосредственное участие в сферах общения.
4. Предметные результаты в эстетической сфере
Учащийся научится:
- владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на бурятском языке;
- осознавать эстетическую ценность литературных произведений в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.
5. Предметные результаты в трудовой сфере
Учащийся научится:
- следовать намеченному плану в своем учебном труде.
6.Общеучебные умения и универсальные учебные действия
В процессе изучения курса «Бурятский язык как государственный» младшие школьники:
• совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.);
• овладевают более разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы; контекст;
• совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
• учатся осуществлять самоконтроль, самооценку;
• учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).
Общеучебные и специальные учебные умения, а также социокультурная осведомлённость приобретаются учащимися в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Поэтому они не выделяются отдельно в тематическом планировании.
Cодержание учебного предмета
«Бурятский язык» 4 класс
I ЧЕТВЕРТЬ – 17 ЧАСОВ 1 раздел «Моя семья» (23 часа)
Темы раздела:
· Знакомство.Формирование у учащихся деятельностых способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: чтение и воспроизведение в парах диалога в ситуации бытового общения (приветствие, знакомство); составление вопросов и проведение опроса среди одноклассников. Лексические и грамматические структуры: Миниинэрэ… Би … гэжэнэрэтэйб
· Мой класс.Составить рассказ по рисунку.прочитать и сделать смысловой перевод. Лексика по теме «Школьные принадлежности» Лексические и грамматические структуры: Энэ/Тэрэбасаган. Энэхэн бэ? Тэрэюун бэ?.
· Моя семья. Знать названия членов семьи, уметь извлекать необходимую информацию из текста, прогнозировать содержание текста.Лексика по теме «Члены семьи», чтение текста и выполнение после текстовых заданий; тренировка употребления лексики в речи; чтение и воспроизведение диалога в парах; прослушивание и чтение текста сюжетного диалога; самостоятельное выполнение задания с целью контроля понимания текста с последующей взаимопроверкой. Лексические и грамматические структуры: Энэ Бата гү? Тиимэ./ Бэшэ
· У Арюны большая семья. Систематизация знаний по теме «Члены семьи», чтение текста и выполнение после текстовых заданий. Лексические и грамматические структуры: Бата ахайтай, эгэшэтэй. Баярномгүй, дэбтэргүй. Би эгэшэтэйб.
· Счет от 1 до 20. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): повторение изученных лексических единиц (количественные числительные от 1 до 20); тренировка употребления лексики в речи; прослушивание, чтение и воспроизведение в парах мини-диалога о времени; Лексические и грамматические структуры:
Саг хэдыб? Найман саг.
· Мы заняли первое место. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): знакомство с новыми лексическими единицами, повторение изученных лексических единиц (порядковые числительные от 1 до 20); тренировка употребления лексики в речи. Лексические и грамматические структуры: Баяргурбадахикласстаhурадаг. Манай класс нэгэдэхиhууриэзэлээ.
II ЧЕТВЕРТЬ (14 часов)
· Моя родословная. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: тренировка употребления изученных лексических единиц в речи; чтение и воспроизведение диалога в парах; Окончания родительного падежа: - ын, -иин, -н, -ай, -ой,-эй, -гай
· Кем ты станешь. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): знакомство с новыми лексическими единицами (профессии), повторение изученных лексических единиц; тренировка их употребления в речи. Чтение диалога, выполнение послетекстовых заданий. Лексические и грамматические структуры: -Ши хэнболохобши? --Би эмшэнболохоб. -Шинииэжыхэн бэ? -Минииэжыбагша.
· Моя мама работает в школе. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: тренировка употребления изученных лексических единиц в речи; чтение и воспроизведениедиалога в парах. Лексические и грамматические структуры: -Шинииэжы хана хүдэлдэг бэ? - Эжыhургуулидахүдэлдэг.
Раздел 2 «Мой друг»
· Виды спорта. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: знакомство с новыми лексическими единицами увлечения (глаголы), тренировка употребления изученных лексических единиц в речи; чтение и воспроизведение мини-диалога в парах; повторение правил образования; чтение текста про себя и коллективная беседа на основе вопросов по содержанию текста; подготовка к написанию рассказа о своем друге при консультативной помощи учителя. Лексические и грамматические структуры: -Ши юухэхэдуратайбщи? -Би хатархадуратайб. Минииэжыдуулахадуратай.
· Кто твой любимый певец. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: знакомство с новыми лексическими единицами (профессии), тренировка употребления изученных лексических единиц в речи; чтение и воспроизведение мини-диалога в парах; повторение правил образования; чтение текста про себя и коллективная беседа на основе вопросов по содержанию текста.
