Развиваем мышление у младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Балхаснаева Наталья Константиновна

В данной статье вы найдете несколько упражнений, которые помогут развить мышление младшего школьника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_myshlenie_u_mladshih_shkolnikov.docx15.65 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем мышление у младших школьников

Мышление – способность человека рассуждать логически, понимать реальный окружающий мир в понятиях и суждениях. Его развитие у младших школьников осуществляется с помощью специальных игр и упражнений.

 Упражнение 1. Очень интересное упражнение! Полезное не только для детей, но и для взрослых. Это упражнение в качестве теста применяется на кастингах радиоведущих. Представьте себе, приходите вы на кастинг, а вам говорят: «А ну-ка, дружок, соедини-ка нам курицу со столбом». На полном серьезе, так и говорят! Смысл именно в этом, нужно соединить два абсолютно не связанных друг с другом понятия. Радиоведущим это нужно для того, чтобы во время прямых эфиров быстро, красиво составлять подводки к песням, для легких переходов от одной темы к другой. Ну а детям подойдет для развития креативного, творческого, быстрого мышления. Так как же все-таки курицу со столбом соединить?

Вариантов много:

1. Курица ходит вокруг столба.

2. Курица была слепая, шла и врезалась в столб.

3. Курица была сильная, ударила по столбу, а он упал.

4. Столб упал прямо на курицу .

 Хотите потренироваться? Соедините:  ромашку с молоком;  наушники с медузой;  сапоги с луной. Далее придумывайте сами.

Упражнение 2. Словоразбиватели

Если в предыдущем упражнении мы соединяли, то в этом будем разбивать, одно длинное слово на много коротких, состоящих из букв большого слова. По правилам если буква встречается в длинном слове 1 раз, то повторять в коротких словах дважды ее нельзя. Например, слово «выключатель» разбивается на(ель; лак; люк; тюль; вал; ключ; клюв) Я больше не вижу вариантов, а вы? Можно разбивать любые длинные слова, например, «праздник», «картина», «полотенце», «полярник».

Упражнение 3. Ребусы

Разгадывание ребусов помогает мыслить нестандартно, творчески. Учит ребенка анализировать. В ребусах могут присутствовать изображения, буквы, цифры, запятые, дроби, размещенные в самом разном порядке.

Упражнение 4. Спичечные головоломки 

Спички детям не игрушка! А средство для тренировки мышления. В целях безопасности предлагаю заменить спички на счетные палочки. Из таких простых маленьких палочек получаются очень сложные головоломки.  сложите из пяти палочек два одинаковых треугольника;  из семи палочек два одинаковых квадрата; уберите три палочки, чтобы получилось три одинаковых квадратика.

Упражнение 5. Правда и ложь.

 А теперь поработаем Шерлоком Холмсом! Будем искать истину и обнаруживать ложь. Покажите ребенку две картинки, на одной из которых изобразите квадрат и треугольник, а на другой круг и многоугольник. И теперь предложите карточки со следующими высказываниями:

- некоторые фигуры на карточке треугольники;

- на карточке нет треугольников;  

- на карточке есть круги;

- некоторые фигуры на карточке квадраты;

- все фигуры на карточке треугольники;

- на карточке нет многоугольников;

- на карточке нет ни одного прямоугольника.

 Задача — определить, ложны эти высказывания или истинны для каждой картинки с фигурами. Подобное упражнение можно проводить не только с геометрическими фигурами, а и с изображениями животных. Например, поместить на картинку кошку, лису и белку.

Упражнение 6. Составляем рассказ

Рассказы можно составлять разными способами, например, по картинке или на заданную тему. Это, кстати, поможет научиться писать сочинения. А я предлагаю вам попробовать составить рассказ, опираясь на слова, которые обязательно в этом рассказе должны присутствовать.

Даны слова: Ольга Николаевна, пудель, блёстки, репа, зарплата, седина, замок, наводнение, клен, песня.

Вот что получилось: Ольга Николаевна шла по улице. На поводке она вела своего пуделя Артемона, пудель был весь блестящий. Вчера он сломал замок на шкафчике, добрался до коробочки с блестками и высыпал их на себя. А еще Артемон перегрыз трубу в ванной и устроил настоящее наводнение. Когда Ольга Николаевна пришла домой с работы и увидела все это, в ее волосах появилась седина. А сейчас они шли за репой, так как репа успокаивает нервы. А репа была дорогая, стоила пол-зарплаты. Перед тем как войти в магазин Ольга Николаевна привязала пуделя к клену и, напевая песню, зашла внутрь.

А теперь попробуйте сами! Вот вам три набора слов:

1. Доктор, светофор, наушники, лампа, мышь, журнал, рама, экзамен, дворник, скрепка.

 2. Первоклассница, лето, заяц, кнопка, промежуток, костер, липучка, берег, самолет, рука.

3. Константин, прыжок, самовар, зеркало, скорость, печаль, подножка, шар, список, театр.

Упражнение 7. Наведем порядок

Сыщиками мы уже поработали. Теперь предлагаю поработать полицейскими. Дело в том, что слова в известных пословицах и поговорках нарушили порядок. С нарушителями порядка будем бороться. Попробуйте расставить слова так, как им и положено стоять.

1. Еды, приходит, время, во, аппетит.

2. Вытащишь, не, труда, из, рыбку, пруда, без.

3. Отмерь, раз, а, раз, семь, отрежь, один.

 4. И, кататься, саночки, любишь, возить, люби.

 5. Ждут, не, семеро, одного.

6. Слово, кошке, и, приятно, доброе.

7. Сто, а, рублей, имей, не, имей, друзей, сто.

8. Падает, не, яблони, далеко, яблоко, от.

 9. Течет, камень, не, вода, лежачий, под.

 10. Осени, считают, по, цыплят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие "Развитие геометрического мышления у младших школьников"

Аннотация             В данном пособии  представлены дидактические материалы по формированию элементарных геометрических представ...

Методическое пособие для родителей "Развиваем позновательные процессы младшего школьника"

В данном методическом пособии рассмотрены основные психические процессы младших школьников, а также предложены упражнения на рвзвитие тех или иных познавательных процессов....

Доклад "Формирование критического мышления у младших школьников"

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Пр...

Методическое пособие «Развиваем познавательные процессы младших школьников»

Цель данного методического пособия:  помочь педагогам в  развитии у младших школьников психических познавательных процессов.Методическое пособие содержит описание различных  заданий и у...

Психолого-педагогические аспекты формирования мышления у младших школьников в процессе обучения.Алгоритмическое мышление и методы его развития.

Современный уровень развития науки и техники требует включения в обучение школьников знакомство с моделями и основами моделирования, а также формирования у них навыков алгоритмического мышления. Без п...