Бурятский язык
рабочая программа (4 класс)

Бадмаева Светлана Васильевна

Пояснительная запискапо бурятскому языку

Рабочая программа по бурятскому языку для 4 класса составлена в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», законом «О языках народов РФ» (25.10.1991г.), законом «О языках народов Республики Бурятия» (10.06.1992г.), региональным стандартом начального и основного общего образования как государственному языку Республики Бурятия (09.06.2008г. №830), базисным учебным планом для ОУ РФ. В 1996 году Постановление правительства о ходе выполнения Закона Республики Бурятия « О языках народов Республики Бурятия» утвердило Государственную программу по сохранению и развитию языков

Актуальность программы

Уровень владения бурятским языком, задаваемый в программе, характеризует образовательные услуги, которые представляют учащимся регион и школа согласно стандарту по бурятскому языку как государственному. Основной целью обучения бурятскому языку является формирование у школьников коммуникативных умений, поэтому в качестве минимальных требований в программе указываются требования к овладению коммуникативными умениями (говорением, аудированием, чтением, письмом). Бурятский язык является одним из предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Он входит в число предметов НРК, способствует общему речевому, поликультурному развитию, расширению кругозора и воспитанию на народных традициях бурятского народа. Предмет «Бурятский язык» способствует формированию представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя как одного из носителей культуры и духовных ценностей бурятского народа, проживающего на территории Республики Бурятия, национальной идентичности, гражданственности, норм морали и речевого поведения.

Цели и задачи.

В процессе обучения по курсу "Бурятский язык как государственный" важно реализовать следующие цели:

— формирование умений общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

- способность и готовность общаться на языке в пределах тем, определенным УМК и региональным Стандартом;

— развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению бурятского языка на последующих ступенях школьного образования;

— обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании бурятского языка как средства общения;

— освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и т. п.), наблюдаемых в родном и бурятском языках;

— приобщение к новому социальному опыту с использованием бурятского языка: знакомство с поликультурным миром, с обычаями и традициями бурятского народа, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на бурятском языке, с доступными учащимся произведениями детской художественной бурятской литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других национальностей:

— формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений;

— развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных мини-спектаклей с использованием бурятского языка;

— приобщение младших школьников к новому социальному опыту - за счет проигрывания на бурятском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.

Методы и формы решения поставленных задач.

При выборе методики обучения бурятскому языку в условиях основной школы нужно обратить особое внимание на использование тех видов деятельности, которые наиболее подходят для детей младшего школьного возраста. Самым эффективным методом остаётся дидактическая и сюжетно-ролевая игра. Эти игры, участниками которых являются, как правило, несколько учеников, группа или весь класс, особенно эффективны для формирования умений разыгрывать различные роли в типичных ситуациях иноязычного общения, отвечать на вопросы, вступать в диалог, рассказывать и т.п.

Разнообразие заданий в учебнике и рабочей тетради, их дифференциации по характеру и по степени трудности, позволяет учителю учитывать различие речевых потребностей и способностей учащихся, регулирует темп и качество овладения материалом, а также индивидуальную посильную учебную нагрузку учащихся.

В организации речевой деятельности на уроках соблюдается равновесие между деятельностью, организованной на непроизвольной и произвольной основе. Всюду, где возможно, условия реального общения моделируется в ролевой игре, чтобы максимально использовать механизмы непроизвольного запоминания.

Работа по овладению языковыми средствами тесно связана с их использованием в речевых действиях, выполняемых учащимися при решении конкретных коммуникативных задач.

При этом используется разные формы работы (индивидуальные, парные, групповые, коллективные) как способы подготовки к условиям реального общения. Создаются условия для развития индивидуальных способностей учащихся в процессе их коллективного взаимодействия, помогающего создавать на уроке атмосферу взаимопонимания и сотрудничества. Это способствует развитию самостоятельности, умения быть членом команды при решении различного рода учебных и познавательных задач. Одним из действенных способов организации речевого взаимодействия учащихся выступает работа в малых группах сотрудничества.

Актуальность проблемы сохранения здоровья школьников приобретает особую остроту в условиях современной жизни нашего общества, вставшего на путь социально-экономических преобразований. Учебный материал данной программы позволяет реализовать здоровьесберегающие технологии в процессе обучения бурятскому языку. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни. Чтобы избежать перегрузки учащихся, необходимо соблюдать объем всех видов тестов, а контрольные работы проводить по календарно – тематическому плану.

 

Логические связи с другими предметами.

Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения бурятского языка в различном социально-роле­вом и ситуативном контексте, курс насыщен за­даниями учебно-познавательного характера, национально-региональным материалом. Деятельностный характер предмета позволяет сочетать речевую деятельность на бурятском языке с другими видами деятель­ности (игровой, познавательной, художественной и т. п.), осуществляя разнообразные связи с пред­метами, изучаемыми в начальной школе, и фор­мировать общеучебные умения и навыки, кото­рые межпредметны по своему характеру.

Программа рассчитана на 1 год (2019-2020 учебный год).

 

 

Планируемые результаты обучения

 

В соответствии с требованиями ФГОС НОО в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов.

Личностные результаты

Личностными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются:

- общее представление о социокультурном пространстве как о многоязычном и поликультурном сообществе;

- осознание языка, в том числе бурятского, как средства общения между людьми на территории РБ и за ее пределами;

-знакомство с миром сверстников с использованием средств изучаемого языка (через детский фольклор, образцы детской бурятской художественной литературы, традиции и обычаи бурятского народа).

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются:

- развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;

- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

- расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;

- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению бурятского языка;

- овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, справочными материалами, Интернетом и т. д.).

Предметные результаты:

1. Предметные результаты в коммуникативной сфере

1.1. Коммуникативная компетенция (владение бурятским языком как средством общения)

Говорение

I. учащийся научится:

- вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения

- уметь на элементарном уровне описывать предмет, картинку, персонаж;

- уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге.