· Разноцветный мир. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изученного предметного содержания: знакомство с новыми лексическими единицами; чтение и перевод небольших текстов познавательного характера; определение значений незнакомых слов с помощью картинок, контекста или словаря в учебнике; чтение и воспроизведение минидиалога в парах. Лексические и грамматические структуры: -Ши ямарүнгэдэдуратайбши? Би … үнгэдэдуратайб.
· Промежуточная конрольная работа
· Одежда. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: знакомство с новыми лексическими единицами (одежда), тренировка употребления изученныхлексических единиц в речи; чтение и воспроизведение мини-диалога в парах; чтение текста про себя и коллективная беседа на основе вопросов по содержанию текста. Окончания множ. числа –ууд, -үүд Лексические и грамматические структуры: Энэминиималгай. Энэминиисамсанууд.
· В магазине. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: тренировка употребления изученных лексических единиц в речи (одежда); чтение и воспроизведение мини-диалога в парах; чтение текста про себя и коллективная беседа на основе вопросов по содержанию текста. Окончания множ. числа –ууд, -үүд Лексические и грамматические структуры: -Шамдаюунхэрэгтэйб? -Намдагуталхэрэгтэй
Раздел 3 «С праздником» (4 часа)
Темы раздела:
· Сагаалган. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: тренировка употребления изученных лексических единиц вречи (Сагаалган); чтение и воспроизведение поздравления; подготовка к выполнению индивидуального творческого задания при консультативной помощи учителя. Лексические и грамматические структуры: -Сагаалганаар!
· Годичный цикл. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): знакомство с новыми лексическими единицами (12 животных), повторение изученных лексических единиц; тренировка их употребления в речи. Чтение диалога, выполнение послетекстовых заданий. Лексические и грамматические структуры: -Ши ямаржэлтэйбши? -Би бар жэлтэйб.
«Мой друг» (6 часов) продолжение
Темы раздела:
· Еда. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: знакомство с новыми лексическими единицами (Пища), тренировка употребления изученных лексических единиц в речи; Лексические и грамматические структуры: -Хилээмэнхэдытэб? -20 түхэригтэ. -Би буузададуратай. -Би баhабуузададуратайб.
· Мой день. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: знакомство с новыми лексическими единицами на тему «Распорядок дня» (глаголы), тренировка употребления изученных лексических единиц в речи. Лично – предикативная частица - би Лексические и грамматические структуры: Би 7 сагтабодогби
· Промежуточная конрольная работа
Повторение по теме «Еда», «Одежда»
Раздел 4 «Родная Земля» 17 часов
Темы раздела:
· Времена года. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): знакомство с новыми лексическими единицами по теме «Времена года»; тренировка употребления новой лексики в речи; чтение и воспроизведение в парах мини-диалога о предстоящей погоде. Лексические и грамматические структуры: - Шиниитүрэhэнүдэрүбэлдөөгү? - Миниитүрэhэнүдэрзундаа.
· Дикие животные. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов, действий): знакомство с новыми лексическими единицами; тренировка употребления новой лексики в речи; чтение и воспроизведение в парах минидиалога о животных; прослушивание и чтение текста сюжетного диалога; самостоятельное выполнение задания с целью проверки понимания текста с последующей взаимопроверкой.
· Части тела животных. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: повторение изученных лексических единиц по теме «Дикие животные», «Части тела»; чтение и перевод небольших текстов познавательного характера; определение значений незнакомых слов с помощью картинок.
· Веселый заяц. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: повторение изученных лексических единиц по теме «Дикие животные», «Части тела» (прилагательные); чтение и перевод небольших текстов познавательного характера; определение значений незнакомых слов с помощью картинок.
· Любимая сказка. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): прослушивание и чтение сказки; самостоятельное выполнение задания с целью проверки понимания текста с последующей взаимопроверкой.
· Бурятия. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): знакомство с новыми лексическими единицами по теме «Бурятия»; тренировка употребления новой лексики в речи; чтение и воспроизведение текста. Лексические и грамматические структуры: Хориинамагайтүб–Хоринск
· Летние каникулы. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): знакомство с новыми лексическими единицами; тренировка употребления новой лексики в речи; чтение и воспроизведение в парах диалога о планах на каникулы; прослушивание и чтение текста сюжетного диалога; самостоятельное выполнение задания с целью проверки понимания текста с последующей взаимопроверкой.
4-дэхи класстаүзэхэтемэнүүд ба сагайхубаарилга
Календарно-тематический план. 4 класс
УМК «Амармэндэ!»
