РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Социокультурные истоки» 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Планируемые результаты освоения рабочей программы конкретного курса внеурочной деятельности
В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:
- овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;
- приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие управленческих способностей;
- наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;
- развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
- создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsiokulturnye_istoki_3_klass.docx | 36.42 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Социокультурные истоки»
в 3 классе
Личностные и метапредметные результаты освоения рабочей программы конкретного курса внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы курса «Социокультурные истоки» являются следующие умения:
- формирование внутренней позиция обучающегося;
- адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение;
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей;
- формирование основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
- формирование знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
- формирование эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.
Метапредметнымирезультатами освоения учащимися содержания программы курса «Социокультурные истоки» являются следующие умения:
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру;
- начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений;
- научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета;
- получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).
Планируемые результаты освоения рабочей программы конкретного курса внеурочной деятельности
В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:
- овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;
- приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие управленческих способностей;
- наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;
- развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
- создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.
К концу обучения по курсу внеурочной деятельности«Социокультурные истоки» обучающиеся научатся:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые
правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
- находить и выделять необходимую информацию;
- применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
- уметь применить полученную информацию в конкретных жизненных ситуациях;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с темой разговора.
По итогам третьего года обучения учащиеся:
— осваивают следующие базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:
Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Справедливость. Правосудие. Право. Правило. Путеводный образ. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Искренность.
Достоинство. Дружба. Дружба народов. Мир как состояние человека.
Лад. Духовное здоровье. Целеустремленность. Воля. Дисциплинированность. Активный отдых. Пассивный отдых. Саморазвитие. Путь к себе.
А также:
— исходя из контекста понимают смысл их употребления и корректно используют в своей речи;
— опираются на них в своей деятельности и общении.
Ожидаемые результаты:
- формирование системы духовно-нравственных ценностей;
- развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
- приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
- умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;
- расширение кругозора и словарного запаса.
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.
Содержание рабочей программы курса внеурочной деятельности.
Раздел 1. «Вера» (9 часов)
Вера. Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело - к вере. Верность - преданность и надежность. Верность - знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей. Правда. Что означает - жить по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие. Право. Правила. Честь. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала награда за доблесть, похвала мудрости и поклон добродетели.
Раздел 2.«Надежда» (8 часов)
Надежда - стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда на собственные силы и помощь близких. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние. Согласие - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие, собственное мнение и разногласие. Терпение - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни). Послушание - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание. Непослушание (нарушение норм и правил).
Раздел 3. «Любовь» (9 часов)
Любовь - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь - дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела. Дружба. Внутренняя духовная близость людей. Дружба народов. Единство людей - условие дружбы и мира. Уважение к человеку.
Милосердие - милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев - там и милость. Милость (жалость) от любви исходит. Сестра милосердия.
Раздел 4. «София» (8 часов)
Ум да разум. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
Размышлять да вразумлять. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение - труд.
Истина - не ложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ. Истина и правда. Знания и мудрость. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. Премудрость. Жизнь ума и жизнь сердца. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры. Лад. Мир как справедливые отношения. Мир как духовная общность людей (соборность). Мир - благочестие в отношениях. Вечный мир - мечта людей. Лада, ладушки. Мир творчества. Истоки развития. Творчество как саморазвитие. Путь к себе. Учение как творчество и путь саморазвития. Как научиться сотрудничать.