II. Учащийся получит возможность научиться:

- участвовать в элементарном диалоге-расспросе, задавая вопросы собеседнику и отвечая на его вопросы;

- воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора, детские песни;

- составлять краткую характеристику персонажа;

- кратко излагать содержание прочитанного текста.

Аудирование

I. Учащийся научится:

- понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;

-воспринимать на слух основное содержание небольших доступных текстов, построенных на изученном языковом материале.

II. учащийся получит возможность научиться:

- воспринимать на слух в аудиозаписи небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, и полностью понимать содержащуюся в нем информацию;

- использовать контекстуальную и языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.

Чтение

I. Учащийся научится:

- соотносить графический образ бурятского слова с его звуковым образом;

- читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и соответствующую интонацию;

- читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова; находить в тексте нужную информацию.

II. учащийся получит возможность научиться:

-догадываться о значении незнакомых слов по контексту;

- не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.

Письмо

I. Учащийся научится:

- владеть техникой письма;

- списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;

- писать с опорой на образец поздравление с праздником и короткое личное письмо.

II. Учащийся получит возможность научиться:

- составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам;

- заполнять простую анкету;

- в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;

- правильно оформлять конверт (с опорой на образец);

- делать по образцу подписи к рисункам/фотографиям.

1.2. Языковая компетенция (владение языковыми средствами)

Графика, каллиграфия, орфография

I. Учащийся научится:

- воспроизводить графически и каллиграфически корректно все бурятские буквы алфавита (прописное написание букв, слов);

- находить и сравнивать (в объеме содержания курса) такие языковые единицы, как звук, буква, слово;

- применять основные правила чтения и орфографии, изученные в курсе начальной школы;

-отличать специфические буквы бурятского алфавита.

II. Учащийся получит возможность научиться:

- сравнивать и анализировать буквосочетания бурятского алфавита;

- группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;

- уточнять написание слова по словарю учебника.

Фонетическая сторона речи

I. Учащийся научится:

- адекватно произносить и различать на слух все звуки бурятского языка; соблюдать нормы произношения звуков;

- соблюдать правильное ударение в изолированных словах и фразах;

- соблюдать особенности интонации предложений;

- корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико- интонационных особенностей.

II. Учащийся получит возможность научиться:

- распознавать случаи использования специфических звуков ү, h, өө и правильно произносить их в речи;

- соблюдать интонацию перечисления, тонирования долгих гласных;- соблюдать правило гармонии гласных;

- читать изучаемые слова;

- писать специфические буквы.

Лексическая сторона речи

I. Учащийся научится:

- распознавать и употреблять в речи изученные в пределах тематики начальной школы лексические единицы (слова, словосочетания, оценочную лексику, речевые клише), соблюдая лексические нормы;

- оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.

II. Учащийся получит возможность научиться:

- узнавать простые словообразовательные элементы;

- опираться на языковую догадку при восприятии сложных слов в процессе чтения и аудирования;

- составлять простые словари (в картинках, двуязычные) в соответствии с поставленной учебной задачей, используя изучаемую в пределах тематики начальной школы лексику.

Грамматическая сторона речи

I. Учащийся научится:

распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, общий и специальный вопросы, утвердительные и отрицательные предложения; выразить согласие/несогласие.

распознавать и употреблять в речи изученные существительные в единственном и во множественном числе; личные местоимения; количественные (до 1000) и порядковые (до 10) числительные; наиболее употребительные послелоги.

II. Учащийся получит возможность научиться:

-оперировать в речи личными местоимениями би, ши, та, бидэ, тэрэ, тэдэ;

- распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, прилагательные, глаголы);

1.3. Социокультурная осведомленность

I. Учащийся научится:

- называть праздники изучаемого языка по-бурятски;

- узнавать некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжеты некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольшие произведения детского фольклора (стихов, песен);

- соблюдать элементарные нормы речевого и неречевого поведения, в учебно-речевых ситуациях.

II. Учащийся получит возможность научиться:

- называть названия озер, рек, города изучаемого языка по-бурятски;

- рассказывать о некоторых достопримечательностях города по-бурятски;

-воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора (стихи, песни) на бурятском языке;

- осуществлять поиск информации о РБ в соответствии с поставленной учебной задачей в пределах тематики, изучаемой в начальной школе.

2Предметные результаты в познавательной сфере

Учащийся научится:

- сравнивать языковые явления родного и бурятского языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;

- действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы;

- совершенствовать приемы работы с текстом с опорой на умения, приобретенные на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и др.);

- пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы);

- осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах.

3. Предметные результаты в ценностно-ориентационной сфере

Учащийся научится:

- представлять бурятский язык как средство выражения мыслей, чувств, эмоций;

- приобщаться к культурным ценностям бурятского народа через произведения детского фольклора, через непосредственное участие в сферах общения.

4. Предметные результаты в эстетической сфере

Учащийся научится:

- владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на бурятском языке;

- осознавать эстетическую ценность литературных произведений в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.

5. Предметные результаты в трудовой сфере

Учащийся научится:

- следовать намеченному плану в своем учебном труде.

 

6.Общеучебные умения и универсальные учебные действия

В процессе изучения курса «Бурятский язык как государственный» младшие школьники:

• совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.);

• овладевают более разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы; контекст;

• совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;

• учатся осуществлять самоконтроль, самооценку;

• учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).

Общеучебные и специальные учебные умения, а также социокультурная осведомлённость приобретаются учащимися в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Поэтому они не выделяются отдельно в тематическом планировании.