№ | Тема | Дата проведения | ||||
по плану | по факту | |||||
1 четверть -18ч | ||||||
1. | Миниибулэ – 11чМоя семья Танилсая! Знакомство | |||||
2. | Минии класс. Мой класс. | |||||
3. | Миниибүлэ. Моя семья. | |||||
4 | Большая семья Арюны. | |||||
5-6. | Тоолое! Счет. | |||||
7. | Нэгэдэхиhууриэзэлээбди! Мы заняли первое место! | |||||
8-9. | Ши хэдытэйбши? Сколько тебе лет? | |||||
10. | Эгэээрхимхэн бэ? Кто самый лучший? | |||||
11-12. | Минииуггарбал. Моя родословная. | |||||
13-14. | Ши хэнболохобши? Кем ты станешь? | |||||
15-16. | Моя мама работает в школе. | |||||
17. | Контрольная работа | |||||
18. | Повторение пройденного | |||||
2 четверть-14ч | ||||||
19-20 | Миниинүхэр. Мой друг. Миниинухэршатарнаадахадуратай. Мой друг любит играть в шахматы. | |||||
21-22. | Шагай наадан. Игра в лодыжки. | |||||
23-24. | Хэнямартамиртадуратайб? Любимые виды спорта. | |||||
25-26. | Шиниидуратайдуушан. Твой любимый певец, актер. | |||||
27. | Дэлхэйнэгээнмэдээжэхүнүүд. Знаменитые люди мира. | |||||
28-29. | Υнгэтэдэлхэй. Разноцветный мир. | |||||
30-31. | Хубсаhан. Одежда. | |||||
32. | Контрольная работа. | |||||
| ||||||
33. | Магазинда. В магазине. | |||||
34. | Сай. Чай, чайный путь. | |||||
35. | Эдеэн. Пища, продукты. | |||||
36. | Традиционная пища бурят. | |||||
37. | Минииүдэр. Мой день. | |||||
38. | Режим дня. | |||||
39. | Һайндэрөөр! С праздником! День рождения. | |||||
40. | 12 жэл. 12 животных. | |||||
41. | Сказка «Хулганабаамитад». | |||||
42. | Сагаалганаар! Праздник Сагаалган. | |||||
43. | Обычаи Белого месяца. | |||||
44. | Песни, благопожелания. | |||||
45. | Мамин день. Эжынүдэр. | |||||
46. | Поздравительная открытка. | |||||
47. | Сурхарбаан. | |||||
48. | Их наадам. | |||||
49. | Известные спортсмены Бурятии. | |||||
50. | Повторение пройденного. | |||||
51. | Контрольная работа. | |||||
52. | Анализ контроля знаний | |||||
| ||||||
53 | Түрэлдайда. Родина. Жэлэйдүрбэн саг. Времена года. | |||||
54. | Газааямар бэ? Погода. | |||||
55. | Прогноз погоды. Народные приметы. | |||||
56-57. | Зэрлигамитад. Дикие животные. | |||||
58. | 5 драгоценностей. | |||||
59. | Тоомгүйхэншандаган. Описание животных. | |||||
60. | Чебурашка болон тэрэнэйнүхэд. | |||||
61. | Манайдуратайонтохон. Наши любимые сказки. | |||||
62. | Орготыманайда. Песня «Заходите в гости к нам». | |||||
63-64. | Буряадоромнайуужамхандаа! Бурятия. Районы Бурятии. . | |||||
65. | Зунайамаралта. Летние каникулы. | |||||
66. | Повторение пройденного за год. | |||||
67. | Контрольная работа | |||||
68. | Анализ контроля знаний. | |||||
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
бур.язык | 50.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка по бурятскому языку
Рабочая программа по бурятскому языку для 4 класса составлена в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», законом «О языках народов РФ» (25.10.1991г.), законом «О языках народов Республики Бурятия» (10.06.1992г.), региональным стандартом начального и основного общего образования как государственному языку Республики Бурятия (09.06.2008г. №830), базисным учебным планом для ОУ РФ. В 1996 году Постановление правительства о ходе выполнения Закона Республики Бурятия « О языках народов Республики Бурятия» утвердило Государственную программу по сохранению и развитию языков
Актуальность программы
Уровень владения бурятским языком, задаваемый в программе, характеризует образовательные услуги, которые представляют учащимся регион и школа согласно стандарту по бурятскому языку как государственному. Основной целью обучения бурятскому языку является формирование у школьников коммуникативных умений, поэтому в качестве минимальных требований в программе указываются требования к овладению коммуникативными умениями (говорением, аудированием, чтением, письмом). Бурятский язык является одним из предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Он входит в число предметов НРК, способствует общему речевому, поликультурному развитию, расширению кругозора и воспитанию на народных традициях бурятского народа. Предмет «Бурятский язык» способствует формированию представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя как одного из носителей культуры и духовных ценностей бурятского народа, проживающего на территории Республики Бурятия, национальной идентичности, гражданственности, норм морали и речевого поведения.
