Адаптированная рабочая программа 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Программа составлена в соответствии с Программами для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4. – М.: Парадигма, 2010. Авторы: Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина и др., авторской программой «Школа России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arp_4_klass.rar | 482.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по математике составлена для обучающихся с задержкой психического развития:
Сафьянниковой Карины павловны, Кириличева Артема Андреевича. Основание: решение МПК, протокол №
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Программы для 4 класса обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе для учащихся с ОВЗ детей VII вида
2.Учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа разработана с целью определения содержания данного предмета, системы математических знаний и умений, необходимых для
применения в социально-практической деятельности, с учетом интеллектуальных особенностей младших школьников с нарушением интеллекта и
задержкой психического развития.
Математика является одним из основных учебных предметов. Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно
связано с жизнью и другими учебными предметами. Учащиеся получают знания о нумерации и действиях с числами в пределах 100, об основных
единицах измерения величин, развиваются их пространственные, временные и геометрические представления
Рабочая программа по математике представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; основное
содержание; требования к уровню подготовки учащихся, учебно - тематическое планирование; календарно-тематическое планирование; перечень
учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены стандартом.
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник автора М.И.Моро. Математика: учебник для 4 класса М.:
Просвещение, 2011г. включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных МО РФ к использованию в образовательном процессе на 2013-
2014 учебный год.
Структурно и содержательно программа для 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные
знания во время уроков математики в 1 - 3 классах и рассчитана на 260 часов (3-4 четверти 3 класса 2 год обучения + 4класс), 2 ч в неделю.
Срок реализации настоящей программы 4 учебных четвертей (1 год).
Цель: подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению математическими знаниями и навыками.
Задачи преподавания математики состоят в том, чтобы:
∙
∙
дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления;
использовать процесс обучения математики для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной
деятельности и личностных качеств;
∙
воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать
свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
∙ развитие абстрактных математических понятий;
∙ развитие зрительного восприятия и узнавания;
∙ развитие пространственных представлений и ориентации;
∙ развитие основных мыслительных операций;
∙ развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
∙ коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
∙ развитие речи и обогащение словаря;
∙ коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Специфика программы
Обучение математике связано с решением специфической задачи - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств
ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять
самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность, имеет тесную связь с другими учебными предметами (рисование, труд, развитие речи,
письмо), готовит учащихся к овладению математическими знаниями и навыками.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие
предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с
предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами
предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом
для каждого ученика.
В 4 классе продолжить развивать у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел,
измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании
увлекательных для детей ситуаций.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит
взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения
существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-
следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие,
использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация,
наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках
математики учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное
комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во
фронтальной работе вместе со всем классом (решать более легкие примеры, повторять объяснение учителя или сильного ученика по наводящим
вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегченные
варианты примеров, задач, других заданий.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
* Нумерация чисел в пределах 100.
* Арифметические действия в пределах 100 (устное и письменное сложение и вычитание, умножение и деление).
*Меры и именованные числа (стоимость, длина, масса, емкость, время), соотношения между ними.
* Задачи:
на увеличение и уменьшение в несколько раз;
на увеличение и уменьшение на несколько единиц;
нахождение суммы и остатка;
нахождение произведения и частного;
деление на равные части и по содержанию;
составные арифметические задачи.
* Геометрический материал.
Виды и формы организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-
ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
∙ действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множества на равные части;
∙ устное решение примеров и задач;
∙ практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур;
∙ работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
∙ развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к
сознательному выполнению задания, к самоконтролю;
∙ самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;
∙ работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;
∙ индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов письменных вычислений.
∙
Планируемые результаты освоения курса
«Повторение»
Учащиеся должны знать:
- числовой ряд 1-100 в прямом и обратном порядке;
числовой ряд 100 -1000 в прямом и обратном порядке;
числовой ряд 1000 и больше в прямом и обратном порядке;
- сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц;
- присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7,5, 10,100, 1000 и тд.
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать под диктовку, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 100;
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100, 1000 и больше с переходом и без перехода через десяток;
- решать простые и составные арифметические задачи, кратко записывать содержание задачи.
ПРИМЕЧАНИЯ.
Обязательно:
- знание состава двузначных чисел
«Сложение и вычитание чисел в пределах 100, 1000 и больше»
Учащиеся должны знать:
- различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100, 1000 и больше;
- письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд;
- решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи
Учащиеся должны уметь:
- выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;
- решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи
ПРИМЕЧАНИЯ.
- решение составных задач с помощью учителя
«Умножение и деление»
Учащиеся должны знать:
- таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10;
- правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
- названия компонентов умножения, деления;
- зависимость между стоимостью, ценой, количеством;
- составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями
Учащиеся должны уметь:
- практически пользоваться переместительным свойством умножения;
-самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия
ПРИМЕЧАНИЯ.
- необязательно знание наизусть таблиц умножения чисел 6-9, но обязательно умение пользоваться данными таблицами умножения на печатной
основе, как для нахождения произведения, так и частного.
«Числа, полученные при измерении»
Учащиеся должны знать:
- меры длины, массы и их соотношения;
- меры времени и их соотношение, двойное обозначение времени;
Учащиеся должны уметь:
- определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
- различать числа, полученные при счете и измерении;
ПРИМЕЧАНИЯ.
