"Милосердие- это активная доброта" классный час
план-конспект занятия (2 класс)

Курушина Елизавета Андреевна

 

Цели деятельности учителя: формирование   внутренней позиции к милосердию как нравственной ценности человека, морально-этической ориентации на выполнение милосердных поступков; Воспитание e обучающихся нравственных качеств милосердия;

 

Планируемые результаты

-личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков милосердных отношений со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; оценка собственных милосердных поступков.

-метапредметные: формирование умений выражать свои мыслей с достаточной полнотой и точностью, сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение   контролировать и оценивать учебные действия.

 

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация, пословицы,  анкеты, сердечки.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Рассказ «Милосердие»

Слайд 4

Цели занятия: 1)Узнать значение слова «милосердный»; 2)Узнать о милосердных поступках; 3)Понять, на сколько милосердны одноклассники. Понять, как развивать милосердие

Слайд 5

“Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие” Сергей Иванович Ожегов



Предварительный просмотр:

Дата:  12.03.2019                                                                                                     Учитель: Соколова О.Н.

Школа: МБОУ НОШ № 95                                                                        Методист: Посадских Л. С._________

Кабинет: 213                                                                                        Студент: Курушина Е.А.

Класс: 2-5

Предмет: педагогика

Тема: «Милосердие – это активная доброта».

Цели деятельности учителя: формирование   внутренней позиции к милосердию как нравственной ценности человека, морально-этической ориентации на выполнение милосердных поступков; Воспитание e обучающихся нравственных качеств милосердия;

Планируемые результаты

-личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков милосердных отношений со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; оценка собственных милосердных поступков.

-метапредметные: формирование умений выражать свои мыслей с достаточной полнотой и точностью, сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение   контролировать и оценивать учебные действия.

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация, пословицы,  анкеты, сердечки.

Этапы

Методы и приемы

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Словес.:

слово учителя,

мотивация к учебной деятельности.

1 мин

  Здравствуйте, меня зовут Елизавета Андреевна,сегодня нас с вами ждет важное и увлекательное занятие. Сейчас я вам зачитаю пословицы и поговорки, а вы должны понять, какой смысл объединяет эти пословицы?

- Надо людей тешить, тогда и люди утешат тебя.

 - Зариться на чужое - своё не беречь.

- Кто злым попускает, тот сам зло творит

- Чужое береги - свое сбережётся.

Какой смысл объединяет все эти пословицы?

- Верно, а о чем именно мы сегодня будем говорить вы узнаете чуть позже.

Приветствуют учителя.

Подготовка к уроку. Слушают пословицы

- Все они говорят о том, что нужно к людям относиться по-хорошему, тогда и тебе добро будет

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Мотивационный

Словес.

Наглядный: показ

слайда


Словесный:

беседа

Бе

6 мин

Чтобы узнать о чем мы с вами сегодня будем говорить, я предлагаю  вам послушать рассказ, далее предложу вам ответить на вопросы.

Рассказ «Милосердие»

 - О чем рассказ?

 - Кто проявил милосердие?

 - Как вы думаете, ребята, какие чувства пережил мальчик, совершив милосердный поступок?

 - Ребята, как вы думаете, можно ли милосердие в себе воспитать? Как?

-  Как вы понимаете выражение «активная доброта»?

- А что же такое милосердие?

Слушают учителя и планируют свои действия

Анализируют содержание рассказа, отвечают на вопросы

Высказывают свое мнение

- Милосердное поведение человека

- это готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Постановка  темы и учебной задачи

Словес.: беседа

Нагляд.:презентация

3 мин

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Предположения детей)

Тема нашего урока звучит так: «Милосердие – это активная доброта».

 - Каждый наш поступок, каждое наше желание отражается на окружающих. И, поэтому, надо проверять свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств тем, кто рядом с вами.

Давайте попробуем поставить цели занятия:

- Верно именно это и есть цели нашего занятия.

Высказывают свои предположения. Формулируют тему урока

1)Узнать значение слова «милосердный»;

2)Узнать о милосердных  поступках;

3)Понять, на сколько милосердны одноклассники.

Понять, как развивать милосердие

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р.: принимают и сохраняют уч. задачу, прогнозирование.

Решение частных задач

Словес.: беседа

Нагляд.: презентация

Словес.:ответы на вопросы

Нагляд.: презенцация

Словес.: ответы на вопросы

Нагляд.: презентация

Словес.: слово учителя

 Словес.: фронтальный опрос

Словес.: рассказывание

Словес.: слово учителя

Словес.: ответы на вопросы, фронтальный опрос

Словес.: слово учителя

Практич.: работа в группах

Нагляд.: презентация

Практич.: проверка групповых работ

Словес.: слово учителя

Нагляд.: презентация

2 мин

3 мин

5 мин

7 мин

стоящий

Отзывчивость, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий, для того, чтобы было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
- Как вы думаете. Кто такой милосердный человек?