Внутренний мир человека. Внутреннее достоинство человека. Как внутренний мир человека проявляется. Как люди узнают о внутреннем мире друг друга. Мир да согласие. Мир как согласие. Служение Отечеству, Смелость, Упорство, Отвага, Смекалка, Ответственность. Истоки духовного развития. Поступки нравственные и безнравственные. Воля, стремление к цели, дисциплинированность, преодоление трудностей. Здоровье и красота (в здоровом теле – здоровый дух). Народные традиции здорового образа жизни– питание (пост), движение (игры), чистоплотность (баня), чистота помыслов.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во ч | Основные виды учебной деятельности. | дата | |
план | факт | ||||
1. | Вводный урок . Легенда о Вере, Надежде, Любви, и матери их Софии. Три составляющие человека | 1 | Ресурсный круг «Какие знания дает предмет "Истоки"?» | ||
2 | Вера. | 1 | Работа в паре «Что объединяет Вера?» | ||
3 | Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. | 1 | Работа в паре «Правила нравственности» | ||
4 | Верность - знак веры. Присяга, клятва - признаки верности | 1 | Ресурсный круг «Верность Родине» | ||
5 | Верность не знает мелочей. Предательство. Вероломство | 1 | Работа в паре «Что помогает хранить верность?» (оценивающий тренинг) | ||
6 | Правда - путь веры. | 1 | Работа в паре «Пословицы о правде» | ||
7 | Правда в слове. Правда в деле. Правда в образе | 1 | Ресурсный круг «Какой образ является путеводным?» | ||
8 | Честь - награда за веру и правду | 1 | 1. Работа в паре «Честь» 2. Ресурсный круг «Береги честь смолоду» | ||
9 | Береги честь смолоду. Поклон преподобному Сергию Радонежскому | 1 | Работа в паре «Честь по заслугам» (оценивающий тренинг) | ||
10 | Обобщающий урок по разделу | 1 | Работа в паре «Честь по заслугам» (оценивающий тренинг) | ||
11 | Надежда. | 1 | Ресурсный круг «Как в жизни помогает надежда?» | ||
12 | Упование на Бога. Тщетная Надежда | 1 | Работа в четверке «Что укрепляет надежду?» | ||
13 | Согласие | 1 | Ресурсный круг «Строительство моста» | ||
14 | Согласие ума, сердца и души. Несогласие и разногласие. | 1 | Работа в четверке «Согласие в деле» | ||
15 | Терпение | 1 | Работа в четверке «В каких делах необходимо терпение?» (оценивающий тренинг) | ||
16 | Научишься терпеть в малом - вытерпишь и в большом | 1 | Ресурсный круг «Самый терпеливый человек» | ||
17 | Послушание | 1 | Работа в четверке «Послушание» | ||
18 | Обобщающий урок по разделу | 1 | Работа в четверке «Надежда – устремление к доброму исходу дела» (оценивающий тренинг) | ||
19 | Великая сила любви. Любовь к ближнему | 1 | Работа в четверке «В чем проявляется любовь к ближнему?» | ||
20 | Любовь в семье. Единство. Лад. | 1 | Ресурсный круг «Почему любовь – это труд души?» | ||
21 | Святая любовь Бога к своему творению | 1 | |||
22 | Милосердие | 1 | Работа в четверке «Милосердие» | ||
23 | Милосердие в слове. Где гнев там и милость | 1 | 1. Работа в четверке «Слово о милосердном человеке» 2. Ресурсный круг «В чем проявляется твое милосердие?» | ||
24 | Доброта | 1 | Работа в четверке «Добрые дела» (оценивающий тренинг) | ||
25 | Доброта | 1 | Работа в четверке «Доброта истинная и доброта ложная» Ресурсный круг «Что такое делать добро?» | ||
26 | Покаяние | 1 | Работа в четверке«Раскаяние» | ||
27 | Обобщающий урок по теме | 1 | Работа в четверке «На пути раскаяния» | ||
28 | Ум да разум | 1 | Работа в четверке «Ум да разум» | ||
29 | Истина | 1 | Ресурсный круг «Ум да разум» | ||
30 | Истина | 1 | Ресурсный круг «Истина в слове» | ||
31 | Знание и мудрость | 1 | Ресурсный круг «Как предмет "Истоки" помогает постигать истину?» | ||
32 | Мудрость и мудрецы. Знания о Боге и о мире | 1 | Ресурсный круг«Какими словами ты расскажешь о мудром человеке?» Работа в четверке «Мудрые советы Владимира Мономаха» (оценивающий тренинг) | ||
33 | Почему Вера, Надежда и Любовь -родные сестры? | 1 | Работа в четверке «Истоки победителя» | ||
34 | Обобщение | 1 | 1. Работа в четверке «Что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любви?» (оценивающий тренинг) 2. Ресурсный круг «Чему ты научился на уроках по предмету "Истоки"?» (итоговый тренинг) |
8.Методическое обеспечение курса.
Использование медиаресурсов:
- История русского быта, «Новый диск»
- Энциклопедия православного христианина, «Новый диск»
- Прогулки по достопримечательностям Москвы, «Новый диск»
- Энциклопедия достопримечательностей России, «Новый диск»
- Иллюстрированная библейская энциклопедия, «Новый диск»
Видеоматериалы:
- «В гостях у батюшки», фильм 2, 3
- «Сказка перед сном», фильм 2,4,6
Ссылки на Интернет-ресурсы:
- Сайт ОС «Школа 2100»http://www.school2100.ru/uroki/elementary/
- Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
- Сайт Единое окно доступа к образовательным ресурсам window.edu,ru/
- Сайт федерального центра информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru
- Сайт «Светочъ» православная вера в презентациях http://www.svetoch-opk.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»
Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов «Путешествие по стране этикета»
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Уроки нравственности 1 класс
Внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"
Программа ВД "Уроки нравственности" (1-4 класс)...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Социокультурные истоки»
рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Социокультурные истоки» для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельностипо духовно-нравственному направлению«Социокультурные истоки»для обучающихся 1-4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Азбука нравственности"
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Азбука нравственности» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной осно...