Формирование самостоятельности мышления у младших школьников
статья на тему

Мигунова Евгения Николаевна

Выступление на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peds._samostoyatelnost_myshleniya.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №7 г.Липецка

Выступление на педсовете

Учитель начальных классов Мигунова Е.Н.

2012г.

В материалах ФГОС второго поколения (начальное образование) одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности,инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации» [6, с. 8]. В связи с этим ключевой компетенцией младшего школьника является  учебная самостоятельность, которая основывается на развитии самостоятельности мышления, учитывает рефлексивные навыки, индивидуальные особенности учащихся и опирается на общеучебные умения и навыки. Современные программы начальной школы содержат требование воспитывать учебную самостоятельность и формировать умение учиться. Ребёнок, который к концу начального образования не приобрёл этих качеств, в основной школе не справляется с растущими требованиями к усвоению учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к занятиям, учится значительно ниже своих возможностей, а став выпускником школы, оказывается не в состоянии без посторонней помощи творчески выполнять свою работу. Учебная самостоятельность, а именно самостоятельность мышления, основы которой закладываются в 1 классе, рассматривается как один из показателей сформированности учебной деятельности младшего школьника. Авторы УМК для начальной школы включают большое количество материала для развития учебной самостоятельности по каждому предмету, особенно велико их число в учебниках математики. К данному выводу  пришли, проведя анализ педагогической литературы, особо выделяя учебные материалы УМК «Школа 2100» и программы развивающего обучения Л.В. Занкова.

Формирование самостоятельности в мышлении, активности в поиске путей достижения поставленной цели предполагает решение детьми нетиповых, нестандартных задач, имеющих иногда несколько способов решения, хотя и правильных, но в разной степени оптимальных. Для того, чтобы решение таких задач способствовало действительному развитию активного, поискового мышления, оно должно быть организовано особым образом.

Развитие  самостоятельности мышления ребенка происходит только в процессе его активной деятельности. С этой целью важно подготовить детей к активному восприятию и участию в сложной интеллектуальной деятельности, вызвать у них интерес к этой деятельности. Для этого  включаю в урок различные приемы и методы активизирующего обучения: метод "ошибки учителя", эвристическую беседу, игры-путешествия, проблемные ситуации

При формировании познавательной самостоятельности необходимо учитывать исходный уровень познавательной активности, который у каждого обучающегося не одинаковый, а процесс усвоения знаний для всех единый. В этих условиях при формировании познавательной самостоятельности основополагающим становится принцип доступности, который учитывает целый ряд особенностей каждого ученика, т.е. требующий индивидуального подхода. В связи с этим на уроках даю ученикам разноуровневые задания разной сложности, чтобы и слабые и сильные дети чувствовали уверенность в своих силах. На начальных этапах обучения предлагаю задания сама, а далее учащиеся выбирают их сами, руководствуясь цветом: красный – высокий уровень сложности, зелёный – средний, синий – низкий.

1

Чтобы дети свободно могли сотрудничать, проявляли инициативу, активность, развивали коммуникативные способности, я использую групповую работу, проектную и исследовательскую деятельность.

Считаю, что главной целью проектов является создание условий для самовыражения, самореализации обучающихся и для развития самостоятельной деятельности. Цель эта может быть достигнута:

- через проживание ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации

- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.

Я считаю, что самостоятельную познавательную деятельность нужно «взращивать» в тесном контакте «ребёнок – взрослый». Так, например, во 2 классе чаще всего при написании реферата или выполнении проекта основную работу выполняет родитель (поиск информации, выбор главного, оформление), а ребенок наблюдает, учится. Он списывает то, что выделит ему родитель или учитель, а затем представляет реферат, проект в классе. И с каждым новым заданием доля самостоятельности ученика возрастает. В 4-ом классе этот ученик реферат, проект готовит самостоятельно.