Обязательно:
- определение времени по часам хотя бы одним способом
«Геометрический материал»
Учащиеся должны знать:
- различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
- названия геометрических фигур (отрезок, прямая линия, ломанная линия, луч, треугольник, четырехугольник, и др.);
- названия элементов четырехугольников;
- замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дугу
Учащиеся должны уметь:
- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
- вычислять площадь и периметр прямоугольника, длину ломаной;
- узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки
пересечения;
- чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге
ПРИМЕЧАНИЯ.
Обязательно:
- узнавание, моделирование взаимного положения фигур без вычерчивания;
- черчение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с помощью учителя.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
Сравнения и упорядочения объектов по различным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
Определение времени по часам;
Решение задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание расстояние, скорость и др.).
Способы и формы оценки образовательных результатов
Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках математики. Необходимо приучить учеников
давать развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к
сознательному выполнению задания, к самоконтролю.
Письменные работы (домашние и классные) учащиеся выполняют в тетрадях (№1 и №2). Все работы школьников ежедневно проверяются
учителем. Качество работ зависит от знания детьми правил оформления записей, от соответствия заданий уровню знаний и умений школьников.
Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и
итоговых контрольных письменных работ.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится ученику, если он:
а) даст правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими
действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;
б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;
в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;
д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить по-
следовательность работы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но:
а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух,
опоре на образы реальных предметов;
в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи,
объяснению выбора действий;
г) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в
пространстве, по отношению друг к другу;
д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающего внимание ученика на
существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно
исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».
Оценка «3» ставится ученику, если он:
а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их
применять;
б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя, или
учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов ее
выполнения.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью
учителя, других учащихся.
Оценка «1» ставится ученику в том случае, если он обнаруживает полное незнание программного материала, соответствующего его
познавательным возможностям.
Письменная проверка знаний и умений учащихся
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных
контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение
геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, — это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось: 35—40 мин. Причем за указанное время
учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть ее проверить.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены: 1—3 простые задачи, или 1—3 простые задачи и составная, или 2 составные
задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий), математический диктант, сравнение чисел,
математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
При оценке письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие
неточное применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение
смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение
геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических
действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и
черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и
словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2—3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, по не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми
ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не приступил к решению задач, не выполнил других заданий.
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1—2 грубые ошибки или 3—4 негрубые.
Оценка «2» ставится, если допущены 3—4 грубые ошибки и ряд негрубых.
Оценка «1» ставится, если допущены ошибки в выполнении большей части заданий.
Итоговая оценка знаний и умений учащихся
1. За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
2.При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
3. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса,
текущих и итоговых контрольных работ.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Основная
1. М.И. Моро . Математика: учебник для 4 класса–М.: Просвещение, 2013.
2. Программы
Дополнительная
1. Поурочные разработки по математике: 4 класс. К учебному комплекту М.И.Моро – М.: ВАКО, 2011
Тематический план базового курса «Математика» в 4 классе 7 вид 68 часов
умножением и делением; случаи ум-
ножения с числами 1 и 0; деление числа 0
и невозможность деления на 0;
переместительное и сочетательное
свойства умножения, распределительное
свойство умножения относительно
сложения; рационализация вычислений на
основе перестановки множителей,
умножения суммы на число и числа на
внимания,
образной
памяти.
Коррекция
зрительного и
слухового
нахождения неизвестного множителя. Знать
конкретный смысл деления. Знать правила
нахождения неизвестного делимого, неизвестного
делителя. Знать понятие «среднее
арифметическое». Знать понятие «скорость»,
единицы скорости. Знать способ построения
треугольника с помощью угольника.
Уметь решать текстовые задачи арифметическим
способом, вычислять значение числового
сумму,
деления суммы на число,
восприятия на
выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками
умножения и деления числа на
произведение; взаимосвязь между
компонентами и результатами умножения
и деления; способы проверки умножения и
деления.
Решение уравнений вида 6 - х = 429 + 120,
основе
упражнений в
различении.
Коррекция
умений
и без них). Уметь делить многозначное число на
однозначное, проверять правильность выполненных
вычислений.
Уметь выполнять письменные вычисления,
находить среднее арифметическое.
Уметь распознавать геометрические фигуры и
х-18=270-50,
360:х=630:7 на основе
контролировать
изображать их на бумаге с разлиновкой в
взаимосвязей между компонентами и
результатами действий.
Устное умножение и деление на
однозначное число в случаях, сводимых
к действиям в пределах 100; умножение
и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на
однозначное и двузначное число в
пределах миллиона. Письменное
умножение и деление на трехзначное
число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин
на однозначное
число.
Связь между величинами (скорость,
время, расстояние; масса одного
свою работу
клетку
Уметь выполнять построение треугольника с
помощью циркуля и линейки, вычислять
периметр многоугольника
Тематическое поурочное планирование по математике 4 класс 136 ч. ОВЗ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа рабочая программа по образовательной системе «Школа России» Русский язык (вариант 6.2)
Структурные элементы рабочей программы:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане5. Описание цен...
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса (СКК VII) вида по программе "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса предназначена для специальных коррекционных классов VII вида, создаваемых на базе общеобразовательных школ для детей с задержкой психическог...
Адаптированные рабочие программы для детей с задержкой психического развития по программе "Школа России". 1 класс 2017-2018 (август 2017)
Адаптированные рабочие программы по всем предметам 1-го класса по программе "Школа России" для детей с задержкой умственного развития....
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнит...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка и движение» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка и движение»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнительный первый класс...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математические представления» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математические представления»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнительный п...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Профильный труд» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет (дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Профильный труд»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет(дополнительный первый класс ― ...