Цели и задачи.
В процессе обучения по курсу "Бурятский язык как государственный" важно реализовать следующие цели:
— формирование умений общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
- способность и готовность общаться на языке в пределах тем, определенным УМК и региональным Стандартом;
— развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению бурятского языка на последующих ступенях школьного образования;
— обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании бурятского языка как средства общения;
— освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и т. п.), наблюдаемых в родном и бурятском языках;
— приобщение к новому социальному опыту с использованием бурятского языка: знакомство с поликультурным миром, с обычаями и традициями бурятского народа, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на бурятском языке, с доступными учащимся произведениями детской художественной бурятской литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других национальностей:
— формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений;
— развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных мини-спектаклей с использованием бурятского языка;
— приобщение младших школьников к новому социальному опыту - за счет проигрывания на бурятском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.
Методы и формы решения поставленных задач.
При выборе методики обучения бурятскому языку в условиях основной школы нужно обратить особое внимание на использование тех видов деятельности, которые наиболее подходят для детей младшего школьного возраста. Самым эффективным методом остаётся дидактическая и сюжетно-ролевая игра. Эти игры, участниками которых являются, как правило, несколько учеников, группа или весь класс, особенно эффективны для формирования умений разыгрывать различные роли в типичных ситуациях иноязычного общения, отвечать на вопросы, вступать в диалог, рассказывать и т.п.
Разнообразие заданий в учебнике и рабочей тетради, их дифференциации по характеру и по степени трудности, позволяет учителю учитывать различие речевых потребностей и способностей учащихся, регулирует темп и качество овладения материалом, а также индивидуальную посильную учебную нагрузку учащихся.
В организации речевой деятельности на уроках соблюдается равновесие между деятельностью, организованной на непроизвольной и произвольной основе. Всюду, где возможно, условия реального общения моделируется в ролевой игре, чтобы максимально использовать механизмы непроизвольного запоминания.
Работа по овладению языковыми средствами тесно связана с их использованием в речевых действиях, выполняемых учащимися при решении конкретных коммуникативных задач.
При этом используется разные формы работы (индивидуальные, парные, групповые, коллективные) как способы подготовки к условиям реального общения. Создаются условия для развития индивидуальных способностей учащихся в процессе их коллективного взаимодействия, помогающего создавать на уроке атмосферу взаимопонимания и сотрудничества. Это способствует развитию самостоятельности, умения быть членом команды при решении различного рода учебных и познавательных задач. Одним из действенных способов организации речевого взаимодействия учащихся выступает работа в малых группах сотрудничества.
Актуальность проблемы сохранения здоровья школьников приобретает особую остроту в условиях современной жизни нашего общества, вставшего на путь социально-экономических преобразований. Учебный материал данной программы позволяет реализовать здоровьесберегающие технологии в процессе обучения бурятскому языку. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни. Чтобы избежать перегрузки учащихся, необходимо соблюдать объем всех видов тестов, а контрольные работы проводить по календарно – тематическому плану.
Логические связи с другими предметами.
Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения бурятского языка в различном социально-ролевом и ситуативном контексте, курс насыщен заданиями учебно-познавательного характера, национально-региональным материалом. Деятельностный характер предмета позволяет сочетать речевую деятельность на бурятском языке с другими видами деятельности (игровой, познавательной, художественной и т. п.), осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру.
Программа рассчитана на 1 год (2019-2020 учебный год).
Планируемые результаты обучения
В соответствии с требованиями ФГОС НОО в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов.
Личностные результаты
Личностными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются:
- общее представление о социокультурном пространстве как о многоязычном и поликультурном сообществе;
- осознание языка, в том числе бурятского, как средства общения между людьми на территории РБ и за ее пределами;
-знакомство с миром сверстников с использованием средств изучаемого языка (через детский фольклор, образцы детской бурятской художественной литературы, традиции и обычаи бурятского народа).
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются:
- развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
- расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению бурятского языка;
- овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, справочными материалами, Интернетом и т. д.).
Предметные результаты:
1. Предметные результаты в коммуникативной сфере
1.1. Коммуникативная компетенция (владение бурятским языком как средством общения)
Говорение
I. учащийся научится:
- вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения
- уметь на элементарном уровне описывать предмет, картинку, персонаж;
- уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге.