 

Cодержание учебного предмета

«Бурятский язык» 4 класс

I ЧЕТВЕРТЬ – 17 ЧАСОВ 1 раздел «Моя семья» (23 часа)

Темы раздела:

·         Знакомство.Формирование у учащихся деятельностых способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: чтение и воспроизведение в парах диалога в ситуации бытового общения (приветствие, знакомство); составление вопросов и проведение опроса среди одноклассников. Лексические и грамматические структуры: Миниинэрэ… Би … гэжэнэрэтэйб

 

·         Мой класс.Составить рассказ по рисунку.прочитать и сделать смысловой перевод. Лексика по теме «Школьные принадлежности» Лексические и грамматические структуры: Энэ/Тэрэбасаган. Энэхэн бэ? Тэрэюун бэ?.

 

·         Моя семья. Знать названия членов семьи, уметь извлекать необходимую информацию из текста, прогнозировать содержание текста.Лексика по теме «Члены семьи», чтение текста и выполнение после текстовых заданий; тренировка употребления лексики в речи; чтение и воспроизведение диалога в парах; прослушивание и чтение текста сюжетного диалога; самостоятельное выполнение задания с целью контроля понимания текста с последующей взаимопроверкой. Лексические и грамматические структуры: Энэ Бата гү? Тиимэ./ Бэшэ

 

 

·         У Арюны большая семья. Систематизация знаний по теме «Члены семьи», чтение текста и выполнение после текстовых заданий. Лексические и грамматические структуры: Бата ахайтай, эгэшэтэй. Баярномгүй, дэбтэргүй. Би эгэшэтэйб.

 

·         Счет от 1 до 20. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): повторение изученных лексических единиц (количественные числительные от 1 до 20); тренировка употребления лексики в речи; прослушивание, чтение и воспроизведение в парах мини-диалога о времени; Лексические и грамматические структуры:

Саг хэдыб? Найман саг.

·         Мы заняли первое место. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): знакомство с новыми лексическими единицами, повторение изученных лексических единиц (порядковые числительные от 1 до 20); тренировка употребления лексики в речи. Лексические и грамматические структуры: Баяргурбадахикласстаhурадаг. Манай класс нэгэдэхиhууриэзэлээ.

 

II ЧЕТВЕРТЬ (14 часов)

 

·         Моя родословная. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: тренировка употребления изученных лексических единиц в речи; чтение и воспроизведение диалога в парах; Окончания родительного падежа: - ын, -иин, -н, -ай, -ой,-эй, -гай

 

·         Кем ты станешь. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): знакомство с новыми лексическими единицами (профессии), повторение изученных лексических единиц; тренировка их употребления в речи. Чтение диалога, выполнение послетекстовых заданий. Лексические и грамматические структуры: -Ши хэнболохобши? --Би эмшэнболохоб. -Шинииэжыхэн бэ? -Минииэжыбагша.

·         Моя мама работает в школе. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: тренировка употребления изученных лексических единиц в речи; чтение и воспроизведениедиалога в парах. Лексические и грамматические структуры: -Шинииэжы хана хүдэлдэг бэ? - Эжыhургуулидахүдэлдэг.

 

Раздел 2 «Мой друг»

 

·         Виды спорта. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: знакомство с новыми лексическими единицами увлечения (глаголы), тренировка употребления изученных лексических единиц в речи; чтение и воспроизведение мини-диалога в парах; повторение правил образования; чтение текста про себя и коллективная беседа на основе вопросов по содержанию текста; подготовка к написанию рассказа о своем друге при консультативной помощи учителя. Лексические и грамматические структуры: -Ши юухэхэдуратайбщи? -Би хатархадуратайб. Минииэжыдуулахадуратай.

 

·         Кто твой любимый певец. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: знакомство с новыми лексическими единицами (профессии), тренировка употребления изученных лексических единиц в речи; чтение и воспроизведение мини-диалога в парах; повторение правил образования; чтение текста про себя и коллективная беседа на основе вопросов по содержанию текста.

 

·         Разноцветный мир. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изученного предметного содержания: знакомство с новыми лексическими единицами; чтение и перевод небольших текстов познавательного характера; определение значений незнакомых слов с помощью картинок, контекста или словаря в учебнике; чтение и воспроизведение минидиалога в парах. Лексические и грамматические структуры: -Ши ямарүнгэдэдуратайбши? Би … үнгэдэдуратайб.

 

·         Промежуточная конрольная работа

·         Одежда. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: знакомство с новыми лексическими единицами (одежда), тренировка употребления изученныхлексических единиц в речи; чтение и воспроизведение мини-диалога в парах; чтение текста про себя и коллективная беседа на основе вопросов по содержанию текста. Окончания множ. числа –ууд, -үүд Лексические и грамматические структуры: Энэминиималгай. Энэминиисамсанууд.

 

·         В магазине. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: тренировка употребления изученных лексических единиц в речи (одежда); чтение и воспроизведение мини-диалога в парах; чтение текста про себя и коллективная беседа на основе вопросов по содержанию текста. Окончания множ. числа –ууд, -үүд Лексические и грамматические структуры: -Шамдаюунхэрэгтэйб? -Намдагуталхэрэгтэй

 

Раздел 3 «С праздником» (4 часа)

 

Темы раздела:

 

·         Сагаалган. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: тренировка употребления изученных лексических единиц вречи (Сагаалган); чтение и воспроизведение поздравления; подготовка к выполнению индивидуального творческого задания при консультативной помощи учителя. Лексические и грамматические структуры: -Сагаалганаар!

 

·         Годичный цикл. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): знакомство с новыми лексическими единицами (12 животных), повторение изученных лексических единиц; тренировка их употребления в речи. Чтение диалога, выполнение послетекстовых заданий. Лексические и грамматические структуры: -Ши ямаржэлтэйбши? -Би бар жэлтэйб.

 

«Мой друг» (6 часов) продолжение

 

Темы раздела:

 

·         Еда. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: знакомство с новыми лексическими единицами (Пища), тренировка употребления изученных лексических единиц в речи; Лексические и грамматические структуры: -Хилээмэнхэдытэб? -20 түхэригтэ. -Би буузададуратай. -Би баhабуузададуратайб.