- Как вы думаете, от какого слова произошло слово “милосердие”?

- Правильно, милость к людям, к животным, к растениям – ко всему, что нас окружает.
- Сергей Иванович Ожегов дал такое определение этому слову: “Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие”. В энциклопедическом словаре: Милосердие - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых
-Ребята, если бы вас попросили милосердие нарисовать, какое бы изображение вы предложили?
- Ребята, какими качествами обладает милосердный  человек?  

- Кто может привести примеры милосердного  отношения людей.

Проявляя внимание, заботу к окружающим. Делиться тем, чем можешь поделиться. Оказывать любую помощь и поддержку, которые в наших силах. Нельзя оставаться в стороне, нужно всегда откликаться на чужую беду. - Ребята, как мы можем проявить милосердие на практике, в жизни?  

  

-  У вас на партах лежат сердечки, напишите в них кратко: очень значимые для других милосердные поступки, которые совершили вы?

--Кто хочет поделиться со всем классом своим, милосердным поступком?

- Отлично!

Каждый человек способен на милосердие.

- А сейчас давайте проведем небольшую физкультминутку.

Физ. Минутка

А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

    Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?
Учитель предлагает учащимся похлопать (один раз), если речь идет о милосердии.

Покормить птиц зимой?
• Утаить от друга, полученный сладкий приз?
• Сломать ветку на дереве?
• Помочь пожилому человеку донести тяжелые сумки?
• Изрисовать стену жилого дома краской из баллончика?
• Помочь библиотекарю подклеить старые книжки?
• Принять участие в субботнике по уборке территории школы?
• Уступить место в автобусе пожилому человеку?

Групповая работа    Образ милосердного человека

Задание: Напишите, какие дела он должен делать, чтобы мы его назвали милосердным?

Благодаря вашей    работе мы составим собирательный образ милосердного человека. Давайте сделаем его милосердным.

Пусть каждый припишет ему признак милосердного человека. Нужно выбрать из этих слов те, которые относятся к    милосердным людям.

- Посмотрим, что у нас получилось. Какого человека мы называем   милосердным?

Научиться быть по- настоящему   милосердным – трудно. Человек должен чаще  размышлять о своих  поступках по отношению к другим.

Задание:  И теперь я хочу провести анкету. Ваша задача ответить на вопросы в анкете. Отвечать нужно только «да» или «нет».

  1. Можно ли человека заставить быть   милосердным ? (нет)
  2. Можно ли стать милосердным на время? (нет)
  3. Нужно ли проявлять милосердие к любому человеку? (да)
  4. Есть ли у вас желание делать добрые дела? (да)
  5. Скажите можно своё сердце научить добру? (да)
  6. Как вы думаете, добро на земле должно жить вечно? (да)
  7. Можно ли сказать, что милосердие – это вечная ценность? (да)

- Подведем итоги: те ребята, у кого получилось больше ответов “да” стремятся к  милосердию

Знакомятся с понятием доброта

- Отзывчивый, милосердный человек -это человек, доброжелательный, заботливый, нежадный, дарующий тепло.
- милость, милый, милое сердце, помиловать, милостыня

Воспринимают информацию.

(сердце, голубь, ангел)

- Чистый душой, понимающий, мягкий, сочувствующий

- Люди , помогают в беде (Магнитогорск - взрыв дома), выражают сочувствие

Помог брошенному животному, помог маленькому другу, собирал вещи для приюта, починил, ухаживал за цветами.

Участвуют в обсуждении примеров милосердия

- поступать красиво

Выполняют задание по образцу

Слушают задание учителя

- Аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый ,  умеет прощать обиды, чуткий, скромный, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый ,  ласковый, весёлый, счастливый, жадный, крикливый, понимающий, безжалостный, душевный.

Анализируют сказку

П.: извлечение информации.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К.: формулируют ответы и выводы;

строят речевые высказывания; участвуют в диалоге.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р.: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Л.: самостоятельное  решение проблем творческого и  поискового характера.

П.: построение речевого высказывания.

П.: извлечение необходимой информации из прослушанного текста, анализ.

П.: извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

К.: участвуют в учебном диалоге; построение речевого высказывания.

К.:формулирование ответов и выводов.

Рефлексия.

Подведение итогов.

Словес.: отв. На вопросы.

Словес.: подведение итога

3 мин

А теперь, скажите, о чем мы сегодня узнали?