II. Учащийся получит возможность научиться:
- участвовать в элементарном диалоге-расспросе, задавая вопросы собеседнику и отвечая на его вопросы;
- воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора, детские песни;
- составлять краткую характеристику персонажа;
- кратко излагать содержание прочитанного текста.
Аудирование
I. Учащийся научится:
- понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;
-воспринимать на слух основное содержание небольших доступных текстов, построенных на изученном языковом материале.
II. учащийся получит возможность научиться:
- воспринимать на слух в аудиозаписи небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, и полностью понимать содержащуюся в нем информацию;
- использовать контекстуальную и языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.
Чтение
I. Учащийся научится:
- соотносить графический образ бурятского слова с его звуковым образом;
- читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и соответствующую интонацию;
- читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова; находить в тексте нужную информацию.
II. учащийся получит возможность научиться:
-догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
- не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.
Письмо
I. Учащийся научится:
- владеть техникой письма;
- списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;
- писать с опорой на образец поздравление с праздником и короткое личное письмо.
II. Учащийся получит возможность научиться:
- составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам;
- заполнять простую анкету;
- в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;
- правильно оформлять конверт (с опорой на образец);
- делать по образцу подписи к рисункам/фотографиям.
1.2. Языковая компетенция (владение языковыми средствами)
Графика, каллиграфия, орфография
I. Учащийся научится:
- воспроизводить графически и каллиграфически корректно все бурятские буквы алфавита (прописное написание букв, слов);
- находить и сравнивать (в объеме содержания курса) такие языковые единицы, как звук, буква, слово;
- применять основные правила чтения и орфографии, изученные в курсе начальной школы;
-отличать специфические буквы бурятского алфавита.
II. Учащийся получит возможность научиться:
- сравнивать и анализировать буквосочетания бурятского алфавита;
- группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;
- уточнять написание слова по словарю учебника.
Фонетическая сторона речи
I. Учащийся научится:
- адекватно произносить и различать на слух все звуки бурятского языка; соблюдать нормы произношения звуков;
- соблюдать правильное ударение в изолированных словах и фразах;
- соблюдать особенности интонации предложений;
- корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико- интонационных особенностей.
II. Учащийся получит возможность научиться:
- распознавать случаи использования специфических звуков ү, h, өө и правильно произносить их в речи;
- соблюдать интонацию перечисления, тонирования долгих гласных;- соблюдать правило гармонии гласных;
- читать изучаемые слова;
- писать специфические буквы.
Лексическая сторона речи
I. Учащийся научится:
- распознавать и употреблять в речи изученные в пределах тематики начальной школы лексические единицы (слова, словосочетания, оценочную лексику, речевые клише), соблюдая лексические нормы;
- оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.
II. Учащийся получит возможность научиться:
- узнавать простые словообразовательные элементы;
- опираться на языковую догадку при восприятии сложных слов в процессе чтения и аудирования;
- составлять простые словари (в картинках, двуязычные) в соответствии с поставленной учебной задачей, используя изучаемую в пределах тематики начальной школы лексику.
Грамматическая сторона речи
I. Учащийся научится:
- распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, общий и специальный вопросы, утвердительные и отрицательные предложения; выразить согласие/несогласие.
- распознавать и употреблять в речи изученные существительные в единственном и во множественном числе; личные местоимения; количественные (до 1000) и порядковые (до 10) числительные; наиболее употребительные послелоги.
II. Учащийся получит возможность научиться:
-оперировать в речи личными местоимениями би, ши, та, бидэ, тэрэ, тэдэ;
- распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, прилагательные, глаголы);
1.3. Социокультурная осведомленность
I. Учащийся научится:
- называть праздники изучаемого языка по-бурятски;
- узнавать некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжеты некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольшие произведения детского фольклора (стихов, песен);
- соблюдать элементарные нормы речевого и неречевого поведения, в учебно-речевых ситуациях.
II. Учащийся получит возможность научиться:
- называть названия озер, рек, города изучаемого языка по-бурятски;
- рассказывать о некоторых достопримечательностях города по-бурятски;
-воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора (стихи, песни) на бурятском языке;
- осуществлять поиск информации о РБ в соответствии с поставленной учебной задачей в пределах тематики, изучаемой в начальной школе.
2. Предметные результаты в познавательной сфере
Учащийся научится:
- сравнивать языковые явления родного и бурятского языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
- действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы;
- совершенствовать приемы работы с текстом с опорой на умения, приобретенные на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и др.);
- пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы);
- осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах.
3. Предметные результаты в ценностно-ориентационной сфере
Учащийся научится:
- представлять бурятский язык как средство выражения мыслей, чувств, эмоций;
- приобщаться к культурным ценностям бурятского народа через произведения детского фольклора, через непосредственное участие в сферах общения.