 

·         Мой день. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: знакомство с новыми лексическими единицами на тему «Распорядок дня» (глаголы), тренировка употребления изученных лексических единиц в речи. Лично – предикативная частица - би Лексические и грамматические структуры: Би 7 сагтабодогби

 

·         Промежуточная конрольная работа

 

Повторение по теме «Еда», «Одежда»

 

Раздел 4 «Родная Земля» 17 часов

 

Темы раздела:

 

·         Времена года. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): знакомство с новыми лексическими единицами по теме «Времена года»; тренировка употребления новой лексики в речи; чтение и воспроизведение в парах мини-диалога о предстоящей погоде. Лексические и грамматические структуры: - Шиниитүрэhэнүдэрүбэлдөөгү? - Миниитүрэhэнүдэрзундаа.

·         Дикие животные. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов, действий): знакомство с новыми лексическими единицами; тренировка употребления новой лексики в речи; чтение и воспроизведение в парах минидиалога о животных; прослушивание и чтение текста сюжетного диалога; самостоятельное выполнение задания с целью проверки понимания текста с последующей взаимопроверкой.

 

·         Части тела животных. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: повторение изученных лексических единиц по теме «Дикие животные», «Части тела»; чтение и перевод небольших текстов познавательного характера; определение значений незнакомых слов с помощью картинок.

 

 

·         Веселый заяц. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: повторение изученных лексических единиц по теме «Дикие животные», «Части тела» (прилагательные); чтение и перевод небольших текстов познавательного характера; определение значений незнакомых слов с помощью картинок.

 

·         Любимая сказка. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): прослушивание и чтение сказки; самостоятельное выполнение задания с целью проверки понимания текста с последующей взаимопроверкой.

·         Бурятия. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): знакомство с новыми лексическими единицами по теме «Бурятия»; тренировка употребления новой лексики в речи; чтение и воспроизведение текста. Лексические и грамматические структуры: Хориинамагайтүб–Хоринск

 

·         Летние каникулы. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): знакомство с новыми лексическими единицами; тренировка употребления новой лексики в речи; чтение и воспроизведение в парах диалога о планах на каникулы; прослушивание и чтение текста сюжетного диалога; самостоятельное выполнение задания с целью проверки понимания текста с последующей взаимопроверкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4-дэхи класстаүзэхэтемэнүүд ба сагайхубаарилга

Календарно-тематический план. 4 класс

УМК «Амармэндэ!»

Тема

Дата

проведения

по плану

по факту

 

1 четверть -18ч

  

1.

Миниибулэ – 11чМоя семья

Танилсая! Знакомство

  

2.

Минии класс. Мой класс.

  

3.

Миниибүлэ. Моя семья.

  

4

Большая семья Арюны.

  

5-6.

Тоолое! Счет.

  

7.

Нэгэдэхиhууриэзэлээбди!

Мы заняли первое место!

  

8-9.

Ши хэдытэйбши?

Сколько тебе лет?

  

10.

Эгэээрхимхэн бэ?

Кто самый лучший?

  

11-12.

Минииуггарбал.

Моя родословная.

  

13-14.

Ши хэнболохобши?

Кем ты станешь?

  

15-16.

Моя мама работает в школе.

  

17.

Контрольная работа

  

18.

Повторение пройденного

  
    
 

2 четверть-14ч

  

19-20

Миниинүхэр. Мой друг.

Миниинухэршатарнаадахадуратай.

Мой друг любит играть в шахматы.

  

21-22.

Шагай наадан. Игра в лодыжки.

  

23-24.

Хэнямартамиртадуратайб?

Любимые виды спорта.

  

25-26.

Шиниидуратайдуушан.

Твой любимый певец, актер.

  

27.

Дэлхэйнэгээнмэдээжэхүнүүд.

Знаменитые люди мира.

  

28-29.

Υнгэтэдэлхэй.

Разноцветный мир.

  

30-31.

Хубсаhан. Одежда.

  

32.

Контрольная работа.

  
    
  

 

33.

Магазинда. В магазине.

  

34.

Сай. Чай, чайный путь.

  

35.

Эдеэн. Пища, продукты.

  

36.

Традиционная пища бурят.

  

37.

Минииүдэр. Мой день.

  

38.

Режим дня.

  

39.

Һайндэрөөр! С праздником!

День рождения.

  

40.

12 жэл. 12 животных.

  

41.

Сказка «Хулганабаамитад».

  

42.

Сагаалганаар! Праздник Сагаалган.

  

43.

Обычаи Белого месяца.

  

44.

Песни, благопожелания.

  

45.

Мамин день. Эжынүдэр.

  

46.

Поздравительная открытка.

  

47.

Сурхарбаан.

  

48.

Их наадам.

  

49.

Известные спортсмены Бурятии.

  

50.

Повторение пройденного.

  

51.

Контрольная работа.

  

52.

Анализ контроля знаний

  
    
  

 

53

Түрэлдайда. Родина.

Жэлэйдүрбэн саг. Времена года.

  

54.

Газааямар бэ?

Погода.

  

55.

Прогноз погоды. Народные приметы.

  

56-57.

Зэрлигамитад. Дикие животные.

  

58.

5 драгоценностей.

  

59.

Тоомгүйхэншандаган.

Описание животных.

  

60.

Чебурашка болон тэрэнэйнүхэд.

  

61.

Манайдуратайонтохон.

Наши любимые сказки.

  

62.

Орготыманайда.

Песня «Заходите в гости к нам».

  

63-64.

Буряадоромнайуужамхандаа!

Бурятия. Районы Бурятии. .

  

65.

Зунайамаралта. Летние каникулы.

  

66.

Повторение пройденного за год.

  

67.

Контрольная работа

  

68.

Анализ контроля знаний.