Роль взрослого в формировании индивидуального опыта и развитии самостоятельности обучающегося заключается не только в том, чтобы поделиться своими знаниями, умениями, опытом, но и в том, чтобы обратить его внимание на результаты своих действий, помочь проанализировать ошибки и выявить причину неудач; создать условия для успеха в его деятельности. Под воздействием взрослого накопление индивидуального опыта приобретает более организованный, систематический характер.

Самостоятельная деятельность, в том числе и мыслительная,  формируется различными средствами, из которых наиболее распространённой является самостоятельная работа. Она обеспечивается высоким уровнем познавательной активности учеников начальной школы по критериям саморегуляции и целеполагания, которые формируются именно в этом возрасте. На своих уроках использую 4 основных вида самостоятельной работы, основываясь на возможности использования её на различных этапах обучения:

  1. Самостоятельная работа с целью актуализации ранее полученных  знаний (перед изучением нового материала);

2

II. Самостоятельная работа с целью освоения новых знаний (обучающимся предлагается проверка по эталону);

III. Самостоятельная работа с целью закрепления и повторения знаний и развития умений (чаще всего предлагается коллективная проверка решения);

IV. Самостоятельная работа с целью проверки знаний и умений.

Более длительным и сложным оказывается процесс формирования интеллектуального компонента самостоятельности мышления, включающего вербализацию производимых действий, описание и доказательство выполненного задания. Поэтому с первых дней пребывания ребёнка в школе огромное внимание уделяю развитию речи детей.

        Требую только полные ответы, учу из вопроса учителя перестраивать ответ, борюсь со словами- паразитами. Прошу свои высказывания начинать со слов: «Я думаю…», «Я считаю..», «Я уверен..», тем самым добиваясь логически  верного построения предложения , в которое постепенно учащиеся сами добавляют доказательную часть. Определённые действия на уроках, особенно русского языка и математики, прошу комментировать.

        Развитию речи, конечно, способствует литературное чтение, беседы после него, разные виды пересказов. Особое внимание уделяю развитию письменной речи: изложений и сочинений. Сама составляю для учеников памятки, веду большую предварительную работу.

-Очень важным считаю научить детей составлять алгоритмы (планы) способа выполнения предстоящей деятельности, моделировать учебные задачи, в свою очередь пользоваться ими по мере необходимости. Это помогает детям глубже осознать изучаемый материал, расширяет границы переноса, помогает самостоятельно ориентироваться в новых учебных заданиях.

Значительный потенциал в контексте развития самостоятельности мышления у младших школьников находится в содержании и процессе трудового обучения. Включаясь в трудовой процесс, ученик меняет свое представление о себе и об окружающем мире. По мере овладения трудовыми навыками у человека развиваются новые виды мышления: творческое, техническое, практическое, логическое.

Таким образом,в младшем школьном возрасте возможно и необходимо формировать самостоятельность мышления, общую готовность к поисковой деятельности, которая представляет результат  личностного развития, характеризующийся стремлением к самостоятельному усвоению новых знаний и способов действий, умениями обнаружить проблему, определить цель поиска, спланировать умственные действия», быстро и правильно актуализировать знания и поисковые умения», использовать их в новой ситуации. 

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект на уроках технологии как средство формирования самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.

Данный опыт функционирует в МОУ «Коммунаровской СОШ»Автор выступал на методических объединениях учителей начальных классов. Опыт  работы используется  учителями младших классов и учите...

Доклад "Формирование критического мышления у младших школьников"

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Пр...

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В авторской работе мной рассматриваются вопросы: что такое мышление, виды мышления и пути его формирования на уроках и внеурочной деятельности....

Практические советы по формированию самостоятельной читательской деятельности младших школьников

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно, сознательно, волнует многих учителей. В статье раскрывается значение самостоятельной читательской деятельности младших школьников, при...

Доклад на заседании педагогического совета Формирование критического мышления у младших школьников в учебном процессе

Выступление   на заседании педагогического совета Формирование критического мышления у младших школьников в учебном процессеАвтор-составитель: Тиканова Актолкын Кенесовна, учи...

Работа по формированию критического мышления у младших школьников

Статья рассказывает о  приёмах работы над развитием критичесого мышления младших школьников....