4. Предметные результаты в эстетической сфере
Учащийся научится:
- владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на бурятском языке;
- осознавать эстетическую ценность литературных произведений в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.
5. Предметные результаты в трудовой сфере
Учащийся научится:
- следовать намеченному плану в своем учебном труде.
6.Общеучебные умения и универсальные учебные действия
В процессе изучения курса «Бурятский язык как государственный» младшие школьники:
• совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.);
• овладевают более разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы; контекст;
• совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
• учатся осуществлять самоконтроль, самооценку;
• учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).
Общеучебные и специальные учебные умения, а также социокультурная осведомлённость приобретаются учащимися в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Поэтому они не выделяются отдельно в тематическом планировании.
Cодержание учебного предмета
«Бурятский язык» 4 класс
I ЧЕТВЕРТЬ – 17 ЧАСОВ 1 раздел «Моя семья» (23 часа)
Темы раздела:
- Знакомство. Формирование у учащихся деятельностых способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: чтение и воспроизведение в парах диалога в ситуации бытового общения (приветствие, знакомство); составление вопросов и проведение опроса среди одноклассников. Лексические и грамматические структуры: Минии нэрэ… Би … гэжэ нэрэтэйб
- Мой класс. Составить рассказ по рисунку. прочитать и сделать смысловой перевод. Лексика по теме «Школьные принадлежности» Лексические и грамматические структуры: Энэ/Тэрэ басаган. Энэ хэн бэ? Тэрэ юун бэ? .
- Моя семья. Знать названия членов семьи, уметь извлекать необходимую информацию из текста, прогнозировать содержание текста. Лексика по теме «Члены семьи», чтение текста и выполнение после текстовых заданий; тренировка употребления лексики в речи; чтение и воспроизведение диалога в парах; прослушивание и чтение текста сюжетного диалога; самостоятельное выполнение задания с целью контроля понимания текста с последующей взаимопроверкой. Лексические и грамматические структуры: Энэ Бата гү? Тиимэ./ Бэшэ
- У Арюны большая семья. Систематизация знаний по теме «Члены семьи», чтение текста и выполнение после текстовых заданий. Лексические и грамматические структуры: Бата ахайтай, эгэшэтэй. Баяр номгүй, дэбтэргүй. Би эгэшэтэйб.
- Счет от 1 до 20. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): повторение изученных лексических единиц (количественные числительные от 1 до 20); тренировка употребления лексики в речи; прослушивание, чтение и воспроизведение в парах мини-диалога о времени; Лексические и грамматические структуры:
Саг хэдыб? Найман саг.
- Мы заняли первое место. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): знакомство с новыми лексическими единицами, повторение изученных лексических единиц (порядковые числительные от 1 до 20); тренировка употребления лексики в речи. Лексические и грамматические структуры: Баяр гурбадахи класста hурадаг. Манай класс нэгэдэхи hуури эзэлээ.
II ЧЕТВЕРТЬ (14 часов)
- Моя родословная. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: тренировка употребления изученных лексических единиц в речи; чтение и воспроизведение диалога в парах; Окончания родительного падежа: - ын, -иин, -н, -ай, -ой,-эй, -гай
- Кем ты станешь. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): знакомство с новыми лексическими единицами (профессии), повторение изученных лексических единиц; тренировка их употребления в речи. Чтение диалога, выполнение послетекстовых заданий. Лексические и грамматические структуры: -Ши хэн болохобши? --Би эмшэн болохоб. -Шинии эжы хэн бэ? -Минии эжы багша.
- Моя мама работает в школе. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: тренировка употребления изученных лексических единиц в речи; чтение и воспроизведение диалога в парах. Лексические и грамматические структуры: -Шинии эжы хана хүдэлдэг бэ? - Эжы hургуулида хүдэлдэг.
Раздел 2 «Мой друг»
- Виды спорта. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: знакомство с новыми лексическими единицами увлечения (глаголы), тренировка употребления изученных лексических единиц в речи; чтение и воспроизведение мини-диалога в парах; повторение правил образования; чтение текста про себя и коллективная беседа на основе вопросов по содержанию текста; подготовка к написанию рассказа о своем друге при консультативной помощи учителя. Лексические и грамматические структуры: -Ши юу хэхэ дуратайбщи? -Би хатарха дуратайб. Минии эжы дуулаха дуратай.
- Кто твой любимый певец. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: знакомство с новыми лексическими единицами (профессии), тренировка употребления изученных лексических единиц в речи; чтение и воспроизведение мини-диалога в парах; повторение правил образования; чтение текста про себя и коллективная беседа на основе вопросов по содержанию текста.