  
    
    
       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл бур.язык50.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка по бурятскому языку

Рабочая программа по бурятскому языку для 4 класса составлена в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», законом «О языках народов РФ» (25.10.1991г.), законом «О языках народов Республики Бурятия» (10.06.1992г.), региональным стандартом начального и основного общего образования как государственному языку Республики Бурятия (09.06.2008г. №830), базисным учебным планом для ОУ РФ. В 1996 году Постановление правительства о ходе выполнения Закона Республики Бурятия « О языках народов Республики Бурятия» утвердило Государственную программу по сохранению и развитию языков

Актуальность программы

Уровень владения бурятским языком, задаваемый в программе, характеризует образовательные услуги, которые представляют учащимся регион и школа согласно стандарту по бурятскому языку как государственному. Основной целью обучения бурятскому языку является формирование у школьников коммуникативных умений, поэтому в качестве минимальных требований в программе указываются требования к овладению коммуникативными умениями (говорением, аудированием, чтением, письмом). Бурятский язык является одним из предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Он входит в число предметов НРК, способствует общему речевому, поликультурному развитию, расширению кругозора и воспитанию на народных традициях бурятского народа. Предмет «Бурятский язык» способствует формированию представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя как одного из носителей культуры и духовных ценностей бурятского народа, проживающего на территории Республики Бурятия, национальной идентичности, гражданственности, норм морали и речевого поведения.

Цели и задачи.

В процессе обучения по курсу "Бурятский язык как государственный" важно реализовать следующие цели:

— формирование умений общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

- способность и готовность общаться на языке в пределах тем, определенным УМК и региональным Стандартом;

— развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению бурятского языка на последующих ступенях школьного образования;

— обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании бурятского языка как средства общения;

— освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и т. п.), наблюдаемых в родном и бурятском языках;

— приобщение к новому социальному опыту с использованием бурятского языка: знакомство с поликультурным миром, с обычаями и традициями бурятского народа, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на бурятском языке, с доступными учащимся произведениями детской художественной бурятской литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других национальностей:

— формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений;

— развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных мини-спектаклей с использованием бурятского языка;

— приобщение младших школьников к новому социальному опыту - за счет проигрывания на бурятском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.

Методы и формы решения поставленных задач.

При выборе методики обучения бурятскому языку в условиях основной школы нужно обратить особое внимание на использование тех видов деятельности, которые наиболее подходят для детей младшего школьного возраста. Самым эффективным методом остаётся дидактическая и сюжетно-ролевая игра. Эти игры, участниками которых являются, как правило, несколько учеников, группа или весь класс, особенно эффективны для формирования умений разыгрывать различные роли в типичных ситуациях иноязычного общения, отвечать на вопросы, вступать в диалог, рассказывать и т.п.

Разнообразие заданий в учебнике и рабочей тетради, их дифференциации по характеру и по степени трудности, позволяет учителю учитывать различие речевых потребностей и способностей учащихся, регулирует темп и качество овладения материалом, а также индивидуальную посильную учебную нагрузку учащихся.

В организации речевой деятельности на уроках соблюдается равновесие между деятельностью, организованной на непроизвольной и произвольной основе. Всюду, где возможно, условия реального общения моделируется в ролевой игре, чтобы максимально использовать механизмы непроизвольного запоминания.

Работа по овладению языковыми средствами тесно связана с их использованием в речевых действиях, выполняемых учащимися при решении конкретных коммуникативных задач.

При этом используется разные формы работы (индивидуальные, парные, групповые, коллективные) как способы подготовки к условиям реального общения. Создаются условия для развития индивидуальных способностей учащихся в процессе их коллективного взаимодействия, помогающего создавать на уроке атмосферу взаимопонимания и сотрудничества. Это способствует развитию самостоятельности, умения быть членом команды при решении различного рода учебных и познавательных задач. Одним из действенных способов организации речевого взаимодействия учащихся выступает работа в малых группах сотрудничества.

Актуальность проблемы сохранения здоровья школьников приобретает особую остроту в условиях современной жизни нашего общества, вставшего на путь социально-экономических преобразований. Учебный материал данной программы позволяет реализовать здоровьесберегающие технологии в процессе обучения бурятскому языку. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни. Чтобы избежать перегрузки учащихся, необходимо соблюдать объем всех видов тестов, а контрольные работы проводить по календарно – тематическому плану.

Логические связи с другими предметами.

Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения бурятского языка в различном социально-ролевом и ситуативном контексте, курс насыщен заданиями учебно-познавательного характера, национально-региональным материалом. Деятельностный характер предмета позволяет сочетать речевую деятельность на бурятском языке с другими видами деятельности (игровой, познавательной, художественной и т. п.), осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру.

Программа рассчитана на 1 год (2019-2020 учебный год).

Планируемые результаты обучения

В соответствии с требованиями ФГОС НОО в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов.

Личностные результаты

Личностными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются:

- общее представление о социокультурном пространстве как о многоязычном и поликультурном сообществе;

- осознание языка, в том числе бурятского, как средства общения между людьми на территории РБ и за ее пределами;

-знакомство с миром сверстников с использованием средств изучаемого языка (через детский фольклор, образцы детской бурятской художественной литературы, традиции и обычаи бурятского народа).

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются:

- развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;

- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

- расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;

- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению бурятского языка;

- овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, справочными материалами, Интернетом и т. д.).

Предметные результаты:

1. Предметные результаты в коммуникативной сфере

1.1. Коммуникативная компетенция (владение бурятским языком как средством общения)

Говорение

I. учащийся научится:

- вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения

- уметь на элементарном уровне описывать предмет, картинку, персонаж;

- уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге.

II. Учащийся получит возможность научиться:

- участвовать в элементарном диалоге-расспросе, задавая вопросы собеседнику и отвечая на его вопросы;

- воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора, детские песни;

- составлять краткую характеристику персонажа;

- кратко излагать содержание прочитанного текста.

Аудирование

I. Учащийся научится:

- понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;

-воспринимать на слух основное содержание небольших доступных текстов, построенных на изученном языковом материале.