 Как вы поняли, что означает отзывчивость  и  милосердие? Вспомните, какие мы ставили с вами цели, и поднимите руку те, кто считают, что мы достигли посталенных целей.

Что для вас сегодня было ценным?

Что нового для себя вы узнали?

На доске вы видите конверты, я вам раздам жетоны.

У   кто считает себя отзывчивым человеком, положат в оранжевый конверт свой жетон, а у кого пока этого качества не достает в синий.

 Отлично! Я рада, что вас так много  оранжевых жетонов!

Я хочу подарить частичку своего сердца (раздает сердечки) и делаю это потому, что на мой взгляд вы сегодня смогли стать на чуточку отзывчивей и  милосердней.

Спасибо всем! Наш классный час подошел к концу. До свидания!

Анализируют урок вместе с учителем, подводят итоги.

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Приложение

Рассказ «Милосердие»

Дима шел по улице рядом с мамой. Был солнечный, морозный день.  Диме было весело — то ли оттого, что было воскресенье, а уроки он сделал ещё вчера и папа подарил ему новый телефон. 
Мама на минуту остановилась. Перед ними стояли лотки с фруктами.  Это были маленькие кусочки лета в шелестящих и звенящих от мороза пакетах.
 
У Димы даже слюнки потекли. Мама, словно прочитав его мысли, уверенно направилась к лотку. Он уже представлял, как дома сделает из апельсина цветок, как красиво будут смотреться яблоки в вазочке на столе.
 
Внезапно Димины мечты нарушил старческий голос. Какая-то старушка, задев его, протянула руку к продавщице и попросила:
 
— Милая, дай мне, пожалуйста, яблочко. Я очень хочу есть. Я ещё ничего не ела сегодня, и мне кажется, что я вот-вот упаду. Плохо мне...
 
Дима не слышал, что ответила продавщица. Он не отрываясь смотрел на старушку, на иссохшую, дрожащую руку, на старенькое поношенное пальто.
 
По щеке старушки пробежала слеза и затерялась в морщинах, густо изрезавших её лицо.
 
Дима протянул ей пакет с   фруктами, которые купила для него мама. Их глаза встретились.
 
Он прошептал:
 
— Вот, возьмите, пожалуйста!
 
Слёзы заблестели в его глазах. Мальчик бросился к матери, затем потянул за руку:
 
— Пойдём скорее!
 
Отойдя немного, мальчик обернулся. Старушка всё ещё стояла на том же месте. Она спрятала фрукты в старенькую сумку, в руке её осталось только одно красное пузатое яблоко. Дима видел, как она чему-то улыбнулась. Мальчик вздохнул и медленно пошёл с мамой.
 Мама посмотрела на него и тихо улыбнулась.
Он теперь знал, что рядом живут люди, которые нуждаются не только в солнечном свете, но и в тепле, милосердии  , только  надо  понимать и  слышать их  просьбу о помощи.

И как всё-таки здорово, что он, Дима, может им хоть чем-то помочь.

Каждый учащийся получает листок с изображением дерева, его корней и ветвей без листьев. Ученикам предлагают создать «аллею впечатлений» о прошедшем деле (мероприятии). Дети получают задание от классного руководителя. Необходимо честно выразить свое мнение о проводимом деле (мероприятии):

* Если оно не понравилось, то изображение на листке не надо дорисовывать;

* Если оно было интересным, то карандашом дорисовывают листья;

* Если оно оказалось полезным, то рисунок дополняют изображением травы;

* Если в подготовке и проведении ученик принимал участие, то он может дополнить изображение цветами.

Все листы прикрепляются к стенду на классной доске, таким образом, создается «аллея впечатлений»

Обработка и интерпретация полученных результатов.

По количеству дополнений, сделанных к изображению дерева, можно судить об интересности, полезности, активности детей при организации дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная лекция "Милосердие – активная доброта"

Сегодня, когда в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, большинство из нас понимают важность и необходимость формирования в детях таких качеств, как доброта, ...

Развитие творческой активности учащихся. Рекомендации для педагогов по развитию творческой активности детей.

Рекомендации дя развития творческой активности детей в процессе любимых занятий...

Использование активных форм обучения как средство формирования познавательной активности учащихся

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала....

: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Урок милосердия на тему "Проявляй милосердие"

Цель: формировать чувство милосердия Оформление: плакат «Учи свое сердце доброте»....

Милосердие и сострадание. Милосердие и дружба. Дела милосердия(4 класс)

Основы православной культуры. Урок по курсу ОРКСЭ...

Конспект классного часа "Милосердие-это активная доброта", 2 класс

Цели: Воспитание у обучающихся нравственных качеств милосердия; формирование внутренней позиции  к милосердию как нравственной ценности человека ,морально-этической ориентации  на ...