- Разноцветный мир. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изученного предметного содержания: знакомство с новыми лексическими единицами; чтение и перевод небольших текстов познавательного характера; определение значений незнакомых слов с помощью картинок, контекста или словаря в учебнике; чтение и воспроизведение минидиалога в парах. Лексические и грамматические структуры: -Ши ямар үнгэдэ дуратайбши? Би … үнгэдэ дуратайб.
- Промежуточная конрольная работа
- Одежда. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: знакомство с новыми лексическими единицами (одежда), тренировка употребления изученных лексических единиц в речи; чтение и воспроизведение мини-диалога в парах; чтение текста про себя и коллективная беседа на основе вопросов по содержанию текста. Окончания множ. числа –ууд, -үүд Лексические и грамматические структуры: Энэ минии малгай. Энэ минии самсанууд.
- В магазине. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: тренировка употребления изученных лексических единиц в речи (одежда); чтение и воспроизведение мини-диалога в парах; чтение текста про себя и коллективная беседа на основе вопросов по содержанию текста. Окончания множ. числа –ууд, -үүд Лексические и грамматические структуры: -Шамда юун хэрэгтэйб? -Намда гутал хэрэгтэй
Раздел 3 «С праздником» (4 часа)
Темы раздела:
- Сагаалган. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: тренировка употребления изученных лексических единиц в речи (Сагаалган); чтение и воспроизведение поздравления; подготовка к выполнению индивидуального творческого задания при консультативной помощи учителя. Лексические и грамматические структуры: -Сагаалганаар!
- Годичный цикл. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): знакомство с новыми лексическими единицами (12 животных), повторение изученных лексических единиц; тренировка их употребления в речи. Чтение диалога, выполнение послетекстовых заданий. Лексические и грамматические структуры: -Ши ямар жэлтэйбши? -Би бар жэлтэйб.
«Мой друг» (6 часов) продолжение
Темы раздела:
- Еда. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: знакомство с новыми лексическими единицами (Пища), тренировка употребления изученных лексических единиц в речи; Лексические и грамматические структуры: -Хилээмэн хэдытэб? -20 түхэригтэ. -Би буузада дуратай. -Би баhа буузада дуратайб.
- Мой день. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: знакомство с новыми лексическими единицами на тему «Распорядок дня» (глаголы), тренировка употребления изученных лексических единиц в речи. Лично – предикативная частица - би Лексические и грамматические структуры: Би 7 сагта бодогби
- Промежуточная конрольная работа
Повторение по теме «Еда», «Одежда»
Раздел 4 «Родная Земля» 17 часов
Темы раздела:
- Времена года. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): знакомство с новыми лексическими единицами по теме «Времена года»; тренировка употребления новой лексики в речи; чтение и воспроизведение в парах мини-диалога о предстоящей погоде. Лексические и грамматические структуры: - Шинии түрэhэн үдэр үбэлдөө гү? - Минии түрэhэн үдэр зундаа.
- Дикие животные. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов, действий): знакомство с новыми лексическими единицами; тренировка употребления новой лексики в речи; чтение и воспроизведение в парах минидиалога о животных; прослушивание и чтение текста сюжетного диалога; самостоятельное выполнение задания с целью проверки понимания текста с последующей взаимопроверкой.
- Части тела животных. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: повторение изученных лексических единиц по теме «Дикие животные», «Части тела»; чтение и перевод небольших текстов познавательного характера; определение значений незнакомых слов с помощью картинок.
- Веселый заяц. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: повторение изученных лексических единиц по теме «Дикие животные», «Части тела» (прилагательные); чтение и перевод небольших текстов познавательного характера; определение значений незнакомых слов с помощью картинок.
- Любимая сказка. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): прослушивание и чтение сказки; самостоятельное выполнение задания с целью проверки понимания текста с последующей взаимопроверкой.
- Бурятия. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): знакомство с новыми лексическими единицами по теме «Бурятия»; тренировка употребления новой лексики в речи; чтение и воспроизведение текста. Лексические и грамматические структуры: Хориин амагай түб – Хоринск
- Летние каникулы. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): знакомство с новыми лексическими единицами; тренировка употребления новой лексики в речи; чтение и воспроизведение в парах диалога о планах на каникулы; прослушивание и чтение текста сюжетного диалога; самостоятельное выполнение задания с целью проверки понимания текста с последующей взаимопроверкой.
4-дэхи класста үзэхэ темэнүүд ба сагай хубаарилга
Календарно-тематический план. 4 класс
УМК «Амар мэндэ!»