II. учащийся получит возможность научиться:

- воспринимать на слух в аудиозаписи небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, и полностью понимать содержащуюся в нем информацию;

- использовать контекстуальную и языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.

Чтение

I. Учащийся научится:

- соотносить графический образ бурятского слова с его звуковым образом;

- читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и соответствующую интонацию;

- читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова; находить в тексте нужную информацию.

II. учащийся получит возможность научиться:

-догадываться о значении незнакомых слов по контексту;

- не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.

Письмо

I. Учащийся научится:

- владеть техникой письма;

- списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;

- писать с опорой на образец поздравление с праздником и короткое личное письмо.

II. Учащийся получит возможность научиться:

- составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам;

- заполнять простую анкету;

- в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;

- правильно оформлять конверт (с опорой на образец);

- делать по образцу подписи к рисункам/фотографиям.

1.2. Языковая компетенция (владение языковыми средствами)

Графика, каллиграфия, орфография

I. Учащийся научится:

- воспроизводить графически и каллиграфически корректно все бурятские буквы алфавита (прописное написание букв, слов);

- находить и сравнивать (в объеме содержания курса) такие языковые единицы, как звук, буква, слово;

- применять основные правила чтения и орфографии, изученные в курсе начальной школы;

-отличать специфические буквы бурятского алфавита.

II. Учащийся получит возможность научиться:

- сравнивать и анализировать буквосочетания бурятского алфавита;

- группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;

- уточнять написание слова по словарю учебника.

Фонетическая сторона речи

I. Учащийся научится:

- адекватно произносить и различать на слух все звуки бурятского языка; соблюдать нормы произношения звуков;

- соблюдать правильное ударение в изолированных словах и фразах;

- соблюдать особенности интонации предложений;

- корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико- интонационных особенностей.

II. Учащийся получит возможность научиться:

- распознавать случаи использования специфических звуков ү, h, өө и правильно произносить их в речи;

- соблюдать интонацию перечисления, тонирования долгих гласных;- соблюдать правило гармонии гласных;

- читать изучаемые слова;

- писать специфические буквы.

Лексическая сторона речи

I. Учащийся научится:

- распознавать и употреблять в речи изученные в пределах тематики начальной школы лексические единицы (слова, словосочетания, оценочную лексику, речевые клише), соблюдая лексические нормы;

- оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.

II. Учащийся получит возможность научиться:

- узнавать простые словообразовательные элементы;

- опираться на языковую догадку при восприятии сложных слов в процессе чтения и аудирования;

- составлять простые словари (в картинках, двуязычные) в соответствии с поставленной учебной задачей, используя изучаемую в пределах тематики начальной школы лексику.

Грамматическая сторона речи

I. Учащийся научится:

распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, общий и специальный вопросы, утвердительные и отрицательные предложения; выразить согласие/несогласие.

распознавать и употреблять в речи изученные существительные в единственном и во множественном числе; личные местоимения; количественные (до 1000) и порядковые (до 10) числительные; наиболее употребительные послелоги.

II. Учащийся получит возможность научиться:

-оперировать в речи личными местоимениями би, ши, та, бидэ, тэрэ, тэдэ;

- распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, прилагательные, глаголы);

1.3. Социокультурная осведомленность

I. Учащийся научится:

- называть праздники изучаемого языка по-бурятски;

- узнавать некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжеты некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольшие произведения детского фольклора (стихов, песен);

- соблюдать элементарные нормы речевого и неречевого поведения, в учебно-речевых ситуациях.

II. Учащийся получит возможность научиться:

- называть названия озер, рек, города изучаемого языка по-бурятски;

- рассказывать о некоторых достопримечательностях города по-бурятски;

-воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора (стихи, песни) на бурятском языке;

- осуществлять поиск информации о РБ в соответствии с поставленной учебной задачей в пределах тематики, изучаемой в начальной школе.

2Предметные результаты в познавательной сфере

Учащийся научится:

- сравнивать языковые явления родного и бурятского языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;

- действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы;

- совершенствовать приемы работы с текстом с опорой на умения, приобретенные на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и др.);

- пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы);

- осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах.

3. Предметные результаты в ценностно-ориентационной сфере

Учащийся научится:

- представлять бурятский язык как средство выражения мыслей, чувств, эмоций;

- приобщаться к культурным ценностям бурятского народа через произведения детского фольклора, через непосредственное участие в сферах общения.

4. Предметные результаты в эстетической сфере

Учащийся научится:

- владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на бурятском языке;

- осознавать эстетическую ценность литературных произведений в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.

5. Предметные результаты в трудовой сфере

Учащийся научится:

- следовать намеченному плану в своем учебном труде.

6.Общеучебные умения и универсальные учебные действия

В процессе изучения курса «Бурятский язык как государственный» младшие школьники:

• совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.);

• овладевают более разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы; контекст;

• совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;

• учатся осуществлять самоконтроль, самооценку;

• учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).

Общеучебные и специальные учебные умения, а также социокультурная осведомлённость приобретаются учащимися в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Поэтому они не выделяются отдельно в тематическом планировании.

Cодержание учебного предмета

«Бурятский язык» 4 класс

I ЧЕТВЕРТЬ – 17 ЧАСОВ 1 раздел «Моя семья» (23 часа)

Темы раздела:

  • Знакомство. Формирование у учащихся деятельностых способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: чтение и воспроизведение в парах диалога в ситуации бытового общения (приветствие, знакомство); составление вопросов и проведение опроса среди одноклассников. Лексические и грамматические структуры: Минии нэрэ… Би … гэжэ нэрэтэйб

  • Мой класс. Составить рассказ по рисунку. прочитать и сделать смысловой перевод. Лексика по теме «Школьные принадлежности» Лексические и грамматические структуры: Энэ/Тэрэ басаган. Энэ хэн бэ? Тэрэ юун бэ? .

