Нравственное воспитание учащихся
методическая разработка (1 класс)

Простякова Светлана Николаевна
: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания… Жажда денег, неверие в добро, отсутствие нравственных правил, презрение к мысли, любовь к окольным тропинкам, равнодушие к общественному благу, снисходительность к нарушению законов чести… — вот враги воспитания, с которыми оно призвано бороться».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание младших   школьников.                                                                6

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как  позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания… Жажда денег, неверие в добро, отсутствие нравственных правил, презрение к мысли, любовь к окольным тропинкам, равнодушие к общественному благу, снисходительность к нарушению законов чести… — вот враги воспитания, с которыми оно призвано бороться».

В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что часто дети не понимают, что стоит за такими нравственными категориями как чуткость, ответственность, доброта, сострадание и др.

Детские души очень ранимы. Поэтому нам, преподавателям начальных классов, нужно обращаться с ними нежно и бережно.

Каждый народ из поколения в поколение передаёт свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при этом приобретает народный характер.

Но первыми воспитателями ребёнка были и остаются отец и мать. Их вклад в его развитие трудно переоценить!  «Нравственное воспитание начинается в семье. В семье, образно говоря, закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды.

На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость. Творение человека- высшее напряжение всех духовных сил отца и матери. Дети – это счастье, созданное трудом родителей»- писал В.А.Сухомлинский.

Проблема семейного воспитания в настоящее время очень актуальна. А опыт взаимодействия школы и семьи недостаточно исследован.

К сожалению, многие молодые родители  не совсем правильно понимают задачи семейного воспитания детей, а именно воспитание в ребёнке нравственных чувств. Они считают, что это должны делать детский сад и школа. Никогда не спрашивают, какое настроение у ребёнка, как он себя вёл, что у него на душе, что он сделал хорошего. Они не хотят изживать недостатки своего характера, чтобы не подавать дурного примера детям. Не хотят пожертвовать временем, которое проводят в необязательных разговорах по телефону,  за игрой в карты, компьютерные игры, просмотре телепередач. Ребёнок дома предоставлен сам себе.

Родители, как будто забыли, что каждый взрослый человек пришёл в свою теперешнюю жизнь по дорогам детства. И от того, какими они были, эти дороги, начало всех начал, зависит вся его дальнейшая жизнь. Ребёнок, как губка, впитывает в себя моральные устои своей семьи и понесёт их в свою взрослую жизнь.

Сегодня перед начальной школой стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком. Папам и мамам нужно помнить, что детский сад и школа – только помощники в воспитании ребёнка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно – образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию учащихся "Единство души и земли" (Великие православные праздники)

В настоящее время актуальным является вопрос о преподавании основ православной культуры. Нужно это в школе или нет? Споров много, но все-таки перевес в положительную сторону. Школа должна дать ребенку...

Роль литературного чтения в нравственном воспитании учащихся

Материалы представлены в виде текста моего доклада на заседании методического совета лицея. Значимую помощь в работе над этой темой оказали дистанционные курсы "Уроки литературного чтения в современно...

Нравственное воспитание учащихся.

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, Родине, отношений...

Нравственное воспитание учащихся начальной школы

Нравственное воспитание- одна  из самых важных задач школы. В статье говорится о том,как происходит становление и развитие детского коллектива.Диагностика нравственной воспитаности учащихся. Диаг...

Стаья "Нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения"

Жители нашей страны, которых волнует будущее России, не могут не думать о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Ведь наши дети постепенно обогощаются духовно, формируют в себе личн...

Нравственное воспитание учащихся начальной школы.

Статья раскрывает  истоки формирования  нравственного воспитания младших школьников....