№ | Тема | Дата проведения | ||||
по плану | по факту | |||||
1 четверть -18ч | ||||||
1. | Минии булэ – 11чМоя семья Танилсая! Знакомство | |||||
2. | Минии класс. Мой класс. | |||||
3. | Минии бүлэ. Моя семья. | |||||
4 | Большая семья Арюны. | |||||
5-6. | Тоолое! Счет. | |||||
7. | Нэгэдэхи hуури эзэлээбди! Мы заняли первое место! | |||||
8-9. | Ши хэдытэйбши? Сколько тебе лет? | |||||
10. | Эгээ эрхим хэн бэ? Кто самый лучший? | |||||
11-12. | Минии уг гарбал. Моя родословная. | |||||
13-14. | Ши хэн болохобши? Кем ты станешь? | |||||
15-16. | Моя мама работает в школе. | |||||
17. | Контрольная работа | |||||
18. | Повторение пройденного | |||||
2 четверть-14ч | ||||||
19-20 | Минии нүхэр. Мой друг. Минии нухэр шатар наадаха дуратай. Мой друг любит играть в шахматы. | |||||
21-22. | Шагай наадан. Игра в лодыжки. | |||||
23-24. | Хэн ямар тамирта дуратайб? Любимые виды спорта. | |||||
25-26. | Шинии дуратай дуушан. Твой любимый певец, актер. | |||||
27. | Дэлхэйн эгээн мэдээжэ хүнүүд. Знаменитые люди мира. | |||||
28-29. | Υнгэтэ дэлхэй. Разноцветный мир. | |||||
30-31. | Хубсаhан. Одежда. | |||||
32. | Контрольная работа. | |||||
33. | Магазинда. В магазине. | |||||
34. | Сай. Чай, чайный путь. | |||||
35. | Эдеэн. Пища, продукты. | |||||
36. | Традиционная пища бурят. | |||||
37. | Минии үдэр. Мой день. | |||||
38. | Режим дня. | |||||
39. | Һайндэрөөр! С праздником! День рождения. | |||||
40. | 12 жэл. 12 животных. | |||||
41. | Сказка «Хулгана ба амитад». | |||||
42. | Сагаалганаар! Праздник Сагаалган. | |||||
43. | Обычаи Белого месяца. | |||||
44. | Песни, благопожелания. | |||||
45. | Мамин день. Эжын үдэр. | |||||
46. | Поздравительная открытка. | |||||
47. | Сурхарбаан. | |||||
48. | Их наадам. | |||||
49. | Известные спортсмены Бурятии. | |||||
50. | Повторение пройденного. | |||||
51. | Контрольная работа. | |||||
52. | Анализ контроля знаний | |||||
53 | Түрэл дайда. Родина. Жэлэй дүрбэн саг. Времена года. | |||||
54. | Газаа ямар бэ? Погода. | |||||
55. | Прогноз погоды. Народные приметы. | |||||
56-57. | Зэрлиг амитад. Дикие животные. | |||||
58. | 5 драгоценностей. | |||||
59. | Тоомгүйхэн шандаган. Описание животных. | |||||
60. | Чебурашка болон тэрэнэй нүхэд. | |||||
61. | Манай дуратай онтохон. Наши любимые сказки. | |||||
62. | Орготы манайда. Песня «Заходите в гости к нам». | |||||
63-64. | Буряад оромнай уужамхан даа! Бурятия. Районы Бурятии. . | |||||
65. | Зунай амаралта. Летние каникулы. | |||||
66. | Повторение пройденного за год. | |||||
67. | Контрольная работа | |||||
68. | Анализ контроля знаний. | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока бурятского языка в 1 классе
Урок бурятского языка проведен в рамках "Дня бурятского языка"...
Презентация к уроку бурятского языка
предназначена для учащихся 2 класса бурятской школы по теме "Перенос слов"...
Презентация к уроку бурятского языка как государственного 2 класс
Презентация к уроку...
Урок бурятского языка в 4 классе
Хэшээлэй темэ: Хэлэлгын хубинуудаар дабталга...
Рабочая программа по бурятскому языку. 3 класс. Д.Д.Ошоров, С.Ц.Содномов, Р.С. Дылыкова.
Рабочая программа по бурятскому языку. 3 класс. Д.Д.Ошоров, С.Ц.Содномов, Р.С. Дылыкова....
Разработка урока по бурятскому языку. Интегрированный урок: Бурятский язык+окружающий мир
Разработка урока по бурятскому языку как государственному языку. Интегрированный урок...
План самообразования "Технология преподавания бурятского языка для детей с разным уровнем знаний родного языка в условиях активной билингвальной среды"
План самообразования "Технология преподавания бурятского языка для детей с разным уровнем знаний родного языка в условиях активной билингвальной среды"...