  • Моя семья. Знать названия членов семьи, уметь извлекать необходимую информацию из текста, прогнозировать содержание текста. Лексика по теме «Члены семьи», чтение текста и выполнение после текстовых заданий; тренировка употребления лексики в речи; чтение и воспроизведение диалога в парах; прослушивание и чтение текста сюжетного диалога; самостоятельное выполнение задания с целью контроля понимания текста с последующей взаимопроверкой. Лексические и грамматические структуры: Энэ Бата гү? Тиимэ./ Бэшэ

  • У Арюны большая семья. Систематизация знаний по теме «Члены семьи», чтение текста и выполнение после текстовых заданий. Лексические и грамматические структуры: Бата ахайтай, эгэшэтэй. Баяр номгүй, дэбтэргүй. Би эгэшэтэйб.

  • Счет от 1 до 20. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): повторение изученных лексических единиц (количественные числительные от 1 до 20); тренировка употребления лексики в речи; прослушивание, чтение и воспроизведение в парах мини-диалога о времени; Лексические и грамматические структуры:

                  Саг хэдыб? Найман саг.

  • Мы заняли первое место. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): знакомство с новыми лексическими единицами, повторение изученных лексических единиц (порядковые числительные от 1 до 20); тренировка употребления лексики в речи. Лексические и грамматические структуры: Баяр гурбадахи класста hурадаг. Манай класс нэгэдэхи hуури эзэлээ.

II ЧЕТВЕРТЬ (14 часов)

  • Моя родословная. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: тренировка употребления изученных лексических единиц в речи; чтение и воспроизведение диалога в парах; Окончания родительного падежа: - ын, -иин, -н, -ай, -ой,-эй, -гай

  • Кем ты станешь.  Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): знакомство с новыми лексическими единицами (профессии), повторение изученных лексических единиц; тренировка их употребления в речи. Чтение диалога, выполнение послетекстовых заданий. Лексические и грамматические структуры: -Ши хэн болохобши? --Би эмшэн болохоб. -Шинии эжы хэн бэ? -Минии эжы багша.
  • Моя мама работает в школе. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: тренировка употребления изученных лексических единиц в речи; чтение и воспроизведение диалога в парах. Лексические и грамматические структуры: -Шинии эжы хана хүдэлдэг бэ? - Эжы hургуулида хүдэлдэг.

Раздел 2 «Мой друг»

  • Виды спорта. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: знакомство с новыми лексическими единицами увлечения (глаголы), тренировка употребления изученных лексических единиц в речи; чтение и воспроизведение мини-диалога в парах; повторение правил образования; чтение текста про себя и коллективная беседа на основе вопросов по содержанию текста; подготовка к написанию рассказа о своем друге при консультативной помощи учителя. Лексические и грамматические структуры: -Ши юу хэхэ дуратайбщи? -Би хатарха дуратайб. Минии эжы дуулаха дуратай.

  • Кто твой любимый певец. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: знакомство с новыми лексическими единицами (профессии), тренировка употребления изученных лексических единиц в речи; чтение и воспроизведение мини-диалога в парах; повторение правил образования; чтение текста про себя и коллективная беседа на основе вопросов по содержанию текста.

  • Разноцветный мир. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изученного предметного содержания: знакомство с новыми лексическими единицами; чтение и перевод небольших текстов познавательного характера; определение значений незнакомых слов с помощью картинок, контекста или словаря в учебнике; чтение и воспроизведение минидиалога в парах. Лексические и грамматические структуры: -Ши ямар үнгэдэ дуратайбши? Би … үнгэдэ дуратайб.

  • Промежуточная конрольная работа
  • Одежда. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: знакомство с новыми лексическими единицами (одежда), тренировка употребления изученных лексических единиц в речи; чтение и воспроизведение мини-диалога в парах; чтение текста про себя и коллективная беседа на основе вопросов по содержанию текста. Окончания множ. числа –ууд, -үүд Лексические и грамматические структуры: Энэ минии малгай. Энэ минии самсанууд.

  • В магазине. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: тренировка употребления изученных лексических единиц в речи (одежда); чтение и воспроизведение мини-диалога в парах; чтение текста про себя и коллективная беседа на основе вопросов по содержанию текста. Окончания множ. числа –ууд, -үүд Лексические и грамматические структуры: -Шамда юун хэрэгтэйб? -Намда гутал хэрэгтэй

Раздел 3 «С праздником» (4 часа)

Темы раздела:

  • Сагаалган. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: тренировка употребления изученных лексических единиц в речи (Сагаалган); чтение и воспроизведение поздравления; подготовка к выполнению индивидуального творческого задания при консультативной помощи учителя. Лексические и грамматические структуры: -Сагаалганаар!

  • Годичный цикл. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): знакомство с новыми лексическими единицами (12 животных), повторение изученных лексических единиц; тренировка их употребления в речи. Чтение диалога, выполнение послетекстовых заданий. Лексические и грамматические структуры: -Ши ямар жэлтэйбши? -Би бар жэлтэйб.

«Мой друг» (6 часов) продолжение

Темы раздела:

  • Еда. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: знакомство с новыми лексическими единицами (Пища), тренировка употребления изученных лексических единиц в речи; Лексические и грамматические структуры: -Хилээмэн хэдытэб? -20 түхэригтэ. -Би буузада дуратай. -Би баhа буузада дуратайб.

  • Мой день. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: знакомство с новыми лексическими единицами на тему «Распорядок дня» (глаголы), тренировка употребления изученных лексических единиц в речи. Лично – предикативная частица - би Лексические и грамматические структуры: Би 7 сагта бодогби

  • Промежуточная конрольная работа

Повторение по теме «Еда», «Одежда»

Раздел 4 «Родная Земля» 17 часов

Темы раздела:

  • Времена года. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): знакомство с новыми лексическими единицами по теме «Времена года»; тренировка употребления новой лексики в речи; чтение и воспроизведение в парах мини-диалога о предстоящей погоде. Лексические и грамматические структуры: - Шинии түрэhэн үдэр үбэлдөө гү? - Минии түрэhэн үдэр зундаа.
  • Дикие животные. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов, действий): знакомство с новыми лексическими единицами; тренировка употребления новой лексики в речи; чтение и воспроизведение в парах минидиалога о животных; прослушивание и чтение текста сюжетного диалога; самостоятельное выполнение задания с целью проверки понимания текста с последующей взаимопроверкой.

  • Части тела животных. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: повторение изученных лексических единиц по теме «Дикие животные», «Части тела»; чтение и перевод небольших текстов познавательного характера; определение значений незнакомых слов с помощью картинок.

  • Веселый заяц. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: повторение изученных лексических единиц по теме «Дикие животные», «Части тела» (прилагательные); чтение и перевод небольших текстов познавательного характера; определение значений незнакомых слов с помощью картинок.

  • Любимая сказка. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): прослушивание и чтение сказки; самостоятельное выполнение задания с целью проверки понимания текста с последующей взаимопроверкой.
  • Бурятия. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): знакомство с новыми лексическими единицами по теме «Бурятия»; тренировка употребления новой лексики в речи; чтение и воспроизведение текста. Лексические и грамматические структуры: Хориин амагай түб – Хоринск

  • Летние каникулы. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): знакомство с новыми лексическими единицами; тренировка употребления новой лексики в речи; чтение и воспроизведение в парах диалога о планах на каникулы; прослушивание и чтение текста сюжетного диалога; самостоятельное выполнение задания с целью проверки понимания текста с последующей взаимопроверкой.

4-дэхи класста үзэхэ темэнүүд ба сагай хубаарилга

Календарно-тематический план. 4 класс

УМК «Амар мэндэ!»

Тема

Дата

проведения

по плану

по факту

1 четверть -18ч

1.

Минии булэ – 11чМоя семья

Танилсая! Знакомство

2.

Минии класс. Мой класс.

3.

Минии бүлэ. Моя семья.

4

Большая семья Арюны.

5-6.

Тоолое! Счет.

7.

Нэгэдэхи hуури эзэлээбди!

Мы заняли первое место!

8-9.

Ши хэдытэйбши?

Сколько тебе лет?

10.

Эгээ эрхим хэн бэ?

Кто самый лучший?

11-12.

Минии уг гарбал.

Моя родословная.

13-14.

Ши хэн болохобши?

Кем ты станешь?

15-16.

Моя мама работает в школе.

17.

Контрольная работа

18.

Повторение пройденного

2 четверть-14ч

19-20

Минии нүхэр. Мой друг.

Минии нухэр шатар наадаха дуратай.

Мой друг любит играть в шахматы.

21-22.

Шагай наадан. Игра в лодыжки.

23-24.

Хэн ямар тамирта дуратайб?

Любимые виды спорта.

25-26.

Шинии дуратай дуушан.

Твой любимый певец, актер.

27.

Дэлхэйн эгээн мэдээжэ хүнүүд.

Знаменитые люди мира.

28-29.

Υнгэтэ дэлхэй.

Разноцветный мир.

30-31.

Хубсаhан. Одежда.

32.

Контрольная работа.

33.

Магазинда. В магазине.

34.

Сай. Чай, чайный путь.

35.

Эдеэн. Пища, продукты.

36.

Традиционная пища бурят.

37.

Минии үдэр. Мой день.

38.

Режим дня.

39.

Һайндэрөөр! С праздником!

День рождения.

40.

12 жэл. 12 животных.

41.

Сказка «Хулгана ба амитад».

42.

Сагаалганаар! Праздник Сагаалган.

43.

Обычаи Белого месяца.

44.

Песни, благопожелания.

45.

Мамин день. Эжын үдэр.

46.

Поздравительная открытка.

47.

Сурхарбаан.

48.

Их наадам.

49.

Известные спортсмены Бурятии.

50.

Повторение пройденного.

51.

Контрольная работа.

52.

Анализ контроля знаний

53

Түрэл дайда. Родина.

Жэлэй дүрбэн саг. Времена года.

54.

Газаа ямар бэ?

Погода.

55.

Прогноз погоды. Народные приметы.

56-57.

Зэрлиг амитад. Дикие животные.

58.

5 драгоценностей.

59.

Тоомгүйхэн шандаган.

Описание животных.

60.

Чебурашка болон тэрэнэй нүхэд.

61.

Манай дуратай онтохон.

Наши любимые сказки.

62.

Орготы манайда.

Песня «Заходите в гости к нам».

63-64.

Буряад оромнай уужамхан даа!

Бурятия. Районы Бурятии. .

65.

Зунай амаралта. Летние каникулы.

66.

Повторение пройденного за год.

67.

Контрольная работа

68.

Анализ контроля знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока бурятского языка в 1 классе

Урок бурятского языка проведен в рамках "Дня бурятского языка"...

Презентация к уроку бурятского языка

предназначена для учащихся 2 класса бурятской школы по теме "Перенос слов"...

Урок бурятского языка в 4 классе

Хэшээлэй темэ: Хэлэлгын хубинуудаар дабталга...

Рабочая программа по бурятскому языку. 3 класс. Д.Д.Ошоров, С.Ц.Содномов, Р.С. Дылыкова.

Рабочая программа по бурятскому  языку. 3 класс. Д.Д.Ошоров, С.Ц.Содномов, Р.С. Дылыкова....

Разработка урока по бурятскому языку. Интегрированный урок: Бурятский язык+окружающий мир

Разработка урока по бурятскому языку как государственному языку. Интегрированный урок...

План самообразования "Технология преподавания бурятского языка для детей с разным уровнем знаний родного языка в условиях активной билингвальной среды"

План самообразования "Технология преподавания бурятского языка для детей с разным уровнем знаний родного языка в условиях активной билингвальной среды"...